Методические рекомендации обучению детей 3 - 7 лет ходьбе на лыжах.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рейш Елена Владимировна

Методические рекомендации обучению детей  3 - 7 лет ходьбе на лыжах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_lyzhi_lena.docx61.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированной направленности №1 г. Сосновоборска

Методические рекомендации обучению детей

ходьбе на лыжах

Подготовил:

Инструктор по ФК

Е. В. Рейш

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ

Задачи обучения:

1. Заинтересовать предстоящими лыжными занятиями;

2.  Прививать любовь к лыжам и желание выходить на лыжню;

3. Знакомить с лыжным инвентарем;

4. Учить правильно нести лыжи до места занятий ( на спортивную площадку)

5. Стоять на лыжах;

6. Выполнять ступающий и скользящий шаги, повороты на лыжах на месте способом  переступания.

До выхода на снег с детьми проводятся беседы о лыжном спорте, лыжниках,

рассматриваются иллюстрации и сами лыжи. Педагог объясняет, что у лыж есть носок и пятка, на них прикручены крепления и показывает как надевать лыжи. Прямо в физкультурном зале дети пробуют двигаться на лыжах по полу. Лыжные крепления для детей 3-4 лет пластмассовые, надевают на валенки или узкую зимнюю обувь. Застегивает их только педагог по физкультуре.

При обучении ходьбе на лыжах не избежать падений, это может не понравиться малышам. Поэтому, чтобы не пропал интерес к занятиям, можно использовать «помощь на лыжах»: если ребенок упал, онзовет «помощь» (воспитателя или инструктора), которая  «приедет» и «поможет».

Да не просто «приедет», она поспешит к малышу с сиреной. Такая игровая ситуация позволит избежать негативной реакции будущих чемпионов.

Самое главное в этом возрасте – помочь ребенку освоить новое, еще незнакомое «чувство лыж». Для этого полезно использовать специальные упражнения на лыжах, которые проводятся на каждом занятии после разминки.

«Неваляшки»

«Закачались неваляшки с боку на бок, с боку на бок» - перенос массы тела с одной лыжи на другую.

«Аист»

Поднятие согнутой ноги и длительное ее удержание (по возможности) в таком положении.

«Как ручки работают?»

Воспитатель. Как ручки работают?

Дети. Вот так. (Дети показывают разнообразные махи руками).

«Воробушки клюют»

«Воробышек поднял лапку» (приподнять одну ногу с лыжей).

«Воробышек клюет зернышки» (носком лыжи задеть снег).

«Покажи носочек»

 Поочередное поднимание носков правой и левой лыж, пятки лыжпри этом остаются на месте.

«Зайчик»

 Подскоки на двух ногах на лыжах.

«Ручки – хлоп, а ножки – топ»

Хлопки в ладоши – ходьба по снегу на месте, притопывая лыжами.

«Пружинка»

Полу приседы в стойке лыжника.

Обучение ходьбе на лыжах нужно начинать с ознакомления со ступающим шагом – основным подготовительным упражнением, помогающим ощутить сцепление лыж со снегом, овладеть перекрестной координацией рук и ног. Ходьба на лыжах таким шагом представляет собой поочередное поднимание носков лыж (пятка их прижата к снегу), правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперед.

Чтобы детям легче было освоить ступающий шаг, предлагаем проводить с ними подводящие упражнения.

«Шаг, приставка»

И.п. – стоя на лыжах на снегу. Сделать один шаг вперед (для этогонужно поднять носок правой лыжи, согнув ногу в колене, переместить её вперед, поставить лыжу на снег, сместив вес тела на впереди поставленную ногу, приставить другую ногу).

«Шаг, шажок вперед, вперед»

И.п. – стоя на лыжах на снегу.

1- сделать ступающийшаг правой ногой, 2- затем левой, не приставляя её, а вынося небольшим махом вперед.

Ступающие шаги необходимо выполнять поочередно правой и левой ногами.

Освоим эти упражнения, дети отправляются в путь и превращаются в «паровозик».

Лыжи необходимо ставить ровно на лыжню, чтобы «паровозик» не сошел с рельсов. Все дети спокойно идут друг за другом по лыжне под песню:

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий,

Он вагоны повёз, будто настоящий.

Кто в вагонах едет?

Коля, Катя, Сережа…(называются имена детей).

По сигналу «Остановка!» все останавливаются и приседают (отдыхают). По сигналу  «Ту-ту!» «паровозик» продолжает свой путь. В начале обучения он двигается по кругу, а затемпо извилистой линии, «объезжая» препятствия на участке.

Далее дети знакомятся со скользящим шагом, основой техники лыжника, - движением, в котором объединены два характерных действия: отталкивание и скольжение. Ходьба на лыжах скользящим шагом – это скольжение сэнергичным поочередным отталкиванием то одной, то другой ногой. После толчка нога расслабляется и сгибается в колене, пятка лыжи приподнимается немного вверх. Затем маховым движением нога выносится вперед, и вес тела переносится на неё, происходит скольжение и начинается отталкивание другой ногой.

Отталкивание и скольжение наслаиваются друг на друга, создавая равномерное продвижение. Туловище подается вперед, совершаются широкие взмахи руками вперед и назад.

Для того чтобы дети почувствовали, что такое скольжение, используется «буксировка». Проводится она в игровой форме: «машина» (взрослый) приезжает на помощь и «берет на буксир» (протягивает палочку, прикрепленную к веревке) другую «машину» (ребенка), которая не может двигаться. Ребенок держится за палочку, а взрослый катит его «в гараж на ремонт». Это упражнение выполняется вместе с воспитателем на нескольких занятиях, а потом используется как игра для повышения интереса у детей к ходьбе на лыжах.

Для развития устойчивого равновесия во время ходьбы на лыжах ступающим и скользящим шагами используется различные упражнения и игры.

«Прокати игрушку на лыжах»

 Ходьба с игрушкой. «Мишки идут по лесу, переваливаясь с боку на бок». Ходьба по целине с неглубоким снежным покрытием; перенос массы тела с ноги на ногу.

«Рыжий пес»

 Взрослый произносит слова, а дети выполняют движения вместе с ним.

Едет, едет паровоз –

Две трубы и сто колёс.

Машинистом – рыжий пёс.

Ходьба по лыжне за ведущим (ребёнком), у которого в руках игрушечная собака.

Ту-ту, ту-ту.

Ходьба с притопыванием (лыжи полностью отрываются от снега).

Ведущий ребёнок меняется и игра продолжается.

«Лошадки»

 Дети переступают на лыжах коротенькими шагами, притопывая по снегу.

По сигналу «Тпруууу!» все останавливаются и натягивают воображаемые вожжи.

«Ножки, ножки – топ–топ, ручки, ручки – хлоп, хлоп»

 Дети стоят на лыжах вдоль площадки лицом к инструктору по физкультуре (он – в центре). Затем они слегка поднимаютпо очереди то правую, то левую ногу, приговаривая: «Ножки, ножки – топ-топ». Потомприседают (3-4 раза) и произносят: «Ох!». Далее ходят по площадке и хлопают в ладоши со словами «Ручки, ручки – хлоп, хлоп».  Игру можно повторять несколько раз.

«Большие - маленькие»

 Дети ходят на лыжах по площадке. На слова взрослого:«Какими мы стали?» дети останавливаются, поднимают руки и произносят: «Большими». Затем продолжают движение по площадке. На слова: «Какими мы были?» - приседают и говорят: «Маленькими». Игру можно повторять несколько раз.

«Через ворота»

 На площадке поперек лыжни устанавливается несколько «ворот». Подойдя по лыжне к воротам, дети проходят через них, стараясь не задеть.

«Убегай – заморожу»

 Дети ходят на лыжах по всей территории площадки. Инструктор пытается догнать ребенка и «заморозить» (дотронуться до него).

«Метель»

 По сигналу «Метель!» дети ходят на лыжах врассыпную по площадке.

По сигналу «Метель утихла!» останавливаются и приседают. Игру можно повторять несколько раз.

При ходьбе на лыжах на участке возникает необходимость обойти какое-нибудь препятствие или повернуться в другую сторону. Детям этого возраста доступен  несложный  поворот – попеременное переступание лыжами (мелкими шажками) вокруг пяток лыж в  направлении поворота.

При переступании влево вокруг пяток лыж слегка приподнимается носок левой лыжи и отводится в сторону приблизительно на 25-30’. Затем приподнимается правая лыжа и располагается рядом с левой, при этом пятки лыж остаются на месте.

Рекомендации педагогам: объяснить и показать детям, что одна нога, не обгоняя, должна двигаться за другой.       Упражнения выполняются в игровой форме.

«Покажи носочек»

И.п. – стоя на лыжах. 1- приподнять носок одной лыжи (пятка лыжи прижата к снегу),

2- опустить на место, 3-4 – тоже самое выполнить другой ногой.

«Птички крошки увидали, стали их клевать»

И.п. – стоя на лыжах. 1- приподнять носок одной лыжи, 2- отвести его в сторону (пятку лыж прижать к снегу), 3- поставить наснег, 4- приставить на прежнее место, 5-8 – тожесамое выполнить другой лыжей.

«Веер»

И.п. – стоя на лыжах. Поочередно переступать то в одну, то в другую сторону правым и левым носком лыж. Пятку лыж от снега не отрывать. Далее повороты совершенствуются в играх.

«Змейка»

 Дети проходят ступающим или скользящим шагом вокруг флажков, поворачивая на месте способом переступания.

«Беги ко мне»

Дети с воспитателем стоят на одной стороне площадки, педагог по физкультуре – на другой. Он произносит: «Бегите ко мне». Дети двигаются в сторону педагога, касаются его и оборачиваются. Теперь уже воспитатель зовёт: «Бегите ко мне».Дети двигаются обратно. Для усложнения игры сигнал можно подавать раньше, чем дети коснутся зовущего.

Комплексно – тематический план работы с детьми 3-4 лет

Месяц

Неделя

Содержание деятельности с детьми

Ноябрь

3 – 4-я

Беседы с детьми, ознакомление с лыжами, ступающим шагом ( в физкультурном зале), игровые упражнения на лыжах.

Декабрь

1 – 2-я

Ознакомление с тем, как правильно необходимо брать лыжи и переносить их к месту занятий, обучение ступающему шагу, игровые упражнения на спортивном участке.

3 - 4-я

Обучение ступающему шагу, развитие «чувства лыж»

(Игровые упражнения и игры)

Январь

3 – 4-я

Обучение поворотам на месте способом переступания, ступающему шагу с активной работой рук(игровые упражнения и игры)

Февраль

1 – 2-я

Ознакомление со скользящим шагом, закрепление поворотов на месте способом переступания, развитие «чувства лыж» (игровые упражнения и игры)

3 – 4-я

Обучение скользящему шагу (обращать внимание на перенос массы тела на опорную ногу), закрепление поворотов на месте способом переступания.

Март

1 – 2-я

Продолжение обучения скользящему шагу с активной работой рук, закрепление в играх выполнения  поворотов на месте способом переступания.

3 – 4-я

Итоговые занятия на лыжне.Игры и развлечения в спортивном зале и на улице.

 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ

Задачи обучения:

1. закреплять умение ходить на лыжах скользящим шагом;

2. совершать повороты на месте способом переступания;

3. разучивать стойку лыжника;

4. знакомить со способами спуска с пологих склонов в низкой стойке и подъема на склон «лесенкой».

До выхода детей на снег так же, как и в младшей группе, проводятся беседы на тему «Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Дети вспоминают основные понятия – лыжник, лыжи, лыжня, крепление. Воспитанники этого возраста катаются на лыжах с жесткимикреплениями, поэтому в беседах рассказывается о том, как правильно их застегивать и расстегивать, ухаживать за инвентарем, о правилах поведения и технике безопасности при ходьбе на лыжах.

Лыжные занятия в средней группе (в отличие от младшей) проводятся на учебной площадке, имеющей несколько кругов. Первое занятие на лыжах начинается на том участке, где дети катались в прошлом году. Вместе со взрослым они вспоминают ступающий шаг, ходьбу врассыпную, построение в колонну. После этого группа переходит на учебную площадку, где педагог по физкультуре напоминает (показывает), что такое стойка лыжника. Выполняя инструкции взрослого («Ноги немного согнуть», «Туловище чуть-чуть наклонить», «Смотреть вперед»), дети принимают стойку. Это упражнение включается в разминку на каждом последующем занятии.

Для освоения детьми «чувства лыж» выполняются не только те упражнения, которые были в младшей группе, но и более сложные.

«Пружинка»

Полуприседы в стойке лыжника с активной работой рук.

«Пяточка, носочек»

 Поочередное поднимание пятки и носка сначала левой, потом правой лыжи

«Маятник»

 Махи в стороны сначала одной поднятой ногой с лыжей, затем другой.

«Ручной маятник»

 Стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонивтуловище вперед, совершать попеременные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) иназад (немного дальше бедра).

«С ноги на ногу»

Перенос массы тела с одной ноги на другую (ноги слегка приподнимаются).

Дети 4-5 лет, в отличие от малышей, могут самостоятельно вставать после падения на лыжне. Сначала им нужно показать, как это правильно сделать: при попытке встать после падения ноги с лыжами необходимо поставить с одного бока, параллельно друг другу, руки – с другого. Опираясь руками о снег, нужно оттолкнуться и встать. Объяснение лучше проводить в игровой форме.

«Ветер»

Дети встают в шеренгу на расстоянии 1 м. друг от друга. По сигналу «Подул ветер!» все падают на снег в одну сторону, а по сигналу «Ветер утих!» встают. В дальнейшем дети выполняют усложненный вариант упражнения: после падения они поворачиваются на спину, ноги с лыжами поднимают вверх (можно «поболтать» ими), по сигналу педагога опускают лыжи на снег с любого бока (правого или левого) и встают.

Для отработки скользящего шага проводятся упражнения, которые дети выполняют, стоя на лыжах на месте:

- выпад вперед правой ногой, задержаться в таком положении, левую ногу приподнять (вес тела переносится на опорную ногу) и опустить, то же самое повторить с другой ноги;

- выпад вперед (сначала правой, потом левой ногой) с попеременными движениями «мах руками вперед и назад» при разноименном сочетании рук и ног;

в движении на хорошо накатанной лыжне:

- короткие скользящие шаги без работы рук (с переносом веса тела с ноги на ногу);

- махи руками на месте и затем скользящие шаги с махами рук;

- скользящие шаги (руки держать за спиной) с акцентом на приседании и отталкивании ногой.

Для совершенствования скользящего шага используются те же игры, что и  в младшейгруппе («Шире шаг», «Метель» и др.).

В этом возрасте большое внимание уделяется поворотам вправо и влево вокруг пяток лыж, что способствует свободному управлению лыжами. С этой целью выполняются знакомые упражнения: «Покажи носочек», «Птички крошки увидали…» и новое упражнение.

«Солнышко»

 Дети должны «нарисовать» солнце на снегу, переступая носками лыж вокруг пяток. Необходимо стараться чисто, четко выполнить рисунок, «лучики» солнца распределять на одинаковой ширине. Все эти умения закрепляются в играх.

«Кто быстрее повернется?»

 На игровой площадке на расстоянии 2 м. одна от другой проложены несколько параллельных лыжней. По сигналу, стартуя каждый по своей лыжне, дети двигаются вперед скользящим шагом, у флажков они быстро поворачиваются на 180* и финишируют. Победит тот, кто быстрее финишировал.

«Зигзаги»

 В игре участвует несколько команд. Для каждой прокладывается своя лыжня зигзагами длиной 15-20 м. На лыжне на расстоянии 4-5 м. один от другого ставятся 4-6 флажков. Стартуя, дети поочередно проходят всю трассу, выполняя у каждого флажка поворот переступанием на месте.

«Гармошка»

 Дети становятся на площадке в две шеренги лицом друг к другу. По команде они начинают поочередно передвигаться приставным шагом в указанном инструктором направлении до флажка. Отмечается лучшая «гармошка».

«Прокладка железной дороги»

Дети выстраиваются в шеренгу правым (левым) боком по направлению движения с интервалом 1 м., начинают передвигаться приставным шагом на

расстояние 20 м («укладка шпал»), возвращаются скользящим шагом,

прокладывая «рельсы».

Выигрывают те, у кого ровнее и четче будет проложена «железная дорога» (лыжня на снегу).

Детям 4-5 лет доступен подъем на склон «лесенкой». «Лесенка» - наиболее доступный способ преодоления коротких невысоких подъемов для детей. При подъеме «лесенкой» встают к склону боком, чтобы исключить соскальзывание, лыжи должны упираться в склон своими верхними кантами. Из такого исходного положения выполняют приставные шаги вверх. Для этого, опираясь на нижнюю ногу, делают шаг вверх. Затем переносят вес тела с нижней ноги на верхнюю и приставляют нижнюю лыжу. Далее движения приставнымишагами вверх повторяются. Туловище в течение всего подъема сохраняет почти вертикальное положение. Главная трудность – неумение ставить лыжи параллельно, чтобы ее преодолеть, детям предлагается выполнить на ровной площадке следующие упражнения.

«Разгладим снег»

 Стоя на лыжах, необходимо поднять одну ногу, отвести ее в сторону и приставить обратно (то же самое выполнить другой ногой).

Переступание на лыжах:

- через палочки, лежащие на снегу параллельно;

- по снегу в быстром темпе.

Рекомендации педагогам: выполняя упражнение, важно следить за положением ног.

В средней группе дети осваивают спуск с горки. Обучение начинается с пологих склонов в низкой стойке по проложенной лыжне, чтобы лыжи во время спуска не скрещивались. Низкая стойка предполагает прохождение спуска вниз комседе с наибольшим сгибанием ног в коленных суставах и с наклоном туловища параллельно склону, руки при этом должны быть вытянуты вперед.

Комплексно – тематический план работы с детьми 4 -5 лет

Месяц

Неделя

Содержание деятельности с детьми

Ноябрь

3 – 4-я

Беседы «Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Декабрь

1 – 2-я

Восстановление навыков ходьбы на лыжах ступающим шагом на участке, скользящим шагом – на спортивной площадке, ознакомление со стойкой лыжника, закрепление поворотов на месте способом переступания (вокруг пяток лыж).

3 – 4-я

Закрепление скользящего шага и использование специальных упражнений; обучение быстрому подъему после падения на снег, закрепление в игровых упражнениях и играх поворотов на месте способом переступания в разные стороны.

Январь

3 – 4-я

Ознакомление с подъемом на склон «лесенкой», обучение подъему (на ровной площадке),закрепление скользящего шага, поворотов на месте в играх

Февраль

1 – 2-я

Закрепление скользящего шага с активной работой рук в играх, обучение подъему «лесенкой» (на ровной площадке), закрепление поворотов на месте способом переступания (обходя предметы)

3 – 4-я

Обучение подъему «лесенкой» (на очень пологом склоне), ознакомление со спуском со склона в низкой стойке.

Март

1 – 2-я

Обучение спуску со склона в низкой стойке, закрепление скользящего шага, поворотов на месте, подъема на склон.

3 – 4-я

Итоговые занятия на лыжне. Игры и развлечения в спортивном зале и на улице.

Обучение детей  5 – 6 лет ходьбе на лыжах

Задачи обучения:

1.  Развивать «чувство лыж», «чувство снега».

2.  Развивать равновесие

3. Способствовать овладению ритмичной ходьбы на лыжах

4. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему ступающим шагом.

5. Закреплять навык подъема «лесенкой».

6. Продолжать обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.

7. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.

8. Познакомить детей с торможением на лыжах «упором».

По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Дети должны овладеть различными способами передвижения вперед, торможения, выполнения поворотов, преодоления подъемов, спусков. В начале обучениядети должны овладеть такими специфическими ощущениями для этого видадвижений, как «чувство лыж», «чувство снега».

        Ступающий шаг. Ребенок сначала испытывает некоторые затруднения

от того, что у него на ногах лыжи – он должен привыкнуть к ним.

Передвижение ступающим шагом является хорошим средством для развития

«чувства лыж», «чувства снега». Передвижение ступающим шагом является

своего рода обучением скользящему шагу. Ступающий шаг – это ходьба на

лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец

лыжи прижимается к снегу, туловище несколько наклонено вперед. Руки

работают перекрестно: левая рука выносится вперед вместе с правой ногой и

наоборот.

        Скользящий шаг. Скользящий шаг является основным элементом в

технике всех лыжных ходов. При ходьбе этим шагом лыжник отталкивается

поочередно то левой, то правой ногой. При отталкивании правой ногой, левая

сгибается в колене и выносится вперед; на нее полностью переносится тяжесть

тела, и происходит скольжение. Туловище наклонено вперед. Затем ребенок

отталкивается правой ногой, а скользит на левой ноге. При отталкивании нога

выпрямляется в коленном и голеностопном суставах.

      Попеременный двух шажный ход. В каждом действии этим способом

выполняется два скользящих шага (правой и левой ногой). В цикле движения

ног можно выделить два основных периода: а) скольжение на одной лыже и

подготовка к отталкиванию; б) отталкивание. Скольжение начинается с того

момента, когда, оттолкнувшись ногой, ребенок отрывает ногу от снега и

полностью переносит тяжесть тела на другую лыжу. Свободная нога в этот

момент поднята над снегом. Во время скольжения опорная нога готовится к

толчку, для чего она несколько сгибается в коленном и голеностопном

суставах. Туловище наклонено под углом, отталкивание выполняется сильным,

но плавным движением. Выпрямление толчковой ноги производится в

коленном и голеностопном суставах. После отталкивания тяжесть тела

переносится на другую ногу, толчковая нога и лыжа отрываются от снега.

После этого все мышцы расслабляются. Цикл повторяется снова. Рука для

толчка ставится впереди несколько согнутая в локтевом суставе. Палка немного

наклонена вперед.

       Повороты. Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении.

Различают повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж и вокруг

носков лыж. Поворот переступанием вокруг пяток лыж наиболее простой из

всех способов поворотов на месте. Для выполнения поворота ребенок слегка

приседает, поднимает над снегом одну из лыж и одноименную палку,

переставляет лыжу носком в сторону, не отрывая пятки от снега, и переносит

палку в ту же сторону. Затем приставляет другую лыжу и переносит к ней

вторую палку. Таким же образом, совершается второе, и последующие

переступания до тех пор, пока лыжник не повернется до нужного ему

направления. Так же выполняется поворот переступанием вокруг носков лыж,

но при этом приподнимается только задняя часть одной из лыж, к которой

приставляется другая. Поворот махом и прыжками в работе с дошкольниками

используется редко.

                Подъемы. Подъем «лесенкой» используется на крутых склонах и осуществляется в боковом повороте к склону. Ребенок поднимается вверх по склону приставными шагами.

         Способ «елочка» применяется главным образом при подъеме в гору в прямом направлении в тех случаях, когда попеременным ходом уже идти нельзя: лыжи начинают проскальзывать назад. При подъеме «елочкой» носки лыж разведены и поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали, задние части лыж перекрещиваются, не задевая друг друга при переносе. Руки работают энергично с полным распрямлением их в конце толчка, шаги свободны. Детям дошкольного возраста более доступен подъем

        «полуелочкой». При этом одна лыжа становится по прямой, а другая, стоящая выше по склону, ставится под углом по направлению  движения  носков наружу на внутренние ребра.

             Спуск. Спуски можно выполнять из основной, высокой и низкой стоек.

Чаще всего применяется лыжниками основная стойка. Положение тела при

этом такое: ноги слегка согнуты в коленных и голеностопных суставах, голени

наклонены вперед, руки немного согнуты в локтях. Одна нога выдвинута

вперед примерно наполовину стопы, тяжесть тела распределяется на обе ноги

почти равномерно. Низкая стойка используется на спусках для увеличения

скорости: лыжник приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед.

Ноги стоят на всей ступне, руки вытянуты вперед. На пологих склонах для

отдыха мышц ног или с целью уменьшения скорости спуска применяется

высокая стойка. При этом лыжник держится прямо, ноги слегка согнуты в

коленных суставах.

       Торможение. Торможение «плугом» используется главным образом на

пологих склонах при небольшой скорости. При торможении «плугом» лыжник,

смыкая носки лыж, разводит задники, крепко прижимая колени друг к другу.

Лыжи ставятся на внутренние ребра. Торможение «полуплугом» или упором

очень удобно при спусках с гор наискось. Для торможения «полуплугом»

необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, в то время как

другая отводится в сторону. Отведенная лыжа ставится на ребро и упирается им

в снег. Носки лыж смыкаются, колени сгибаются и несколько сближаются.

Упражнения для обучения скользящему шагу

1. Пройти на лыжах ступающим шагом по прямой.

2. Ходьба вслед за воспитателем скользящим шагом.

3. Ходьба по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом.

4. Пройти, приседая под воротцами, стараясь не сбить их.

5. Ходьба по учебной лыжне (меняя темп передвижения по сигналувоспитателя) то в быстром, то в медленном темпе.

6. Ходьба попеременно то скользящим, то ступающим шагом по учебнойлыжне.

7. Ходьба на лыжах на согнутых ногах.

8. Отработка правильной координации рук и ног при ходьбе на лыжах.

9. Ходьба на лыжах с одновременным перенесением массы тела с одной

ноги на другую, удлиняя шаг.

10.Ходьба на лыжах, со сложенными за спиной руками.

11.Ритмическая ходьба на лыжах под звуки хлопков.

12.Ходьба по лыжне без палок, сильно размахивая руками.

Упражнения для обучения поворотам

1. Повороты на месте вокруг пяток лыж.

2. Обойти стоящее на пути дерево, делая поворот переступанием.

3. Передвижение на лыжах между флажками, стараясь не сбить их.

4. Передвижение по лыжне, обходя лыжные палки (6-8), стоящие на

расстоянии 2 м друг от друга.

5. Повороты на месте переступанием на 180 градусов (затем на 360) в

правую и левую сторону.

6. Ходьба по лыжне «змейкой» (поочередно обходя препятствие то справа,

то слева).

7. Ходьба на лыжах по следу, оставленному воспитателем («звездочка»,

«спираль»).

8. Ходьба по лыжне, поворот вокруг флажка.

Упражнения для обучения подъемам

1. Боковые шаги на ровном месте в правую и левую сторону.

2. Подняться на склон «лесенкой», повернувшись к склону сначала левым,

затем правым боком.

3. Подъем на склон «лесенкой».

4. Имитация подъема «елочкой» на ровном месте.

5. Имитация подъема «елочкой» по следу, оставленному воспитателем.

6. Подъем «елочкой» на пологий склон.

7. Подъем «елочкой», ускоряя темп передвижения.

Упражнения для обучения спускам со склона

1. Спуск со склона в основной стойке.

2. Спуск со склона до ориентира.

3. Спуск со склона, мягко пружиня ноги.

4. Спуск со склона, соблюдая определенные интервалы.

5. Спуск в воротца, образованные лыжными палками.

6. Свободный спуск.

7. Спуск с поворотом и переступанием лыж в правую или левую сторону.

8. Спуск группой (2-4 ребенка), взявшись за руки.

9. Спуск со склона, низко присев.

10.Спуск парами, держась за руки.

11.Спуск, держа перед собой или за спиной какой-нибудь предмет.

12.Спуск парами, взявшись за руки, а в свободной руке держа предмет (мяч,

мешочек с песком).

13.Спускаясь со склона, ребенок старается попасть снежком в подвешенный

обруч.

Игры и упражнения для старших дошкольников, обучающие ходьбе на лыжах

«Кто быстрее»

Цель: совершенствование умения переносить лыжи.

«Где же наши ручки?», «Где же наши ножки?»

Цель: освоение чувства лыж.

«Лошадки», «Большие и маленькие»

Цель: развитие устойчивого равновесия на лыжах.

«Карусель»

Цель: совершенствование стойки лыжника.

«Кто дальше»

Цель: овладение скользящим шагом.

«Пройди и не задень»

Цель: развитие пространственных ориентировок.

«Самокат»

Цель: обучение ходьбе на лыжах по ровной лыжне.

«Кто самый быстрый?»

Цель: закреплять технику ходьбы скользящим шагом.

«Кто быстрее принесет снежный ком»

Цель: развитие быстроты.

«Заморожу»

Цель: способствовать развитию общей выносливости.

«Салки на лыжах»

Цель: развитие скоростно-силовых качеств.

«Трамвай»

Цель: закреплять пространственные ориентировки.

«Будь внимателен»

Цель: закреплять навык передвижения на равнине.

«Идите за мной»

Цель: закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром

темпе.

«Через препятствие»

Цель: закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности.

«Попади в цель»

Цель: упражнять в устойчивом равновесии.

«Сороконожки»

Цель: закреплять навык скольжения в колонне.

«Дружные тройки»

Цель: закреплять навык спуска.

«Поймай предмет»

Цель: закреплять навык спуска, развивать ловкость.

«Следопыт»

Цель: закреплять навыки передвижения на лыжах в медленном темпе,

скользящим шагом в изменяющихся условиях.

«Ворота», «Догони», «Пройди через лабиринт», «Два мороза»,

«Эстафета в парах», «Не задень!»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Комплексно – тематический план  работы с детьми  5 – 6 лет

Месяц

Неделя

Содержание

Ноябрь

1-2 неделя

П/И без лыж «Кто быстрее к лыжам»

П/И «На одной ножке»

П/И «Пружинка»

П/И «Иди ко мне»

3-4 неделя

Разучивание двигательного материала, подводящего к формированию основ техники поворотов. Закрепление двигательных умений детей. Совершенствование навыка выполнения поворотов.

Декабрь

1-2 неделя

Разучивание двигательного материала, подводящего к формированию основ техники подъема на склон. Закрепление двигательных умений детей. Совершенствование навыка выполнения подъема на склон

П/И «Идите ко мне», «Пружинка»

П/И «Сними правильно лыжи»

3-4 неделя

Разучивание двигательного материала, подводящего к формированию основ техники спуска со склона. Закрепление двигательных умений детей. Совершенствование навыка выполнения

спуска со склона.

Упражнение «Веер» - шаги на лыжах вправо-влево (по 2 шага) переступанием на ровной плоскости.

Январь

1-2 неделя

Разучить повороты способом переступания на месте. Продолжить обучение ступающему шагу с активной работой рук. Продолжить развивать динамическое равновесие. Знакомство с подъема на склон «елочкой».

Игровые упражнения на лыжах: «Будь внимательным», «Пружинки», «Ножка к ножке» (ходьба приставным шагом влево и вправо)

П/И «Пружинки на месте»

3-4 неделя

Игровые упражнения на лыжах: «Будь внимательным», «Пружинки», «Ножка к ножке» (ходьба приставным шагом влево и вправо)

П/И «Пружинки на месте»

Февраль

1-2 неделя

«Лыжная гимнастика» Упражнения на лыжах «Где же ваши ручки, где же ваши ножки», « А ну-ка повернись» (поворачиваться на месте вокруг пяток лыж на горизонтальной площадке) П/И «Пружинки на месте»

3-4 неделя

Упражнение на лыжах: «Прыгаем вместе» Игры на лыжах: «Кто быстрее повернется»

П/И «Вокруг флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет»

«Ножка к ножке» (ходьба приставным шагом влево и вправо)

Март

1-2 неделя

Игры без лыж: «Беги, сядь - беги»

Упражнение на лыжах: «След в след», «Кто быстрее добежит до флажка»

3-4 неделя

Упражнение на лыжах: 1.Скольжение на лыжах без палок. Змейкой между палок.

П/И «А ну-ка повернись», «Прокатись не упади»

Итоговые занятия на лыжне.

Обучение ходьбе на лыжах детей 6-7 лет

(подготовительная к школе группа)

Задачи обучения:

1.Дать основы передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом.

2.Продолжать  развивать «чувство лыж», «чувство снега» и чувство равновесия.

3.Овладевать спускам с ровных склонов  в различных стойках.

4.Продолжать совершенствовать подъемы на склоны: «лесенкой», ступающим шагом, «полуелочкой» и «елочкой».

5.Закреплять навык торможения «упором».
                                                    Игры на снегу.

Пройди, не задень.

Цель: Развитие пространственных ориентировок и совершенствование функции равновесия.

Трамвай.

Цель: Закреплять пространственные ориентировки в ходьбе на лыжах.

Ходьба парами, тройками.

Цель: Совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном темпе движения.

Попади в цель.

Цель: Упражнять в устойчивом равновесии.

Поменяй флажки.

Цель: Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.

Будь внимателен.

Цель:  Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание.

Через препятствие.

Цель:  Закреплять навыки передвижения на лыжах и преодоления препятствий.

Сороконожки.

Цель:  Закреплять навык скольжения в колонне.

Не урони.

Цель: Закреплять навык спуска.

Попади в цель.

Цель:  Закреплять навык спуска, развивать ловкость.

    Комплексно – тематический план работы с детьми 6 -7 лет

Месяц

Неделя

Содержание

Ноябрь

1-2 неделя

Закреплять знание о технике безопасности (готовка и уборка инвентаря, переноска). Игровое упражнение на лыжах: "На одной ножке".

Игра на лыжах: "Пружинки", "Иди ко мне".

Очистка лыж от снега.

3-4 неделя

Развивать умение передвигаться в определенном направлении не мешая друг другу. Упражнение на лыжах: "Пройти по лыжне держа руки за спиной, перешагнуть через параллельно лежащие на снегу палки.

П/И : Кто быстрее добежит до флажка", "Вокруг флажка".

Декабрь

1-2 неделя

Согласовывать движение рук и ног во время скольжения. Упражнение на лыжах:

" Кто быстрее добежит до флажка", "У кого будет меньше шагов?", "Ножка к ножке".

3-4 неделя

Упражнять детей в спуске и подъеме, в ходьбе на лыжах, скользящим шагом. Упражнение на лыжах: "Пружинка", "Поворотики". Ходьба без лыж в спокойном темпе.

Приведение лыж в порядок

Январь

1-2 неделя

Познакомить детей с приемом торможение при спуске упором «полуплугом». 1. Скольжение.

2. Продвижение. 3. Подъем  4. Спуск.

3-4 неделя

Учить детей выполнять упражнения на лыжах, развивать свободное творчество и интерес к определенным упражнениям. Игровые упражнения на лыжах: "Будь внимательным","Пружинка", "Ножка к ножке".

П/И: "Попробуй, догони" Очищение лыж, уборка инвентаря.

Февраль

1-2 неделя

Учить играть на лыжах, придумывать разнообразные хитрости при играх. Игры без лыж: «Беги, сядь- беги»

 Упражнение на лыжах: «След в след», «Кто быстрее добежит до флажка»

3-4 неделя

Развивать у детей выносливость, силу воли, выдержку, смекалку, находчивость. Игра-соревнование

 "Путь с препятствиями, пройди и обратно приди

Март

1-2 неделя

Развивать у детей ловкость, быстроту, меткость и выносливость, четкость движений, силу толчка, умение сочетать ходьбу на лыжах с метанием. Упражнение на лыжах: "Придумай волшебные фигуры на лыжах", "Придумай свои движение при спуске, при подъеме", "Придумай свои прыжки", "Делай на лыжах то, что тебе нравится

3-4 неделя

  Игра-соревнование

 "Путь с препятствиями, пройди и обратно приди".Спортивное развлечение «Зимние забавы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

-Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...

Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО"

Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДАКомплекс практических методов обучения и воспитания детей с Н...

Методические рекомендации "Обучение детей умению решать изобретательские задачи"

quot;Обучение детей умению решать изобретательские задачи"...

Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

    Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. У детей возникают проблемы не только с рассказом...

Обучение детей дошкольников ходьбе на лыжах

Задачи обучения в младшей группеСпособы передвиженияЗадачи обучения в средней группеОбучение поворотамОбучение спускам и подьемамЗадачи обучения в старшей и подготовительной группах...