Консультации.
консультация

РЕГЕЦИ ТАТЬЯНА ГЕРОИМОВНА

 Консультации для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_fizruka_i_pedagoga.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие инструктора по физической культуре

 с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие»

     Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

    Инструктор по физической культуре, приступая к работе, начинается с решения следующих задач.

      1. Работа любого специалиста, начинается со знакомства с образовательной программой, по которой работает дошкольное учреждение, и учебно-методическим комплектом.

     2. Необходимо изучить цели и задачи образовательной области «Физическое развитие» с детьми разных возрастов.

     3. Проанализировать  условия необходимые для решения поставленных задач.

      Провести осмотр оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки на улице. При необходимости составить заявку на приобретение дополнительного физкультурного оборудования и пособий. Оказать помощь при оснащения «Уголка здоровья» в групповых помещениях.

     4. Провести диагностику здоровья, физического и двигательного развития детей.          

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться  с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

     Комплекс диагностических мероприятий в нашем дошкольном учреждении, осуществляется коллективом специалистов (воспитателями, медицинской сестрой, узкими специалистами).

  • медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);
  • инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);
  • педагог-психолог (выявление отклонений в становлении отдельных сторон личности дошкольников: эмоциональное состояние, познавательные процессы);
  • учитель-логопед (оценка речевого развития и звукопроизношения);
  • музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

Взаимодействие с медицинским персоналом

     1. В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.

     Основными проблемами, требующими совместной деятельности для, меня, прежде всего, являются:

  • Физическое состояние детей посещающих детский сад. В начале года, после оценки физического развития и здоровья детей,  совместно с медицинской сестрой заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и  родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.
  • Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Разрабатываются рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделяем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. В НОД кроме индивидуальной работы с такими детьми, включаются упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения.  
  • Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление циклограммы образовательной деятельности), соблюдению режима дня и двигательного режима.
  • Проведение 2 раза в год медико-педагогический контроля НОД по образовательной области «Физическое развитие» Качественный и количественный контроль эффективности НОД, проводит медицинская сестра, анализирует старший воспитатель.
  • Формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ. Привлечение медиков к проведению интегрированных форм НОД, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.

     

Взаимодействие с воспитателями

 Инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

  • планировать и организовывать образовательную деятельность по физическому воспитанию;
  • планировать и организовывать физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;
  • оказывать методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (консультации, выступление на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана нашего дошкольного учреждения. Кроме групповых форм взаимодействия один раз в неделю обсуждение со специалистами и вопросов, требующие внимания.
  • разрабатывать и организовывать информационную работу с родителями.

     Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводим обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.

      Это дает мне возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.

      Отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование. Ознакомление воспитателей с конспектами физкультурных НОД, консуль-тации по отдельным вопросам (методике проведения, способах организации и т. д.).

     Чтобы физкультурные НОД  были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, необходимо использовать разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные). НОД, праздники и развлечения планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием.

     Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Воспитатель, зная методику проведения физкультурных НОД, оценивает качество выполнения общеразвивающих упражнений  и  основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель  на НОД не только помогает  инструктору по физической культуре, но  и  фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе. Все заметки делаются в специально заведенном дневнике.

     Для воспитателей необходимо разрабатывать материал для закрепления пройденного материала, в котором предлагаются для планирования игры и игровые упражнения.

     Для удобства знакомства детей с подвижными играми составляется перспективный план на каждую возрастную группу. В планировании указываются игры, предусмотренные программой, продумывается обучение игре, закрепление, упражнение, усложнение, а также использование игры в самостоятельной деятельности. Кроме этого разрабатываются и внедряются в работу картотеки подвижных и хороводных игр, корригирующих и дыхательных игр и упражнений.

     Воспитатель, является связующим звеном между инструктором по физической культуре и родителями. Инструктор проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях, проводит мастер-классы, оформляет наглядный материал. Вместе с воспитателями привлекает родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

     Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

     Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение инструктор с музыкальным руководителем подбирают музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираются произведения определенного строения. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД, но следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации. Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором.

     Чаще всего используется музыка, в том числе и звукозаписи,  в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части НОД, когда музыка выступает как  успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.  

     Совместно с музыкальным руководителем проводятся музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану.

Очень важно помнить, что:

  • недопустимо выполнение физических упражнений вне ритма и темпа;
  • противопоказано уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками, так как это может привести к частичному искажению музыкально-ритмических ощущений.

Взаимодействие с учителем-логопедом

  В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. В связи с этим задача инструктора по физической культуре помочь и логопеду и воспитателю в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями.

     Эти дети по физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве.

    Для них планирование физкультурно-оздоровительной работы составляется с учетом коррекционно-воспитательных задач. Данную работу необходимо выполнять в тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре и логопеда. В НОД обязательно включаются упражнения на дыхание, координацию движений.

     Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми мы видим использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Это могут быть подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам (времена года, транспорт, профессии, зимние виды спорта, домашние животные и т.д.) и предлагаются инструктору в качестве закрепления. Инструктор по физической культуре разрабатывает двигательный материал и чаще объединяет его в сюжет.  Данный прием способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания. Такие упражнения используются в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это физкультурные НОД, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных  задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а так же физкультурные праздники, досуги, утренняя и бодрящая гимнастика, физминутки на других занятиях, прогулки. Для этого совместно разрабатывается картотеки игр, упражнений, оздоровительного массажа, считалок, загадок, чистоговорок.    

Взаимодействие с педагогом-психологом

 Дети дошкольного возраста часто нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

     Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

     Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

     Поэтому в физкультурные НОД и развлечения включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

Модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогическим коллективом ДОУ

  • С руководителем – участвует в  создании условий для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.
  • С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.
  • С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.
  • С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.
  • С учителем-логопедом – способствует обогащению словарного запаса, постановке правильного дыхания, общей и мелкой моторики, координации движений.
  • С педагогом-психологом – способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов.

Положительные результаты в процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие» возможны при условии тесной   взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований,  предъявляемых к детям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....