Из опыта работы. "Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании" (Публикация в сборнике)
презентация к уроку (средняя группа)

Выступление на конференции по теме : "Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_emelyanova_m.v.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании

 Емельянова М.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

 вида № 15 «Сибирячок»

г. Канск, Красноярский край

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Актуальность исследуемой мной проблемы связана с тем, что социально-экономический кризис в России середине 90-х годов и ухудшение условий  жизни общества в конце ХХ века отрицательно сказались на содержании и формах развития детей.

 О здоровье детей можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Поэтому наиболее важным я считаю формирование у детей мотивации здорового образа жизни.

 Основываясь на концепции Ю.М. Змановского, можно отметить, что оздоровительный комплекс состоит из следующих моментов:

-соблюдение рационального устойчивого распорядка дня с обязательным полноценным по своей интенсивности и длительности сном;

-ежедневная достаточная активность детей;

-рациональное питание;

-выработка психоэмоциональной устойчивости;

-проведение закаливающих процедур.

С каждым годом здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний.

Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии. Также очень велика подверженность детей острым респираторным заболеваниям, особенно высока заболеваемость среди часто болеющих детей первых пяти лет жизни.

  Исходя из этого, я поставила перед собой цель: создание условий, способствующих формированию здорового образа жизни.

  Определила для себя задачи:

     1. Формирование элементарных знаний о человеческом организме.

     2. Овладение основами гигиенической и двигательной культуры.

     3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом и психическом          саморазвитии.  

     4. Прививать детям умение осознанно укреплять свое здоровье.

     5. Формирование банка данных об особенностях развития детей.

     6. Ознакомление родителей с содержанием и формами оздоровительной работы в ДОУ.

   Проанализировав условия для деятельности по реализации цели, я поняла, что необходимо обогатить предметно-развивающую среду в группе.

  Я создала в группе такую развивающую среду, которая способствует физическому развитию и оздоровлению детей.

  Оборудовала в приемной уголок «Советы Айболита» для родителей. Сделала ширму – папку «Растем здоровыми и крепкими» (с подбором фотографий режимных моментов с участием детей). Для занятий приобрела комплект дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей (кожа, питание, зубы, гимнастика). Также сделала дидактические игры «Одень куклу» (бумажный вариант), «Полезные и вредные продукты» и др.

  Дополнила физкультурный уголок массажером – тренажером «Змейка», сделанным из пластмассовых яиц от «Киндер-сюрприза». Его использую для массажа шеи, спины. Для развития силы рук дети с удовольствием занимаются с эспандером (для мальчиков резиновый, для девочек сделанный из экологически чистого дерева). Особенно нравится ребятам пальчиковая гимнастика «Паучок», «Пчелки», которую они проводят самостоятельно, выбирая ведущего.

С целью проведения дыхательной гимнастики приготовила несколько тренажеров.

1. Из квадрата бумаги делаем вертушку, которая крепиться к палочке тонкой проволокой. Если на вертушку подуть, она начинает вращаться.

2. Машинка, изготовленная методом оригами, также легко скользит по столу, полу, если подуть на задний бампер. В свободное время дети с удовольствием соревнуются в том, чья машинка дальше уедет.

3. Самолеты, склеенные из пазлов, подвешиваются к потолку ( на уровне глаз ребенка). Дети стараются дуть как можно сильнее, чтобы их самолет улетел дальше.

            Как показала практика, созданная развивающая среда помогает мне повысить двигательную активность, подтолкнуть ребенка к произвольному движению, совершаемому по собственной воле, по желанию, без принуждения.

Для последовательной работы с детьми составила перспективный план. В течение года знакомлю детей с частями тела, со способами ухода за ними, прививаю культурно-гигиенические навыки.

            Каждое утро мы начинаем с зарядки, что приучает ребенка к самодисциплине и самоорганизации. После сна также делаем гимнастику, стоя на массажных ковриках.  Потом проводим «солевое топтание» и идем по ребристой доске босиком. Особое удовольствие доставляет детям ходьба по музыкальной дорожке: нужно точно наступить ногой на нарисованный след, если не попал – музыка не звучит. Перед сном опрыскиваем спальную комнату водно-масляным раствором лаванды, что успокаивает и придает детям хороший сон.

            На занятиях и в свободное время знакомлю детей с органами чувств, рассказываю, как заботиться о них. Использую в этой работе пословицы, загадки. Для того, чтобы  ребенок смог понять, зачем нужны локоть, колено, пальцы на ногах, я предлагаю детям такие шутливые игры: «Попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким – низкого роста, стань большим – достань веточку на дереве». Рассказываю, как важно беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.

             Игры имеют немалое оздоровительное значение. Особенно для психического развития и здоровья детей, прежде всего – это формирование эмоционального мира ребенка. Игра на свежем воздухе оказывает двойной оздоровительный эффект. Дети очень любят подвижные игры со стихами «Мы – веселые ребята», «Хитрая лиса», «Два Мороза». Прогулку стараюсь организовать так, чтобы дети были постоянно заняты. Особую радость доставляет детям строительство снежной горки. Мы делаем это сообща, и ребята видят результаты своего труда.

              Изучая программу Ю.М. Змановского, заинтересовалась ароматерапией. Я решила попробовать использовать для профилактики ОРЗ ароматические масла (аэрозольное опрыскивание) и уже заметны результаты: дети стали реже болеть.

               Очень часто родители слишком кутают детей. Это не дает детям двигаться на прогулке, нарушает теплообмен. С целью повышения роли родителей в профилактической работе я провела ряд мероприятий:

- родительское собрание «Если хочешь быть здоров» (о пользе закаливающих процедур) с привлечением врача ДОУ и инструктора по физической культуре;

- консультации «Причины частых и длительно текущих респираторных заболеваний», «Значение режимных моментов для здоровья ребенка», «Я позвоночник сберегу и от болезней убегу»;

- индивидуальные беседы «Как одевать ребенка в холодное время года», «Воспитание культурно-гигиенических навыков в семье».

Консультативная работа и работа по созданию здоровьесберегающей среды помогла мне перевести родителей из наблюдателей в активных участников педагогического процесса; создать конструктивные партнерские взаимоотношения с ними. Работу по формированию у детей здорового образа жизни считаю важной, буду её продолжать. В результате проведенной мною работы улучшилось физическое состояние детей, повысился психоэмоциональный настрой в детском коллективе.

Литература:

  1. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. – М.:, 2003. – 69 с.
  2. 2.Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.-М.: Мозаика-синтез. 2006.-112 с.
  3. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.:, 2002. – 85 с.
  4. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ /Под ред.З.И. Бересневой.-М.: ТЦ Сфера, 2008- 32 с.
  5. Змановский Ю.М. Здоровый ребенок. – М.: Просвещение, 1998. – 136 с.
  6. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М.:, 1997. – 127 с.
  7. Теленги В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. – М.: Просвещение , 1991. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Инновационный подход к формированию правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол-гимнастикой»

Представляю материал по опыту  работы "инновационный подход к формированию правильной осанки у старших дошкольников в процессе занятий фитбол-гимнастикой"...

«Инновационные подходы создания и организации здоровьесберегающей среды в ДОУ»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в...

Презентация «Системный подход к организации здоровьесберегающей среды в ДОО с позиции ФГОС ДО».

Презентация педсовета "Системный подход к организации здоровьесберегающей среды в ДОО с позиции ФГОС ДО"...

Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...