Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
рабочая программа

Шпакова Валентина Николаевна

Пояснительная записка

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.   Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.

Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа строится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федеральных государственных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

все возрастные группы

Воспитатель: Шпакова Валентина Николаевна


Пояснительная записка

        Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.   Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.

        Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

        Работа строится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федеральных государственных требований.

Цели и задачи программы

        Цель программы:  Формировать у детей дошкольного возраста потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

        Задачи:

Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе.

Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.

Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей.

формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него.

Внедрение современных здоровьесберегающих технологий .

        Основными принципами программы являются:

         Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

        Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников.

          «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

        Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.

        Ожидаемый результат:

 1.Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

2.Дети имеют представление знаний о правильном питании.

3. Формируется привычка : заботится о своём здоровье

        ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ

        Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

        Модель режима двигательной активности детей

        Виды занятий

        Варианты содержания

        Особенности организации

        Утренняя гимнастика

        Традиционная гимнастика

Ежедневно утром. Длительность 5-7 мин.

Физкультурные занятия

Традиционные занятия

Игровые и сюжетные занятия

Занятия на свежем воздухе

Два занятия в неделю в группе.

Одно на прогулке. Длительность 15 мин.

Физкультминутки

Музыкальные минутки

Упражнение для снятия общего и локального утомления

Упражнения для кистей рук

Гимнастика для глаз

Гимнастика для улучшения слуха

Дыхательная гимнастика

Упражнения для профилактики плоскостопия

Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений.

Длительность 3-5 мин.

Корригирующая гимнастика после сна

Разминка в постели – корригирующие упражнения и самомассаж

Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам

Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации

Ежедневно, в спальне или группе.

Длительность5- 7 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Подвижные игры средней и низкой интенсивности

Народные игры

Эстафеты

Спортивные упражнения

Ежедневно, на утренней прогулке.

Длительность 10-15мин.

Подвижные игры средней и низкой интенсивности

Ежедневно, на вечерней прогулке.

Длительность 10-15мин

Спортивные праздники и физкультурные досуги

Игровые

Соревновательные

Сюжетные

Творческие

Комбинированные

Формирующие здоровый образ жизни

Праздники проводятся 2 раза в год.

Досуги -  один раз в квартал.

Длительность не более 15мин.

Самостоятельная двигательная деятельность

        Самостоятельный выбор движений с пособиями, с использованием самодельного или приспособленного инвентаря.

Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

        Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем..

        Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы)

        Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

        Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

Физкультминутки

        Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Пальчиковые игры

        Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Самомассаж

        Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.

        Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз

        Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Дыхательная гимнастика

        Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

        Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

        Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

        Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика

        Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.

        Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики 5-7 минут.

        Беседы «Здоровый образ жизни», «Путешествие в страну Здоровья» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое», «Как правильно ухаживать за зубами», «Мы любим спорт!», «Как правильно питаться, чтобы не болеть», «Как уберечься от травм», и т.д.

Работа с родителями

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3. Закаливающие процедуры-как профилактика простудных заболеваний.

4. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

5. Сон как важная составляющая режима дня

6. О правильном питании.

7. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. Быть здоровыми хотим.

8. Физического развития детей.

9. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

10. Прогулка и ее значение для ребенка.

11.Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Авдеев Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.
  • Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
  • Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
  • Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. -  2002г.
  • Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и    Д., 2003  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...