Формирование экологических основ в игровой деятельности младших дошкольников
консультация на тему

Кадыркаева Эльвина Айсеевна

К плохой среде обитания особенно чувствительны дети. Дети находятся в особо неблагоприятных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологических основ в игровой деятельности младших дошкольников

К плохой среде обитания особенно чувствительны дети. Дети находятся в особо неблагоприятных условиях.

Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения: необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Целью данной работы является раскрыть возможности игровой деятельности как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. В работе поставлены следующие задачи: показать значение и вполне обоснованную возможность использования сюжетно-ролевой игры в рамках экологического воспитания; дать конкретные образцы игровых обучающих ситуаций и раскрыть механизм их применения в практике работы с детьми. Объектом исследования является игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Особенности деятельности дошкольника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игру называют «королевой детства» (Д.Б.Эльконин). При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребёнка. Игра — средство многостороннее:

  • это самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности;
  • это средство сплочения детской общности;
  • это метод организации других видов деятельности;
  • это способ общения.

Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие — дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая тем самым умственные операции. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят следующим образом:

бытовые (игры в семью, детский сад)

производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин)

общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи.

Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за действиями - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольников) с процессом накопления представлений о природе — вопрос малоисследованный, но перспективный. Можно предположить, что нахождение оптимальных путей включения элементов сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей: обеспечит совершенствование методики дошкольного природоведения; обогатит содержание и способы самостоятельной игровой деятельности младших дошкольников. Особо важным достижением при этом может быть более успешное воспитание у детей бережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению, что актуально для решения вопросов экологического воспитания малышей.

Можно не сомневаться, что чем чаще воспитатель будет использовать игру на занятиях, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется их влияние на самостоятельную игровую деятельность.

В работе с детьми можно использовать разные виды игр.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность малышам оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят младших дошкольников к умению обобщать и классифицировать.

П о д в и ж н ы е и г р ы природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т.д.), идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики, столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.

Ценность природного материала — в возможности его разнообразного использования, что помогает открывать детям все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на прогулке

Организация  двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на прогулке...

Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников.  

использовании игры в экологическом воспитании дошкольников...

Открытое занятие по театрально-игровой деятельности младших дошкольников на основе фольклорного материала.

Открытое занятие по театрально-игровой деятельности младших дошкольников на основе фольклорного материала.Цель:Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности.Формировать умение следить за ра...

Игровая деятельность младших дошкольников

В процессе развития ребенка и формирование его личности большое значение имеют игры....

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников как средства социализации дошкольников.

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников (далее – Модель) представляет из себя некую систему компоновки игр различного вида и направленности, демонстрирует педагогическим раб...