детский фитнес
рабочая программа

Фроленкова Елена Александровна

Дополнительная образовательная программа в форме кружковой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_fitnes.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Салют»

 

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №___ от «___» __________20_г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ № 8 «Салют»

________________ А.Н. Горбунова

Дополнительная образовательная программа

кружка «Детский фитнес»

для детей от 3 до 7 лет

Авторы программы:

Фроленкова Е.А.

Баркова О.А.

Смоленск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы.Данная программа, являющаяся программой дополнительного образования, написана в соответствии с основными положениями Концепции дошкольного образования, ФГОС к образовательной программе дошкольного образовательного учреждения с направленностью воспитательно-образовательного процесса на укрепление здоровья, физического и психического развития, с использованием средств фитнес-аэробики. Упражнения, включенные в данную программу, способствуют развитию не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. Программа включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координации, серию упражнений по игропластике и игроритмике. Упражнения с гимнастическими  палками, мячами-хоппами, мячами, скакалками, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц. А так же приобрести навык работы на тренажерах. В процессе развития координационных способностей у детей, использования общеразвивающих упражнений с разнообразными предметами, вырабатывается точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Все упражнения для занятий подбираются с учетом их корригирующего значения.

Причины создания образовательной программы.Наибольшую часть информации об окружающем мире человек получает в детстве, а именно, в возрасте до шести лет. В первые несколько лет с рождения происходит наиболее интенсивное психическое, эмоциональное и физическое развитие ребенка. И известно, что именно в этом возрасте в ребенке можно развить практически любые способности.

Для формирования гармоничной личности в будущем, очень важно уделить необходимое внимание её становлению в детстве. Поэтому большинство родителей принимают решение отдать свое чадо в какой-либо кружок или секцию. Стремясь развить интеллектуальные и творческие способности ребенка, многие мамы и папы, к сожалению, забывают, насколько важна физическая активность для малыша.

Слово «Фитнес» происходит от английского «tobefit» - быть в форме. А это значит: хорошо себя чувствовать.В последнее время большую популярность приобрел детский фитнес. Практически каждый крупный фитнес клуб предлагает занятия для малышей. В больших городах можно найти детский фитнес клуб, и частные детские сады также, нередко проводят занятия фитнесом. Это достаточно новый вид деятельности для ребенка, поэтому многих родителей интересует, по какому принципу строятся программы детского фитнеса и в чем его преимущества.

Новизна.

Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении.

Программа «Детский фитнес» объединяет в себе не только различные виды двигательной активности, но и фитнес-тестирование (наряду с основными параметрами уровня физической подготовленности, фитнес-тестирование включает параметры пластики и музыкально-ритмических движений). Занимаясь по этой программе, дети научатся развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия фитнесом помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.Программа предполагает комплексную подготовку посредством развивающих игр и заданий, составленных с постепенным усложнением.

Актуальность.

Слово «Фитнес» происходит от английского «tobefit» - быть в форме. А это значит: хорошо себя чувствовать, прекрасно выглядеть, быть здоровым.Развитие движений оказывает значительное влияние на становление соответствующих структур мозга. Сокращение мышц стимулирует кровообращение мозга, в кору головного мозга поступают потоки нервных импульсов, которые повышают ее тонус. Это является важным фактором повышения работоспособности, созревания и усовершенствования всех анализаторных систем и, таким образом, сенсорики ребенка, являющейся первой ступенью познания окружающего мира. В дошкольном возрасте связь между физическим и психическим развитием более тесная и крепкая, чем в дальнейшие периоды жизни.Привычки и отношение к фитнесу также развиваются в течение детства и продолжают усиливаться с юности до зрелости.

Оптимальный режим занятий детским фитнесом, способствующий эффективному развитию двигательных функций дошкольников, следует рассматривать с количественной и качественной сторон.Количественные характеристики: объем движений выполняемый детьми в определенный календарный период (сутки, неделя), а также место занятий фитнесом в режиме дня дошкольника.Качественные характеристики: содержание двигательной активности. К ней относятся форма занятий, характер физических упражнений и способы организации детей при их выполнении,

В тренированном организме повышается сопротивляемость к негативному влиянию окружающей среды. Низкий двигательный уровень вызывает отклонение в физическом развитии детей, и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными.

Однако во время занятий детским фитнесом мы стараемся не допускать и чрезмерно высокой двигательной активности, и контролируем нагрузку с учетом их возрастных особенностей.

Данные занятия дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в фитнесе движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

Нормативно-правовые документы:

Рабочая программа кружка построена на следующих нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012года № 273-ФЗ
  • Устав МБДОУ «Детский сад№8»Салют»
  • Образовательная программа
  • Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
  • Письмо министерства РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • Приказ министерства РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

Принципы интеграции образовательных областей.

Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.Интеграция с другими образовательными областями:

1. Социально — коммуникативное развитие:воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и педагогом;развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;формирование патриотических чувств;формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

2. Познавательное развитие:развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности;сенсорное развитие; формирование целостной картины мира;расширение кругозора в сфере спорта, искусства, творчества;игры-моделирование композиций.

3. Речевое развитие:практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: логоритмика, потешки, терминология хореографии, терминология гимнастики, спортивная терминология; фитнес, тренажеры, игровой стрейчинг.развитие связной и монологической речи при описании характера музыкальных произведений, танцевальных стилей, элементов гимнастики, хореографии; спортивная терминологии;в процессе обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе или после занятия обсуждают свою работу;

4.Художественно — эстетическое развитие:использование различных музыкальных стилей для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;обсуждение просмотренных материалов (соревнований, мероприятий, концертов, сказок, постановок)выступления на праздниках, развлечениях;участие в спортивных праздниках;музыкатерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы;

5. Физическое развитие:Развитие двигательных качеств и умений;развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;использование здоровьесберегающего принципа.

Для реализации данного принципа предлагается:

-развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;

осваивать навыки рационального дыхания с помощью дыхательных упражнений;

Цель образовательной программы.

Цель программы "Детский фитнес»"- укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников от 3 до 7 лет.

Задачи образовательной программы:

1. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата в, том числе и за счет применения нетрадиционных видов двигательной активности ;

2. Формировать правильную осанку;

3.Содействовать профилактике плоскостопия;

4.Содействовать функциональному совершенствованию органов дыхания, сердечнососудистой и нервной систем;

5.Развивать основные физические качества;

6.Формировать чувство ритма и музыкальной памяти;

7.Развивать творческие способности воспитанников;

8. Создание благоприятных условий в семье для совместных занятий фитнесом.

9. Знакомить детей с различными видами спорта через занятия фитнесом.

9. Принципы реализации программы

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа:принцип сознательности и активности участников образовательного процесса;принцип доступности и постепенности нагрузок;принцип систематичности и регулярности;принцип рассеянности - направленность на различные группы мышц;принцип контроля - со стороны инструктора;принцип комплексного подхода;принцип успешности каждого ребенка; принцип сотрудничества – воспитатель- инструктор по физической культуре – ребенок;принцип креативности – вариативность мышления педагога, направленная на творческое начало,принцип психологической комфортности – создание доброжелательной атмосферы на занятии

10. Возраст детей.Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Продолжительность игрового занятия для детей младшего и среднего возраста 25-30 минут, для детей старшего и подготовительного возраста 30-35 минут.

Этапы обучения:

Первый год обучения (3-4 года)Знакомство простейшими движениями рук и ног. Знакомство с работой дополнительного оборудования. Обучение простым ритмичным упражнениям, элементам гимнастики, акробатическим элементам. Обучение правильному дыханию.

Второй год обучения (4-5) Обучение простым физических упражнений, совершенствование элементов гимнастики, акробатических элементов, ритмическим танцам, самомассажу. Создание первоначальных представлений о технике выполняемых упражнений. Усложнение знакомых упражнений за счёт увеличения количества повторений, временного параметра и усложнённого варианта выполнения. Закрепление знаний о здоровом образе жизни. Обучение выполнению упражнений под музыкальное сопровождение.

Третий год обучения (5-6 лет). Усложнение знакомых упражнений за счёт увеличения количества повторений, временного параметра и усложнённого варианта выполнения. Закрепление знаний о здоровом образе жизни. совершенствование выполнений упражнений под музыкальное сопровождение. Включение самостоятельной работы на тренажерах.

Четвертый год обучения (6-7 лет). Улучшение качества выполнения детьми упражнений. Привитие стабильной привычки у детей к выполнению физических упражнений.

12.Ресурсное обеспечение

Программа предназначена для реализации инструктором по физической культуре совместно с воспитателем первой и высшей квалификационной категории.

Для проведения занятий необходимы: спортивный зал, магнитофон, атрибуты и декорации, костюмы для персонажей (на праздниках), фонотека, видеотека, материально-техническое обеспечение:

1. Мячи различный диаметров.

2.Фитболы или мячи- хоппы (по количеству детей в подгруппе – 15 шт);

3.Скакалки, обручи, коврики по количеству детей - 15 штук ;

4. Спортивные тренажеры, модули.

5.Видеоматериалы по детскому фитнесу;

6.Маты гимнастические;

7.Специальная детская спортивная форма для занятий фитнесом.

8. Обширная фонотека (классическая, детская, мультипликационная, современная музыка);

9. Гимнастические скамейки, шведская стенка, навесной канат.

10. Обручи, гимнастические палки, мячи.

13.Форма обучения.

Интегрированные занятия проводятся по подгруппам. Оптимальное количество участников 8-10 детей.

14.Методы , приемы и формы обучения .

А).Методы работы с детьми

-игровой метод (драматизации, театрализации, игроритмика, игрогимнастика,, танец, музыкально- ритмическая гимнастика)

- метод сравнения - наглядно демонстрирует образцы правильного и неправильного владения исполнительскими навыками

- метод звуковых и пространственных ориентиров

- метод наглядно-слухового показа

- метод активной импровизации

- метод коммуникативного соревнования

- метод упражнения (многократные повторения музыкально-ритмических и танцевальных движений)

Б). Формы обучения, используемые в образовательной деятельности :

По составу участников:

·  подгрупповые

По способу организации учебно-воспитательной деятельности:

·  учебное занятие

·  репетиционная деятельность

·  работа с родителями

·  досуговые

15.Прогнозируемые результаты реализации программы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: терпению, активности, самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания;Упражнения, игры и различные задания, предложенные программой помогут научить детей:

знать основные направления в фитнес индустрии;знать правила исполнения элементов гимнастики, акробатики, прыжков, присядок, вертушек, элементов.уметь правильно и грамотно исполнить основные элементы у станка и на середине зала.уметь правильно выполнять комбинации движений разминок;знать и правильно выполнять все подобранные элементы йоги;-уметь играть во все игры с правилами и без;ориентироваться в пространстве;быть внимательным;развить мелкую моторику рук;развить находчивость и сообразительность;

К концу учебного  года ребенок должен уметь:

Ориентироваться в пространстве: находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в круг;

Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;

Владеть основными навыками при выполнении гимнастических упражнений;

Выполнять базовые упражнения с предметами;

Выполнять упражнения на тренажерах;

Стараться выполнять простые упражнения йоги;

Правильно выполнять упражнения на дыхание;

К концу учебного  года ребенок старшей и подготовительной группы  должен уметь:

Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов; перестраиваться из одной колонны в две и четыре;

Владеть основными навыками при выполнении гимнастических упражнений;

Выполнять упражнения с предметами;

Выполнять дозировано упражнения на тренажерах;

Выполнять упражнения йоги;

Правильно выполнять упражнения на дыхание;

Передавать основные средства музыкальной выразительности;

Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;

Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под    другую музыку;

Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;

Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;

Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;

Дети, прошедшие обучение по данной программе, должны знать:

Назначение спортивного зала и правила поведения в нём;Правила подвижных игр.Основные требования к технике безопасности при работе на тренажерах;Понятия: круг, шеренга, колонна.Владеть базовыми элементами гимнастики;Владеть основными приемами при работе с предметами.

Как результат:

- снижение заболеваемости;

- высокий уровень развития основных физических качеств;

Способами определения результатов являются :

- мониторинг заболеваемости – ежемесячно, за год;

- фитнес-тестирование - проводится 2 раза в год: в начале года (первичное), итоговое (в конце учебного года). Данные фитнес-тестирования заносятся в таблицу. Уровни развития: низкий, средний и высокий.

Мониторинг (Фитнес- тестирование) проводится по следующим параметрам:

- ловкость;

- сила;

- гибкость;

- выносливость;

- чувство ритма;

- воспроизведение танцевальных упражнений, комплексов логоритмики.

^ Методы мониторинга

- наблюдение;

- фитнес-тестирование;

- анализ полученных данных;

- беседа с родителями;

- отслеживание дальнейшей спортивной деятельности выпускников (секции, кружки).

                         Критерии  уровневой  оценки

 Физического  и ритмического развития, здоровья ребенка.

Высокий  -  творческая  активность  ребенка, его  самостоятельность, инициатива; быстрое  осмысление  задания, точное  выразительное  выполнение  без  помощи  взрослого; ярко  выраженная  эмоциональность. Устойчивость  внимания, физическая  выносливость, двигательная  активность. Развитый  опорно-двигательный  аппарат  и высокая  функциональная  развитость

Средний  -  эмоциональная  отзывчивость, интерес, желание  включиться  в танцевальную  деятельность. Однако  ребенок  затрудняется  в  выполнении  задания. Требуется  помощь  педагога, дополнительные  показ, повторы. Необходимость  в  смене  эмоциональных  состояний,средняя  утомляемость  и  снижение  двигательной активности. Слаборазвитый  опорно – двигательный  аппарат, сниженная  функциональная  развитость

Низкий  -  малоэмоционален; «ровно», спокойно  относится  к  занятиям, к  музыкально – танцевальной  деятельности, нет  активного  интереса, равнодушие. Не  способен  к  самостоятельности. Быстрая  утомляемость, неустойчивое  внимание, функциональная  незрелость  ребенка.

Критический  -  (редко  встречаемая  оценка) – негативное  отношение  к  танцам, танцевальной  деятельности. Обычно  это  связано  с  отклонениями  в  здоровье  ребенка  или  с  педагогической  запущенностью  (чаще  по  вине  семьи).

16.Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Диагностическое исследование уровня физического развития ребенка проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде занятия с подгруппой детей 8-10 человек.

В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении воспитанниками планируемых результатов (показателей) освоения программы:

3балла – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого

2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого

1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности

Перечень названий программ, педагогических технологий, методических разработок, пособий, на основании которых составлена образовательная программа.

Академия фитнеса. –2006 г.3Константинова А.И.

«Игровой стретчинг.»СПб, 1993г.

Онучин Н.А.«Дыхательная гимнастика для детей»М.: АСТ, СПб.: Сова, 2005.

Буренина А. И«Ритмическая мозаика» программа технология,М. 2012г.

Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Р.СА-ФИ-Дансе» гимнастика для детейМ.:2012г

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.. –Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособиеМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Лисицкая Т. С«Пластика, ритм»М. : Физкультура и спорт, 1985.

О.Н. Моргунова.Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работыВоронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Рыбкина О. Н., Морозова Л. Д.«Фитнес в детском саду»,М, 2012г.

Характеристика видов физических упражнений, используемых в программе (разделы программы):

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Решает целый комплекс задач: развитие двигательных качеств; обучение основным двигательным действиям; развитие и совершенствование координации движений и равновесия; укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя; улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности; развитие мелкой моторики и речи; адаптация организма к физической нагрузке. Фитбол-гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъёме и интереса у детей, что является эффективным методом оздоровления детей.

В каждое занятие включены ритмические танцы разной направленности. Это могут быть танцы-разминки со специально подобранными упражнениями на разные группы мышц; танцы с применением самомассажа, где основные приёмы массажа выполняются под ритмичную музыку; танцы направленные на укрепление позвоночника выполняются лёжа, сидя, стоя на четвереньках; танцы развивающие пластику, красоту движений, выполняются под медленную характерную музыку с возможностью детям применять творчество и воображение; а так же другие ритмические танцы. Танцы-игры отличаются от ритмических танцев тем, что все движения, выполняемые под песенку носят свободный характер и решают задачи – повысить эмоциональный фон детей, развить внимание и воображение.

Строевые упражнения – являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов

 Спортивные танцы - очень популярный вид спорта, отлично формирующий и развивающий двигательные навыки детей. Спортивные танцы имеют множество направлений. В качестве ознакомления в детском саду мы используем элементы различных танцев, с применением Фитнес – технологий.

Танцевать весьма полезно, танцы укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию, положительно влияют на развитие интеллекта и

Приучают к дисциплине. Огромное значение так же имеет умение слушать музыку и умение четко выполнять движения в такт музыке.

Всему этому можно научиться занимаясь танцевальной фитнес- аэробикой.

Для реализации одной из задач программы разработана серия занятий «Школа спортсмена». Она включает в себя тематические занятия или элементы занятий по ознакомлению детей с различным видами спорта. Это занятия: «Я боксер», «Я лыжник», «Я гимнаст», «Я футболист» и др.

^Игровой Стретчинг – это система статических растяжек. Любое движение нашего тела – это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны, перегибы корпуса. Гибкость нашего тела – это нашамолодость, а молодость и здоровье беречь с детства. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стрэйтчингом.

Игровой стрэйтчинг для детей направлен на активизацию защитных сил, развитие и освобождение творческих и оздоровительных возможностей организма. Стрэйтчинг включает в себя динамические и статические нагрузки. Упражнение преподносится детям так, чтобы работа не была скучной.

Именно игра детей дает возможность поддерживать живой интерес к занятию, упражнения имеют свои особые названия и связаны между собой интересным сюжетом, каждый раз новым. При регулярных занятиях игровым стрэйтчингом развивается: пластичность, мышечная свобода, ритмичность, слуховое внимание, музыкальная память, музыкальный слух.

Развивается и укрепляется опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, нервная и дыхательная системы. А также очень важным является развитие координации движений с использованием суставной и речитативной гимнастики.

Систематические занятия игровым стрэйтчингом формируют фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку. А хорошая осанка – это не только привлекательный внешний вид, но и зоны здоровья, улучшение общего самочувствия, исчезают спазмы мышц. Из-за нарушения осанки, зажатости позвоночника (нельзя забывать, что позвоночник является ключом ко всему организму, он должен оставаться подвижным и гибким в течение всей жизни), возникает плоскостопие, что приводит к неправильной походке, а также разрушает деятельность дыхательной системы, что ухудшает кровообращение головного мозга, снижает его работоспособность, приводит к нервному переутомлению.

Упражнения игрового стрейтчинга носят имитационный характер. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений и игр, театрализованной деятельности и т.д. образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

К 5-ти годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого.

Основные принципы организации работы по игровому стрэйтчингу:

Наглядность – образный показ

Доступность;

Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей;

Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения;Закрепление навыков, многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий;

Индивидуально-дифференцированный подход. Учет особенностей возраста, состояние здоровья каждого ребенка;

Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнений, потребность их выполнять.

Занятия игровым стрэйтчингом способствуют развитию физических качеств:

- мышечной силы

- ловкости

- выносливости,

- гибкости

Развитие психических качеств:

- внимание

- память

- воображение

- умственные способност

Воспитанию нравственных качеств, коммуникабельностиСозданию условий для положительного психо-эмоционального состояния детей.

Комплексы упражнений игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно–ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог-режиссёр, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно–образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Методика предлагаемых упражнений основана на статических растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине. Стрейтчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально–психическое напряжение.

^ Физические упражнения с элементами йоги помогают снять усталость, укрепить слабые мышцы, развить гибкость, улучшить осанку и стать спокойнее.

Большинство упражнений йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, людей, определённые положения предметов. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.п. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому лучше запоминаются упражнения, и их легче освоить.

Ко многим упражнениям игровогостретчинга и йоги разработаны иллюстрации, они вызывают дополнительный интерес детей к упражнениям, что в свою очередь повышает эффективность занятий.

^ Игровой самомассаж, массаж в парах является одной из основ закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Перед самомассажем необходимо разогреть ладони растиранием друг о друга до появления в них тепла. Делая самомассаж, ребёнок воздействует на весь организм в целом с полной уверенностью в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивающее у него позитивное ценностное отношение к собственному телу.

^ Дыхательные упражнения включены в каждое занятие. Важно научить ребёнка дышать носом, а не ртом.

Обучая детей правильному дыханию, необходимо, прежде всего, добиться, чтобы они делали глубокий выдох. Это важно для максимальной вентиляции альвеол лёгких. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связано с каким-либо образом и, чаще всего, с произнесением звуков на выдохе. Эти упражнения очень интересны детям, и те выполняют их с удовольствием.

Упражнения с предметами позволяет укрепить разные группы мышц, развить ловкость, внимание, повысить гибкость.

Дети сами выбирают вид упражнений, взрослый направляет движения детей, выполняет страховку при сложных упражнениях, рекомендует те или иные упражнения.

 Образно-игровые упражнения и Подвижные игры создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение задач и поэтому имеют место на каждом занятии.

Успешным результатом этой работы мы видим: большой интерес и активность детей, родителей и педагогов в реализации данных методик; снижение заболеваемости детей посещающих детский сад; повышение положительной динамики уровня развития навыков у детей по овладению своим телом и пр.

Основы акробатики дают возможность познакомить детей с базовыми элементами акробатики и гимнастики.

 Работа на тренажерах дает возможность самостоятельно применять полученные знания .

Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.

 Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия по ритмике начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий и творческих способностей ребенка. Занятия предлагаю проводить  в форме игр-путешествий (или сюжетные занятия).

Данные занятия помогают сплотить ребят, дают возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.   Например, дети отправляются на прогулку в лес. В лесу встречают зайца, лису, волка, медведя (образно-игровые движения), затем дети заблудились, ищут дорогу (строевые упражнения). Пришли на лесную поляну, весело хорошо в лесу (комплекс ритмопластики «Зверобика»). По дороге домой встретили волка, сову, лису (подвижная игра). Вот мы и дома, давайте вспомним, кого мы видели (упражнения в партере на гибкость: элементы йоги, стретчинга).

Занятия по ритмике имеют свою специфику. Каждое из них – это определенная «оздоровительная доза» (в виде движений физической нагрузки), направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых. Где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». На занятиях по ритмике ребенок учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым, здоровым и сильным, уверенным в себе. Физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений. Именно поэтому необходимо включать ритмику  в проведение занятий с детьми, удовлетворяющую специфическим потребностям детей в разнообразных движениях.

Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоение двигательных умений – возможность самовыражения.

Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.

 Подражательные или имитационные образно-игровые упражнения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевально – ритмических движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц .С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. В средних группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений  (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). Вместе с детьми оцениваю действия исполнителей. Всегда стараюсь не пропустить, отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала. Поэтому в занятия по ритмике необходимо включать креативную гимнастику .Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы.Мною собрана фонотека с записями зарубежной, современной и мультипликационной музыки. Музыкальное сопровождение на занятиях по ритмике  способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

Осуществлен подбор упражнений и заданий развивающего характера.  Занятия по ритмике стараюсь наполнить  интересным и современным содержанием.

Основной акцент в своей педагогической деятельности делаю на то, чтобы дети осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляя регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, используя мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания.

 Использую системный подход к применению разнообразных форм, средств, методов физического воспитания, которые имеют единую целевую направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский фитнес при нарушении осанки.

В материале приводятся комплексы корригирующих упражнений при различных видах нарушения осанки....

Детский фитнес при плоскостопии.

В материале представлены комплексы упражнений на укрепление голеностопа, коррекцию и профилактику плоскостопия....

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)

        Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...

Детский фитнес в детском саду

Программа по детскому фитнесу в детском саду...

Методическая разработка "Детский фитнес с использованием фитбол - мячей в детском саду"

Данная методическая разработка рассказывает об использовании фитбол-мячей с детьми дошкольного возраста...

ВНЕДРЕНИЕ ДЕТСКОГО ФИТНЕСА В РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА, КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

В статье рассматривается особенности внедрения дополнительной образовательной услуги, такой как «Детский фитнес», в условия дошкольной образовательной организации. Определены цель, задачи, ожидаемые р...

Конспект физкультурного занятия Тема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок» ( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес-радость, творчество и спорт») Приказ № 88 от 25 апреля 2021 года

Конспект физкультурного занятияТема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок»( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес...