Организации двигательной активности детей в режиме дня.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Осипова Людмила Александровна

Формы организации двигательной деятельности дошкольников:

• утренняя гимнастика;

      • Подвижные игры;

• Физкультминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost_v_rezhimnyh_protsessah.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организации двигательной активности детей в режиме дня». 

 Формы организации двигательной деятельности дошкольников:

• занятия по физическому развитию;

• утренняя гимнастика;

      • Подвижные игры;

• Физкультминутки;

• гимнастика после сна;

• закаливающие процедуры;

• самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.

 

  1. Утренняя зарядка  – обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.

Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную работу в течение всего дня. А если тренировка пройдёт под музыку и в увлекательной форме, то и настроение будет на подъёме! Зарядка заряжает бодростью, энергией, чувством радости.

Значение (можете увидеть на экране. Не читаю) – снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам; ребёнок получает заряд бодрости на целый день.

Утренняя зарядка должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 6-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от сезона  и погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

Традиционная зарядка, непродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе.

Сюжетная форма утренней зарядки, обыгрывание какого-нибудь сюжета:  «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др. Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений.

Зарядка игрового характера, построенная  на основе подвижных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения.  Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети старших группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры.

Зарядка с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием традиционного и нетрадиционного  оборудования. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и  доставляет радость детям.

Оздоровительный бег (проводится на участке с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

Ритмическая форма проведения. Движение под музыку - любимое занятие детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, которая  делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.

(выполняем комплекс зарядки с участниками МО).

 

  1. Подвижные игры:

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. 

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

(на экране в это время слайд с задачами. Я их не читаю):

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование имеющихся у детей навыков основных движений  

  путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут.

Подвижные игры классифицируются:

  • по возрасту;
  • по степени подвижности ребенка в игре (игры  малой, средней, большой подвижности);
  • по видам движений (игры с бегом, метание, прыжки  и так далее);
  • по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Алгоритм проведения подвижной игры включает в себя следующие пункты: (самостоятельно  расставляют последовательность на мольберте, затем сверяем  с презентацией)

1. Подготовка к проведению игры;.

2. Организация играющих;

3. Руководство процессом игры;

4. Подведение итогов игры.

Подготовка к проведению игры начинается с выбора игры, который зависит от задач занятия. При этом должны учитываться возрастные особенности детей, уровень их развития и физической подготовленности, количество детей, условия проведения игры, интересы детей, состояние их здоровья.

Для проведения игры должно быть подготовлено место проведения. На участке ДОУ это может быть ровная площадка со специальной разметкой, зеленая лужайка. Зимой площадку для игры необходимо очистить от снега.

При проведении игр в помещении необходимо убрать посторонние предметы, которые могут мешать движениям детей.

Для проведения подвижных игр используются различные пособия: атрибуты, спортивный инвентарь и др. Желательно, чтобы все предметы были яркими, красочными, заметными в игре, соответствующими силам детей. Количество пособий для игры должно быть равным количеству детей.

Подобрав игру, педагог должен продумать ее ход, предугадать положительные и отрицательные моменты, которые могут возникнуть в ходе игры, предварительно наметить первого водящего. Должен продумать, как лучше предотвратить нежелательные моменты.

Организация играющих предусматривает:

1. Размещение играющих и месторасположения руководителя при  объяснении игры.

2. Объяснение игры.

3. Выделение водящих (считалка, жеребьёвка и т.д.).

4. Распределение на команды и выбор капитанов.

Очень важным является процесс руководства игрой, который включает в себя:

1. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих.

2. Судейство.

3. Дозировку нагрузки.

4. Окончание игры.

Игру следует начинать организованно и своевременно, поскольку задержка снижает готовность детей к игре. Игру следует начинать по условному сигналу. Педагогу необходимо заинтересовать детей игрой.

Необходимо следить за выполнением правил игры, воспитывать сознательное отношение к их исполнению, направлять детей на товарищеские поступки. Следует избегать излишнего возбуждения, проявления отрицательных эмоций.

Судейство игры имеет особое значение. Педагогу в качестве судьи следует находить такое место, чтобы он видел всех детей.

 Нагрузку в игре следует обязательно дозировать путем увеличения или уменьшения продолжительности игры, изменения размеров игровой площадки, времени игры, количества ее повторений и другими способами.

Окончание игры должно быть своевременным. Момент окончания игры определяется по снижению интереса играющих, по степени их утомления. После окончания игры следует подвести ее итоги, отметив положительные и отрицательные моменты. Завершать подведение итогов следует на положительных аспектах игры. Младших дошкольников – похвалить и переключить на более спокойный вид деятельности;

В старших группах- отметить положительные и отрицательные моменты; проводить в интересной, занимательной форме, привлекать к обсуждению всех детей.

(предложить разделиться на 2 подгруппы.

 Участники проводят  2 п/игры. Анализируем)

  1. Физкультминутки -  (определение на экране. Я его не читаю)

это физические упражнения, направленные на

восстановление работоспособности детей, улучшение их  

самочувствия,

повышение внимания, предупреждения нарушений осанки, т.е. на

оздоровление организма детей.

Физминутки проводятся в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 3 минут, по СанПиНу. В комплексы, помимо физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.

Основные формы проведения физкультминуток:

  • В форме общеразвивающих упражненийОбщеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются  3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
  • В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
  • В форме дидактической игры с движениемТакие физкультминутки хорошо вписываются в образовательную деятельность по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике.
  • В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
  • В форме выполнения движений под текст стихотворения Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом.
  • В форме любого двигательного действия и заданияВозможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст); трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток

  • Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин. образовательной деятельности – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
  • Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
  •  Упражнения должны быть удобны для проведения на ограниченной площади.
  • Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем организма.
  • Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
  • Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

(можно провести 2 физминутки с присутствующими, они определят, к какой форме   относятся)

Уважаемые педагоги, от нас с вами  зависит  насколько насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность будет предложена детям для того, чтобы реализовать главную их потребность в дошкольном возрасте — потребность в движении. Играйте со своими воспитанниками, передавайте им свой опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...

Организация двигательной активности воспитанников в режиме дня в условиях реализации ФГОС

    В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкол...

Организация двигательной активности детей в режиме дня

laquo;Двигательная активность дошкольников в образовательном процессе ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов об организации двигательной деятельности детей в режиме дня.Форма проведения:...

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности в условиях режима самоизоляции

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности в условиях режима самоизоляции...

Рациональная организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение к...