Как сохранить здоровье дошкольников…
статья

Елена Николаевна Гурьянова

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_kak_sohranit_zdorove_doshkolnikov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Как сохранить здоровье дошкольников…

 ЗДОРОВЬЕ – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

Мишель де Монтень.

На сегодняшний день медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о пропедевтической работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, начиная с дошкольного возраста.

  Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы:

 - организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

 - психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

 - учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

  В связи с этим возникает ряд вопросов. На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

 ВО-ПЕРВЫХ, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой». Культурный же человек, как отмечал И.И. Пирогов, «не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени».

  ВО-ВТОРЫХ, имеет место “забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т.к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждениями о ней.

  В-ТРЕТЬИХ, можно констатировать сужение понятия «здоровье». Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

 Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.

 Концепция модернизации российского образования  предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

  Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

  Прежде, чем рассматривать здоровьесберегающие технологии необходимо дать определение этому понятию. «Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников».

   Современные здоровьесберегающие технологии можно разделить на три группы:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни
  3. Коррекционные технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Особенности

 методики

 проведения

Ответственный

за

проведение

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика, (логоритмика)

Необходимо обращать внимание на художественную ценность, величину физической и речевой нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям (речевому развитию)

Руководитель физического воспитания или инструктор ЛФК

учитель-логопед,

музыкальный руководитель,

воспитатель

Динамические паузы

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогуле, в групповой комнате (со средней степенью подвижности). Игры подбираются в соответствии с возрастом (физических возможностей)

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Релаксация

На фронтальных и подгрупповых занятиях, с учетом целей и состояния детей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Используются классическая музыка, звуки природы.

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

психолог,

учитель-логопед (учитель-дефектолог)

Технологии эстетической направленности

Реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров и пр., оформление помещений к праздникам и т.д. Особое значение имеет работа с семьей. Для всех возрастных групп.

Все педагоги

Пальчиковая гимнастика

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время. С младшего возраста индивидуально или с подгруппой (ежедневно)

Воспитатели,

учителя-логопеды,

учителя-дефектологи

Гимнастика для глаз

В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время. Используется наглядный материал, показ педагога.

Все педагоги

Дыхательная гимнастика

Педагогу дать детям инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры, обеспечить проветривание.

Все педагоги

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после дневного сна 5-7мин. Форма проведения различная.

Воспитатели

Корригирующая и ортопедическая гимнастики

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Руководитель физического воспитания

2. Технологии обучении здоровому образу жизни

Физкультурное

занятие

Занятия проводятся в соответствии с программой по которой работает ДУ. С раннего возраста в хорошо проветренном помещении.

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Коммуникативные игры

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и т.д.(со старшего возраста)

Воспитатели,

психолог

Занятия из серии «Здоровья»

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития (со ст. группы)

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Самомассаж

(Точечный самомассаж)

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний период со старшего возраста. Показано детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Проводится по спец. методики

Старшая медсестра,

Руководитель физ.

воспитания,

воспитатели

Биологическая обратная связь (БОС)

По специальной методики для дошкольников. От 10-15 сеансов с компьютером по 5-10 мин. В спец. помещении со старшего возраста

Спец. обученный

педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-15 занятий, со средн.группы. Занятия проводятся по подгр., программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.

Психолог,

воспитатели

Психогимнастика

Занятия проводятся по специальным методикам 1-2 раза в неделю со ст.возраста

Психолог

Сказкотерапия

Занятия используют для психологической терапевтической развивающей работы. Используются различные методики (со старшего возраста)

Психолог

Спец. обуч.педагог

Технологии воздействия цветом

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Психолог

воспитатели

Фонетическая ритмика

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха, либо в профилактических целях. Цель – фонетическая грамотная речь.

Учитель-логопед

Воспитатели

Руководитель физического воспитания

 Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Применение в своей работе здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сохранить здоровье дошкольников в условиях релизации ФГОС ДО

Статья о здоровьесбережении дошкольников с памятками для детей и родителей....

Как сохранить здоровье дошкольников

Как сохранить здоровье дошкольников...

Как сохранить здоровье дошкольников

Как сохранить здоровье дошкольников...

«Как сохранить здоровье дошкольников» консультация для педагогов

Деньги потерял – ничего не потерял,время потерял-многое потерял,здоровье потерял – все потерял.(русская народная пословица) Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада ...

Статья «Как сохранить здоровья дошкольникам»

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис обще...

Конспект занятия "Как сохранить здоровье дошкольника"

Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания....

Как сохранить здоровье дошкольника

В памятке представлены примеры здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста...