Игровой самомассаж в детском саду.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

В данном материале представлены различные упражнения самомассажа в стихотворной форме, что делает его интересным для детей. Данные упражнения могут использоваться как динамические паузы в ходе организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровой самомассаж21.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ В ДЕТСКОМ САДУ

ПОДГОТОВИЛ:

ВОСПИТАТЕЛЬ С.А.

        Существует немало рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изобразительной деятельности, лепки для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей.

        С этой целью рекомендуется использовать игровой самомассаж кистей рук.

        Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

        Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

        Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая оказывает не только тонизирующее воздействие на ЦНС, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

        Игровой самомассаж рекомендуется проводить в виде динамической паузы в ходе организованной образовательной деятельности.

Поглаживание.

        Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это «лучи солнца».

        Солнышко лучами гладит нас, ласкает.

         Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

                                                         Г. Виеру

        Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

        

        Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

        

Сорока, сорока, где была? Далеко.

        Дрова рубила, печку топила,

        Воду носила, кашу варила,

        Деток кормила.

        Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками двух-пяти пальцев.  (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава)

        Свистели метели, летели снега.

        Стелила постели большая пурга,

        Стелила постели морозам она,

        И было метелям совсем не до сна.

        Мы утром в окошко взглянули на сад –

        Сугробы в саду, как подушки, лежат.

                                                   В. Степанов

        Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).

        Дунул ветер на березку,

        Разлохматил ей прическу.

        Ветер очень торопился,

        Улетел, не извинился.

                                    М. Пляцковский

        Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

        Во дворе у Толика

        Маленькие кролики.

        Беленькие кролики,

        Целых восемь штук.

        По утрам мы с Толиком

        Кормим наших кроликов,

        И едят морковку

        Кролики из рук.

                              В. Кодрян

        Примечание. Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

        Растирание.

        Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.        

        

        Чьи руки зимою всех рук горячей?

        Они не у тех, кто сидел у печей,

        А только у тех, а только у тех,

        Кто крепко сжимал обжигающий снег,

        И крепости строил на снежной горе,

        И снежную бабу лепил во дворе.

                                                   В. Берестов

        Примечание. На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строки, сжимают и разжимают кулаки.

        Пять пальцев на руке своей

        Назвать по имени сумей.

        Первый палец – боковой,

        Называется большой.

        Пальчик второй –

        Указчик старательный.

        Третий твой пальчик

        Как раз посредине,

        Поэтому Средний

        Дано ему имя.

        Палец четвертый зовут

        Безымянный,

        Неповоротливый он и упрямый.

        Совсем как в семье,

        Братец младший – любимчик.

        По счету он пятый,

        Зовется Мизинчик.

                                  Л. Хереско

        Примечание. Первые две строчки сопровождаются растиранием ладоней, следующие строки – растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.

        Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

        

        Мурка лапкой носик мыла,

        Сидя утром у окошка.

        Мурка моется без мыла,

        Потому что Мурка – кошка.

                                             В. Левин

        Примечание. Предварительно вместе с ребенком вспомнить, как умывается кошечка.

        Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).

        Диво дивное – паук,

        Восемь ног и восемь рук.

        Если надо наутек,

        Выручают восемь ног.

        Сеть плести за кругом круг

        Выручают восемь рук.

                                      В. Суслов

        

        Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).

        Не секрет для нас с тобой,

        Каждый знает это –

        Руки мой перед едой

        И после туалета.

        Пиление.

        Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

        Пилит, пилит пила,

        И жужжит, как пчела,

        И визжит, и поет,

        Соням спать не дает.

                                В. Сокол

        Пиление ладони пальцами противоположной руки.

        Принялась она за дело.

        Завизжала и запела.

        Ела, ела дуб, дуб.

        Поломала зуб, зуб.

                                       С. Маршак        

        Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

        Разминание.

        Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

        Толстушка - ползушка,

        Ползи по дорожке,

        Ползи по ладошке,

        Ползи, не спиши,

        Рога покажи.

                     Немецкая нар. Песня

        Примечание. Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.

        Щипообразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

        Гуси, гуси! Га-га-га!

        Есть хотите? Да-да-да!

        Так летите же домой.

        Серый волк под горой

        Не пускает нас домой.

                                        Русский фольклор

        Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.

        Вибрация.

        Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино).

        

        Кто там топает по крыше?

        Кап-кап-кап.

        Чьи шаги всю ночь я слышу?

        Кап-кап-кап.

        Я усну теперь едва ли.

        Кап-кап-кап.

        Может кошек подковали?

        Кап-кап-кап.

                                Ж. Давитьянц

        Поколачивание.

        Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

        Кто на розовой заре,

        На росистом серебре

        Барабанит, барабанит

        По сосновой  по коре?

        Дятел петь захотел,

        Дятел носом песню пел.

                                Э. Машковская

        Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.

        Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

        Уложили дятла спать

        В деревянную кровать.

        Он в кровати всем на зло

        Продолбил себе дупло.

                                   В. Линькова

        Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть напоминает голову птицы.

        Поколачивание.

        Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.

        Тук-тук-тук,

        Молоток – мой лучший друг.

                                    Г. Виеру

        Примечание. Мягкость и эластичность поколачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самомассаж в детском саду

Комплекс упражнений для самомассажа...

Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки Игровое занятие в детском саду для детей 2-3 лет

Организационный моментЗдесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей.Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте к...

«Игровой самомассаж в детском саду»

Консультация для родителей....

Игровые упражнения для самомассажа в детском саду

Упражнения помогают знакомить детей с приемами самомассажа...

Проект "Игровой самомассаж в детском саду"

Методическая разработка для воспитателей по проектной деятельности....