Экологическое воспитание и развитие в игровой форме деятельности младших дошкольников
консультация (младшая группа)

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание  и развитие в игровой форме деятельности младших дошкольников

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

К плохой среде обитания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.

Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения: необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Обретение экологической культуры, экологического сознания - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игру называют «королевой детства» (Д.Б.Эльконин). При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребёнка. Игра — средство многостороннее:

l  это самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности;

l  это средство сплочения детской общности;

l  это метод организации других видов деятельности;

l  это способ общения.

 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за действиями - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольников) с процессом накопления представлений о природе — вопрос малоисследованный, но перспективный. Можно предположить, что нахождение оптимальных путей включения элементов сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей: обеспечит совершенствование методики дошкольного природоведения; обогатит содержание и способы самостоятельной игровой деятельности младших дошкольников. Особо важным достижением при этом может быть более успешное воспитание у детей бережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению, что актуально для решения вопросов экологического воспитания малышей.

В последние десятилетия на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов. Д.Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в возрастном развитии ребёнка. Исследователем установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.

Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

 Виды игр

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность малышам оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят младших дошкольников к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать, «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т.д.

П о д в и ж н ы е и г р ы природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т.д.), идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Особое влияние на игры младших дошкольников оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр. Кроме этого, необходимо создавать определённые условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек — животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т.д.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других — нет? Почему вода бывает жидкой и твёрдой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении?

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики, столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.

Экспериментальный центр

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, поэтому воспитатель, используя различные ситуации накапливает и расширяет его. Камни, песок, вода, присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображения, а так же мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, и строят горки, дорожки и другие; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают , какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого-нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются из группы в природную среду и наоборот.

Экологический центр.

В решении задач по экологическому воспитанию может уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения. В процессе ухода за ними, дети получают, представленные о многообразии растительного мира на земле, о том как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать. Поэтому уголок живой природы оказывает воспитательное значение на детей. Они становятся любознательными, добрыми, чуткими по отношению к окружающим. В процессе систематического ухода за растениями, у детей появляется интерес к природе. Всё это помогает воспитать гармонически развитую личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей группе значительное внимание уделяется работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания и сотрудничества.

Воспитывать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, на сколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад уровень, качество и стиль жизни, семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому , прежде чем начать экологическую работу с детьми стараюсь проинформировать родителей

-провожу родительское собрание «Экологическое воспитание младших дошкольников в детском саду»

-оформляю папки-передвижки, по теме «Ребенок и природа»

-предлагаю родителям сходить с детьми в лес на экскурсию, собрать природный материал вместе с детьми

-организовываю выставку работ по теме : Поделки из природного материала», фотовыставку «Мой выходной»

-заинтересовываю в  участии, конкурсах на уровне ДОУ по экологическому воспитанию

-предлагаю родителям прочитать детям художественную литературу экологического содержания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1.  Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании в детском саду». Москва «Просвещение».2006г.

2.  Л.М Потапова. Популярное пособие для педагогов и родителей «Детям о природе, экология в играх». Ярославль, 2000г.

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

4. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Москва. Мозаика-Синтез.2014г.

Автор Шилова Н.В. воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников.  

использовании игры в экологическом воспитании дошкольников...

Экологическое воспитаниеи развитие младших дошкольников в игровой деятельности

Экологическое воспитание дошкольников посредством игры....

Программа развития свободной предметно-игровой деятельности младших дошкольников «Растем играя».

Ребенок младщего дошкольного возраста, это прежде всего неутомимый деятель. Играя дети лучше усваивают содержание игры. В игре закрепляються диаолгоическоая речь приобретенная навыками ранее. Чем полн...

Формирование экологических основ в игровой деятельности младших дошкольников

К плохой среде обитания особенно чувствительны дети. Дети находятся в особо неблагоприятных условиях....

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».

Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....