Дыхательная гимнастика
материал

Цветкова Ирина Геннадьевна

Укреплять здоровье детей, научить правильно дышать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения, как профилактика заболеваний

Дыхательная гимнастика

          Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

          Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:

-укреплять физиологическое дыхание детей (без речи)

-  формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

- тренировать силу вдоха и выдоха

-развивать продолжительный выдох.

          Работа над дыханием предваряет пение песен, может быть и самостоятельным видом деятельности. Можно использовать: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой  и артикуляционной систем.

          Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки под контролем педиатра. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнений педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направления движения рук, головы, туловища.

          В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки. Затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

          Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

          Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

-вдох – громкий, короткий, активный;

-выдох- абсолютно пассивный. О выдохе думать запрещено.

- каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца)

          В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно  с движениями: хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

Комплекс дыхательной гимнастики

(по А.Н. Стрельниковой)

Упражнения основного комплекса

1. «Ладошки»

Ладушки –ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

          Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

2. «Погончики»

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

          Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

          На счет «Раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) – вдох!

          Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг другу, прижимаясь к животу на уровне пояса – выдох уходит пассивно. Норма – 4 раза.

3. «Насос»

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины

Дышим много раз подряд.

          Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

          Раз – слегка кланяемся вниз – руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена – вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые.

          Два – выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно. Норма – 4 раза.

4. «Кошка»

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь ее немножко –

Сразу замурлычет кошка!

          Дети стоят ровно и прямо; ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

         Раз – поворачиваем верхнюю часть тела вправо, слегка приседаем один раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук  одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются) – вдох.

          Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя  половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку».

          Два – в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательное движение слева – с шумным и коротким вдохом через нос. Норма – 4 раза.

5. «Обними плечи»

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю!

          Дети стоят ровно и прямо; ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом

 Одна рука должна размещаться чуть ниже.

         Раз – обнимаем себя так, чтобы локти сблизились над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!

         Норма – 4раза по 4 с перерывом на секундный отдых.

6.«Большой мячик»

Наклонилась неваляшка,

Но упасть не упадет,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

          Дети стоят ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям.

          Раз - слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям – вдох! Возвращаемся в исходное положение, но слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице. Два – запрокидываем голову вверх – вдох! Мы себя как бы обнимаем.

7. «Повороты головы»

Ежик по лесу гулял

И цветочки собирал.

Справа – белая ромашка,

Слева – розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

          «Шмыгаем» носом.

8. «Ушки»

Ай-ай-ай!

Проказник мишка!

Разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать,

Носом правильно вдыхать.

          Упражнение «часики» без остановки в средине.

9. «Маятник головой»

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

Утро начинается!

(вперед – назад)

10. «Перекаты»

Мы умеем танцевать,

Носом правильно вдыхать.

А теперь учиться будем

Перекаты выполнять!

          Дети стоят ровно и прямо. Выставляют правую ногу, левая сзади на расстоянии одного небольшого шага. Тяжесть тела посередине, руки висят  вдоль туловища.

         

Упражнения вспомогательного комплекса

«Носочки-пяточки»

1. «Носочки»

        Дети сидят на стульях, ноги согнуты под прямым углом. «Раз» - поднимаем носочки ног, упираясь пятками в пол, - вдох! Возвращаем ноги в исходное положение – выдох!

2. «Пяточки»

        Исходное положение то же.

«Раз» - на вдохе поднимаем пятки, не отрывая носки от пола.

3. «Носочки – пяточки»

        Исходное положение то же.

Поочередно поднимаем то носочки, то пяточки.

4. «Обезьянка»

        Сидя на стуле. «Раз» - с силой сжимаем кисти рук в кулаки, одновременно поджимая пальцы ног, - вдох! Расслабление и выпрямление – выдох.

5. «Насос на четвереньках»

          Дети стоят на четвереньках, упираясь коленями и ладонями в пол, руки прямые, голова опущена, шея не напряжена.

          Переносим туловище назад. На счет «раз» садимся на пятки (ступни ног вытянуты) – вдох! Руки в это время вытягиваются перед собой, но кисти рук не перемещаются. Возвращаемся в и.п. – выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...