Организация двигательной активности воспитанников в режиме дня в условиях реализации ФГОС
консультация по физкультуре на тему

Путинцева Наталья Александровна

      В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).

Содержание общеобразовательной Программы должно охватывать:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательно развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

     ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

     Двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.

 

                 Реализация процесса интеграции, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.

                В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие  представлений детей о здоровье.

Задачи образовательной области «Физическое развитие»

•      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

•      обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;

•      обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

•      создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

•      формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

            На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.      

           Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

      

       Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

        Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Двигательная активность способствует:

•       повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

•       росту физической работоспособности;

•       нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

•       появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Формы двигательной активности

•       Учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.   

•       Утренняя гимнастика

•       Гимнастика после дневного сна.

•       Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

•       Физкультминутка.

•       Самостоятельная двигательная активность.

         С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения.

         К таким занятиям относятся:

•       оздоровительный бег на воздухе;

•       пробежки по массажным дорожкам;

•       двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

•       индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

•       корригирующая гимнастика.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС

        1.Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциалапространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

         2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность двигательной активности детей.

        3.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-     

        насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и    

        безопасной.

         Образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным,      

         оздоровительным оборудованием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...

Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС

В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития ...

« Формы организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС»

Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну....

Консультация - тренинг для воспитателей "Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС" 24.09.16

Расширение и активизации педагогов в вопросах организации двигательной активности детей в условиях реализации ФГОС....

Тренинг по теме «Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС»

Материал для повышения уровня педагогической компетенции воспитателей по организации двигательного режима в ДОУ...

Презентацция "Организация Двигательной активности дошкольников в режиме дня в соответствии с ФГОС ДО"

Повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме организации двигательной активности дошкольников в режиме дня....