Главные вкладки

    Пальчиковые игры
    материал

    Богайчук Мария Ивановна

    Материал содержит разные виды пальчиковых игр

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc123 КБ

    Предварительный просмотр:

    Смешные человечки

                Дети делятся на пары - мальчик и девочка.

    1. Бежали мимо речки смешные человечки («человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга).
    2. Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).
    3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).
    4. Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
    5. И забили гвоздик (постучать кулачками).
    6. Потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
    7. Где  же  человечки?   (Спрятать пальчики подмышки друг друга)


    1. Самомассаж

    Разотру ладошки сильно,

    Растирание ладоней.

    1. Каждый пальчик покручу,
    2. Поздороваюсь с ним сильно
    3. И натягивать начну.
    1. Захватить каждый пальчик у основания и вращательными движениями дойти до ногтевой фаланги.

    Затем руки я помою,

    «Мыть» руки.

    Пальчик в пальчик я вложу,

    1. На замочек их закрою

    И тепло поберегу.

    Пальцы в замок.

    Выпущу я пальчики,

    Пусть бегут, как зайчики.

    Пальцы расцепить и перебирать ими.

    1. Две подружки

    1. На лужайке две подружки (похлопать по коленям) -
    2. «Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (похлопать в ладоши).
    3. Две зеленые лягушки (похлопать по коленям) -
    4. «Ква-ква-ква, ква-ква» (похлопать в ладоши)...
    5. «Ква!» (Притопнуть одной ногой.)
    6. Хором песни распевают (сложить ладони и чуть-чуть «приоткрыть» их - ротик).
    7. «Ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)...
    8. «Ква-ква-ква» (несколько раз притопнуть ногой).
    9. И спокойно спать мечтают (погрозить пальцем).
    10. «Ква-ква-ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)...
    11. «Ква!» (Сделать один притоп.)

    1. Дом

    1. На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой),
    2. На дверях замок висит (сомкнуть ладони «в замок»),
    3. За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки).
    4. Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить).
    5. «Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони).
    6. «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)

         

    1. «Семья могучая»

    1. В одном лесу дремучем (покачать руками над головой - «деревья»)
    2. Жила семья могучая (сложить ладони «в замок*).
    3. У них был дом огромный (соединить пальцы - «крыша»)
    4. И крыша с трубой темной (поднять средние пальцы - «труба»).
    5. Из трубы в колечки дым («колечки» из пальцев)...
    6. «Плим, плим, плим...» (Пощелкать пальцами)

            

                                                                               

    «Как живешь?»

    1. Как живешь?

    -Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные обратно в кулак)

    1. А плывешь?

    -Вот так! (Руками изображают движение пловца)

    1. Как бежишь?

    -Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

    1. Вдаль глядишь?

    -Вот так! (Поочередно прикладывать ладони ко лбу)

    1. Машешь вслед?

    -Вот так! (Энергичные движения кистями рук)

    1. Ночью спишь?

    -Вот так! (Ладони под голову)

    1. А шалишь?

    -Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

    «С добрым утром!»

    С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)

    Вы проснулись? («Смотрим в бинокль».)

    С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)

    1. Вы проснулись?(Прикладываем ладонь к ушам.)
    2. С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)
    3. Вы проснулись?(Хлопаем в ладоши.)
    4. С добрым утром, ножки!(Поглаживаем ноги.)

    Вы проснулись? (Притопываем)

    1. С добрым утром, солнце!(Руки раскрываются навстречу солнышку.)

    Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)

    1. «Дельфины»
    2. В море бурном, море синем

    (Кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча).

    Быстро плавают дельфины

    (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

    Не пугает их волна,

    Рядом плещется она

    (Рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

    1. Кинезиологические упражнения

    «Колечко»

    Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом и обратном порядке.

    (выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе)

    «Кулак – ребро – ладонь»

    Последовательно менять три положения:

    • сжатая в кулак ладонь;
    • ладонь ребром на плоскости стола;
    • ладонь на плоскости стола.

    (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе)

    «Ухо – нос»

    Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо, Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

    «Зеркальное рисование»

    Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки карандаш (фломастер)

    Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

    «Лезгинка»

    Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После сменить одновременно положение правой и левой рук.

    «Горизонтальная восьмерка»

    нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 – 3 раза, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

    «Симметричные рисунки»

    рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.). Смотреть во время рисования на свою руку.

    «Теремок»

    Стоит в поле теремок, теремок (поднимают руки над головой)

    Он не низок, не высок (приседают и поднимаются на мысочки)

    На двери весит замок (пальцы рук складывают в замок)

    Кто его открыть бы смог? (делают движения запястьем вперед-назад)

    Слева – зайка, справа – мишка (поворачивают голову)

    Отодвиньте-ка задвижку! (пробуют тянуть замок в стороны)

    Слева – ёжик, справа – волк (делают повороты головой)

    Нажимайте на замок! (сжимают, разжимают запястья)

    Зайка, мишка, ёжик, волк

    Открывают теремок. (разводят руки в стороны)

    «Весенний дождь»

    Поутру надел на ножки

    Дождь хрустальные сапожки

    (легко «пробегают» пальчиками правой руки по левой, от кисти к плечу)

    Где наступит сапожок –

    Там раскроется цветок. (похлопывают ладонью)

    От дождя травинки

    Распрямляют спинки (поглаживают ладонью)

    При повторении дети выполняют массаж левой руки, затем бедер.(все движения идут от перифирии к центру)

    «Радуга»

    1. В небе радуга висит («рисуют» в воздухе рукой радугу)
    1. Детвору веселит (тянутся ладошками вверх)

    С неё как с горки, (опускают руки вниз),

    Едут Егорка,

    Петух, Кот, Свинья,

    А за ними и я.  (В. Степанова)

    (Поочередно загибают пальцы на одной руке, при повторении – на другой)

    «Поехали – поехали»

    Учить детей совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

    Поехали – поехали,

    С орехами, с орехами,

    К дедушке за репкой,

    Желтой, большой,

    Вот такой! (Показывает, разводя ладони в стороны.)

    Поехали – поехали,

    К зайчику за мячиком,

    Круглым и большим,

    Вот таким!

    «Колобок»

    Ребенок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом.

     Кулачок – как колобок.

    Мы сожмем его разок. (Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется).

    «Веселые маляры»

    Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх-вниз, слева направо (локти на уровни груди).

    Мы покрасим этот дом,

    Жить Ванюша будет в нем.

    «Повар»

    Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.

    Варим, варим, варим щи.

    1. Щи у Насти хороши

    1. «Пила, пила»

    Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола:

    Пила, пила,

    Пили быстрей,

    Мы строим домик для зверей.

    «Лодочка»

    Ребенок соединяет ладони обеих рук «ковшом» и делает скользящие движения по поверхности стола.

    Лодочка плывет по речке,

    Оставляя след – колечки.

    «Птички в гнезде»

    Пальцы одной руки складываются в щепоть. Её обхватывают ладонью другой руки. Нужно постараться шевелить пальцами, затем поменять положение рук.

    Птенчики в гнезде сидят,

    Маму ждут и есть хотят.

    «Зайкины ушки»

    Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед:

    Ушки длинные у зайки,

    Из кустов они торчат.

    Он и прыгает, и скачет,

    Веселит своих зайчат.

    Зайка серенький сидит

    И ушами шевелит.

    Вот так, вот так

    Он ушами шевелит.

    «Сидит белка на тележке»

    Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого:

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки:

    Лисичке-сестричке, (Загибает: большой палец)

    Воробью,(указательный)

    Синичке,(средний)

    Мишке толстопятому,(безымянный)

    Заиньке усатому. (мизинец)

    «Солим щи»

    Перетирающие движения тремя пальцами – большим, указательным и средним)

    С целью активизации мышечных ощущений рекомендуется проводить упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.

    1. «Пальчики у нас попляшут»

    1. Пальчики у нас попляшут: (Дети вращают кисти рук)
    2. Вот они, вот они!

    В кулачки мы пальцы спрячем, (Сжимают и разжимают пальцы)

    В кулачки, в кулачки

    Пальчики опять попляшут: (перебирают пальцами)

    Вот они, вот они!

    Пальчиками мы помашем: (Встряхивают кистями рук)

    Уходи,уходи!

    «Ладошки»

     Ладошки вверх,

    Ладошки вниз,

    Ладошки на бочок –

    И сжали в кулачок.

    «Птички пьют из бочонка»

    1. Пальцы одной руки сжаты в кулак, пальцы другой руки попеременно вставляются сверху в образовавшееся отверстие в кулаке.
    2. Свиснул чижик:
    3. - Фью, фью,фью!
    4. Я с утра росинки пью.

    «Пальчик побежал»

    Пальцы ребенка сжаты в кулак. Воспитатель сгибает и разгибает большой пальчик ребенка, по возможности производит вращательные движения.

    Этот пальчик быстро встал

    И по кругу побежал. 

    «Бумажный мячик»

    Ребенку предлагается скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

    Виды упражнений:

    • кистью руки отталкивать мячик;
    • перекатывать мячик по столу.

    «В гости»

    Выполняются игровые задания с использованием тактильных дорожек.

    1. На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки (игрушки) с изображением кошки или зайки. Малышу необходимо выбрать дорожку для того, чтобы пойти в гости и повести по этой дорожке все пальчики по очереди.
    2. Ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги).

    «Следы»

    Перед ребенком на столе игрушечный домик и заранее размягченный пластилин.

    • Если к домику кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы (показывается, как оставить следы на пластилине).

    Упражнения проводятся последовательно:

    • каждым пальцем отдельно;
    • каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними);
    • указательным и средним пальцами каждой руки.

    След (загадка)

    За тобою он идет,

    Ни на шаг не отстаёт.

    «Разные следы»

    Ребенку предлагается ребенку положить следы к домику на  дорожке из пластилина (С учетом силы нажима пальцами от слабого к сильному): «К домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее».

            Таким же образом отрабатываются следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.

    «Стирка»

    На первую строчку – тереть один кулачок об другой;

    на вторую – движения ладонями вправо-влево;

    на третью – сжимать-разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья;

    на четвертую – круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны («фонарики»).

    Мы белье стирали,

    В речке полоскали,

    Выжали, развесили –

    То-то стало весело!

    «Туки-тук»

    Стучать ритмично (по слогам) пальчиками, имитируя печатание на машинке. Постучать кулачком.

    Как на пишущей машинке

    Две хорошенькие свинки

    Туки-туки-туки-тук!

    Туки-туки-туки-тук!

    И постукивают, и похрюкивают:

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк,

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк.

    «Чайничек»

    На первую строчку «нарисовать» в воздухе двумя руками полукруг (чайник), «крышечку» показать одной рукой, расположенной горизонтально;

    на вторую строчку снова одной рукой показать «крышечку», а другой рукой сделать «шишечку» (сложить пальцы в кулачок);

    «дырочка» - большой и указательный пальцы сложить колечком;

    на последнюю строчку – снова показать «дырочку», «пар» - помахать пальчиками.

    Чайничек с крышечкой,

    Крышечка с шишечкой,

    Шишечка с дырочкой,

    Из дырочки пар…

     

    1. Упражнения для пальчиковой гимнастики без речевого сопровождения

    (выполняются сидя или стоя)

    1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз);

    • ладонями вверх;
    • ладонями вниз;
    • обеих рук одновременно;
    • правой и левой по очереди.

    Выполнять с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.

    2. Вращение кистями рук (по 10 раз):

    • в правую, затем в левую сторону;
    • вовнутрь (обеими кистями);
    • наружу.

    Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны».

    3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):

    • одновременно;
    • правой, левой по очереди.

    4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз):

    • одновременно;
    • правой, левой по очереди.

    5.Чередование прогибания и выгибания.

    6. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются» (по 10-15раз):

    • пальцы правой руки - с большим пальцем правой руки;
    • пальцы левой руки - с большим пальцем левой руки;
    • то же одновременно двумя руками;
    • пальцы правой руки - с соответствующими пальцами левой.

    Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются.

    1. «Щелчки» (по 10 раз).

    1. «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10 -20 раз).

    1. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз).
    • правой руки;
    • левой руки;
    • обеих рук одновременно.

    Сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца.

    1.  « Ножницы» - разведение пальцев в стороны (по 10 раз):
    • правой, затем левой руки;

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

    Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

    Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

    На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

    Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

    Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

    Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

    Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

    Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

    Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....