«Реализация двигательной активности детей в совместной деятельности с педагогом на прогулке».
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Назарова Светлана Анатольевна

Содержание:

1. Значение двигательной активности в дошкольном возрасте.

Стр.3

2. Планирование прогулки.

Стр.4

3. Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте.

Стр.5

4. Особенности организации прогулок в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Стр.6

5. Заключение.

Стр.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«День, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».

Значение двигательной активности в дошкольном возрасте.

     Двигательная активность является важным условием развития и воспитания ребенка, ведь это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Она особенно значима в дошкольном возрасте, когда формируются системы и функции организма. Деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Разнообразие движений способствует интенсивному интеллектуальному развитию. Движение еще и важное средство общения между детьми. Через игры они учатся общению, развивают опыт поведения.

     Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей, ведь в первую очередь страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Все это ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям. Измерить движения ребенка можно в условных шагах. Для этого используется шагомер. Дети должны двигаться не менее 50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 625

с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е. Дудкина.

Структурное подразделение «отделение дошкольного образования»

 

Консультация «Реализация двигательной активности детей в совместной деятельности с педагогом на прогулке».

Подготовила:

Инструктор по физической культуре: Назарова С.А.

г. Санкт-Петербург

2019г.

Содержание:

1. Значение двигательной активности в дошкольном возрасте.

Стр.3

2. Планирование прогулки.

Стр.4

3. Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте.

Стр.5

4. Особенности организации прогулок в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Стр.6

5. Заключение.

Стр.10

«День, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».

Значение двигательной активности в дошкольном возрасте.

     Двигательная активность является важным условием развития и воспитания ребенка, ведь это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Она особенно значима в дошкольном возрасте, когда формируются системы и функции организма. Деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Разнообразие движений способствует интенсивному интеллектуальному развитию. Движение еще и важное средство общения между детьми. Через игры они учатся общению, развивают опыт поведения.

     Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей, ведь в первую очередь страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Все это ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям. Измерить движения ребенка можно в условных шагах. Для этого используется шагомер. Дети должны двигаться не менее 50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.

     В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр. Вы, наверное, наблюдали за детьми, которые заняты своим делом. Например, девочки играют с куклами. Одна из них кормит куклу, укладывает спать, не вставая с места. Другая же, выполняет те же действия, находясь в постоянном движении. Даже с такой игрушкой как мяч, дети по-разному подвижны: могут бросать мяч и бегать за ним по несколько раз подряд. Или же, наоборот, выполняют с мячом более спокойные движения: вращают мяч на месте или прокатывают вокруг себя.

     Таким образом, детей можно условно выделить на 3 группы: дети большой, средней и малой подвижности. Дети большой подвижности находят возможность двигаться в любых условиях. Порой они не успевают вникнуть в суть своей деятельности. Из всех видов движений выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сосредоточенности. Поэтому у таких ребят следует уделять внимание воспитанию целенаправленности, совершенствованию умения заниматься спокойными видами деятельности. Дети средней подвижности самостоятельно активны. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность можно объяснить слабыми двигательными умениями и навыками, состоянием здоровья и тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни. Поэтому, у этих детей необходимо воспитывать интерес к движениям. Они особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрении и поддержке.

Планирование прогулки.

     Большое удовольствие детям доставляет прогулка с подвижными играми и упражнениями соревновательного характера. Эффективность прогулок во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

- удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

- обеспечить развитие всех систем и функций;

- сформировать навыки в разных видах движений.

     В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

- рациональное использование физкультурного оборудования (минимум

оборудования максимально обыграть);

- включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный,

групповой, индивидуальный);

- четкое объяснение заданий и показ упражнений;

- активизация мотивационной деятельности ребенка (наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

- вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

     Как мы видим, при планировании прогулки основная задача педагога состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки педагог должен предусматривать равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Длительность организованной двигательной деятельности – в соответствии с возрастом (от 10-30 минут).

Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте.

     Для малышей характерно эмоциональное восприятие игрушки, образа, данного в игре, и воспитатель должен опираться на эту особенность детей. Для данного возраста используем совсем простые игры и игровые упражнения, построенные в большинстве случаев на одном действии, причём это действие воспитатель тут же подсказывает детям. В играх с текстом воспитатель не только произносит его, но тут же сам проделывает соответствующие движения, а ребята подражают ему. Как только ребята научатся действовать по словесному сигналу, вводим правила игры. Они должны быть простыми, доступными детям. Объясняя детям правила, учитываем, что инструкции должны быть краткими и включать ограниченное число слов. Начинаем игру с небольшой группой, чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда все дети подгруппы усвоили правила, переходим к игре со всеми детьми. Воспитатель повторяет одну и ту же игру в течение нескольких дней, так как в знакомую игру малыши играют более охотно.

     Немаловажное значение для малышей имеет окружающая их среда. Украшенный участок вызывает у детей положительные эмоции. В любое время года можно развешать флажки, игрушки, под которыми надо проходить пригнувшись, чтобы не задеть.   На прогулке дошкольники много двигаются и для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка: делать дорожки для катания на санках, лабиринты с препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть, перешагнуть). На расчищенной от снега центральной площадке можно краской нарисовать дорожки - извилистые, прямые, замкнутые. Таким образом, дети на прогулке будут выполнять разнообразные движения.

     Особое внимание на прогулке следует уделить подвижным играм, ведь именно в них закрепляется умение ребенка внимательно слушать взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с остальными играющими. Можно игру организовать сразу, если на улице холодно и сыро, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на самостоятельное продолжение двигательной деятельности. Если ребята сами начали играть, то подвижную игру целесообразно провести в конце прогулки, когда интерес к двигательной активности снижается.

Особенности организации прогулок в среднем и старшем дошкольном возрасте.

     Примерно с 4-5 лет, в средней группе, движения детей становятся более совершенными, координация улучшается. Поэтому в процессе игры теперь внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья. Следовательно, задания должны подбираться так, чтобы в них происходило постепенное усложнение движений. В средней и в старшей группе воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает, кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребёнок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию. В процессе игры педагог отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности.

     В процессе повседневной работы педагог добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалки: вначале в тех играх, которые педагог проводит с детьми, в дальнейшем — при самостоятельной организации ими игры. Считалка даёт возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

     Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, высокая эмоциональность. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний педагога. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

     Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми. Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.

     Внимание педагога направлено на качество движений, чтобы они стали лёгкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость. Основное место в этой группе занимают игры спортивного характера с мячами, скакалками, обручами. Это игры с делением на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости. Как и раньше, педагог организует игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами. Взрослый учит детей строго соблюдать правила, договариваться о последовательности действий, чтобы в дальнейшем они могли играть самостоятельно.

     Игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности. Следует добиваться, чтобы все дети играли в разнообразные игры, иначе развитие их будет односторонним: одни будут упражняться только в метании, другие — в прыжках и т. п.

     Подвижную игру педагог может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр можно предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения педагог сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

     В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр - эстафет важная роль принадлежит педагогу, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности.

     Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать необходимые указания. Однако, наряду с этим он предоставляет детям максимум инициативы и остается беспристрастным и объективным судьей. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

     На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры-эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игр составляет 10-12 минут. Очень тактично педагог должен обращаться со слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности.

     Особенно много внимания надо уделять новым детям, не привыкшим играть в данном коллективе. От отдельных отстающих в играх, менее ловких учеников не следует требовать немедленных успешных действий. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива.           Если подвижная игра отличается сложностью, руководитель сначала знакомит детей с основными правилами, а затем по ходу игры постепенно дополняет их. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились.

     Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам детской активности. Иногда можно непосредственно играть с ребятами (кроме игр с элементами соревнований). Это делается в тех случаях, когда надо показать отличный образец умения играть. Принимая участие в игре, воспитатель не только поднимает интерес у играющих, но и показывает им, как лучше использовать отдельные приемы.  

     Известно, что дошкольники любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством взрослого, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то детская активность резко снижается и интерес к играм падает. С детьми в новую игру целесообразно играть в течение двух-трех дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки. Если это не нарушает хода игры, дети привыкают действовать в измененных условиях, что важно для повышения их активности.

     Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры. Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. Чтобы избежать этого, можно поручить им ответственные роли водящего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

     Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.

2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.

3. Усложнить или упростить правила игры.

4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.

5. Ввести короткие перерывы, организовать «домики» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д. Интенсивные игры следует чередовать с малоподвижными играми.

Заключение.

     Итак, важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

     Реализация двигательной активности детей в совместной деятельности с педагогом на прогулке играет большую роль для здоровья детей. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

     Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!  Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую личность!

     Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»

Данный семинар - практикум поможет воспитателям создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие д...

« Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»

семинар-практикум на тему "Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке", целью которого является: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность...

Конспект прогулки в старшей логопедической группе на тему: Реализация двигательной активности детей на прогулке.

Конспект прогулки, реализация двигательной активности на прогулке, старшая группа.  Цели:·        укрепление здоровья,·...

"Реализация двигательной активности детей старшей группы на прогулке"

Повышение мотивации и интереса детей к прогулке....

Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов  в познании двигательной активности детей....