Консультация для воспитателей "Психологический климат в детском саду"
консультация

Путнина Татьяна Альфредовна

Социально-психологический климат - это такое психическое состояние детей в возрастной группе, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - отношений, настроений, чувств детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_klimat_v_ds.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический  климат в детском саду.

        Вопрос об оптимизации психологического климата в детском коллективе невозможно рассматривать вне синтеза детского коллектива с социумом.

Социально-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Кроме того, социально-психологический климат — это такое психическое состояние детей в возрастной группе, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — отношений, настроений, чувств детей.

Основные цели детского сада как раз и включают, во-первых создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства и лишь потом формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.


Для достижения этих целей первостепенное значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит вырастить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
  • Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.

Социально-психологический климат классифицируют как           благоприятный и неблагоприятный.

Благоприятный климат

            Климат называют благоприятным, если  в группе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если члены группы готовы к работе, проявляют творчество и  достигают высокого качества, работая, без контроля и неся ответственность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия значимых для группы решений.

       Каждый ребенок в группе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».

      В группе с благоприятным климатом отношения таковы, что совершив ошибку, ребенок не перестает чувствовать себя принятым, значимым для других. Воспитанники не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос воспитателю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в такой группе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.

          Правда, поддерживать такую систему отношений необходимо ежедневно и в  каждом  виде непосредственной образовательной деятельности каждому из педагогов, работающих в группе.

Основными признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

  1. хорошее настроение детей в течение всего дня;
  2. свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
  3. доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
  4. способность детей занять себя интересным делом;
  5. отсутствие детей-аутсайдеров;
  6. возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
  7. отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
  8. информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
  9. высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
  10. желание участвовать в коллективной деятельности;
  11. удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

Неблагоприятный климат

              В группе с неблагоприятным психологическим климатом каждый шаг опасен для ребёнка – могут унизить, отсюда повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищенности. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведет к развитию неврозов.

           Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности воспитательной работы в группе детского сада.          Психологический климат в группе зависит не только от воспитателя,  на него влияют организация учебной деятельности, качество пособий, питание, здоровье воспитанников, их способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности дошкольных групп, их психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.

Организация общих коллективных дел, совместных переживаний:

1. Коллективные поздравления с днем рождения воспитанников; выражение искреннего сочувствия от имени детской группы в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.

 2. Умение педагога правильно строить свои взаимоотношения с воспитанниками. Верный сигнал вашей доброжелательности - добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать воспитанников. 

3. Учитываете индивидуальные особенности дошкольника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

4.Умейте выслушать воспитанника, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения.

5.Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности. 

6. Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

7. Старайтесь сказать о воспитаннике доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же детей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всей группы.

8. Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения. Старайтесь делать серьёзное замечание наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся ребёнку относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него.

     Все это в целом помогает создавать положительный психологический климат в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".

Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....

Консультация для воспитателей Выносное оборудование в детском саду

Материал включает в себя перечень выносного материала для проведения прогулки в детском саду...

Консультация для родителей: "Психологическая поддержка выпускников детского сада. Рекомендации родителям."

При переходе из детского сада в школу ребенок переживает стресс: взрослые оценивают его способности, когда распределяют роли на выпускной праздник и проверяют готовность к...

Консультация для родителей "Психологическая подготовка к детскому саду детей и родителей"

Психологи рекомендуют родителям начинать водить детей в детский сад приблизительно в 2,5 – 3 года. Малыши в данном возрасте уже владеют речевыми навыками , осознают разницу между взрослыми и дет...

Консультация для педагогов "Психологические минутки в детском саду"

Одной из задач по укреплению психического здоровья является создание теплой дружеской атмосферы в группе детей среди сверстников. Широко известен в этом направлении прием по использованию психол...

Формирование благоприятного психологического климата в детском саду

Формирование благоприятного психологического климата в детском саду...