Проблема организации двигательной активности дошкольников
статья

Шевцова Татьяна Тимуровна

Статья посвящена проблеме организации двигательной активности докшольников в современных ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема организации двигательной активности дошкольников

Двигательная активность – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. В настоящее время в системе дошкольного образования существует проблема умственных перегрузок, которые испытывают дети, и ухудшения состояния здоровья воспитанников ДОУ. Это обусловлено многими факторами, связанными с проблемами пребывания в учреждении и процессом обучения, который рассчитан на среднестатистического ребенка, большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности. В программах ДОУ не уделяется должного внимания применению оздоровительных технологий, интеграции двигательной и познавательной деятельности, времени, проводимом на свежем воздухе. Все это приводит к возникновению и обострению актуальной проблемы организации двигательной активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это наиболее активное лечебное средство. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Образовательные программы российских ДОУ предназначены для здоровых детей, количество которых, согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, приведенным в статье А.А. Антонова, составляет 10% от количества всех дошкольников. Программы ДОУ не учитывают состояние психического и физического здоровья, возможности и адаптационные ресурсы ребенка. Программа не подстраивается под каждого отдельного ребенка. Тенденция ухудшения здоровья дошкольников обуславливает необходимость физкультурно-оздоровительной работы в условиях самого ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и есть возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействия, обеспечить контроль и предоставить необходимую помощь.

В современных программах для ДОУ физическое воспитание не является приоритетным разделом. При этом физическое развитие и активная игровая деятельность являются основополагающими для ребенка дошкольного возраста.  Уровень заболеваемости связан с уровнем двигательной активности, которая должна составлять 30-40% времени бодрствования. Количество физкультурных занятий снизилось до минимума, при этом существо возрос объем и интенсивность познавательной нагрузки, были введены дополнительные дисциплины, однако отсутствие контроля и дозированности познавательной нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья детей.

Также не все ДОУ имеют достаточно средств  для улучшения материально-технического оснащения физического воспитания и оздоровительных технологий, обновления физкультурно-игрового оборудования и инвентаря, приобретения методического обеспечения. Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие важные для благоприятной жизнедеятельности особенности развития детей, что также затрудняет поддержание регулярных занятий физической культурой и активной, в том числе и игровой, деятельности.

Согласно исследованиям и работам педагога-методиста Лешковой Л.А. двигательная активность – важный фактор формирования личности ребенка. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Педагог считает важной двигательную творческую деятельность, в которой ребенок проявляет не только физические способности, но и различные личностные качества.

Малоземова И.И. и Фрайфельд И.В. считают, что уровень эмоционального благополучия ребенка напрямую связан с уровнем двигательной активности. У современных детей в отношении к различным обстоятельствам жизни наблюдаются повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных отношениях. Это является свидетельством эмоционального неблагополучия: многие дети не испытывают эмоций удовольствия, составляющих основное содержание преимущественного фона настроения, ощущения безопасности, переживания успеха в достижении целей. Исследователи считают, что необходима оптимизация двигательной деятельности — создание психолого-педагогических условий организации двигательной деятельности дошкольников в ДОУ, способствующих достижению эмоционального благополучия.

В РГПУ им. А.И. Герцена проблемами физического образования дошкольников занимается кафедра подготовки педагогов физической культуры для дошкольный учреждений. Кандидат педагогических наук Филлипова считает одной из основных проблем организации двигательной активности дошкольников является отсутствие преемственности и взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением в процессе физического совершенствования и оздоровления ребенка. Решение: привлечение родителей и детей к совместной физкультурной деятельности, совместные спортивные и игровые мероприятия.

Проблема двигательной активности является в наше время является одной из наиболее актуальных и серьезных. Немногие сейчас признают самоценность детства и понимают, что дошкольное учреждение не только осуществляет образовательную деятельность; научно-технический прогресс способствует постепенному снижению двигательной активности человека до минимума, при том что именно двигательная деятельность, двигательное творчество и активность являются основополагающими факторами разностороннего развития ребенка дошкольного возраста. Дошкольного учебное учреждение  охватывает все сферы развития ребенка, связанные между собой, и физическая составляющая системы дошкольного образования несомненно остается одной из важнейших.

Список литературы:

  1. Антонов А.А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник БФУ им. И. Канта. 2010.  №11. URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-doshkolnogo-obrazovaniya
  2. Лешкова Л.А. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников // Информационно-методический портал. URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/interesnyiy-pedagogicheskiy-opyit/news2774.html
  3. Малоземова И.И., Фрайфельд И.В. Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста как условие достижения эмоционального благополучия // http://www.science-education.ru/103-6511
  4. Физическая культура: Научно-методический журнал. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N4/p50-53.htm
  5. Филиппова О.С. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы развития // Физическая культура: Научно-методический журнал. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2000N3/p57-63.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

Тематический контроль «Организация двигательной активности дошкольников в течение дня».

Оценка создания условий:в группахОценка планирования работыОрганизация  режимных моментов. Оценка профессионального мастерства педагога. Обследование уровня развития двигательной актив...

«Рекомендации для педагогов по организации двигательной активности дошкольников на прогулке зимой "Снежные фигуры для здоровья и радости"

Важным направлением в формировании у детей  интереса к двигательной активности является правильно организованная  двигательная предметно-развивающая среда на участке. Она должна носить...

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...