«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» доклад на педагогическом совете
материал

«Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Доклад

Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

Подготовила: воспитатель Понасечкина Н. А.

Смоленск 2019

«Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, без отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Как мы знаем, здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не ведут к сохранению уровня здоровья детей.  Среди основных причин сложившейся ситуации проскальзывает та, которая заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и дошкольников.    

Дети в силу своих психофизиологических особенностей болеют часто. В связи с этим  важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Данный период является основополагающим в становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является начальным звеном, которое обеспечивает  разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первый план сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей. Используются  технологии, сберегающие здоровье. Формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.

 Предметно - пространственная среда, которая создана в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Цель:

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

- Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом

- Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей

- Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье

- Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

- Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества

- Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

- Формировать личность ребенка

Формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни:

- физкультурные занятия

- самостоятельная деятельность детей

- подвижные игры

- утренняя гимнастика

- физкультминутки, упражнения после дневного сна

- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

- прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники

- беседы;

- чтение художественной литературы.

Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются  динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше, как ты думаешь?

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения  являются хорошей основой для  развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии:

- медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие

- физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки спортивные праздники

- психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников

- учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье

- технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей

- технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия

- коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия

«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.

Комплекс закаливающих мероприятий:

- соблюдение температурного режима в течение дня

 - правильная организация прогулки и ее длительность

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей

 - дыхательная гимнастика после сна

-  нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня

- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе.

Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Каждое утро начинается с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми:

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ:

- технологии профилактики заболеваний

- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники

- ивитамино - профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов)

- санитарно-гигиеническая деятельность МДОУ

- Принципы организации питания.

- Выполнение режима питания

- Гигиена приёма пищи

- Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания

- Эстетика организации питания (сервировка)

- Индивидуальный подход к детям во время питания

- Правильность расстановки мебели

- Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ.

- Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей

- Консультации для педагогов

- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях;      

Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.

У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.

Список литературы:

1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000

2. Алферова В. П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991

3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993

4. Амонашвили Ш. А., Алексин А. Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990

5. Богина Т. Л., Терехова И. Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995

6. Богина Т. Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004, №4

7. Богина Т. Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 1999

8. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001

9. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001