Упражнения, запрещенные в доу
занимательные факты

Упражнения, запрещенные в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_dvig_kachestv_det_ml_doshk_vozr_upr_i_igry.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 3-го и  4-го ГОДА ЖИЗНИ

На 3-м году жизни ребенок переходит на новую ступень развития. Заканчивается ранний возраст, начинается пора дошкольного детства.

За первые два года жизни ребенок проходит большой и сложный путь развития. Из совершенно беспомощного, ничего не знающего и ничего не умеющего младенца он превращается в активное, относительно самостоятельное существо, обладающее достаточно большим запасом элементарных знаний и умений. Он уже умеет самостоятельно передвигаться, действовать с предметами, приобретает известные навыки самообслуживания, начинает, активно общаться с помощью речи. Овладение разнообразными предметными действиями создает благоприятные условия для складывания новых видов деятельности — сюжетной игры, конструирования, рисования. К началу 3-го года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память, возрастает устойчивость внимания, начинает формироваться наглядно-действенное мышление. Значительно разнообразнее и содержательнее становятся интересы, потребности и эмоциональные переживания ребенка, растет интерес к познанию окружающего

Характерным для перехода от раннего к дошкольному возрасту является появление у ребенка стремления к самостоя-, к выполнению действий по собственной инициативе,

без помощи взрослого. Это стремление органически сочетается с желанием подражать действиям и поступкам взрослых и потребностью общения с ними, которые сохраняются на протяжении младшего дошкольного возраста.

Речь, в этом возрасте становится средством лишения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Это помогает детям наладить контакты как в бытовой, так и игровой деятельности. Игровая деятельность приобретает все большую самостоятельность, отделяется от предметной деятельности. К концу младшего дошкольного возраста появляется игровой замысел, роли, игровые действия связаны несложным сюжетом.

С 2 до 4 лет продолжается активное развитие сенсорных процессов (ощущения и восприятия). К 2 годам дети уже хорошо различают цвет и форму предметов, их величину.

Однако их восприятия часто неточны и неполны, носят непроизвольный характер.

Многообразные практические действия ребенка создают благоприятные условия для развития его мышления. Для данного возраста характерно наглядно-действенное мышление, когда выполнение какого-либо задания требует действенной ориентировочной основы и собственных действий ребенка.

По сравнению с ясельным возрастом в развитии речи происходят заметные сдвиги: интенсивно идет усвоение звуковой культуры речи, расширяется словарный запас (к 4 годам он достигает 2500—3000 слов), начинается овладение грамматическим строем речи на практической основе. Вместе с тем речь детей остается преимущественно свёрнутой и ситуативной.

К 4 годам память детей характеризуется следующими особенностями: непроизвольное запоминание и узнавание, воспроизведение осуществляется при наличии предметной ситуации, ограничен объем механического запоминания (2—3 предмета). Яркие, динамические предметы и явления, вызывающие переживания, дольше сохраняются в памяти детей.

Сдвиги в развитии психических процессов обусловлены интенсивными морфофункциональными изменениями, характерными для данного возраста.

Быстрота роста на 3-м и 4-м году жизни несколько замедляется относительно предыдущего периода — первых двух лет. Так, если к двум годам рост детей увеличивается на 10—12 см, к трем — на 10 см, то к четырем годам — всего на 6—7 см. В 3 года рост мальчиков в среднем равен 96 см, девочек —

95.8        см, соответственно к четырем годам—103,7 и 103,1 см,
т. е. ростовые показатели почти равны.

Годовые увеличения в весе также примерно одинаковы для детей обоего пола. Прибавка в весе составляет в среднем 1,5— 2 кг. В 3 года вес мальчиков составляет 15,2 кг, а девочек —

14.9        кг. К четырем годам это соотношение изменяется, соответст-
венно составляя 17,4 и 17,0 кг.

Окружность грудной клетки увеличивается, но разница между показателями у мальчиков и девочек незначительна. В 3 года эта величина составляет 52,9 см (мальчики) и 52,6 см (девочки), в 4 года — 54,6 и 54,1 см.

В данном возрасте морфофункциональные показатели (прежде всего рост и вес) находятся в положительной зависимости от основных движений — прыжков,   бега,   метания  и  др. (Г. П. Юрко, Л. И. Пензулаева). Дети высокого роста по сравнению со своими сверстниками быстрее бегают, дальше прыгают, увереннее выполняют упражнения в равновесии. Однако Л тучные дети отстают в развитии моторики от своих сверстников на полгода, у мальчиков это выражено резче, чем у девочек

(Н. Т. Лебедева, Ж. П. Лабодаева, Н.А. Болдина, В. И. Глей- зеров, 1980).

К 3—4 годам завершается    срастание затылочной кости. К 4 годам приобретает свою форму и височная кость, завершается формирование межкостных швов. Объем черепа продолжает увеличиваться, достигая к 3 годам 80% объема черепа взрослого   человека.   Физиологические изгибы позвоночника 3—5 лет неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействийй. Поэтому неправильные позы, длительное пребывание в статическом положении, использование силовых упражнений противопоказаны детям данного возраста, вызывают утомление ребенка, отрицательно сказываются на состоянии и развитии опорно-двигательного аппарата.

Наиболее интенсивные изменения в данном возрасте происходят в мышечной системе. В развитии мышц выделяются несколько узловых периодов. Один из них — в 3—4 года. В это время диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой. Поэтому детям легче выполнять движения всей рукой. Кистевая динамометрия у детей младшего дошкольного возраста невелика и в 4 года составляет всего 4,1 кг (правая) и 3,8 кг (левая рука) у мальчиков и 3,8 кг (правая) и 3,1 кг (левая) —у девочек.

    Развитие высшей нервной деятельности во многом зависит от морфологическогоразвития коры больших полушарий. В 3— 4 года отмечается дальнейшее совершенствование центральной нервной системы, как морфологическое, так и функциональное. К 3 годам в основном завершается миэлинизация основных нервных путей. Это повышает уровень производительности движений, увеличивается быстрота реакций.      

        Преобладание процесса возбуждения над торможением при-

водит  к большой импульсивности движений  ребенка,  неравно-

мерности темпа и ритма. Двигательные умения, вновь формируемые у детей, непрочны и требуют многократных повторений, даже если упражнения несложны по своей структуре.

На характер двигательной деятельности малышей большое влияние оказывают особенности их физиологического и конституционного развития: в этом возрасте у детей относительно короткие ноги, значительный вес головы и туловища при

слабом развитии мускулатуры. Общий центр тяжести расположен выше, чем у взрослого. Поэтому ребенок часто падает, появляется потребность в большой площади опоры, вследствие этого при ходьбе дети широко расставляют ноги, совершают много лишних движений.

Несмотря на недостатки в развитии отдельных движений, следует отметить огромную потребность в двигательной активности детей 3—4 лет. Исследования показывают, что суточная двигательная активность детей 3 лет, воспитывающихся в дет-ском учреждении, составляет 6—6,5 тысяч условных единиц-шагов, у детей 4 лет она равна 7—8 тыс локомоцйй, а 7 лет —  15—18 тыс. локбмоций (Д. М. Щептицкий, 1976; Г. П. Юрко, Т981 и др.).

Таким образом, период с 2 до 4 лет характеризуется новыми качественными изменениями в развитии психики и анатомическом и функциональном созревании организма детей, которые

обусловливают становление двигательных качеств ребенка.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

Научными исследованиями (В. С. Фарфель, 1959; А. В. Коробков, 1961; В. М. Зациорский, 1966; Е. Н. Вавилова, 1971; Э. С. Вильчковский, 1983 и др.) установлено, что от уровня развития двигательных качеств во многом зависят эффективность обучения физическим упражнениям, техника выполнения движений. Поэтому знание возрастных особенностей развития двигательных качеств необходимо для рационального управления процессом физического воспитания дошкольников.

Рассмотрим результаты исследований, характеризующих закономерности развития двигательных качеств у детей младшего дошкольного возраста. В ряде исследовательских работ, посвященных изучению развития движений человека (А. В. Коробков, 1953; В. С. Фарфель, И. П. Янаускас, 1972), выявлено, что быстрота должна занимать одно из первоочередных мест в физической подготовке детей.

Быстрота является сложным двигательным качеством, проявляющимся в различных формах: латентном времени двигательной реакции, скорости максимально быстрого выполнения одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); времени выполнения движений с максимальной частотой. Однако для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных актов: бега, прыжков, бросков мяча, а не элементарные формы проявления быстроты, указанные выше.

Д. П. Букреева (1955), исследуя максимальную частоту движений различных частей тела у детей и подростков (5— 16 лет), сделала вывод о том, что максимальная частота движений характеризует не столько скоростные качества данной мышечной группы, сколько лабильность нервной системы человека. Поэтому, фиксируя быстроту движений в одном звене двигательного аппарата ребенка, можно представить быстроту выполнения движений и в других его звеньях.

Результаты движений кистью руки (точки на бумаге в течение 5 секунд) и частоты движений рук (удары боксера за 5 секунд) представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Возраст

Пол

Средняя частота движений за 5 с

кистью руки

всей рукой

3 года

М

Д

16 +/- 0,75

17 +/- 0,47

19 +/- 0,65

17 +/- 0,78

4 года

М

Д

18 +/- 0,47

19 +/- 0,52

20 +/- 0,51

18 +/- 0,73

Из таблицы видно, что показатели движений кистью руки у девочек несколько превышают показатели мальчиков. Возможно, это связано со спецификой (игровой, бытовой) деятельности девочек, предпочитающих более тонкие и мелкие движения. Однако эти отличия статистически недостоверны (Р = 0,36± ±0,19). В то же время в данном возрасте мальчики имеют большую скорость в выполнении движений рукой по сравнению с девочками (Р = 0,05±0,02).

Следует отметить, что быстрота движений в значительной степени зависит от подвижности нервных процессов, показателем которой является скорость двигательных реакций и особенно ее латентный период (табл. 2).

Обращает на себя внимание тот факт, что в 3 года скрытый период двигательной реакции и в показателях движений рук,

Таблица 2

Результаты латентного времени двигательной реакции

Возраст

Пол

Средние показатели лат. вр. дв-й реак., с

 рукой

ногой

3 года

М

Д

0,34 +/- 0,03

0,30 +/- 0,02

0,47 +/- 0,04

0,38 +/- 0,02

4 года

М

Д

0,24 +/- 0,01

0,27 +/- 0,01

0,32 +/- 0,01

0,32 +/- 0,02

и в показателях движений ног у девочек выше, чем у мальчиков. В 4 года мальчики уже опережают девочек при выполнении движений руками и сравниваются с ними при выполнении движений ногами. Такие видимые изменения за столь короткий срок свидетельствуют об активном развитии быстроты движений у мальчиков в данном возрасте.

Приведем данные, характеризующие максимальную скорость бега на дистанцию 10, 20 и 30 метров (по Э. С. Вильчковскому, 1983).

Таблица 3

Результаты скорости бега у детей 3-4 лет

Возраст

Пол

Скорость на дистанции, м/с

10 м

20м

30м

3 года

М

Д

0,63+/-0,1

3,61+/-0,1

4,35+/-0,09

4,18+/-0,09

4,4+/-0,12

4,25+/-0,13

4 года

М

Д

3,48+/-0,06

3,28+/-0,08

3,92+/-0,09

3,68+/-0,1

3,97+/-0,11

3,79+/-0,12

Видно, что на дистанции 10 м зафиксирована самая низкая скорость. На следующей дистанции (20 м) скорость несколько возрастает, и самая высокая скорость отмечена в беге на 30 м. Это объясняется тем, что максимальную скорость дети набирают только к концу 10-метровой дистанции, т. е. на последних 2— 3 метрах. Интересно, что на всех дистанциях девочки опережают мальчиков, у них в этом возрасте скорость выше. Вероятно, это связано с более активным развитием девочек в данном возрасте.

Таким образом, анализ экспериментальных данных дает основание говорить о том, что в младшем возрасте быстрота движений у девочек несколько выше, чем у мальчиков.

Способность к овладению новыми двигательными действиями (ловкость) активно развивается на протяжении всего дошкольного возраста, достигая своей наивысшей точки в пре-пубертатный период. Затем эта способность стабилизируется, а к 25—30 годам значительно ухудшается (В. И. Филиппович, 1973).

В показателях точности пространственных и силовых характеристик движений у детей 3—4 лет относительно невысокие результаты. Так, величина ошибки при воспроизведении временного интервала в младшей группе составляет в среднем 162 м/с. При пространственном воспроизведении движений дети 4 лет ошибаются на 7,6°, а временном —на 16,2 с.

Интересно отметить, что в младшей группе для преодоления полосы препятствий мальчики затрачивают в среднем 31,2 с, а девочки — 30,1 с, при этом дети допускают 3—4 ошибки. Достоверных различий в результатах девочек и мальчиков не обнаруживается.

По данным Э. С. Вильчковского, наибольший прирост в точности приземления после прыжков зафиксирован в период от 3 до 4 лет как у девочек, так и у мальчиков. В последующих возрастных группах результат увеличивается медленнее.

Таким образом, ловкость в младшем дошкольном возрасте находится на низком уровне. Половых различий в развитии данной способности не обнаруживается.

Подвижность в суставах оказывает определенное влияние на функциональную деятельность ребенка (Б. В. Сермеев, 1965; В. М. Зациорский, 1966).

Многие авторы считают, что гармоничность физического развития во многом обусловлена подвижностью в суставах. Это верно, так как свобода движений ребенка зависит прежде всего от гибкости (В. В. Гориневский, 1927; А. Г. Цейтлин, 1960; Н. А. Бернштейн, 1969 и др.).

При выполнении наклона туловища вперед (подвижность позвоночного столба) и отведении ноги в сторону (гибкость в тазобедренном суставе) у малышей обнаружены следующие результаты (см. табл. 4 на с. 14).

Развитие гибкости у детей находится в прямой зависимости от постановки работы в группе. Поэтому часто результаты детей более старшей группы оказываются ниже, чем у малышей. Обращает на себя внимание, что у девочек показатели по всем

Таблица 4

Результаты наклона туловища и отведения ноги в сторону

 (по Э. С. Вильчковскому, 1983 г.)

Возраст

Пол

Наклон  туловища вперед

Отведение  ноги в  сторону

правой

левой

3 года 4 года

м

д м

д

5,72 ±0,5 6,73 ±0,62 5,79±0,36 7,04 ±0,52

106,8 ±2,7 109,8±2,7 108,7±2,9 110,7±2,9

106,7 ±2,9 111,7±2,7 106,9 ±2,1 112,1 ±2,9

обследуемым данным оказались выше, чем у мальчиков. Резуль
таты в отведении правой ноги несколько выше, чем левой.
Вероятно, это связано с определенной асимметрией развития
мышц нижних конечностей, так как и в прыжках в длину
с места толчком одной ногой результаты при отталкивании пра
вой ногой оказались также выше. Кроме того, следует указать,
что отведение ноги в сторону во многом зависит от силы мышц
нижних конечностей, производящих данное движение. Поэтому
результаты у детей старшего возраста становятся заметно
лучшими.        1

Сравнение данных, характеризующих гибкость в отдельных суставах, свидетельствует о том, что развитие подвижности в разных звеньях тела не происходит синхронно. Гибкость тесно связана с морфологическим развитием ребенка.

Вопросы становления мышечной силы человека и ее возрастных изменений изучались очень широко как у нас в стране, так и за рубежом. В основном исследователи определяли ручную и становую силу у детей 3—7 лет (Р. И. Тамуриди, 1947; А. П. Тамбиева, 1963; В. П. Урицкая, 1967; Е. Н. Вавилова,

Таблица 5.

Результаты динамометрии рук у детей младшего возраста

Возраст

Пол

Динамометрия,  кг    

правой руки

левой   руки

3 года

4 года

м Д

м

Д

5,4 ±0,22 5,39 ±0,27 6,89+0,16 5,96 + 0,42

4,9 ±0,22 4,73 ±0,27 6,07±0,18 5,57+0,42

1971 и др.). Всеми исследователями, изучавшими развитие дан
ного качества у детей, отмечается, что сила руки у дошколь
ников обоего пола увеличивается неравномерно. Показатели
динамометрии правой руки превышают показатели левой руки
(табл. 5).        2

Начиная с 3-летнего возраста у детей обоего пола сила правой кисти руки выше, чем левой. У мальчиков эти различия более выражены, чем у девочек. Вероятно, это связано и объясняется спецификой игровой деятельности (специфические двигательные действия, строительные игры, упражнения в метаниях).

По мнению И. С. Гусевой (1966), роль упражнений в разных видах деятельности для дошкольников настолько существенна, что генотипический левша становится правшой.

Сила мышц плечевого пояса определяется по величине метания набивного мяча из-за головы двумя руками из исходного положения сидя. Результаты данного задания оказались следующими (по Э. С. Вильчковскому и М. Ганевой).

Таблица 6

Результаты метания набивного мяча

Результат, м

Возраст

Пол

по Э. С. Вильчков-

по М. Ганевой

скому

3 года

м

1,22±0,66

1,34±21,02

д

1,15 + 0,07

1,16±30,93

4 года

м

1,39 ±0,04

1,94 ±0,49

д

1,31 ±0,06

1,84 + 0,67

Уже в 3 года отмечаются четкие отличия в показателях мальчиков и девочек. С возрастом эти отличия увеличиваются. Сравнительные данные разных исследователей показывают, что дети г. Бургаса (Болгария) дали более высокие результаты по данному показателю, чем украинские дети. Возможно, это объясняется не столько возрастными особенностями, сколько влиянием педагогической среды.

Анализ данных, характеризующих результаты прыжков в длину с места одной ногой, показал, что девочки несколько опережают мальчиков. Так, у девочек прыжок правой ногой в 3 года оказался равен 32,9 см, а левой ногой — 30,7 см, в 4 года соответственно 46,5 см правой и 44,1 см левой. У мальчиков в 3 года результат в прыжках правой ногой был 31,2см± ±1,78, а левой — 27,13±2,6 см, в 4 года — соответственно оказался равным 44,6±2,1 и 41,7±2,1 см. Как видно, у девочек зрезультат в данном движении оказался выше, чем у мальчиков. Это объясняется более ранним развитием костно-мышечного аппарата и другими морфологическими изменениями, которые у них происходят.

Выносливость. Мерой выносливости является время, в течение которого ребенок может поддерживать заданную интенсивность. Для оценки выносливости у дошкольников можно применять вис на прямых руках на перекладине, длину преодолеваемой дистанции в беге.

Одним из информативных показателей выносливости является расстояние, которое преодолевает ребенок при беге за лидером с заданной скоростью, равной 60% от максимальной, показанной ребенком при пробегании 10-метрового отрезка с хода.

Таблица 7

Показатели выносливости у детей 3—4 лет

Возраст

Пол

Продолжительность виса, с (по Вильчковскому)

Расстояние при беге на выносливость, м (по   Фролову)

3 года 4 года

м Д

м

Д

20,13±1,67

14,63±1,67

22,48 ±1,23

16,83 ±1,67

256,1 ±94,21

24 1,5 ±86,02

463,1 ±108,04 377,7+106,31

Как видно из таблицы, по всем показателям мальчики заметно опережают девочек.   С возрастом отмечено увеличение результатов как выносливости статической, так и динамической.

Установлено, что дети, имеющие высокие показатели кистевой динамометрии, не всегда имели лучший результат в висе на перекладине. Следовательно, темпы развития статической выносливости не совпадают с развитием силы мышц рук. Это подтверждают исследования, проведенные не только на дошкольниках, но и школьниках (А. П. Тамбиева, 1963; Е. С. Черник, 1963; Э. С. Вильчковский, 1983).

Как указывает В. Г. Фролов, между 3 и 4-м годами наблюдается наибольший прирост динамической выносливости как у мальчиков, так и у девочек. В дальнейшем темпы прироста результата по данному показателю неоднозначны у мальчиков и девочек.

Развитие выносливости находится в прямой зависимости ОТ развития физической работоспособности. У детей 4 лет она составляет у мальчиков 109,2±20,1 кгм, а у девочек— 105,4± ±18,7 кгм. Следует отметить, что величина физической работоспособности имеет значительные индивидуальные колебания, которые обусловлены уровнем физической подготовленности, индивидуальными различиями физического развития и интенсивности привычного Двигательного режима. Характер физической работоспособности находится в тесной связи с состоянием нервной системы ребенка, в частности с типологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте начинают активно развиваться практически все основные двигательные качества. Наиболее высокие темпы развития характерны для выносливости, мышечной силы и быстроты движений. У мальчиков и девочек уже на этом возрастном этапе обнаруживаются статически значимые различия по отдельным показателям. Практически по всем показателям двигательных качеств наблюдаются большие индивидуальные различия. Поэтому в группах всегда встречаются дети (один-два ребенка), которые намного опережают своих сверстников по уровню развития.

  1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЫШЕЙ

Разработка методики воспитания физических качеств дошкольников является одним из важнейших разделов современной теории физического воспитания. Проблема эта невероятно сложна, так как исследователь имеет дело с постоянно изменяющимся объектом — целым множеством находящихся в активном развитии, изменении и взаимосвязях различных систем организма маленького ребенка. Поэтому важно создать условия, которые бы способствовали естественному росту и развитию ребенка, всестороннему его развитию.

Известно, что игра занимает исключительное место в жизни детей, является главным средством воспитания в дошкольные годы. Среди многообразия игр особенно значимы для нас игры, целенаправленно развивающие отдельные двигательные качества. Так, есть игры преимущественно развивающие быстроту, силу, ловкость движений. Лучше всего игровые упражнения и игры проводить на открытом воздухе. Активное использование естественных условий местности вблизи дошкольного учреждения открывает широкие возможности не только для закрепления имеющихся двигательных навыков, развития сенсорики, приобщения детей к природе, но и обеспечивает, создает самые благоприятные условия для развития двигательных качеств.

Игры и игровые упражнения для развития быстроты движений

Для развития быстроты движений у малышей можно использовать разнообразные общеразвивающие упражнения без предметов и с мелкими пособиями, подвижные игры. Важно помнить, что все движения ребенок должен выполнять быстро и точно. Следует использовать знакомые ребенку или освоенные им, выполняемые в медленном темпе движения, непродолжительные по времени, разнообразные по характеру упражнения. Поэтому игры и упражнения, совершенствующие быстроту движений, должны проводиться в начале физкультурного занятия и в начале прогулки, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью.

Очень хороши для развития быстроты различные упражнения с широкой амплитудой, различные повороты, бросание предметов, кружения, удары, выполняемые с максимально возможной скоростью:

  1. И. п.—стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Вытя
    нуть руки вперед и позвенеть погремушкой (постучать кубиком
    о кубик) как можно быстрее, спрятать предмет за спину быстро
    (4—5 раз).
  2. И. п. — стоя, ноги слегка расставить, руки за спину, пред
    мет в одной руке  Переложить кубик перед собой и быстро
    спрятать (5—6 раз).
  3. И. п.— стоя, в руках кубики. Постучать кубиком о кубик
    5—б раз в спокойном темпе, затем 8—10 раз в быстром.
  4. И. п. — встать   прямо,   ноги   слегка   расставить,   руки
    за спину. По сигналу воспитателя топать ногой, соблюдая пред
    ложенный темп (медленно — умеренно — быстро). То же дру
    гой ногой. Затем поочередно двумя ногами с изменением темпа.
  5. И. п.—стоя, ноги слегка расставить.   Быстро присесть,
    обхватить колени, голову опустить — «спрятались дети».

6. И. п.—лежа. Поднять руки в стороны, вверх и быстро и ритмично двигать ногами и руками, согнутыми в коленях — «жучки».

Быстро возьми. На площадке по кругу разложены кубики. Дети ходят и бегают вокруг них. По сигналу «Бери!» быстро останавливаются и берут ближайший кубик (в кругу их на 1 — 2 меньше, чем детей).

Быстро возьми — быстро положи. На одной стороне площадки стоят 3—4 стула, на каждом по 2—3 погремушки или кубика. На расстоянии 5—6 м стоят 3—4 ящика или корзины. Трем — четырем детям предлагают взять один предмет и быстро положить его в корзину.

Кто соберет больше цветочков. На площадке рассыпаны цветы (или грибочки, кубики). Дети бегают между ними. По сигналу «Бери!» дети быстро собирают цветы в корзину. Воспитатель отмечает тех, кто собрал больше цветов.

Птички в гнездышках. Дети ходят и бегают вокруг обручей или стульчиков. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышко!» убегают в свой домик (обруч, стульчик).

Мыши и кот. Дети — мышки — на одной стороне площадки, кот—воспитатель— на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей, которые убегают. Роль кота может быть передана детям.

Карусель. Дети образуют круг, берутся за руки и произносят в движении следующие слова:

«Еле-еле, еле-еле        Тише, тише, не спешите,

Завертелись карусели.        Карусель остановите!

А потом, потом, потом        Раз-два, раз-два,

Все бегом, бегом, бегом.         Вот и кончилась игра».

Скорее в круг. На площадке чертят (выкладывают из камешков, шишек) круг диаметром 4—5 м, в середине — круг поменьше (2 м). Дети ходят по большому кругу друг за другом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. По сигналу «Скорее в круг!» дети стараются вбежать в малый круг, воспитатель ловит их. Пойманные остаются на месте. У воспитателя могут быть помощники.

Игры и игровые упражнения для развития скоростно-силовых качеств

Учитывая возможности детей дошкольного возраста, следует говорить о двух задачах:

1) гармоничном укреплении всех мышечных групп двигательного аппарата ребенка;

2) развитии способности рационально проявлять мышечные усилия, учитывая условия деятельности.

Упражнения для развития мышечной силы подразделяют на две группы: I группа — упражнения с внешним сопротивлением, вызываемым весом бросаемых предметов; II группа — упражнения, отягощенные весом собственного тела, например, ползание, лазанье, прыжки.

Для малышей подходят прежде всего упражнения динамического характера, связанные с толканием предметов, подниманием собственного тела — различные прыжки, приседания, лазанье и ползание.

Большое значение имеет тот объем, который предлагают детям. Слишком малая дозировка упражнения не обеспечивает развитие силы, тренировку мышечной системы, а чрезмерно большая может привести к перегрузкам и утомлению. Поэтому упражнения, требующие максимальных усилий от детей (например, толкание мяча, подтягивание на скамейке, прыжки на двух ногах с продвижением вперед), должны повторяться с продолжительными интервалами для отдыха. Кроме того, важно помнить и учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньше число повторений и продолжительнее пауза отдыха.

Малышам лучше давать силовые упражнения из исходного положения лежа или сидя. Эти положения разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, снижают кровяное давление при выполнении этих упражнений. Более того, дети лучше концентрируют усилия. Упражнения для развития мышечной силы следует давать во второй половине занятия.

Целесообразно использовать с этой целью общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, а также прыжки, метания, лазанье.

Толкай мяч. Дети сидят на стульчиках или на полу на небольшом расстоянии полукругом напротив воспитателя. Он катает поочередно набивной мяч (0,5—1 кг) каждому ребенку.

Доползи до погремушки. Несколько детей одновременно ползут на четвереньках до погремушки (расстояние 3—4 м). Встают и звенят ими, кладут на место и возвращаются обратно. Передвижение возможно: а) на коленях и ладонях; б) на ступнях и ладонях (по-медвежьи). Дети должны двигаться спокойно.

Скачем около пенечка. Одной ногой ребенок упирается (встает) на пенек, а на другой прыжками продвигается вокруг

пенька. Затем ноги меняются.

Воробьишки и автомобиль. По краям площадки чертят две линии на расстоянии 20—30 см или ставят скамейку. Если игра проводится на площадке, то можно использовать деревья, лежащие на земле. Дети-воробышки стоят за линией или на возвышении. По сигналу прыгают или спрыгивают и бегают по площадке. На сигнал «Автомобиль!» убегают.

Сильные руки. На полу чертят круг или кладут обручи. Дети упираются руками в середину круга и передвигаются сначала вправо вокруг обруча, затем влево.

Поймай бабочку. На конец длинной палки (прута) привязывается предмет, удобный для хватания: мяч из ткани, кисточка, бабочка из поролона и др. 6—8 детей встают в круг. Воспитатель приближает предмет к ребенку и говорит: «Лови!». При этом палка приподнимается так, чтобы ребенок подпрыгнул вверх и поймал бабочку. Предмет должен находиться несколько впереди ребенка, а не над головой.

Упражнения

  1. И. п. — сидя, упор руками сзади, набивной мяч (0,5 кг)
    у стоп ног. Поднять ноги вверх, прокатить мяч (3—4 раза).
  2. И. п.—то же, мяч между стоп ног. Согнуть ноги в коле
    нях, подтянуть мяч, выпрямить ноги. Серия — 3—4 движения
    (повторяется 5—6 раз).
  3. Прокатывание набивного мяча между кеглями (расстоя
    ние 4—3 м).
  4. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед на расстояние
    2—3 м.

Игры и упражнения для развития выносливости

Физические упражнения и, игры, развивающие выносливость, должны входить во многие формы работы. Бег в спокойном темпе широко используется и на занятии, и в утренней гимнастике, и в процессе организации самостоятельной двигательной деятельности на прогулке. Главное — это увеличение дозировки бега, поощрять ритмичный, но длительный бег. С этой целью можно использовать различные игры: «Солнышко и дождик», «Совушка», «Летчик» и др.

Основной метод развития выносливости — это метод непрерывных упражнений. Целенаправленно развивать выносливость рекомендуется со среднего дошкольного возраста (В. Г. Фролов, 1983).

 В младшем возрасте идет подготовка организма, его укрепление. Уже в этой группе детей можно давать бег в течение 16,5 мин, а в конце года — до 2 мин (именно это время является необходимым для налаживания функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Начинать развивать выносливость нужно постепенно, предлагая детям бег со скоростью 50—60% от максимальной.

Найди предмет. На дальней стороне площадки (80—100 м) следует положить мелкие предметы (кубики, погремушки, шишки и др.) так, чтобы их было не видно. Перед детьми стоит задача: преодолеть все препятствия на пути и найти предметы. Каждый идет по своей дорожке, перелезая через бревнышки, подлезает под дугу, проходит по наклонной доске (или любые другие препятствия). Для повышения интереса детей можно использовать игровые приемы (совместный поиск с зайчиком или мишкой). Ходьба и бег детей в общей сложности могут составлять 180—200 м. Воспитатель выступает в роли лидера.

Найди свое дерево. Воспитатель делит всех детей на 3 группы и ставит их у своего дерева. Затем дети бегают около 2 мин по всей площадке (поляне), обегая деревья, пеньки и другие низкие предметы. По команде «Найди свое дерево!» дети быстро собираются около своего дерева. Затем весело водят хоровод все вместе.

Лиса и цыплята. Дети-цыплята прячутся за деревьями (стульчиками), затем выходят на полянку и весело прыгают и бегают в течение 1,5—2 мин, затем помахивают «крылышками» в течение 1 мин. После этого из укрытия показывается лиса, и цыплята убегают в свой домик.

Найди свой флаг. Дети делятся на 3—4 команды. У каждой команды свой флаг. По сигналу воспитателя дети спокойно бегают по площадке в течение 2 мин, а затем по сигналу «Найди свой флажок!» собираются группой.

Козочки. Дети стоят на пенечках (скамейке, дереве). По сигналу воспитателя «Козочки гуляют!» дети спрыгивают и ходят по полянке — 50—60 м, затем подходят к ручейку (расстояние 50 см) и перепрыгивают через него (всего 3—4 ручейка), весело бегают по полянке около 1 мин. Затем мама-козочка (воспитатель] зовет козлят домой.

Игры и упражнения для развития гибкости

Гибкость — это такое качество, которое легко развивается в дошкольном возрасте, но для этого необходимы систематические упражнения. Малая подвижность суставов не дает детям быстро и правильно освоить самые разнообразные двигательные действия.

Гибкость зависит от сложности выполняемого упражнения и успешнее всего развивается посредством метода повторения. Поэтому уже в занятия с малышами следует включать специальные упражнения на гибкость, но помнить, что надо избегать чрезмерных наклонов туловища назад во избежание лордозов поясничного отдела позвоночника; использовать упражнения малой интенсивности. Малышам не требуется дополнительная внешняя сила для увеличения амплитуды движений.

Самолеты. И. п. — стоя, ноги расставить, руки перед грудью. Выполняются 3—4 вращения руками в одну и другую сторону, при этом дети говорят «р-р» (2 раза).

Бокс. И. п. — стоя, ноги слегка расставить. Активные движения рук вперед 4—6 раз подряд.

Великаны — ходьба широким шагом — «Кто может пройти, как великан?» (3—4 м).

Упражнения и игры для развития ловкости

К трем годам дети уже свободно ходят и бегают, с удовольствием катают мяч. Однако бросают предметы и прыгают еще тяжело. Поэтому для развития ловкости знакомые движения необходимо усложнять, использовать новые варианты, предъявлять более высокие требования к точности движений.

Важно помнить, что упражнения на ловкость — это точные и быстрые движения. Поэтому сначала, когда упражнение еще не знакомо детям, следует добиваться прежде всего точности, а затем предлагать выполнить его в более быстром темпе. Итак, сначала точно, а затем скоро.

Для развития ловкости рук целесообразно использовать разнообразные общеразвивающие упражнения с предметами:

1.        И. п.—стоя, ноги слегка расставить. Поднять руки вверх
и переложить погремушку из одной руки в другую (5—6 раз).

Усложнение — поменять погремушки сначала перед собой, затем над головой.

  1. И. п. — стоя, ноги слегка расставить. Поднять согнутую
    в колене ногу и переложить под ней кубик из одной руки
    в другую, вернуться в и. п. То же под другой ногой (3—4 раза).
  2. И. п. — стоя, ноги слегка расставить. Подбросить вверх
    платочек и постараться его поймать.
  3. И. п.—то же.  Покружиться   с ленточкой   над головой
    в одну и другую сторону (2—3 с).
  4. И. п. — лежа на груди, в одной руке палочка (15—20 см),
    в другой руке — кольцо (диаметр 10—12 см).   Поднять руки
    перед собой и продеть палочку в колечко (3—4 раза).

Веселые бревнышки. И. п. — лежа на груди, руки вверх. Пе-ревернуться на спину, затем вернуться в и. п. (5—6 раз в каж-дую сторону).

По коридорчику. На полу разложены кегли (булавы) в два ряда на расстоянии 35—40 см между ними, а между рядами — 20—25 см. Надо пройти по коридорчику, не задев кегли. Сна-чала по одному, а затем друг за другом.

По трудной дорожке. На полу разложены 2 доски (шири-ной 30—35 см и 20—25 см), кирпичики (10—12 штук), кубики (10—12). Надо пройти по одной доске, затем переступить через кубики, разложенные на расстоянии 10—12 см, затем — по кир-пичикам и еще одной, более узкой, доске. Воспитатель помо-гает тем детям, которые испытывают затруднения при выпол-нении задания.

Пробеги и не сбей. На полу раскладываются кегли или кубики на расстоянии 1 м один от другого. Надо так пробе-жать, чтобы не задеть кегли.

Для повышения интереса детей к выполнению всех перечис-ленных заданий можно использовать погремушки, ленточки, листочки и т. д., до которых нужно дойти. Кроме того, Мишка, Зайчик, Кукла наблюдают за детьми и помогают им, или можно предложить детям погладить игрушки, поздороваться с куклой и т. д.

Проползи — не задень. На расстоянии 3—4 м от детей ста-вятся дуги или стульчики. Дети по своим дорожкам проползают под ними и подходят к Мишке, чтобы его погладить.

Усложнение — увеличить количество препятствий, сузить дорожки.

Пройди мишкой, проползи мышкой. На расстоянии 3—4 м ставятся 2 дуги высотой 50 см и 30—35 см. Сначала (2—3 м) дети преодолевают расстояние «как мишки» (на четвереньках), а под вторую дугу подлезают «как мышки» (на коленях и ла-донях). Обратный путь преодолевают бегом.

Усложнение — несколько дуг, большее расстояние, исполь-зование реек, положенных на кубы или стульчики (высота от пола 20—25 см).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ

Задачи:

1. Развивать адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к активной двигатель-ной деятельности.

  1. Упражнять детей в прыжках двумя ногами с продвиже-
    нием вперед, бегу между предметами.
  2. Воспитывать настойчивость для успешного  выполнения
    задания.

Место проведения — спортивная площадка, парк, по-ляна.

Части 

Основное, содержание занятия 

Дозировка 

Методические указания 

Подготовительная 

1. Игра   Найди одина ковые цветы. Воспитатель раскладывает 

на площадке цветы разного цвета. Дети ходят и бегают, собирают цветы одного цвета, складыва- 

ют   их   в  корзины у воспитателя 

2. Упражнения: 

а) «покажи   цветы, 

поменяйте из од- 

ной руки в дру- 

гую над головой»; 

б) «поднимите цве- 

ты высоко-высоко, 

помашите ими» 

3. Бег   с цветами   по всей площадке, свободно    размахивая ими над головой 

2 мин. 

В естественных 

условиях — жи- 

вые цветы 

«Какие красивые 

наши цветы» 

4—6 раз 

4 — 6 раз 

2х15 с 

Основная 

1. Общеразвивающие 

упражнения: 

а) поменять   цветы 

в руках над го- 

ловой; 

6—8 раз 

.

б) повороты в сто- 

роны — «Покажи 

цветы»; 

в) приседание с цве- 

тами; 

г) бег вокруг цве- 

тов, положенных 

на траву; 

3-4 раза

5-6 раз

Легко, бесшумно 

20-25с

 

д) ходьба на четве- 

реньках    вокруг 

цветов в разные 

стороны; 

е) свободные   под- 

скоки около цве- 

тов

2. Подвижная игра Ве- 

селые лягушата. 

Дети перепрыгивают 

через цветы. Ходят 

с высоким   подни- 

манием колен 

3. Игра Быстрые лягу- 

шата. Дети бегают 

по  всей площадке. 

По сигналу «Цапля!» 

убегают   в   болото 

(к своим цветам) 

2 раза 

30 с 

4 — 5 мин 

3 — 4 раза 

Заключительная 

Свободная ходьба. Дети 

собирают цветы и воз- 

вращаются в д/с 

2 мин 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении...

Упражнения запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ

Упражнения ограниченные и запрещенные для детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ"

Программное содержание:1.      Познакомить педагогов с запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ упражнениями.2.      Повысить общий уровень пед...

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении

Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между...

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении

Об упражнениях, полностью запрещенных и ограниченных к прменению в дошкольных образовательных учреждениях...

упражнения запрещенные к применению к детям с ОВЗ на интегрированных занятиях с физкультурой

Памятка воспитателям работающим с детьми с ОВЗ, какие упражнения противопоказаны детям с ОВЗ....