Методическая разработка Экологическое воспитание детей четвертого года в процессе ознакомление с природой родного края воспитатель
методическая разработка (младшая группа)

Мацелевич Татьяна Николаевна

Экологическое воспитание значимо и для личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами исследовательской деятельности и экологического воспитания детей: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, А.И.Савенкова, О. Б. Дыбина, С. Н. Николаева, Н.А.  Рыжова, элементарные исследования и наблюдения за природой в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими.  Только при этом условии исследовательская деятельность оказывает на детей определенное воспитательное воздействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы и наши дети

       Уникальность каждого человека, неповторимость и многообразие жизненных ситуаций требуют от человека многих качеств. В сложном духовном мире растущего уже взрослого человека далеко не все можно однозначно предугадать, спланировать, определить.

     История педагогики и образования изучает историю возникновения, воспитания и обучения, их роль в прогрессивном развитии культуры и общества в целом, характеризует вклад выдающихся педагогов и  ученых в развитие образования и культуры, позволяет выявлять тенденции и закономерности развития образования.

         В целостном педагогическом процессе задается общая цель-гармоничное развитие личности, обладающей способностью к творчеству, саморазвитию и высокой общей культурой.

        История показывает нам, то некоторые педагоги умели сформировать незаурядные для своего времени личности. Так гувернантка дочери провинциального немецкого принца  сумела образовать будущую императрицу Екатерину ll, которая, приехав в Россию в качестве невесты наследника престола в возрасте 14 лет, отлично владела европейскими языками ( немецким и французским), излагая свои мысли на этих языках и приводила в изумление окружающих. Пушкин к 10 годам прекрасно знал французский язык, читал Вольтера в подлиннике.  У многих детей не было гувернёров, и они самоучками достигли высот в той или иной области. Так, мещанин Кольцов, вынужденный торговать, писал чудесные стихи, помор Ломоносов был первый в России ученый во многих областях. Вспомним, как развивался музыкальный талант у Моцарта и Паганини- это многочасовые изнурительные занятия с тиранами- отцами, это слезы и даже обмороки детей. А что знают наши дети к 10-12 годам, разве они знают языки? Разве они могут сказать, кто такой был Моцарт или Бетховен? Они часто просто не знают, чем себя занять, часто не хотят общаться со своими сверстниками, не играют, и это приводит к тому, что дети находят легкий путь самозанятости- около компьютера или телевизора, со  смартфоном в руках и т.д., а  современные же родители часто радуются, что дети находятся в четырех стенах, не упадут, не сломают руки-ноги… А ведь это тоже часть развития,  потому что дети должны приобретать  свой личный опыт. Если посмотреть с другой стороны – дети, обещающиеся через сеть, обкрадывают себя.  Современные дети совсем не читают, они не смотрят фильмы. Книгу же читать сложно: ведь нужно не только проговорить все буквы и звуки, но и думать о произведении, а это требует усилий.

       Воспитатель Саблуков в своих воспоминаниях о детстве Павла (внука Елизаветы Петровны) писал:

«Он живой, способный, интересующийся серьёзными для его возраста (8 лет) вещами, охотно занимается математикой, любит читать… прочел Ломоносова, Сумарокова, Державина, Мольера, Сервантеса, Руссо…

        Давайте, подумаем: кто из наших детей знает в 8 лет эти имена? Поэтому не пора ли отобрать от детей гаджет и сунуть ему в руки книгу своего детства, приносившую нам так много радости, например, о принце и нищем, о Томе Сойере, о Снежной королеве…

       А наши молодые деды умели не только работать, но и танцевать, играть в лапту, в шпандер, в догонялки. Даже в природном мире животные - волчата, котята, слонята, играют, общаются и интуитивно готовятся к будущей жизни. Они- то понимают, что жизнь предполагает движение, а также общее творческие дела и согласованные действия. Именно совместная деятельность стимулирует активность, инициативу и творческое самовыражение развивающейся личности. Раньше было принято ребенка туго пеленать с рождения до года жизни. Теперь доказано, что отказ от пеленания и, следовательно, от статики тела, приводит к более раннему развитию познавательных действий- например, к интересу при виде игрушки. А это замечательно! Значит, маленький человечек начал готовиться познавать мир.

Удачи и терпения родителям! И пусть ваш ребенок почувствует себя уверенным в себе , способным к познанию мира, спортивным, начитанным, а не станет сутулым, молодым старичком? Ведь это ощущение так украшает нашу жизнь!

Моцарт                                             Павел 1                                             Ломоносов

Рекомендация от воспитателя

 Мацелевич Татьяны Николаевны.



Предварительный просмотр:

Мы и наши дети

       Уникальность каждого человека, неповторимость и многообразие жизненных ситуаций требуют от человека многих качеств. В сложном духовном мире растущего уже взрослого человека далеко не все можно однозначно предугадать, спланировать, определить.

     История педагогики и образования изучает историю возникновения, воспитания и обучения, их роль в прогрессивном развитии культуры и общества в целом, характеризует вклад выдающихся педагогов и  ученых в развитие образования и культуры, позволяет выявлять тенденции и закономерности развития образования.

         В целостном педагогическом процессе задается общая цель-гармоничное развитие личности, обладающей способностью к творчеству, саморазвитию и высокой общей культурой.

        История показывает нам, то некоторые педагоги умели сформировать незаурядные для своего времени личности. Так гувернантка дочери провинциального немецкого принца  сумела образовать будущую императрицу Екатерину ll, которая, приехав в Россию в качестве невесты наследника престола в возрасте 14 лет, отлично владела европейскими языками ( немецким и французским), излагая свои мысли на этих языках и приводила в изумление окружающих. Пушкин к 10 годам прекрасно знал французский язык, читал Вольтера в подлиннике.  У многих детей не было гувернёров, и они самоучками достигли высот в той или иной области. Так, мещанин Кольцов, вынужденный торговать, писал чудесные стихи, помор Ломоносов был первый в России ученый во многих областях. Вспомним, как развивался музыкальный талант у Моцарта и Паганини- это многочасовые изнурительные занятия с тиранами- отцами, это слезы и даже обмороки детей. А что знают наши дети к 10-12 годам, разве они знают языки? Разве они могут сказать, кто такой был Моцарт или Бетховен? Они часто просто не знают, чем себя занять, часто не хотят общаться со своими сверстниками, не играют, и это приводит к тому, что дети находят легкий путь самозанятости- около компьютера или телевизора, со  смартфоном в руках и т.д., а  современные же родители часто радуются, что дети находятся в четырех стенах, не упадут, не сломают руки-ноги… А ведь это тоже часть развития,  потому что дети должны приобретать  свой личный опыт. Если посмотреть с другой стороны – дети, обещающиеся через сеть, обкрадывают себя.  Современные дети совсем не читают, они не смотрят фильмы. Книгу же читать сложно: ведь нужно не только проговорить все буквы и звуки, но и думать о произведении, а это требует усилий.

       Воспитатель Саблуков в своих воспоминаниях о детстве Павла (внука Елизаветы Петровны) писал:

«Он живой, способный, интересующийся серьёзными для его возраста (8 лет) вещами, охотно занимается математикой, любит читать… прочел Ломоносова, Сумарокова, Державина, Мольера, Сервантеса, Руссо…

        Давайте, подумаем: кто из наших детей знает в 8 лет эти имена? Поэтому не пора ли отобрать от детей гаджет и сунуть ему в руки книгу своего детства, приносившую нам так много радости, например, о принце и нищем, о Томе Сойере, о Снежной королеве…

       А наши молодые деды умели не только работать, но и танцевать, играть в лапту, в шпандер, в догонялки. Даже в природном мире животные - волчата, котята, слонята, играют, общаются и интуитивно готовятся к будущей жизни. Они- то понимают, что жизнь предполагает движение, а также общее творческие дела и согласованные действия. Именно совместная деятельность стимулирует активность, инициативу и творческое самовыражение развивающейся личности. Раньше было принято ребенка туго пеленать с рождения до года жизни. Теперь доказано, что отказ от пеленания и, следовательно, от статики тела, приводит к более раннему развитию познавательных действий- например, к интересу при виде игрушки. А это замечательно! Значит, маленький человечек начал готовиться познавать мир.

Удачи и терпения родителям! И пусть ваш ребенок почувствует себя уверенным в себе , способным к познанию мира, спортивным, начитанным, а не станет сутулым, молодым старичком? Ведь это ощущение так украшает нашу жизнь!

Моцарт                                             Павел 1                                             Ломоносов

Рекомендация от воспитателя

 Мацелевич Татьяны Николаевны.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Экологическое воспитание детей четвертого года в процессе ознакомление с природой родного края  

воспитатель:

Мацелевич Татьяной Николаевной

Санкт-Петербург

2019 г.

 

Пояснительная записка

Экологическое воспитание и образование детей - актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и для личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами исследовательской деятельности и экологического воспитания детей: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, А.И.Савенкова, О. Б. Дыбина, С. Н. Николаева, Н.А.  Рыжова, элементарные исследования и наблюдения за природой в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими.  Только при этом условии исследовательская деятельность оказывает на детей определенное воспитательное воздействие.

Последние десятилетия- это период становления экологического образовательного пространства, выработки новых понятий («экологическое сознание», «экологического мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование»).  Именно непрерывное экологическое образование начинается в самом раннем детстве- в детском саду.

Дошкольное детство- один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к  себе и другим людям.

    В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

    Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном настрое отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды и взаимосвязей внутри природных сообществ. Экологическая образованность и воспитанность дает ребенку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ту или иную ситуацию или понять объяснения родителей и педагогов; самостоятельно или совместно со взрослыми, учитывая потребность живого существа, выполнить определенные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Ряд авторов отмечает существенные недостатки в экологическом воспитании детей ,к основным из которых относятся: отсутствия экспериментальных площадок, методических рекомендаций, оснащения предметно- развивающей среды и недостаточность применения активных методов и средств обучения.

Цель исследования: изучение научно-теоретических основ ознакомления младших дошкольников с природой родного края как средства экологического воспитания

Объект исследования: экологическое воспитание детей четвертого года жизни

Предмет исследования: методы и приемы изучения объектов живой природы родного края как средства экологического воспитания детей четвертого года жизни.

Задачи:

  • Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
  • Рассмотреть изучение живых объектов природы родного края как средства экологического воспитания детей четвертого года жизни.
  • Выявить особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

   

1.Проблема экологического образования и программы экологического воспитания дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

    Экология- биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Естественно, дошкольники не могут постичь все многообразие и сложность экологического плана, но два момента им доступны. Это наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. У детей же дошкольного возраста преобладают наглядно-действенная и наглядно- образная форма мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишних специально отобранных и адаптированных к данному возрасту сведение о природе.

    Дети окружены конкретными животными организмами-это комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, и они могут быть представлены ребенку с экологических позиций- в их непосредственном взаимодействии со средой обитания.

    Цель экологического воспитания - показать детям, что составляет условия жизни растений и животных, и как они взаимодействуют с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Потребности живого организма- это потребности в питательных веществах, воде и кислороде.

    Следующее важное понятие - приспособляемость организма к среде обитания. Например, поведение животных целиком соответствует особенностям их строения. Так, собака виляет хвостом, когда ее ласкают, а котенок мурлыкает.

    И воспитатель должен обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения и животного (почва, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др), какими предметами, материалами они окружены. Ребенок наблюдает рыбок в аквариуме и делает свои выводы- рыбком нужна теплая вода, насыщенная кислородом, и корм. У рыбок- среда обитания- вода, у земляного червя-  почва, у бабочек- воздух.

Все эти понятия (взаимосвязь живого организма со средой обитания, приспособляемость организма к среде обитания и само понятия «среда обитания») выражают главную экологическую идею:

Любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством адаптации к определенным условиям жизни.

Эта идея доступна для понимания дошкольника

Пример: собака- домашний зверь, живущий в квартире или во дворе. Она- живое существо, и имеет потребность в пище, воздухе, тепле и др, которые она может удовлетворить лишь в своей среде обитания и с помощью человека.

Собака обладает приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитание: это быстрые сильные ноги; хвост, позволяющий собаке показывать свое отношение к обстоятельствам (например, удовольствие при виде хозяина); густая шерсть (для пород собак, живущих вне дома, например, ездовых).

     Очень важно понимание смысла взаимодействия человека с природой. Так, массовое истребление в Китае воробьев привело к нашествию гусениц, погубивших урожай, а завоз кроликов и овец в Австралию привел к их гигантскому размножению в ущерб местным животным.

    Загрязнение воздуха при строительстве электростанций, транспорта и мусоросжигающих печей-понятия, вполне доступные пониманию детей. Ведь дети видят, как из труб выходит дым, и на листьях деревьев дети могут видеть копоть.

   Важным документом стала создания в 1989 году первая Концепция (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый- личностно ориентированный- подход в педагогике. Это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового исправления дошкольной педагогики.

    Разработаны программы экологического воспитания дошкольников, в разной степени решающие эти вопросы. Это «Программа воспитания в детском саду» во всех возрастных группах; «Типовая программа воспитания                                                                 и обучения в детском саду».

Последняя программа- первая, которая уже в середине 80- х годах xx века ориентировала специалистов дошкольного воспитания на экологический подход при ознакомлении детей с природой.

   В настоящее время имеются программы двух типов- комплексные (направленные на всесторонние развития детей) и специальные (обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, в том числе и экологические).

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха», Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

2. Применение различных методов экологического воспитания дошкольников

      Объекты живой природы привносятся в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная (с экологической точки зрения) организация зоны природы в помещении ДОУ составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.           Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующие использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы родного края, разнообразие видов животных и растений, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными исследованиями (социологическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей.

    Ребенок в ДОУ общается с природой родного края, наблюдает за ней, осмысливает увиденное. Отсюда видна роль, которая отводится созданию зоны природы. Экологическая среда в ДОУ-это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые опекаются взрослыми и детьми. Естественно, животные и растения, живущие в ДОУ, должны быть безопасны для людей. Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в ДОУ позволяет детям увидеть связь живого организма с внешней средой, специфику живого организма (хомячка, рыбок, кошки), многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой (любители частого и редкого полива для растений).

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постоянное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношение наблюдателя. Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

    Конкретно это означает следующее: во всех группах ДОУ дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке.

    Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дети учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки- форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Дети также знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из них воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев- это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок-это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом, зависимость состояния и жизни растений от факторов внешней среды.

   Большие возможности для наблюдений представляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травы в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от внешних условий.

Пример: в саду растут кусты шиповника типового для России кустарника. Весной на них появляется цветы, летом- плоды, а осенью в них образуются семена.                                                      

   Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующие использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Пример: цикл наблюдений за рыбкой в аквариуме.   Познакомить детей с аквариумной рыбкой, сообщить ее название, вызвать желание наблюдать за ней.  

Познакомить с условиями, необходимыми для жизни рыбки, что она ест, какие у нее части тела. Сказать, что о рыбке надо заботится, потому что она живая. Рассказать, как она плавает, отдыхает. Подчеркнуть, что сам аквариум с рыбками- это красиво.

Пример: наблюдение за выращивания зелени из репчатого лука.

Главной характеристикой модели являются то, что она содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Так, географическая карта- это модель Земли (графическая, поскольку она отображает планету в плоскости бумаги).

С дошкольниками можно создать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы- графические модели, которые отражают разнообразие длительно происходящие явления и события в природе.

Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем- использование в учебном или воспитательном процессе.                                                                

Пример: календарь наблюдений за сезонными явлениями природы; он отражает состояние природы в ту неделю, когда происходит ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений является частью методики ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку для недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.

Заполненная страница календаря — это графическая модель состояния природы определенного периода года. Это модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений.

Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность- важный эколого- педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя.

Пример: календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ (на примере роста и развития котят, хомячков и др.

Пример: организация зимней подкормки и календарь наблюдений за птицами.

Зимняя подкормка птиц- один из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого дошкольное учреждение может оказать реальную помощь в сохранении их вида. Это педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело.

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе происходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности (демонстрационные учебные карточки, раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции, видеофильмы). Это позволяет сделать образными рассказы воспитателя и его объяснения.                                                           В жизни дошкольников игра является ведущей деятельностью. Любой ребенок должен быть активен и доброжелателен, а эффективность ознакомления его с природой в большой степени зависит от его эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задание, организует наблюдения и практическое ознакомлением с животными и растениями. Поэтому так важно привлечь детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природы родного края. Это вырабатывает соответствующее отношение ребенка к ней, и именно поэтому психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к природе.  А все, что нравится детям, все, что их впечатляет, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, цирк и др), это означает, что полученные представления оказались яркими, заполнились, вызвали эмоциональный отклик.

    В свою очередь, усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и живого мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, будут хорошо восприняты.

   Пример: игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами (игрушечная рыбка в тазике с водой); игровые обучающие ситуации с литературными персонажами (сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Доктор Айболит» и др).                                                  

     Дети участвуют в уходе за обитателями уголка природы, ведут наблюдения за растениями на участке около ДОУ. Все эти мероприятия позволяют развивать сенсорные ощущения детей, потому что они внимательно рассматривают объекты природы (их строение, форму, окраску, размер). Наблюдая за дождевым червем, дети познают конкретные формы их поведения- как они передвигаются, какое имеют строение. Такой ребенок никогда не затопчет этого червя, не бросит камень в птичку, не сорвет красивый цветок на клумбе. Наблюдение за снегопадом, радугой, заходом солнца на даче ребенок обязательно поймет, ощутит красоту родного края.

    Походы с родителями на природу-интересное и полезное педагогическое мероприятие. Ребенку показывают, как расцветают ландыши и первоцветы, рассказывают о их строении и поясняют, отчего эти растения занесены в Красную, Книгу- а это значит, что их нельзя сорвать, а ими можно только любоваться.  Пробежала шустрая ящерица, прыгнула лягушка. Их нельзя обижать, потому что они живые, они испытывают боль и страх.  В лесу живут многие животные и растут многие деревья. И все они полезны друг другу.

Пример: дятел очищает ствол дерева от вредителей, чтобы дерево не засохло.

Таким образом, в настоящее время достаточно методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, в которой представлены интересные, разнообразные методы и приёмы работы. Но для формирования знаний   о природе у детей младшего дошкольного возраста необходимо осуществлять ежедневную систематическую деятельность по экологическому образованию.

                                                             

3.Особенности экологического воспитания детей младшего возраста

  Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также систематической работы с детьми.

Экологическое образование детей может начинаться с самого младшего дошкольного возраста. Успех в экологическом образование 3-4-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателем их психофизиологических особенностей. Задача экологического образования младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности в экологическом образовании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими.

Важную роль познание малышами объектов природы играют практические манипулирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов, природы. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущим видом деятельности, поэтому для педагога стоит задача отобрать  простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходит образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начало года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократного рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, (в его огороде помимо репы растут и другие овощи, а в саду- яблоки и разные ягоды), участвует в обследовании, дает попробовать их детям, в целом относится доброжелательно.

Тема домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочка Ряба», у которых кроме кур живут корова, коза, лошадь и другие. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях- ребята кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

-разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

-ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождают ежедневным ведением календаря ( с  помощью картинок- пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

-участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками- картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормкой;

-проращивание лука- репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

-совместная деятельность воспитателя с детьми у уголка природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом- дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

-рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

-проведение экологических занятий один раз в две недели;

-проведение экологических досугов.

Технологии для детей третьего и четвертого года жизни построены на одном и том же материале и различаются лишь объемом отдельных мероприятий.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте детей знакомят с яркими объектами живой и неживой природы, сопровождая художественным словом и игровыми технологиями, что соответствует возрастным потребностям младших дошкольников.

     

Заключение

Анализ теоретических основ и методов экологического воспитания младших дошкольников показал, что:

 1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, содержит важную роль, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что она является частью духовной культуры. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, разумным, природоохранным отношением (Н.А. Рыжова, В.О. 3ебзеева, Л.В Шинкарев).

2. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Отсюда и задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за явлениями природы, воспитывать любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных.

Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОО развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

Формы организации детей, методы и способы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала, возраста детей, и от местных условий и природного окружения.

Правильные представления о природе, данные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного отношения к природе родного края и окружающего мира.

 

Список литературы

  • Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание         дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2008.-128 с
  • Бондаренко, Т.М.Экологические занятия с детьми. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ- Воронеж.2004.123 с.
  • Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть 1. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – Спб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»: 2004.-160 с.
  • Герасимова Е.О.,Данилина Г.С. В гармонии с природой.- СПб. 1999.-221 с.
  • Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.5.
  • Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.,1996.-196 c.
  • Плешаков А.А. От земли до неба : атлас- определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков.- 13-е изд.- М.:Просвещение, 2012.- 222 с .: ил.- (Зеленый дом).
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368 с.
  • Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  • Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. 
  • Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.

Щербанева Е. А. «Занимательная экология. Комплект рабочих листов для     занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС ДО»/З-28.-сост. Е.А.Щербаева.-Изд.2- е, испр. – Волгоград: Учитель 2014 - 82 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...