Главные вкладки

    Психологическая акция "Психологическое здоровье-уверенное будущее" 2017
    методическая разработка

    Лаптева Жанна Владимировна

    Цель: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

    Цель декады совпадает с основными концептуальными положениями основной образовательной программы ДО, согласно  ФГОС ДО. Содержание и формы психологической и социально-педагогической работы должны быть подобраны и реализованы педагогом-психологом и всеми участниками образовательных учреждений самостоятельно, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач тематических дней Декады. Каждая тема представлена диадой, т.е. рассчитана на 2 дня.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Росинка»

                                                                                                Утверждаю:

        Зав. МАДОУ№9 Морозова Л.В._______

                                                                                                                      Дата: «______________»

    План-программа мероприятий к декаде психологии

    с 13.11.2017 -24.11 2017 года.

    Теме: «Психологическое здоровье - уверенное будущее!»

    подготовила:

    педагог-психолог:

    Лаптева Жанна Владимировна

    План-программа мероприятий к декаде с 13.11.2017 -24.11 2017 года.

    План Декады психологии посвящен   единой теме: «Психологическое здоровье - уверенное будущее!»

    Цель: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

    Цель декады совпадает с основными концептуальными положениями основной образовательной программы ДО, согласно  ФГОС ДО. Содержание и формы психологической и социально-педагогической работы должны быть подобраны и реализованы педагогом-психологом и всеми участниками образовательных учреждений самостоятельно, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач тематических дней Декады. Каждая тема представлена диадой, т.е. рассчитана на 2 дня.

    Дни недели

    (диады)

    Название дня

    Цель мероприятия

    Мероприятия

    Педагоги

    дети

    родители

    13.11 -14.11.2017г.

    «Экология души»

    Повысить психологическую культуру и компетентность всех участников образовательного процесса

    Обсуждение цели, задач, плана мероприятий

    Пополнение личных страничек на сайте ДОУ (психологизация, фотоколлажи)

    - Психологическая коммуникативная игра «Я + Ты = МЫ» (детям предлагается ответить на вопрос Какой Я, какой ты, Какие мы).

    - Игра «Цвет нашей группы» (коробочки настроения) (воспитатели)

    Знакомство с планом мероприятий.

    Интерактивная копилка на сайте ДОУ «Экология души» (психолог, воспитатели) (информация на сайте ДОУ.

     - Психологической разгрузки, игровые тренинги, ритуалы приветствия, коррекционные игровые упражнения (работа в течении всего дня).

    - Методическая выставка в день отчёта (картотеки, игротеки, альбомчики здоровья) (воспитатели, психолог).

    15.11-16.11. 2017г.

    «Тропинки здоровья»

    Содействовать созданию здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности ребенка, его саморазвитию и самовыражению

    - Пополнение предметной развивающей среды здоровьесберегающими пособиями психологической направленности (игрушки, мирилки, игры дружилки, релаксационные уголки, уголки успешности и др.). Фотоколлаж в отчёт (воспитатели, специалисты).

    - Игровые тренинги «Тропинка к себе» (психогимнастики, этюды, релаксации) (психолог).

    - Консультация «Создание благоприятных условий дома» (психолог).

    - Памятка для родителей «Правила общения с семьёй» (психолог, папка педагога-психолога)

    17.11-20.11.2017г

    «Азбука добра» (в рамках акции «Нет жестокому обращению с детьми)

    Определить и реализовать комплекс мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений (социального сиротства, насилия в семье и др.), девиантного поведения, трудностей адаптации, обучении и воспитании, задержек и отклонений в развитии воспитанников

    - Игры «Уроки добра (психолог, воспитатели)»

    - Выставка социальных плакатов, буклетов, памяток «Азбука добра» (оформление в группе воспитатели). Оформление выставки-галереи в холле ДОУ (психолог).

    - Буклет для родителей «Как научить своё сердце быть чутким и добрым» (психолог, папка педагога-психолога).

    - Тестирование «Тревожен ли ваш малыш» (психолог, воспитатели).

    - Разработка методического пособия «Организация работы образовательного учреждения по профилактике жестокого обращения с детьми». Лист – шпаргалка «Действия воспитателей в случаях выявления жестокого обращения к ребёнку. Причины жестокого обращения с детьми» (психолог).

    18.11.2017 года

    Муниципальный фестиваль «Социальный ролик безопасности для пропаганды ПД: совместное творчество детей, педагогов и родителей» на базе МАДОУ детский сад №13 «Сказка» в 10.00

    Формирование  у  детей, родителей, общественности навыков   безопасного  поведения  на   дорогах,   формирования  негативного  отношения   к правонарушениям и безответственному отношению к лицам, подвергающим детей опасностям на дороге,  привлечения  детей  к   участию   в пропаганде   правил   безопасного  поведения  на   улицах  и  дорогах  и   безопасного  участия  в дорожном  движении,  воспитания   законопослушных   участников  дорожного   движения, снижения  уровня  детского  дорожно – транспортного травматизма.    

    - Представление (презентация) социального ролика на фестиваль «Социальный ролик безопасности для пропаганды ПД»

    - Работа с дидактическим пособием «Безопасность» (беседы, обсуждения). (воспитатели)

    21.11 - 22.11.2017г.

    «Счастливая семья -  счастливые дети»

    Разработать и внедрить эффективные технологии и методики работы с семьей и детьми, направленные на развитие и поддержку у каждого участника образовательного процесса субъективной позиции в отношении дела, людей и самого себя.

    - Презентация-представление положительного опыта в воспитании детей, семейных традиций, увлечений «Я горжусь…» (фотоколлаж, видеоролик, презентация, творческая выставка, личное выступление). (воспитатели, психолог).

    - Психологическая копилка «Играя развиваюсь (игры развивающие психические процессы)» (психолог, воспитатели)

    23.11 - 24.11.2017г.

    «Мир в моих руках»

    Содействовать развитию у воспитанников чувства успешности, нахождению положительных моментов в разных ситуациях окружающей действительности, повышению учебной мотивации.

    - Работа в уголках успешности «Мир в моих руках» (воспитатели).

    - Викторина для педагогов «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев» (психолог).

    - Психологическая копилка: сборник «В мире детских эмоций», игровой психотренинг для дошкольников «Ландыш» (психолог, воспитатели)

    Листовка «Детские заповеди для Мам, Бабушек, Пап, Дедушек»

     (психолог, папка педагога-психолога)

    24.11.2017 г.

    Итоговое общее мероприятие по завершению декады психологии – муниципальный фестиваль творческих талантов детей «Лучше всех-2017 на базе МАДОУ детский сад №12 «Родничок»

    Поддержка и выявление детей с ярко выраженными творческими способностями, популяризация детских талантов, распространение положительного семейного опыта в воспитании детей.

    - Психологическое сопровождение (подготовка участника к фестивалю творческих талантов «Лучше всех») психолог.

    - Тестирование детей «Дети с ярко выраженными способностями» (воспитатели старшие, подготовительные группы, психолог).

    - Наблюдение, беседа с родителями «Дети с ярко выраженными способностями» (II младшие- средние группы) (воспитатели).

    -  Итог: Практикум для педагогов: Аукцион педагогических идей (воспитатели представляют работу (психологизация образовательного процесса) использование разных технологии, формы, приёмов в работе с детьми, родителями (личное выступление педагогов (воспитатели, специалисты).



    Предварительный просмотр:

    структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», что приводит к появлению у него так называемого синдрома «эмоционального выгорания»

    В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики)в ответна избранные психотравмирующие воздействия».

    Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания»

    1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.

    2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).
    3. Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины.
    4. Повышенная раздражительность (и на работе и дома).
    5. Упорное желание переменить род занятия.
    6. То и дело возникающая рассеянность.
    7. Нарушение сна.
    8. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
    9. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.

                    Ряд исследователей считают основными предпосылками синдрома «эмоционального выгорания» организационные проблемы: слишком большая рабочая нагрузка;  недостаточная возможность контролировать ситуацию; отсутствие организационной общности; недостаточное моральное и материальное вознаграждение; несправедливость; отсутствие значимости выполняемой работы.

     В тоже время другие исследователи считают более важными предпосылками синдрома «эмоционального выгорания» личностные характеристики:  низкая самооценка; невротизм; тревожность.

             Я  предлагаю вам комплекс упражнений, не требующих много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим педагогом, педагог может выполнять упражнения прямо на работе в перерывах между занятиями (в своем кабинете), на занятиях, когда дети работают самостоятельно, по дороге на работу или домой.

    Игровые упражнения помогают педагогу ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии (все упражнения лучше сопровождать релаксационной музыкой).

    1.Снижение мышечного напряжения.

     *Релаксационное упражнение «Встреча».

    Представьте, что вы дома. Сидите там, где вам особенно уютно и хорошо. Внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточенны и внимательны к себе. А теперь мысленно встаете и идете по направлению к двери. Открываете ее и медленно спускаетесь по ступенькам. Выходите из затемненного подъезда на улицу — в светлое пространство солнечного летнего дня. Навстречу вам идет девочка. Она подходит все ближе и ближе. Приглядитесь: это плачущая девочка — вы сами, какой вы были, когда ходили в детский  сад. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать ответ. После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь к себе домой.

    2. Рефлексия эмоционального состояния.

    *Упражнение «Настроение».

           «Вспомните, несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью воспитанника, постоянно нарушающего дисциплину и прогуливающего занятия, нагрубившего вам или эмоциональный разговор с коллегой, руководителем.

       Как снять неприятный осадок после такого разговора?

     Вы, наверное, видели, как рисуют маленькие дети — они выражают то, что в этот момент приходит им в голову, и радуются этому. Отобразите свои чувства, эмоции и переживания с помощью кисти и красок на листе бумаги, стараясь использовать детские «эскизы»: черточки, круги, абстрактные, цветные пятна или переплетение цветных линий, отпечатки детских ладошек  и т.д. Рисуйте, как получится, используя любые цвета, какие вам хочется, располагая их на листе так, как вам приходит в голову».

        Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

    После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

    3.Снижение эмоционального напряжения.

    *Упражнение «Работа с глиной или тестом».

    Работа с глиной (тестом), так как она помогает анализировать свои ощущения, чувства, помогает выходу негативных эмоций, т.е. эмоции и чувства мы передаем глине за счет выполнение определенных действий.

     «Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными глине (тесту). Разминайте глину (тесто) пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите минуту, положив руки на кусок глины (теста). Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок глины (теста) таким, какой он есть; «подружитесь» с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Возьмите кусок глины (теста) и подержите его. Он легкий? Тяжелый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, а потом быстрее. Отщипните больше кусочки. Сожмите глину (тесто). Теперь разгладьте ее. Разгладив, ощупайте места, которые вы разгладили. Слепите шар. Проткните его. Если глина (тесто) расплющивается, опять слепите шар и проткните его. Теперь попробуйте сделать его другой рукой. Шлепайте по глине (тесту), ощупывайте гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с глиной (тестом) подошла к концу. Можно открыть глаза.

     4. Достижение состояния покоя.

     *Упражнение «Поплавок в океане».

    « Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность.

    Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда вы представляете себе маленьким поплавком в большом океане?

    5 Снижение межличностных конфликтов.

    *Упражнение «Парное рисование».

    Пусть каждый выберет в партнеры того, с кем он хочет познакомиться поближе или с кем у него не выяснены отношения. Партнеры садятся за один стол. Между ними кладут большой лист бумаги, и каждый получает много цветных мелков. Бумага — это пространство для совместного творчества. Партнеры начинают с того, что смотрят друг другу в глаза. Потом молча начинают рисовать на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются партнеры только посредством линий, фигур и цветов. Окончив рисование, они могут обменяться впечатлениями, поговорить о своих эмоциональных реакциях на рисунке партнера, обратить внимание на параллели между рисунками и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. Упражнение помогает понять межличностные взаимоотношения и конфликты.

    Регулярное выполнение предлагаемых упражнений позволит педагогу оценить психо - эмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психического самовоздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения, поддержания позитивного самочувствия.

                                 

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 9 «Росинка»

    Мастер-класс

    Сохранение психологического

    здоровья педагога

    Подготовила: педагог-психолог  Лаптева Ж. В.

                             

                              «Господи, дай мне силы изменить то,

    что я могу изменить, терпение —

    принять то, что я не могу изменить,

    и ум — отличать одно от другого».

    В течение последних лет проблема сохранения   психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

    Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами,

    способствуют возникновению и закреплению в

     



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 9 «Росинка»

    Памятка для родителей

    об эмоциональном благополучии ребенка в семье.

    подготовила:

    педагог-психолог

    Лаптева Ж. В.

    Памятка для родителей

    об эмоциональном благополучии ребенка в семье.

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

    Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

    • в наличии чувства доверия к миру;
    • способности проявлять гуманные чувства;
    • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
    • наличии положительных эмоций и чувства юмора;
    • способности и потребности в телесном контакте;
    • чувстве удивления;
    • вариативности поведения;
    • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
    • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
    • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

    Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

    Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

    Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

    - биологические - врожденные особенности психологического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;

    - психосоциальные - особенности воспитания в семье;

    - ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

    Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

    Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

    - принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

    - создание в семье атмосферы положительных эмоций;

    - создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

    - поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);

    - в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);

     - включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

    Признаки здорового эмоционального состояния у детей:

    (От четырех до шести лет)

    - ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);

    - начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;

    - становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;

    проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);

    - ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

    (От шести до семи лет)

    - склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;

    - очень восприимчив к эмоциональным травмам;

    может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;

    - формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;

    - начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;

    - чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;

    - может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. 

    Симптомы эмоциональных проблем:

    (От трех до шести лет)

    - частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;

    - частые и тяжелые конфликты с другими детьми;

    - постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;

    - общая неспособность следовать правилам и указаниям;

    - нежелание разговаривать и договариваться;

    - внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;

    - постоянная меланхолия.



    Предварительный просмотр:

    СНИМАЕМ  

    ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

     НАПРЯЖЕНИЕ…

     «МУХА».        Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

     «ЛИМОН».        Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

     «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»).        Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

     «ВОЗДУШНЫЙ ШАР».      Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

     «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ».       Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.


    Психологическое здоровье педагога. Помоги себе сам

      Воспитание и развитие ребенка процесс не из лёгких, и порой педагогу необходимо затрачивать огромное количество не только профессиональных знаний и умений, но и физических и психических сил, что неизбежно может привести к «эмоциональному выгоранию» (СЭВ) педагога.

    Кому не грозит выгорание?

    Меньший риск выгорания у тех, кто получает хорошую поддержку в семье, имеет творческую обстановку на работе, располагает кругом надёжных друзей, использует креативные способы решения проблем.

    Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности, корпоративном духе в коллективе, у тех, кто имеет над собой волевой и эмоциональный контроль.

    10 факторов, влияющих на поддержание психологического здоровья педагога (автор И.В. Никишина).

    1) Умение радоваться

    2) Разнообразие впечатлений

    3) Обращение к музыке.

    4) Игры с детьми.

    5) Общение с природой.

    6) Культура общения

    7) Самоодобрение

    8) Самоорганизация труда

    9) Самоконтроль и саморегуляция

    10) Самоценность личной жизни.

    «Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит не только физическое и душевное благополучие педагогов, но и детей, с которыми они ежедневно общаются».         

    Мимическая гимнастика

    1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.

    2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.

    3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас).

        Расслабиться.

    4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.

    5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.

    6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение).

        Расслабиться.

    7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!)

            Первая помощь при остром стрессе

    Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать начальник или кто-то из домашних), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: "Стоп!» - чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстросориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

    Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

    1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

    2.  Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните,что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

    3.  Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации».  Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись

    на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

    4.  Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение {если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

    5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1—2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

    6.  Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку, Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

    7.  Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

    8.  Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и по старайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни.

    Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот

    день вашей жизни.

    9.  Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

    10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

    Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

    Условия расслабления

    •  Спокойная обстановка: тихий уголок — дома, на природе.

    •  Специальная методика расслабления.

    •  Пассивное состояние: полное освобождение от мыслей, переживаний.

    •  Позвольте мыслям свободно проплывать мимо вас.

    •  Удобная поза (положение, в котором можно не которое время находиться комфортно): сидя в позе

    кучера или барина; лежа на горизонтальной плоскости.

    •  Регулярные занятия релаксацией.

    Пять советов Бредли Фредерика (адаптированы для нашей страны.)

    1.  Сделайте несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.

    2.  Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».

    3.  Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4—5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.

    4.   Полностью расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной релаксации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своеготела, подержите это апряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.

    5.   Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны (или душа), то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока

    вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода,  по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

             АНТИСТРЕССОВЫЕ  ПРИЕМЫ

    Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

    9 профилактических правил для всех и каждого

    1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

    2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

    3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

    4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1—1,5 литра в день.

    5.  По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже,  чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

    6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

    7.  Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

    8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

    9.  Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, свечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

    Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.



    Предварительный просмотр:

    Быстрый психологический тест. Узнать, насколько вы уверены в себе, и объективно оценить свое психологическое состояние на данный момент поможет этот графический тест.
    Внимательно рассмотрите эти 16 символов. И в каждой группе выберите по одному, который больше понравился с первого взгляда и который больше характеризует вас.
    Подсчитайте количество баллов, которое у вас получилось.

    От 8 до 13 очков - Сейчас ваш стиль поведения зависит в первую очередь от мнения окружающих. Вы легко падаете духом и с большим трудом можете заставить себя заниматься тем, что вам не по душе. Выбивает из колеи слово «надо». Мнительность мешает налаживать отношения с людьми. Нельзя сказать, что вы - хозяин своих решений. При этом вы слишком чувствительны, идете на поводу у своих эмоций. 

    От 14 до 20 очков - Вы стремитесь найти свой путь, хотя пока плывете все больше по течению. Способны критически оценивать свои поступки. Так что окружающие не могут на вас повлиять, если у них нет достаточно убедительных для вас аргументов. Если здравый смысл подсказывает, что позиция, которую вы защищали, вам во вред, то вы в состоянии от нее отказаться. 

    От 21 до 27 очков - В глубине души вы считаете себя всегда правым и непогрешимым. Но и вы подвержены внешнему влиянию. Есть два-три значимых для вас человека, перед мнением которых вы пасуете и сдаете свои позиции. И все же, обладая рациональным и аналитическим мышлением, стремитесь найти золотую середину между собственными взглядами и теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Помогает то, что инстинктивно вы выбираете правильный путь. 

    От 28 до 34 очков - Вам очень нелегко отказываться от своих взглядов и принципов, даже если вы видите, что не правы. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем сильнее сопротивление. Но, скорее всего, за вашим внешним упорством скрывается не столько уверенность в себе, сколько боязнь попасть в неприятную ситуацию и «вызвать огонь на себя». 

    От 35 до 40 очков - Если вы что-то вбили себе в голову, переубедить невозможно. Вы жесткий человек, который безоглядно идет к поставленным целям. Но иногда вы напрасно сжигаете мосты и потом потихоньку жалеете об этом. Но тот, кто хорошо вас знает и предвидит вашу реакцию, может умело и незаметно направлять ваши действия. Так что поменьше упрямства и прямолинейности, побольше сообразительности и гибкости!

    C:\Users\Дом\Desktop\картинка.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

    Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

    Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

    Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

    Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

    Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

    психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

    Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

    Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

    Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

    Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

    Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...