Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду с детьми логопедической группы»
консультация (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование ЗОЖ должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_zdorovesber._tehnologii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду с детьми логопедической группы»

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование ЗОЖ должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены и некоторые имеют хронические заболевания. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы. Педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Что же такое здоровьесберегающая технология?

Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. К основным показателям здоровья детей относятся:

- уровень физического и нервно-психического развития детей;

- степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;

- состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития.

Ожидаемый результат работы - сохранение и укрепление физического и нервно-психического развития детей, что и позволит повысить эффективность коррекционной работы по преодолению речевого дефекта.

Востребованность здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ возрастает. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Целью здоровьесберегающих технологий является сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития; поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Задачи здоровьесберегающей деятельности:

-        сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его;

-        развитие физических качеств;

-        контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

-        оздоровление средствами закаливания;

-        организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- организация       профилактических       мероприятий,       способствующих резистентности детского организма;

-        обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника;

-        валеологическое просвещение родителей и содействие становлению культуры здоровья.

 В практической деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Во время проведения НОД для снятия усталости с детьми проводятся динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз. Например, динамическая пауза «Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок, хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет, подметает хомка хатку и выходит на зарядку, раз, два, три, четыре, пять, хомка хочет сильным стать». Дети выполняют определенные движения в соответствии со словами. Ежедневно после сна проводится бодрящая гимнастика. На занятиях художественно - эстетического цикла я использую технологии эстетической направленности. Слушание звуков природы, как в НДО, так и в режимные моменты является релаксацией, так необходимой для детей. В течение всего дня с детьми проводятся подвижные и спортивные игры. Любимые подвижные игры «Белые медведи», «Мышеловка», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Ручейки у озера», «Зоопарк».

Утренняя гимнастика.        

Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Она помогает детям войти в деятельное состояние, усиливает кровообращение, помогает развитию правильной осанки, развивает и укрепляет мышцы, содействует обмену веществ.

Динамические паузы.

Проводятся во время НОД по мере утомляемости детей 2-5 минут.

Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомляемости, создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Ритмопластика-это музыкально-ритмические движения. Любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь-движение», расширение у детей словаря, способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Подвижные и спортивные игры-как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате проводятся ежедневно во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация - упражнения для расслабления мышц рук, шеи и т. д. Проводится в любом подходящем помещении, можно использовать спокойную классическую музыку( Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку во время НОД.

Пальчиковая гимнастика - систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности  головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то  при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом,  роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, графические упражнения, обводка шаблонов и штриховка изображений, различные виды шнуровки на твердой и мягкой основе, различные виды конструкторов.

Гимнастика для глаз- ежедневно проводится по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, используется для снятия статического напряжения, нагрузки, улучшает кровообращение. С детьми необходимо поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Можно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется. На занятии « Мы кормушки смастерили» дети по тексту

выполняли движение глазами: птичка полетела вверх, птичка полетела вниз, птичка улетела вправо, птичка улетела влево и т. д.

Дыхательная гимнастика - корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика - помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. В работе с детьми используются мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, упражнения для жевательно - артикуляционных мышц, упражнения для губ и языка, речевая зарядка.

Корригирующая гимнастика - укрепляет мышцы тела, способствует разностороннему физическому развитию, воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано.

Гимнастика бодрящая- помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, оказывает закаливающий эффект. Выполняется ежедневно после дневного сна 5-10 минут: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу. В комплекс бодрящей гимнастики можно включить упражнения для профилактики нарушения осанки( ходьба на носочках, пятках,

медленный бег). После упражнения эффективно провести закаливание (топание в тазике с водой, хождение босиком, обливание ног).

 

  1. Технологии обучения ЗОЖ

Физкультурные занятия - приобщают детей к ЗОЖ, способствуют физическому развитию детей, развивают физические качества: силу, ловкость, выносливость.

Занятия из серии «Здоровье» - помогают детям  узнать о своем организме, как правильно за ним ухаживать, приобщают детей вести здоровый образ жизни. Образовательная деятельность предполагает проведение НОД и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления с помощью природных факторов, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Мы проводим занятия из серии «Здоровье», где дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения в природе и разумных действий в непредвиденных ситуациях. В течение всего дня дети выполняют точечный массаж, самомассаж. Коммуникативные игры «Звери на болоте», «Выложи снежинку», «Рыбки» и другие обеспечивают социально - эмоциональное благополучие дошкольников.

Коммуникативные игры - предназначены научить ребенка сообщать, передавать информацию своему собеседнику в процессе

межличностного взаимодействия.

Самомассаж, точечный массаж-упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения. В нашей группе используется метод су-джок терапии. Су-джок - это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. п. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).  Массаж проводится до появления тепла. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

  1. Коррекционные технологии

В работе по экологическому воспитанию я использую арттерапию, т.к. изобразительное        творчество        благоприятно        воздействует        на психоэмоциональное состояние детей. Технологии музыкального воздействия используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, изобразительной деятельности. Сказкотерапия помогает детям воспринимать подачу материала и решать проблемные ситуации.

Арттерапия-лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками  помогает снять нервное напряжение и подключает внутренние резервы организма ребенка.

Технологии музыкального воздействия        - для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя влияет на развитие творческих способностей.

Сказкотерапия –любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание «любовь, добро, счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты, предощущение будущего. Цель этих занятий- преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.

Психогимнастика - направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении, помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Технология воздействия цветом - необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Фонетическая ритмика - занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

Ожидаемые результаты здоровьесберегающих технологий:

-        желание детей и их родителей вести здоровый образ жизни, поддерживать и сохранять свое здоровье;

-        знания о правилах поведения в природе использовать в повседневной жизни и совершать разумные действия в непредвиденных ситуациях;

-        формирование привычки повседневной физической активности;

- совершать    оздоровление    средствами    закаливания    с    использованием природных факторов;

-        тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.

Немаловажное значение в работе по сохранению здоровья детей имеет тесный контакт воспитателей, логопедов и других специалистов ДОУ с родителями. Помощь будет эффективна, когда к речи и поведению детей родители и воспитатели предъявляют единые требования. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии позволили:

- повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей;

- значительно повысить речевую активность и повысить динамику в работе по исправлению речевого дефекта;

- включить больший процент родителей в единый воспитательно- образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность.

        Использование мною вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом. Родители воспитанников оказывают большую помощь нам в решении задач по сохранению здоровья ребенка на всех этапах его обучения и  развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"

Консультация содержит информацию по здоровье сберегающим технологиям в детском саду....

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»             ...

консультация для воспитателей : Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми

в данной консультации представлены здоровьесберегающие технологии, используемые в работе....

Здоровьесберегающие технологии в детском саду с детьми логопедической группы

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Логопедические дети, как правило, ослабленные, с низким иммунитетом, неуверенные в себе. Педаго...