Статья "Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовании"
статья

Хахалова Ольга Андреевна

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdoroveformiruyushchie_tehnologii.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовании

Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 По определению Всемирной Организации Здравоохранения - Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

 Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

 Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.

 Организация непосредственной образовательной деятельности по воспитанию, сохранению и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.

 Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

 Цель:   Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:

  • разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
  • развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
  • укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
  • внедрение инновационных технологий в работе с детьми.

 Задачи:

  • создание предметно – оздоровительной и воспитательной среды в детском саду;
  • культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
  • формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма;
  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
  • помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи;
  • способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
  • формирование культуры правильного питания;

 План реализации проекта включает в себя семь основных направлений.

  1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
  • Работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);
  • Уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).
  1. Физическое развитие и оздоровление детей: 
  • Закаливание;
  • Массаж;
  • Игры, которые лечат;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Здоровый сон;
  • Сбалансированное питание;
  • Организация двигательного режима.
  1. Лечебно-профилактическая работа:
  •              лечебная физкультура;
  • лечебный и общеукрепляющий массаж;
  • кислородные коктейли;
  • фитотерапия;
  • самомассаж;
  • Точечный массаж;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Электронные физкультминутки;
  • Динамические паузы;
  • Ортопедическая гимнастика;
  • физиотерапия.
  1. Обеспечение психологического и эмоционального благополучия: 
  • Музыкотерапия;
  • Арттерапия;
  • Сказкотерапия;
  • Логоритмика;
  • Коррекционно-развивающая работа.

Современные здоровьеформирующие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно -    развивающей работы:

1.Приобщение детей к физической культуре

2.Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Основные формы организации здоровьеформирующих работ:                            *физкультурные занятия                                                                            

   *самостоятельная деятельность детей                                                            

  *подвижные игры                                                                                                    

*утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)    

*двигательно-оздоровительные  физминутки                                      

 *гимнастика пробуждения                                                                            

 *физкультурные досуги, дни здоровья                                                            

 *спортивные праздники                                                                            

 *оздоровительные процедуры в водной среде.  

                                                                           

Существующие здоровьеформирующие образовательные технологии можно объединить в три подгруппы:                                                                                            

 1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления;                          2.Психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой  педагога с детьми;                                                                              

            3.Учебно – воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья.      

 В нашем детском саду широко используются многие здоровьеформирующие технологии. Одной из самых известных и чаще других используемых здоровьеформирующих  технологий во время организационной образовательной деятельности является физминутка. Проводится она с детьми всех возрастных групп в качестве профилактики переутомления.

Длительность физкультминутки составляет от 2 до 5 минут в зависимости от функциональных возможностей воспитанников, но не реже, чем  через 4-7 минут образовательной деятельности.                                                              

Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного  занятия, а также на прогулке, в групповых комнатах. Они бывают малой, средней и высокой степени подвижности  ( ежедневно во всех возрастных группах). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.                                                                                      

Релаксация проводится в любом подходящем помещении детского сада. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность этой технологии. Ею завершаются занятия, связанные  с интенсивной физической нагрузкой,  логоритмика, иногда музыкальные занятия. Для релаксации используется спокойная классическая музыка( Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Пальчиковая гимнастика проводится детьми, начиная с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Планируется пальчиковая гимнастика обычно в утренние и вечерние часы индивидуально, а также она включена в организованную образовательную деятельность по развитию речи.                                                                          

Гимнастику для глаз чаще всего используется во время организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Проводится она с младшего возраста.

Длительность её проведения от трёх до пяти минут. Для проведения гимнастики для глаз необходимо использовать наглядный материал, мультимедийную технику и личный показ.                                                                      

В нашем детском саду широко применяется дыхательная  гимнастика, которая  на ряду с другими здоровьеформирующими технологиями, в основном включена в организованную образовательную деятельность, связанную с такими образовательными областями, как  физическая  культура, здоровье и, а также на других занятиях. Например, во время организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, педагог с детьми отправляется в лес в весенний или зимний   лес  и обязательно используем возможность «подышать свежим воздухом». Важно помнить, что перед началом занятия педагог даёт детям инструкцию о гигиене полости носа, а также необходимо обеспечить ряд санитарно – гигиенических требований. В частности, влажная уборка помещения, тщательное проветривание перед её проведением. Для усиления профилактического эффекта используются аромалампы. В детском саду « Ладушки» пять лет назад была введена гимнастика пробуждения во всех возрастных группах. Она очень нравится детям и педагогам. На первом этапе её проводили медицинские работники детского сада, а затем и воспитатели.

Проводится гимнастика пробуждения в течении   пяти – десяти минут в зависимости от возраста детей. Гимнастика пробуждения завершается оздоровительным бегом  из тёплого в более прохладное помещение. Одеваются дети в тёплом помещении. Также в гимнастику пробуждения включается элементы самомассажа стоп. Здоровьеформирующие задачи также решаются в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на спортивных и оздоровительных досугах. В нашем детском саду это ложится на плечи инструктора по физической культуре, но в тесной связи взаимосвязи с воспитателями и медицинскими работниками.   Все выше заявленные здоровьеформирующие технологии в детском саду связаны с календарно – тематическим планированием: в каждой теме подобраны физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и другие технологии.                                                                                                            

По возможности занятия по физической культуре связаны с общим тематическим планированием детского сада. Все здоровьеформирующие технологии отражаются в плане работы воспитателя, что является очень удобным  для аттестации педагогов. В конце выступления хочется сказать, что все наши усилия должны быть направлены не только на овладение данных технологий и заполнение соответствующей документации, но главное на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.

 воспитатель

Хахалова Ольга Андреевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...

Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"

В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника"....

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...