«Лето и мы на экологической тропе»
план-конспект занятия (младшая группа)

Целевая прогулка «Лето и мы на экологической тропе». Для детей второй младшей  группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

-  Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки лета.

- Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.

-  Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Предварительная работа: чтение стихов о природе, приметы запоздалого лета,подбор рассказов- описаний деревьев, кустарников, трав, а также стихов и загадок,посвященных лету, подбор подвижных игр.

Ведущий: воспитатель.

Участники:  дети.

Время проведения: Июнь (холодный, ясный солнечный день, когда листья уже распустились, а цветы сирени только зацвели).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГУЛКИ

Власть над землей

Жарким летом каждый год

В стороне степной

Из растений влагу пьет,

Сушит землю зной…

Было так. Но человек

Наших смелых дней

Повернет теченье рек

В глубь седых степей.

И в песках живую синь

Расплеснут пруды,

Зацветут среди пустынь

Парки и сады.

Лес зеленою стеной

Встанет на пути

Черных бурь, что сушью злой

Все грозят смести.

Силе трав, лесов и вод

Покорится враг.

Человек их в бой ведет, -

Значит, будет так!

Оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу. Какое время года сейчас наступило? (Ответы детей).

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка-

Невеличка

Хороша цвела весной.

На нее садились пчёлы,

Майский жук летал над ней.

У неё сосед весёлый-

Родничок среди камней.

Солнце грело много дней

Пышный кустик у камней

.Становилась земляничка

Всё пригожей и крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

(Е. Трутнева)

Сегодня мы отправляемся в чудесную страну, полную тайн. Нам предстоит долгий путь.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуйте, птицы, деревья, вода!

Здравствуйте, жители планеты Земля!

В добрый путь! Смотрите, всё замечайте, ничего не пропускайте!

Не заботясь о погоде,

В сарафане в белом ходит.

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(Берёзка)

Мы отправляемся к дереву -  к русской белоствольной берёзке.

 Почему берёзу называют белоствольной красавицей? Правильно, за цвет коры. Берёза единственное дерево с белой корой. Берёза хороша в любое время года, она является символом России. Кора у берёзы тонкая, нежная без белой коры у берёзы были бы солнечные ожоги. Почему у берёзы чёрные пятна? Через них она дышит. Из берёзы люди делают посуду, мебель, игрушки, ложки, корзины и многое другое. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.

А вот следующая загадка. Эту загадку вы должны найти на участке.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черёмуха).

. Правильно - это черёмуха. А черёмуха это дерево или кустарник? Кустарник, почему вы так решили? У неё много кустиков, а не один ствол. Черёмуха является, а вернее плоды её лекарственным растением. Ягоды черёмухи поспевают осенью, люди собирают их сушат, и используют как лекарство, варят компот.

Она под осень умирает и вновь весною оживает,

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето

Коровам без неё беда,

Она их главная еда.

(Трава).

 Трава является одним из ярусов на земле. В этом ярусе проживают и живут много различных насекомых. Отгадайте загадку. Про кого идёт речь?

Сорок тысяч мужичков

Строят дом без углов.

(Муравьи)

Давайте посмотрим через лупу и увидим удивительный мир окружающей нас природы, что вы увидели? (Муравьёв)

Муравьи – насекомые с долгой историей и фантастически высокой самоорганизацией. Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым.

Существует три группы муравьев: самки, самцы и рабочие, причем распределение обязанностей, отношения между собой у них очень развиты. Эти маленькие насекомые живут своей семьей как единым целым, способны совместно решать сложные задачи и передавать информацию друг другу.

Загадки про муравья уже давно волнуют ученых, ведь их самоорганизация похожа на организацию общества людей. Интересно, что в течение всего одного года муравейник полностью сменяется новыми особями, а вот их королева может жить и двадцать лет.

Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. Много раз эти насекомые упоминаются в верованиях индейцев как добытчики золота, а в Библии говорится, что нет у муравья начальника, но он всё равно непрерывно работает и что ленивцам есть чему у него поучиться.

Ребята! Посмотрите на эти кусты, что вы здесь заметили необычное? Тогда я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк.

(Паук)

Паук – это одно из самых страшных творений природы, к которым испытывают страх как дети, так и взрослые. Однако на самом деле они не такие уж и страшные.

Пауки очень широко распространены по всему свету, их тысячи видов. Кушают они насекомых или даже небольших животных, причем особенным образом: паук убивает жертву своим ядом, а затем выливает на неё свой пищеварительный сок, позже выпивая. Звучит ужасно, но на самом деле такая система потребления пищи очень удобна.

Загадки про паука основаны на его умении ткать паутину. Этот материал фантастически упругий и состоит из множества деталей, которые обнаружить невооруженным глазом сложно. Однажды ученые нашли очень древнюю паутину и представьте ей уже более ста миллионов лет. Можете себе представить, насколько она прочная и долговечная.

Дети часто боятся, что паук их может укусить, но это совсем не так. Пауки не нападают на людей, они могут только пытаться защищаться, многие не в состоянии даже укусить, а те несколько видов, которые могут, делают это не больнее чем комарик.

На этом наша экскурсия заканчивается. Предлагаю вспомнить приметы лета, рассказать стихи. (Дети читают стихи, вспоминают народные приметы). Что вы увидели интересного. На какой остановке вам понравилось больше всего? Что узнали нового?

Тропинки, тропинки-

Дорожки лесные

Куда вы, куда вы

Бежите, родные?

Тропинки, тропинки-

Морщинки земли,

Откройте, тропинки,

Нам тайны свои!

В следующий раз мы пойдём по осенней тропинки. Согласны? До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологическая тропа "Лето"

Экологическая тропа "Лето" в старшей группе....

Экскурсия по экологической тропе летом

Знакомство с объектами экологической тропы....

До-21.12.2015года-Статья «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ ДОМЕ РЕБЁНКА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ» - лето 2015 года

В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса в летний период года...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа летом» в средней группе

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элеме...