Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня
материал по физкультуре на тему

Фадеенко Анна Геннадьевна

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. 

Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня»

Фадеенко А.Г.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Одна из основных причин данных заболеваний – малоподвижный образ жизни ребенка.

В связи с этим необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности…».

Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей:

-  физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием,

- физкультурные уголки в групповых комнатах,

- дорожки здоровья.

- участок для прогулок должен иметь  веранды, скамейки, горки, лианы, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.

- физкультурная площадка на территории детского сада оборудованная всем необходимым для занятий и двигательной активности детей ( волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений.

- каждая группа должна иметь достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в нашей группе проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности (Таблица 1).

 По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.

Таблица 1

Форма организации двигательной активности в режиме дня

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Подготовительные группы

Зарядка, утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 минут

Упражнения после дневного сна, гимнастика после сна

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

Подвижные игры

6-10 минут 2-4 раза в день

10-15 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Физкультурные упражнения на прогулке

10-12 минут

10-15 минут

10-15 минут

10-15 минут

Спортивные развлечения

20 минут в месяц

30 минут в месяц

30 минут в месяц

40-50 минут в месяц

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно

 Гимнастика после сна – «гимнастика пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати.

Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

Занятия в нашей группе мы стараемся организовать таким образом, чтобы были включены различные виды деятельности, малоподвижные игры и физкультминутки.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения.

Также проводим физкультминутки, пальчиковые  игры, упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика. Данные виды двигательной активности применяются во время организационных моментов, во время перехода от динамичных игр к более спокойным, переключения детей к другим видам деятельности. 

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются подвижные игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Организация двигательного режима

Формы организации   

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Поготов. к школе группа

Утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 мин

Хороводная игра или игра средней подвижности

2-3 мин

2-3 мин

3-5 мин

3-5 мин

Физминутка во время занятия

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

Динамическая пауза между занятиями (если нет занятий по  физкультуре  или муз)

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

Подвижная игра на прогулке

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

8-10 мин

10-12 мин

10-15 мин

10-15 мин

Динамический час на прогулке

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Физкультурные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Музыкальные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Гимнастика после дневного сна

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

Спортивные развлечения

20мин
1 раз/мес

30 мин
1 раз/мес

30 мин
1 раз/мес

40-50 мин
1 раз/мес

Спортивные праздники

20 мин
2 раза/год

40 мин
2/год

60-90 мин
2/год

60-90 мин
2/год

День здоровья

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Подвижные игры во 2 половине дня

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Прогулки, походы

 

 

1 час
1 раз/квартал

1,5 часа
1 раз/квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Организация двигательного режима

Форма организации двигательной активности в режиме дня

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Подготовительные группы

Зарядка, утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 минут

Упражнения после дневного сна, гимнастика после сна

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

Подвижные игры

6-10 минут 2-4 раза в день

10-15 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Физкультурные упражнения на прогулке

10-12 минут

10-15 минут

10-15 минут

10-15 минут

Спортивные развлечения

20 минут в месяц

30 минут в месяц

30 минут в месяц

40-50 минут в месяц

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно