Проект «Здоровый образ жизни – от слов к делу!»
проект

Сопина Елена Валерьевна

«Социальное партнерство семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей»

Проект «Здоровый образ жизни – от слов к делу!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

 «Социальное партнерство семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей»

Проект «Здоровый образ жизни – от слов к делу!»

Пояснительная записка:

Ребенка, приходящего  в этот мир, часто сравнивают с чистым  листом бумаги. И  то, каким станет ребёнок, зависит от взрослых, которые его окружают. Думаем, что это верно подмечено.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация педагогов ДОУ, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства,  согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (родители-дети-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщения и взрослых и детей к здоровому образу жизни.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями в процессе приобщения родителей и дошкольников к здоровому образу жизни исследуется в форме проектировочной деятельности. Новизна проектазаключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности, с учётом регионального компонента, в том числе приобщение детей к здоровому образу жизни на  примере родителей.

Цель проекта: приобщение семей воспитанников к ведению здорового образа жизни.

Задачи:

  • активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни;
  • побудить родителей к совместной деятельности, к сотрудничеству с педагогами;
  • формировать педагогическую грамотность родителей;
  • формировать желание вести здоровый образ жизни в семье, быть примером для подражания;
  • установить единство средств воспитания и обучения ребенка в семье и ДОУ;
  • повысить авторитет педагогов, работающих в ДОУ.

Механизмы реализации проекта:

Аналитический:

  • изучение семейного опыта с целью выяснения настоящей ситуации по ведению здорового образа жизни, потенциальных возможностей семьи;
  • наблюдения за детьми в сюжетно-ролевых играх, где дошкольники воспроизводят привычные, для них формы поведения, общения;
  • сбор информации о конкретных проблемах, которые хотели бы решить родители совместно с педагогами.

Основной:

  • создание творческой группы педагогов, реализующих проект;
  • самообразование педагогов в процессе работы над проектом, изучение методической литературы по теме проекта;
  • работа над теоретической частью проекта;
  • анкетирование родителей по вопросам здорового образа жизни в семье;
  • сбор информации об ожиданиях родителей в рамках работы по данной теме;
  • проведение родительских собраний, круглых столов с целью ознакомления родителей с целью и задачами проекта, выявления теоретических знаний по теме;
  • привлечение семей к проведению мероприятий, которые организуют педагоги ДОУ;
  • анализ результатов работы.

Заключительный:

  • подключение родителей к написанию статей о работе семьи и ДОУ;
  • презентация проекта. Распространение опыта работы среди ДОУ города, края.

Ожидаемые результаты:

  • снизится заболеваемость детей в ДОУ, повысится уровень физической подготовленности и двигательной активности детей;
  • в семьях воспитанников станет привычкой вести здоровый образ жизни;
  • станет на порядок выше уровень педагогической грамотности родителей;
  • установится тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ;
  • пополнится методическая копилка ДОУ (видеофильмы, картотека игр, обобщение опыта и т.д.);
  • произойдут изменения в предметно-развивающей среде ДОУ;
  • воспитательно-образовательный процесс будет осуществляться на более высоком уровне;
  • повысится авторитет работников ДОУ;
  •  будет обобщен и транслирован опыт работы.

Принципы:

- приоритетность сохранения и укрепления здоровья ребенка;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

- дифференциация и интеграция подходов к развитию воспитанников ДОУ;

- систематичность и последовательность действий при взаимодействии с воспитанниками и родителями;

- партнёрские отношения всех субъектов образовательного процесса;

- учет интересов и потребностей родителей;

- доверие и взаимопонимание участников проекта.

Условия проведения экспериментальной работы:

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей:

  • в методическом кабинете собрано большое количество методической литературы по здоровому образу жизни, физкультурно-оздоровительной работе, валеологии, физиологии детей дошкольного возраста и семейному воспитанию;
  • функционируют спортивный зал, 2 спортивные площадки для разных возрастных групп, есть спортивно-игровое оборудование на площадках каждой возрастной группы;
  • спортивный зал оборудован современным спортивно-игровым оборудованием, в том числе детскими тренажёрами;
  • в летнее время функционирует надувной плавательный бассейн;
  • в каждой группе имеются физкультурные уголки, где есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики пробуждения, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Участники проекта:

Заведующий, старший воспитатель, педагоги творческой проектной группы, старшая медицинская сестра, педиатр, дети и родители 2-х младших групп.

Ход экспериментальной деятельности:

  1. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения настоящей ситуации по ведению здорового образа жизни, потенциальных возможностей семьи.
  2. Анализ анкет.
  3. Выводы.
  4. Планирование работы с детьми и родителями на учебный год.

Примерная годовая циклограмма мероприятий, проводимых в рамках проекта «Здоровый образ жизни – от слов к делу!»

Срок

Мероприятие

Цель

Ответственные

сентябрь

Диагностика детей «Уровень физической подготовленности и двигательной активности детей»

Анализ состояния физической подготовленности и двигательной активности детей ДОУ

Инструктор по физической культуре

Мониторинг состояния здоровья детей

Анализ состояния здоровья детей ДОУ

Заведующий

Старшая медсестра
Педиатр

Анкетирование родителей «Роль родителей в воспитании здорового ребенка, приобщении к ЗОЖ»

Выявление роли родителей в формировании основ здорового образа жизни и приобщения детей к физической культуре.

Воспитатели творческих групп

Анкетирование педагогов «Как я воспитываю здорового ребёнка и приобщаю к ЗОЖ»

Выявление отношения педагогов к своему здоровью, здоровью своего ребёнка и здоровому образу жизни.

Старший воспитатель

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и родителей «Создание здоровьесберегающего пространства в детском саду и дома»

Повышение профессиональной компетентности педагогов и повышение компетентности родителей в вопросах организации здоровьесберегающего пространства

Старший воспитатель

октябрь-

август

 (на спорт-площадке)

Проведение ежедневной утренней зарядки для детей и родителей

Формирование привычки получать заряд бодрости перед рабочим днём

Воспитатели творческой группы, представители родительской общественности

по субботам

с 8.00

до 10.00

Тренировки воспитателей и родителей с детьми на развитие силы, ловкости, выносливости

(с учетом индивидуальных особенностей)

Обеспечение физического развития и оздоровления детей и взрослых в процессе совместной  

Инструктор по физической культуре

по субботам

с11.00

до 12.00

3 раза в месяц

Спортивные эстафеты «Семья – это семь Я»

Распространение семейного опыта физического развития и оздоровления детей
Гармонизация отношения детей и взрослых.

Инструктор по физической культуре
Родители
Воспитатели

по субботам

с16.00

до 17.00

 Коллективное посещение бассейна или выезд на море в летнее время

Обеспечение физического развития и оздоровления детей в процессе совместной с родителями деятельности

Инструктор по плаванию

1 раз в квартал

 «Малые Олимпийские игры» - спортивный праздник

Формирование у детей представлений об Олимпийских играх. Приобщение родителей к участию в совместных спортивных состязаниях.

Инструктор по физической культуре
Воспитатели творческой группы

1 раз в квартал

  «Непослушные мячи» - спортивный праздник

Ознакомить с новыми свойствами предмета и повторить ранее изученные упражнения с мячом.

Инструктор по физической культуре
Воспитатели творческой группы

1 раз в квартал

  «Зоологические забеги» - спортивный праздник

Создавать радостное настроение, совершенствовать двигательные умения и навыки. Имитация движений, подражая животным.

Инструктор по физической культуре
Воспитатели творческой группы

1 раз в квартал

   «Путешествие с колобком» - спортивный праздник

Выполнение физических упражнений по предложенным воспитателем условиям – с подбором знакомых детям движений по сюжету сказки. Развитие выносливости. Воспитание взаимовыручки, дружбы, организованности.

Инструктор по физической культуре
Воспитатели творческой группы

февраль,

сентябрь

Мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

Анализ изменений состояния здоровья и физического развития детей ДОУ за полугодие и год реализации проекта.

Заведующий

Старшая медсестра
Педиатр

Презентация проекта. Создание видеоролика «Здоровый образ жизни – от слов к делу!»

Демонстрация итогов проектной деятельности детей, воспитателей и родителей

Старший воспитатель
Воспитатели

Создание методического материала. Представление на городских и региональных конкурсах.

Распространение опыта работы ДОУ по приобщению семей к ЗОЖ.

Старший воспитатель
Заведующая

        Приступая к выполнению проекта, нами были разработаны консультации и папки передвижки на тему «Выбирать вам или быть здоровыми, или болеть», «Не лечите самостоятельно», «Откуда берётся здоровье», «Здоровый образ формируется в семье» (Приложение Г). Были выпущены буклеты на тему «Помоги мне мама быть здоровым!», «А правильно ли мы чистим зубы?», «Ребёнок и табачный дымнесовместимы!».

     С родителями был просмотрен документальный фильм оздоровления детей по методике семьи Никитиных, которые пропагандировали своё отношение к здоровому образу жизни в советские времена в 1965 году. Этот фильм должен был продемонстрировать на примере других семей, что никогда не поздно начать всё сначала и родители это пример для своих детей, потому что дети, видя здоровый образ жизни своих родителей, стремятся кэтому сами.

Темы консультаций для родителей.

1. Как отучить ребёнка вредным привычкам

2. Психологические расстройства ребёнка

3. Как и с чего начать закаливание

4. Как правильно составить меню дома

5. Как правильно одеть ребёнка на прогулку по сезону, непереохлаждая и не укутывая ребёнка.

6. Как отучить ребёнка от продуктов питания, которые приносятвред.

Ссылаясь на пожелания родителей, педагогами были внесеныизменения в план мероприятий, которые были успешно проведены вместе сродителями:

- развлечения: «Ох уж эти микробы», «Объявим войну болявочке»;

- спортивные праздники: «Детская олимпиада», «Я и моя спортивнаясемья»;

- проведены досуги с детьми: «Что я ем – расследование сыщикаОбжорки», «Закаляться и смеяться»;

- были организованы: экскурсии в больницу, в аптеку, в осенний лес.

Во время экскурсий воспитатель рассказывала детям о правилах поведения на детских постройках, тем самым прививала детям правила безопасности на прогулке.

Родители при совместных мероприятиях увидели, как педагоги стараются и как относятся к их детям, что повлекло доверительные отношения между педагогами и родителями, ведь это очень важно, когда родитель может доверить своего ребёнка педагогу.

Во время режимных моментов педагог проводила с детьми дидактические игры: «Мой маленький организм», «Тело человека», «Правильно и неправильно» – о безопасном поведении дома, «Одень куклу на улицу» и т.д., педагог продолжала формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков, закрепляла практические умения мытья рук и лица, учила видеть красоту в чистоте и опрятности. Использовала художественное слово потешки при умывании, при расчёсывании волос, при приёме пищи, при одевании и т.д. Разучивала стихи А. Барто «Девочка чумазая», К. Смирнов «Отступись болезнь», в вечернее время были просмотрены мультфильмы «Айболит», «Как бегемот боялся прививки», «Почему у крокодила болят зубы», «Кто утро начинает с зарядки у того дела в порядке» - о пользе режима в утренние часы. В индивидуальной работе с детьми педагог использовала заучивание пословиц и поговорок о здоровье и здоровом образе жизни (Приложение Д). Вместе с детьми составляла сказки-малютки, в которых дети старались вложить свои переживания и истории из личного опыта.

Большое значение для формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста имеет времяпровождение на прогулке, педагог напоминает при каждой прогулке, что чистый воздух – это здоровые лёгкие, это голова отдыхает от проведённого времени в группе, это прочищаются носовые проходы, на прогулке можно выплеснуть свои как отрицательные, так и положительные эмоции, что чистый воздух способствует хорошему аппетиту. Во время прогулки ребёнок получает закаливающие процедуры, потому что в детском саду дети гуляют и в тёплое, и в холодное время года. Чем больше ребёнок двигается и занимается спортом на свежем воздухе, тем реже ребёнок болеет.

В ходе эксперимента мы использовали подвижные игры с элементами спорта «Футбол», «Хоккей», «Волейбол», «Баскетбол», виды такого спорта очень распространены в нашей стране. Они развивали физические качества детей: скорость, выносливость, ловкость, гибкость и др. А также укрепляли опорно – двигательный аппарат детей. Мы устраивали турниры с шашками, ведь такие игрыразвивают мозговую активность.

В группе ведётся сквозное проветривание, когда, дети отсутствуют в группе. Большое количество свежего воздуха и солнечного света благоприятно влияет на детей. Чтобы очистить воздух в группе педагоги развели комнатные цветытакие как: хлорофитум, постоянно соблюдается температурный режим в пределах 20°.

Вовремятихого часа дети спят в зимний период без маек, при «режиме» окна на проветривание, что способствует лучшему кровообращению, лёгкому и крепкомусну. После сна дети всегда выполняли закаливающие процедуры и всегда чередовали (обтирание ног прохладной водой, хождение по солевым дорожкам, массажирование и обтирание тела массажной рукавичкой, хождение по ребристой дорожке).

Мы, коллектив дошкольного учреждения, стараемся привить детям, как правильно питаться – это ещё одна составляющая здорового образа жизни. К сожалению, в нашем мире даже самые обычные продукты на первый взгляд, могут оказаться вредными для здоровья, поэтому наш повар ведёт тщательную обработку продуктов и уже из этих продуктов варит вкусные завтраки, обеды и полдники. В нашем детском саду ведётся витаминизация третьих блюд. Для профилактики простудных заболеваний воспитатель в феврале делала маленький огород на подоконнике и вместе с детьми сеяли укроп, петрушку, садили лук, чеснок. Это ещё было и отличным наблюдением за тем, как растения всходят и радуют своей зеленью и урожаем, в начале апреля дети и воспитатель собирали первый урожай, приглашая родителей посмотреть, какую большую работу, они провели с зарисовками, с отметками в уголке природы на стенде наблюдения. Все от этого получили положительный заряд энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект."Здоровый образ жизни - Здоровый дошкольник"

•Создание условий для физического развития каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому ...

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ЭТО ЗДОРОВО».

Проект "Здоровый образ жизни"...

Проект "Здоровый образ жизни с детства – путь к здоровью навсегда"

Цель проекта: создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Здоровый образ жизни - это здоровье"

Срок проекта -одна неделя. Участники проекта: Воспитатель, воспитанники средней группы и родители. Проблема: недостаточно сформированная работа с семьями по проблемам физического воспитания и оздоровл...

презентация проекта: Здоровый образ жизни-это здорово"

Презентация проекта в подготовительной группе "Здоровый образ жизни"...