ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
рабочая программа

Афонченкова Инна Дмитриевна

Представленный опыт работы раскрывает вопросы   использования  здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, а  также сотрудничества с семьями и педагогами  ДОУ с целью   получения плодотворного результата в валеологическом воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx110.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад  «Улыбка» г. Ельня

                                                                        

                                                                                                                                                                              

ПРОГРАММА

ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Разработала: Музыкальный руководитель

           МБДОУ Детский сад «Улыбка» г. Ельня

                Афонченкова И. Д.

Содержание

Введение

I. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ

1.1. Понятие, цели, задачи……………………………

1.2. Этапы реализации системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

1.3.Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих               способностей  детей, укрепление их психофизического здоровья.

II.  Внедрение здоровьесберегающих  технологий в практику. 

2.1.  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

2.2. Совместная работа педагогов ДОУ.

2.3. Взаимодействие музыкального руководителя  с родителями

 2.4.  Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий.

III. Литература

 

 

 


1.Пояснительная записка

Представленный опыт работы раскрывает вопросы   использования  здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, а  также сотрудничества с семьями и педагогами  ДОУ с целью   получения плодотворного результата в валеологическом воспитании детей.

Представленная система разработана с учётом  современных программ дошкольного образования, требованиями  ФГОС ДО, которые ориентируют педагогов на укрепление психического и физического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия и развитие  творческого потенциала каждого ребенка.

Воспитание здорового  подрастающего поколения граждан России – первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, психического и социального благополучия. Несмотря на то, что мы живем в век новейших информационных технологий, здоровье наших детей стремительно ухудшается. Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни, экология и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, в эмоционально-эстетической сфере современных дошкольников отмечается снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств. Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ,  не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом: организации режима, лечебно-профилактической, коррекционной работы, личностно-ориентированного подхода в  работе с детьми, знакомство  родителей с основами психолого-педагогических знаний, их валеологического просвещения.

Особую актуальность приобретает  оптимизация воспитательнообразовательного  процесса, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка». Именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

        Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно.  Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию. К примеру, в Санкт Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их «личную» музыку, излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Большинство людей используют музыку просто интуитивно для поднятия настроения, работоспособности, улучшения самочувствия. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни.  Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей. Музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде.   Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы,  помогает концентрации внимания. Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром. Джаз, блюз, регги поднимают настроение, избавляют от депрессивных состояний. Даже рок-музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического, интеллектуального, эмоционального  развития ребёнка.

Новизна системы состоит в следующем:  на музыкальных занятиях  необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

 Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей.  

Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений, дети стали меньше болеть.

В своей работе использую следующие программы и методические пособия:  

  • музыкальное  воспитание: «Методика музыкального воспитания детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной, О.П.Радынова «Музыкальные шедевры».
  • воспитание  здорового ребёнка: «Как воспитать здорового ребёнка» В. Алямовской; «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В, Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова,

Программа оздоровления дошкольников «Зелёный огонёк здоровья» М.

Картушиной,         «Дыхательная         гимнастика»         А.         Стрельниковой,

«Психогимнастика» М. Чистяковой.

 

I.Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ

1.1 Понятие, цели, задачи

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи музыкально-оздоровительной работы:

Образовательные задачи: 

  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных         видах         музыкальной         деятельности,         используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
  • Формировать начала музыкальной культуры.
  • Совершенствовать практическое  употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи: 

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи: 

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

 

           На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении я поняла, что,  приобщая детей к сокровищнице музыкального искусства, необходимо использовать новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка, на сохранение их здоровья.  

Работая  над данной проблемой,  была создана система музыкальнооздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

 

1.2  Этапы реализации системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

1-й этап Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий

2-й этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье

3-й этап

Практический

Перспективное планирование музыкальных занятий с учётом результатов диагностики.

Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплектов игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений

4-й этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

 

1.3. Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих               способностей  детей, укрепление их психофизического здоровья.

Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование»,  является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов.  

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ созданы все необходимые условия.

Помещения

Процессы

Участники

1

2

3

Музыкальный зал

Музыкальные занятия.

Индивидуальные занятия. Праздники, досуги, развлечения.

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Групповая комната

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми.

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Физкультурный зал

Утренняя музыкальная разминка.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением. Музыкально-спортивные праздники и развлечения.

Дети, инструктор по физвоспитанию, воспитатели, музыкальный руководитель.

Территория детского сада

Праздники, развлечения. Музыкально-физкультурные праздники.

Спортивные праздники и развлечения.

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, родители.

Помещение музыкального зала  оснащено соответствующим оборудованием. Музыкальные инструменты:  фортепианино, аккордеон,  музыкальный центр, магнитофон; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Музыка для релаксации»,  диски с детскими песнями, танцами, фонограммами. Методическая литература (журналы): «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»,  «Дошкольное воспитание»  и др.

На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия и игры.

Мною были систематизированы и оформлены  музыкально-дидактические игры, а также папки-передвижки с информацией по данной теме. Музыкальный зал соответствует всем гигиеническим требованиям: занятия и мероприятия в музыкальном зале организуются не более чем для двух групп детей, полы гладкие, нескользкие, без щелей и дефектов, стены муз. зала покрашены в светлый тон, каждый день проводится уборка  зала влажным способом. Музыкальный зал достаточно освещён,  регулярно проветривается в отсутствии детей. 

 

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ

 

II. Внедрение здоровьесберегающих  технологий в практику. 

2.1. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ         – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и   творческих способностей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Свою работу в этом направлении я начала с анализа занятий с точки зрения здоровьесбережения.

Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения:

Параметры

Результаты анализа

Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.

Соответствует нормам СанПиН

Продолжительность музыкальных занятий.

Соответствует возрасту.

Количество  видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность.  Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка.

Однообразность,  как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно  3-10 минут

(в зависимости от возраста детей)

Количество  видов деятельности на  муз занятиях:

3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ , детское творчество, песеннотанцевальное, игры-драматизации ).

Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам.

Статические и динамические виды деятельности чередуются.

Место и длительность применения ТСО

(в соответствии с гигиеническими нормами).

ТСО применяется в основном для прослушивания музыки. Общая длительность  исполь- зования на занятии не превышает 25%

Соответствуют нормам.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

В процессе слушания и пения  проводятся  различные разминки, физкультминутки.

(0,5-2 мин; 2-3 раза за все занятие)

Проведение  бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Регулярно проводятся

Психологический климат на занятии.

В основном, занятия проходят в спокойной обстановке

Темп и особенности начала и окончания занятия.

На занятия дети приходят в разном настроении. Иногда  сложно начать с ними работу.

К концу занятия дети могут уставать.

После анализа занятий мы пришли  к выводу, что необходимо:

  • систематизировать  проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),
  • в  начало и конец  занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • систематизировать применение   элементов здоровьесбережения во время танцев и игр- драматизаций.

Главное и самое важное при проведении занятий – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога.  Занимаясь с детьми  стараюсь уважать  личность каждого ребенка и  сохранять  необходимую дистанцию комфортности для осуществления контакта с ребенком, не нарушая при этом его личного пространства.

Для достижения оптимальных результатов ООД по музыке строим   с равномерным распределением психофизической нагрузки и провожу  по следующей схеме:

Приветствие.

Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

Вводная ходьба.

Музыкально-ритмические движения,  логоритмические упражнения.

Слушание музыки (активное и пассивное).

Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

Пение, песенное творчество.

Распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,     в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

Танцы.

Танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

Театральное творчество.

С элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики      (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

Игра на ДМИ.

Творческое  музицирование.

Прощание.

Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

В   работе с детьми   всегда используем следующие виды оздоровления:

Логоритмику (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речи – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Пальчиковую  гимнастику (развитие мелкой моторики);

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Психогимнастику (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Дыхательную  и артикуляционную гимнастику.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;  улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

В работе с дошкольниками я использую  несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

Ритмопластику.

Танцы, ритмичные движения –мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.    Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное. Ритмические движения имеют значение и для умственного развития детей. Занятия музыкальным аутотренингом и ритмикой делают жизнь детей более интересной и занимательной, помогают им сдружиться в процессе творческой подготовки, по-разному проявив себя.

Музыкотерапию.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы, метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Слушание правильно подобранной музыки

  • повышает иммунитет детей,
  • снижает напряжение и раздражительность,   восстанавливает  дыхание.
  • способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

С помощью специально отобранной музыки мы разработали «копилки» практической музыкотерапии.

Копилка "Добрых встреч". В этом комплексе собраны веселые, яркие, мажорные песни. Эти песни создают позитивное настроение, придают ощущение радости, веры в добро, помогают при встречах, в сюрпризных моментах.

Копилка "Наши друзья" - содержат музыкальные композиции из старых добрых мультфильмов, музыкально-литературные композиции по сказкам, где звучат голоса сказочных персонажей, песни: «Большой секрет для маленькой компании», «Настоящий друг», «Если добрый ты», «Улыбка», «Песенка друзей». Эти песни и сегодня согревают любовью детские души, учат хорошим, честным и миролюбивым отношениям с окружающими. Здесь же подборка песен о наших маленьких друзьях - животных и насекомых: "В траве сидел кузнечик", "Два веселых гуся", "Песня Козы", "Песенка Львенка и Черепахи" .

Копилка "Доброго сна" - собрали колыбельные в исполнении Ирины Понаморевой, Железновых, Никитиных, классические мелодии. Слушая музыку, дети быстро засыпают, им снятся хорошие сны. Гиперактивным детям эта музыка успокаивает нервную систему.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет  оздоровительную направленность. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует   у детей  стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

2.2. Совместная работа педагогов ДОУ.

Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение         мастер-классов         для         педагогов          по         применению здоровьесберегающих технологий.

Подобран наглядный материал и консультации для воспитателей

При этом одной из основных задач, является задача по созданию системы всего педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребёнка.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Содержание деятельности с детьми в системе  

интеграции областей

Речевое развитие

  • Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяются специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма помогает легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.
  • На этапе постановки звуков, на этапе закрепления поставленных звуков. Используются все виды речевого материала: чтение, заучивание, пересказ рассказов, стихов, потешек, считалок, рекламации, песни, стихи. - Разучиваются игры, упражнения по развитию голоса, артикуляции, проводятся упражнения без музыкального сопровождения.
  • Народные потешки с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон развитию умения слушать и понимать содержание потешки, улавливать их ритмическую активность детей и являются прекрасным материалом для обучения, позволяют снять мышечное напряжение при произнесении звуков. - Чтение, заучивание, пересказ коротких сказок, рассказов, стихов, потешек, считалок используется на этапе постановки звуков и введение их в связную речь.

Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, задачи развития речи и воспитание эмпатии (способность чувствовать, понимать другого человека). Выполнение этих упражнений способствует развитию добрых отношений между детьми, желание взаимодействовать друг с другом, учат правилам поведения.
  • Развитие коммуникативных умений и навыков средствами синтеза слова, умение слушать собеседника, умение пользоваться речью, умение эмоционально знать нормы и правила, которым необходимо следовать при общении.
  • Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством муз. занятий. - Вся тематика занятий, речевой и музыкальный материал, подчинены коммуникативной направленности и имеют сюжетную основу: «Мы знакомимся».

«Давайте дружить», «В гостях у котёнка» и т. д. - Игры на взаимодействие детей друг с другом в кругу, парах, девочки-мальчики, взрослый на мотивации общения с окружающими. - Формирование черт гармоничной личности, дружбы. Уважения, доброты, создать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

Познавательное развитие

  • Материал занятий направлен на активизацию познавательной активности уч. материалов.

отражающих тематику недели об окружающем мире предметов человеческих отношений.

  • Дидактические игры способствуют развитию умения устанавливать простейшие следственные связи. - Беседы, упражнения подчинены ознакомлению детей со свойствами и качественными явлениями природы по сезонам, транспорту, одежде, мебели и пр.

Рассуждения побуждают детей к выдвижению гипотез и их решению.

Художественно-эстетическое развитие

  • Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации руки, зрительного восприятия, внимания,  подготовки руки к письму. Например: «Дорожки», целью которой является провести линию по середине дорожки. Также проводятся упражнения «Дождик», «Обведи рисунок по точкам», « Нарисуй фигуры», «Нарисуй такую же картинку».
  • На развитие музыкального темпа детям даются определённые ритмические карточки. - Для стимулирования речи используется изобразительная деятельность. Постепенно у детей развивается точность и плавность движений.
  • При рисовании  хорошо использовать речевое, ритмическое сопровождение. Слоговое, звуковое, ритмический орнамент с комментариями, приговоркой: «Там и тут, там и тут одуванчики цветут».
  • Обучение малышей игре на шумовых инструментах  

(помимо развития чувства ритма) задач: - развитие внимания и памяти, координация, мелкая моторика. - Играя на шумовых инструментах. Дети развивают не только чувство ритма, но и память, координацию движений и мелкой моторики.

  • Упражнения на релаксацию и снятия напряжения активизируют общее внимание. Постоянное стимулирование мышечного тонуса влияет и на качество физической подготовленности.

Физическое развитие

  • Ритмические движения способствуют активизации речевого центра.
  • Система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук. ног) сочетаются с произнесением специальных речевых упражнений.

Игры учат малышей координировать движение со словом, что способствует развитию ребёнка. - Система двигательных упражнений, в которых движения корпуса, головы. Сочетаются с произнесением специального речевого материала. - Игры, сопровождающие текстом, учат малышей координировать движения. Способствуют речевому развитию ребёнка.

- Стимулирование желания детей заниматься двигательными упражнениями влияет и на качество физической подготовленности детей.

 

          Таким образом, спланированная и реализованная система методической работы  муз.руководителя и специалистов ДОУ позволят поднять на более высокий уровень образовательный процесс ДОУ с учетом здоровьесберегающих условий.

2.3. Взаимодействие музыкального руководителя  с родителями

Одним из основных направлений по формированию физического  и психического  здорового ребенка является работа с родителями.  Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и учреждения.

Проведение музыкальных,

спортивных,

интеллектуальных

праздников, досугов с участием родителей 

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в ДОУ проводятся  совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины.  В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома. Родители охотно участвуют в театрализованных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении сцены и т. д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд,  как «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Большие гонки», оформление семейных фотоальбомов на тему:

«Спорт и семья».  

Разработан перспективный план работы с родителями

Оздоровительные мероприятия проводятся  в соответствии возрастными показателями развития детей и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.

Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой.

Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале учебного года.

Проанализировав данные анкет, мы пришли к выводу, что уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье»,  рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления  детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.  

Включение родителей в совместную работу по  оздоровлению детей, снизилась  заболеваемость  детей, сформировались  навыки здорового образа жизни.   Ведь в здоровом теле - здоровый дух.

2.4.  Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий.

Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты.  Проведенный в конце учебного года мониторинг показал положительную динамику музыкального развития дошкольников.  Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усваивать  материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос, что свидетельствуют результаты диагностики.  

Вывод: укреплению и сохранению  здоровья, снижению заболеваемости способствует эффективное применение здоровьесберегающих  технологий. Используемая в комплексе  здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:

  • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  • Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
  • Повышение уровня речевого развития.
  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
  • Формирование  у педагогов и родителей ценностных  ориентаций, направленных  на сохранение и укрепление здоровья детей.

Результатом сформировавшейся системы оздоровительной работы в ДОУ будет не только повышение интереса детей,  

родителей и педагогов к музыкальным занятиям а также  их эмоциональный настрой,  хорошие стабильные результаты, снижение уровня простудных заболеваний,  повышение уровня физической подготовленности детей

Счастье каждого педагога – увидеть плоды своего нелёгкого труда, сияющие глаза детей,  когда здоровые дети хотят петь, танцевать, перевоплощаются в сказочных героев и радуются когда идут в музыкальный зал на встречу с музыкой, искусством и со мной.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы  с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи  физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.  Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

 

Таким образом, система музыкально-оздоровительной работы с детьми, созданная мною в тесном содружестве с моими коллегами и родителями в дальнейшем будет развиваться и совершенствоваться. Развивая детей творчески, она позволит нам решать успешно вопросы оздоровления детей.

 


Литература:                              

  1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская.-Волгоград:

Учитель, 2011.

  1. Дыхательная гимнастика сост. Е.Андрушко
  2. Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников авт. Е.Комелева.
  3. Уроки логопеда. Авт. М.Косинцева, 2004г.
  4. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е.В.Михеева.
  6. Оздоровление воспитанников учреждений дополнительного образования. авт.Н.В.Махмудова.
  7. Двигательное и психическое развитие детей ясельного возраста.

авт. И.Н.Меняйлова.

  1. Развитие физиологического и речевого дыхания.

 авт. Е.А.Меркулова.

10.Здоровье современных дошкольников. авт. М.А.Руднова           11.Учебно-методическое пособие «Тру-ля-ля». изд. «Карапуз».

  1. Элементарное музицирование с дошкольниками.    

     Т.Э.Тютюнникова Дошкольное воспитание -2000-.№5

  1. Речевые игры Т.Э.Тютюнникова. Дошкольное воспитание -1998-№9.
  2. Пальчиковая гимнастика. О.В.Узорова,  «ООО» Издательство АСТ , 2004.
  3. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей       авт. М.Н.Щетинин – Айрис-пресс, 2007.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТАРШАЯ ГРУППА 2014-2015

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сох...

Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

     Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...

Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...

Программа работы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в первой и во второй группе раннего возраста ДОУ.

Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...