Консультация
консультация

Михайлова Светлана Анатольевна
Полезная информация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:«Организация питания детей и формирование

эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за

столом»

Подготовила:

Михайлова С.А.

Еда - наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение.

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

  • немаловажную роль в этом играют помощники воспитателей. Для того, чтобы правильно вести работу по организации питания детей в детском саду, необходима слаженная работа воспитателя и его помощника, нужно знать особенности организации питания детей в разных возрастных группах, задачи, которые решаются в процессе этой организации и некоторые возрастные и индивидуальные особенности детей.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

При организации питания важно:

  • создание условий в группе;
  • формирование КГН у детей;

  • развитие у детей трудовой деятельности.

  • процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; кушать молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Однако не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в детском саду. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

2

Группа раннего возраста (2 -3 года)

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого, а затем самостроятельно);

  • садиться за стул;

  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой, опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
  • благодарить после еды.

Младшая группа (3 -4 года)

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом. 

 

Средняя группа (4 -5 лет)

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Старшая группа (5 -6 лет)

  • закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом);

  • есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

  • продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная к школе группа (6 -7 лет)

  • закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.

Перед тем, как идти на кухню за блюдами, помощник воспитателя протирает столы горячей водой с мылом специальной ветошью, моет руки, переодевает халат.

3

Помощник воспитателя все готовые блюда получает на кухне, согласно графику раздачи пищи.

Затем выставляет всю нужную для сервировки посуду на раздаточный стол, а дежурные, вымыв руки, расставляют ее на детские столы.

Дежурство вводится со второй половины учебного года в группе младшего возраста.

Общие требования к организации дежурства:

  • недопустимо брать дежурных на кухню для получения пищи;
  • дежурство носит характер поручений;
  • единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

  • обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

  • назначают по 2 дежурных из группы;
  • поощрение и благодарность за помощь;
  • младший возраст:

  • к концу года можно оформить «Уголок дежурств» и научить детей пользоваться его информацией;

  • раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

  • средний возраст:

  • сервировка стола под руководством взрослого;

  • уборка использованных салфеток;

  • составление грязной посуды стопкой в центре стола.

  • старший возраст:

  • сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);

  • размещение бумажных салфеток в салфетницах (нарезание, складывание);

  • уборка грязной посуды и использованных салфеток.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно объявить с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к приему пищи?

Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи:

  • бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо);

4

  • тарелка под хлеб ставится в центре стола;

  • справа от индивидуальной тарелки кладут столовые приборы: ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз; если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. То, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет. При этом вилку держат в правой руке, а левой придерживают тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные под краем);

  • если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку;
  • все блюда разливаются согласно возрастной норме;
  • раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной;

  • для детей младшего возраста возможно деление пирожка, булочки пополам (разрезание);

  • по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки.

Порядок раздачи пищи:

  • компот, кисель и т. д. (Наливают половником,чашку не допускается держатьнад кастрюлей).

  • суп (Кастрюлю с супом допускается ставить на стол.Тарелку нельзя держатьнад кастрюлей).

Перед тем, как сесть за стол, дети идут мыть руки с мылом.

После раздачи первого блюда, воспитатель приглашает детей за стол.

Нельзя заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожидании начала еды.

Второе блюдо ставят на стол только тогда,когда ребенок съел первое.

Воспитатель следит, чтобы подаваемая детям пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму (котлету и кусок запеканки не разламывают).

Во время приема пищи воспитатель создает у детей положительное отношение к еде, называет блюдо, рассказывает детям из чего оно приготовлено, рассказывает о его пользе.

Неразрывно с приемом пищи и воспитание культурно-гигиеническихнавыков. Воспитатель учит:

  • правильно сидеть во время еды;
  • аккуратно есть;

  • тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • пользоваться салфеткой.

Помощник воспитателя помогает воспитателю в этих вопросах.

5

Во время приема пищи воспитатель и его помощник следят, чтобы в процессе еды за столами детей всегда было чисто, говорят с детьми не громко, обращаясь к конкретному ребенку.

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу раннего возраста и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать - не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не крутится (при условии, если взрослыми ведётся систематическая работа по воспитанию культуры питания).

  • группах раннего возраста воспитатель и его помощник докармливают детей, сидя на стульчике справа от ребенка, пользуясь его ложкой.

За что можно похвалить ребенка во время еды?

  • сидит ровно;

  • не балуется (не крутится) за столом;
  • не облизывает пальцы, а вытирает салфеткой;

  • правильно держит ложку (вилку);
  • не набирает полную ложку;
  • не проливает (просыпает) на стол;

  • не набивает полный рот едой;
  • бесшумно жуёт;
  • наклоняется над тарелкой и др.

После приема пищи малыши оставляют посуду на столе. Старшие дети убирают посуду сами.

Профессиональная обязанность воспитателя -обучить ребенка правиламповедения за столом. Помощник воспитателя помогает ему в этом.

При проведении любого процесса, где мы формируем навыки у детей, главная роль принадлежит непосредственно взрослому. Только при правильных воспитательных подходах и воздействиях можно сформировать организованное поведение детей, обучить их соответствующим умениям и воспитать у них культурно-гигиенические навыки и правила поведения.

Проблемы с питанием: плохой аппетит или…?

Воспитать у ребенка есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Важно выяснить причины возникновения плохого аппетита:

  • наличие разных заболеваний, проблем со здоровьем (повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины);

  • ребенок ест без аппетита после большой физической нагрузки или сильных переживаний, например, обиды или огорчения;

6

        несформированность правильного отношения к еде (привычка есть однообразную пищу или только любимые блюда, отсутствие привычки самостоятельно принимать пищу).

Условия воспитания положительного отношения к еде (в основе лежитиндивидуальный подход и валеологическое просвещение):

  • удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

  • благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

  • разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

  • исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;

  • постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно давать неполную норму);

  • оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);

  • позволить детям запивать пищу (второе блюдо) компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);

  • во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....