Как сохранить здоровье дошкольников в условиях релизации ФГОС ДО
статья (старшая группа) по теме

Галныкина Майя Петровна

Статья о здоровьесбережении дошкольников с памятками для детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galnykina_m.p.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

М.П. Галныкина

МАОУ начальной школы – детского сада № 72 г. Калининград

Как  сохранить здоровье дошкольников в условиях реализации                         ФГОС ДО.

Деньги потерял – ничего не потерял,

Время потерял – многое потерял,

Здоровье потерял – всё потерял.

(Русская народная пословица)

Здоровье народа - превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь – никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.

В последнее время количество детей  с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возросло в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В Уставе Всероссийской организации здравоохранения отмечается: здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного и духовного благополучия. Здоровье – совокупность физических, психических и социальных  качеств человека, которые составляют основу его долголетия и осуществление творческих планов, создание крепкой дружной семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры.      

  Здоровье рассматривается не как постоянная величина, а как динамический комплекс проявлений жизнедеятельности человека, изменяющийся изо дня в день. Необходимо при этом учитывать качество жизни и состояния психической сферы. Здоровье нельзя оценивать отдельно от условий и возможности человеческой деятельности, той конкретной среды, в которой человек живёт. Это социальная категория, определяется не природой, а характером общественных отношений факторами, входящими в образ жизни.

Физическое развитие – один из наиболее важных показателей здоровья ребёнка. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат,   заканчивается развитие всех систем органов. Поэтому правильная организация занятий, оптимальное чередование разных видов деятельности оказывает большое влияние  на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма. Один из приёмов, способствующих снижению утомляемости, использование физкультминуток. Они проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты.

Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружением, наклонами, приседаниями и т.п.)

Для проведения физкультминуток предлагаем следующие упражнения:

- «растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизируются все системы организма; разогреть руки, потирая их ,помассировать мочки ушей, ушную раковину; в конце растереть уши ладонями;

- «перекрёстные движения» - активизируют оба полушария головного мозга под спокойную музыку выполнять перекрёстные координированные движения, одновременно с правой рукой двигать левой ногой, и на оборот, ставить руку и ногу вперёд, в стороной, назад;

- «качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение; головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородком «вычерчивать» на груди слегка изогнутую линию, дышать глубоко, плечи опустить вперёд;

- «ленивые восьмёрки» - активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания, в воздухе в горизонтальной плоскости «рисовать» цифру 8 по 3 раза сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками;

- «симметричные рисунки» - улучшает зрительно-моторную координацию; в воздухе обеими руками «рисовать» симметричные фигуры;

- «медвежьи покачивания» - расслабляет позвоночник, мышцы шеи и глаз; покачиваться из стороны в сторону, изображая медведя;

- «поза дерева» - снимает статистическое напряжение с позвоночника; сесть за стол, ноги поставить вместе, стопы прижать к полу, руки опустить, спину выпрямить, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом, удерживать позу 15-20 секунд;

- «медуза» - снимает психо-физическое напряжение; сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде;

Очень важный критерий здоровья – психофизическое состояние ребёнка. Детский сад не только учреждение, куда он ходит на протяжении нескольких лет, но ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни, где радуется и огорчается, принимает значительные  решения, выражает чувства, формирует мнение, отношения к окружающей среде. Положительные эмоции выступают залогом психического здоровья. Предлагаю использовать следующие памятки.

Памятка для ребёнка.

  1. Не дерись, не обижайся без дела.
  2. Не дразни других, не выпрашивай ничего.
  3. Не ябедничай за спиной у товарищей.
  4. Если тебя зовут играть- иди, если не зовут- попросись. Это не стыдно!
  5. Часто говори: давайте дружить, давайте играть, давайте вместе пойдёмте домой.
  6. Не хвастайся. Ты не лучше других!
  7. Просят о помощи – не отказывай.
  8. Если что-то не получается-не плачь, попробуй ещё раз. Всё  тебя получится!

Памятка для родителей.

Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»

1.«Нельзя» должно быть не много. Пусть это будет 5 основных из того, что опасно для жизни и здоровья малыша. Этих нельзя много, но родители определяют основное, остальное нужно на время убрать или сразу учить правильному отношению.

2.«Нельзя» должны выполняться всегда. Выполнение этого правила приведёт к полному подчинению ребёнка.

3.Согласовывать «нельзя» для всех членов земли. Если мама разрешает, а папа запрещает, ничего не получится. Ребёнок, в зависимости от своих личностных качеств, будет либо не слушаться совсем, либо подстраиваться, что повлечёт за собой скандалы в семье, опасные для эмоционального состояния ребёнка.

4.«Нельзя» должны быть разумны. У ребёнка есть определённые потребности, в том числе и физиологические. Бесполезно требовать от ребёнка «не делать в штанишки» если вы не приучили его к горшку.

5. Первые «нельзя» для ребёнка должны быть равнозначными. Следует объяснить ребёнку, что так никто не делает, ни мама, ни папа. Иначе слово «нельзя» для ребёнка обесценивается.

6. Учите ребёнка реагировать на ограничения постепенно и терпеливо. Конечно, периодически ребёнок может пытаться  «проверить» ограничения, но от родителей много сил и времени уже не потребуется.

Памятка для родителей.

Как помочь ребёнку освоить правила поведения.

  1. Нельзя бить маленького ребёнка по рукам! Постоянно повторяющиеся наказания приведут к боязни у ребёнка изучать новое.
  2. Убирайте вещи, которые ребёнок не должен трогать. Если нет такой возможности, помогите правильно изучить предметы. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что-то другое.
  3. Объясняйте ребёнку причины своих действий и поступков. Учитесь разговаривать с ребёнком на равных.
  4. Установите для ребёнка алгоритм действий. Обучите  своего ребёнка алгоритму и чётко следуйте сами.
  5. Никогда не отвечайте агрессией на проявление агрессивности ребёнком. Лучший способ – сказать ему о своём состоянии, своих чувствах и его поведении.                                                                                                     Советы родителям.
  1. Биологические часы у всех идут по-разному. И это ни хорошо, ни плохо. Просто это надо учитывать.
  2. Стыдно ругать за то, что мозг ребёнка ещё находится в развитии. У него всё впереди.
  3. Мир мы видим таким, каким его принято видеть, а ребёнок таким, какой он есть на самом деле. Отсюда часто возникает непонимание.
  4. Маленькие дети не бывают ленивыми. На их лень мы списываем свои педагогические ошибки.
  5. Ребёнок должен чувствовать, что даже когда вы его ругаете, вы всё равно его любите.
  6. На наш взгляд, один из самых страшных пороков обучения дошкольников – воспитание  боязни ошибки.
  7. Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше времени.
  8. Важно понять его настроение и уметь сопереживать.
  9. Не предъявляйте завышенных требований.
  10. Не ожидайте полной самостоятельности.
  11. Не стремитесь, во что бы то ни стало настоять на своём, если ребёнок закапризничает.
  12. В то же время не стоит потакать детским слабостям и чрезмерно опекать малыша.
  13. Если ребёнок не просит о помощи, не вмешивайтесь в дела, которыми он занят.
  14. Постарайтесь выяснить, в чём причина неудач, помогите справиться с трудностями.
  15. Хвалите ребёнка, как можно чаще, отмечайте даже незначительные достижения.
  16. На успехи и неудачи постарайтесь реагировать сдержанно, ровно и обязательно доброжелательно.
  17. Любите ребёнка не за то,  какой он умный, а просто за то, какой он есть.

Сохранение здоровья детей общая задача родителей,  педагогов, медицинских работников.                                                                                                 Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

- в физическом плане – умеет преодолеть усталость;

- в социальном – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном, эмоциональном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.                                                                                                                                                Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».                                                                                Только систематическое проведение оздоровительной работы с ребёнком даст желаемый результат. Основная цель дошкольного образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья.

Литература:

1. Байбородова Л.В. и др. Образовательные технологии. Учеб-метод. пособие. Ярославль  2010.                                                                                                                                        2. Вагина Л.А. Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы: современные педагогические технологии. Волгоград 2008 г.                                                                                   3. Иванов Д.А. Митрофанов К.Г.  Компетентностный  подход  в образовании. Проблемы, понятия, инструментарии. Учеб-метод. Пособие. М.2011.

 4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы инструктора ЛФК)

Реализовать план ФГОС ДО  помогают педагогические технологии для укрепления здоровья детей. Это необходимо для правильной, нормальной деятельности организма....

Как сохранить здоровье дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Как  сохранить здоровье дошкольников в условиях реализации     ФГОС ДО. Деньги потерял – ничего не потерял,Время потерял – многое потерял,Здоровье потерял – ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Статья посвящена вопросам организации в детском саду проекта "Мы хотим быть здоровыми!" Его задачей является взаимодействие педагогов и родителей детей. Кратко представлены цель, планируемые...

Конспект тематического педсовета «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Конспект тематического педсовета «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Обобщение опыта «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий».

Первые семь лет жизни человека – наиважнейший и самый неповторимый путь развития человека: физиологического, психического, интеллектуального. Именно в этот период идёт активное формировани...