Образовательная программа кружка "Олимпийские резервы"
рабочая программа

Кащеева Татьяна Равильевна

Первостепенное значение в программе уделяется вопросам здоровья детей, организации условий для формирования привычки к здоровому образу жизни; развитие у детей и реализации их психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskie_rezervy_2019-2020.docx246.44 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Pictures\Олимпиада\Чернов Рома\2020-02-12\002.jpg

Содержание

I. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

1.1 Цели и задачи Программы………………………………………………………………..4-5

1.2 Планируемые результаты освоения вариативной части программы…………………….5

II. Содержательный раздел.

2.1 Содержание образовательной деятельности

по реализации вариативной части программы………………………………………………..6

III. Организационный раздел.

3.1 Обеспечение методическими материалами……………………………………………….9

3.2 Особенности организации, развивающей предметно – пространственной среды……

Список литературы……………………………………………………………………………..9

Приложение.

I. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка

      В последнее время заметно возросло количество физически ослабленных   детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные и спортивные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием   своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков) Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Система физического воспитания в детском саду позволяет существенно повысить интерес детей к физкультурным занятиям и стимулировать двигательную активность без ущерба их здоровью.

Программа «Олимпийские резервы» является вариативной частью, формируемой участниками образовательных отношений, предполагает работу с физически

одарёнными детьми. Кто же такие одарённые дети и как их распознать?

Двигательно - одарённый ребёнок:

1. Энергичен, находится в постоянном движении.

2. Проявляет большой интерес к движениям, в т.ч. к движениям, требующим тонкой и

точной моторики.

3. Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.

4. Обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного

к резкому).

5. Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений.

6. Отлично управляет телом при маневрировании.

7. Обладает исключительной, для своего возраста, физической силой, гибкостью,

выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков.

8. Смел и любит спортивные игры.

Очень важно вовремя заметить способного и одаренного ребенка и создать условия

для развития его способностей и одаренности.

Программа направлена на развитие физических качеств детей .Она соответствует ФГОС ДО -  современным требованиям в организации образовательного процесса, с использованием разнообразных технологий.

Первостепенное значение в программе уделяется вопросам здоровья детей, организации условий для формирования привычки к здоровому образу жизни; развитие у детей и реализации их психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности. В нашем детском саду создана система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающая в себя: физкультурные занятия в зале и на улице, утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельную двигательную активность, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы является решение задач по подготовке детей к ежегодным летним и зимним спартакиадам.

Программа предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья, совершенствование двигательной активности детского организма. Формируются основы физической культуры, появляется интерес к различным видам деятельности. По мере освоения программного материала происходит положительная динамика нравственно-волевых, физических качеств.

Программа позволяет комплексно реализовать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи и решить проблему качественной подготовке детей к зимней и летней спартакиадам дошкольников, проводимых Отделом образования.

Программа позволяет комплексно реализовать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Актуальность данной программы в том, что она объединяет общие задачи физического воспитания - повышает качество знаний у детей, двигательных умений. Развивает у них инициативу к самостоятельной деятельности, а интеграция образовательных областей решает проблему развития ребёнка дошкольного возраста в социуме.

Программа помогает приобрести детям знания в познании окружающего мира, приучает их любить его и целенаправленно действовать в нём. Дети совершенствуют двигательный опыт в организации туристической деятельности, закрепляют умения и навыки лыжной подготовки, В процессе реализации программы у детей формируются личные качества, интерес к любимым видам спорта, раскрываются творческие способности.

Новизна данной программы в том, что полученные знания и навыки помогут детям реализовать себя в самостоятельном выборе любимого вида спорта и проявить собственные потенциальные возможности, которые они смогут продемонстрировать в дошкольных спартакиадах.

1.1. Цели и задачи программы

Цель: Гармонизация и развитие ярко выраженных способностей физически одаренных детей. Развитие личности ребёнка через овладение основ туристической, лыжной подготовке и формирование у них навыков здорового образа жизни.

Задачи программы:

1. Образовательные:

• Способствовать овладению воспитанниками различных видов спорта: спортивные игры – лыжи – лёгкая атлетика.

• Сформировать навыки профилактики травматизма во время занятий лыжной подготовкой, туристической деятельности;

• Формировать определённые навыки ухода за лыжным инвентарём, туристическим снаряжением.

• Сформировать систему знаний, умений: по основам культурно – гигиенических навыков, туристической, легкоатлетической деятельности; лыжной, специальной подготовке.

• Обучать оценке и самооценке своих действий в процессе формирования двигательных навыков.

• Обучать воспитанников оценивать самостоятельно факт – выполнено, не выполнено.

2. Развивающие:

• Формировать выдержку и дисциплинированность, приучать преодолевать трудности и препятствия.

• Развивать морально – волевые качества, смелость, находчивость, интерес и любовь к систематическим занятиям спорта.

• Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость

• Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение через игры, прогулки, праздники, упражнения.

3. Воспитательные:

• Воспитывать самообслуживание, взаимопомощь, соблюдение строгой дисциплины, в процессе образовательной непосредственной деятельности (походы, прогулки, лыжи)

• Формировать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать нравственные качества (чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи

1.2.Планируемые результаты освоения вариативной части программы

- у детей сформированы представления о таком виде спорта как лёгкая атлетика;

- разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в

кружке (спортивная выносливость, метании мяча в даль, прыжки в длину с места, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность);

- cформированность начальных организационно-методических умений, необходимых для

самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков.

- умение взаимодействовать с партнерами в игровых и соревновательных ситуациях,

высокоразвитые волевые и моральные качества личности;

- формирование навыков профилактики травматизма во время занятий лыжной подготовкой;

- формирование определённые навыки ухода за лыжным инвентарём;

- приобщение воспитанников и их семей к здоровому образу жизни;

- сплочение детского коллектива через спортивно-массовые мероприятия;

Способы определения результативности

Проведение мониторинга физической подготовленности детей (2 раза в год).

Мониторинг проводится в соответствии с разработанными таблицами результативности

  • Участие в ежегодных районных соревнованиях среди детей дошкольных

образовательных учреждений (март- зимняя районная спартакиада, май- летняя районная спартакиада).

Отчет об итогах реализации программы, содержащий анализ хода реализации,

достигнутых результатов, выявленных проблем, рекомендации.

II. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности по реализации вариативной части программы

Программа разработана для детей дошкольного возраста 5-7 лет, показавших высокие

результаты в двигательной деятельности, физически одарённых. Зачисление в спортивный кружок происходит после допуска врача.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 учебных года, с сентября по май, по 1занятию в 2 недели (2 раза в месяц) в старшей группе продолжительность занятий 25 мин.,  в подготовительной группе продолжительность занятий 30 мин.

В соревнования по зимним видам спорта включены:

• бег на лыжах 100 метров на скорость (побеждает ребёнок с лучшим результатом) ;

• смешанная эстафета на лыжах;

• перетягивание каната;

В соревнования по летним видам спорта включены:

• прыжки в длину с места на лучший результат;

• бег на скорость 30 метров;

• метание мяча на дальность;

• смешанная эстафета мальчики 30 метров, девочки 20 метров;

Формы организации двигательной деятельности:

-  групповые учебно-тренировочные занятия - предполагают усвоение детьми нового

материала, отработку единых тестовых упражнений;

- контрольно-проверочные занятия - позволяют определить эффективность процесса

подготовки;

- соревнования – позволяют в игровой форме определить уровень спортивных

достижений детей, занимающихся по программе «Олимпийские резервы»;

- индивидуальные занятия – предполагают отработку единых тестовых упражнений

индивидуально с каждым ребенком.

Методы обучения:

Метод - система действий инструктора в процессе обучения движениям в зависимости

от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.

-Словесные методы – методы, направленные на обращение к сознанию детей, помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.).

-Наглядные методы – методы, направленные на создание зрительных представлений о

движении - (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений,

использование наглядных пособий и др.).

-Практические методы – методы, закрепляющие на практике знания, умения и

навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с

изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в

соревновательной форме и др.).

-Игровые методы – методы, активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное

состояние воспитанников. Дети забывают об усталости, продолжают заниматься с

желанием и интересом.

Структура занятия:

Подготовительная (вводная) часть:

Разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя (разные виды ходьбы, бега, прыжки, элементы корригирующей гимнастики, дыхательные упражнения)

Основная часть:

Физическая нагрузка, чередуется с отдыхом и расслаблением

Mузыкально – ритмические композиции, комплексы ОРУ

Tестовые упражнения по плану работы.

Подвижные игры.

Заключительная часть:

Упражнения на расслабление, самомассаж, релаксация, малоподвижная игра.

Перспективный план работы кружка

Таблица 1

Период

Тема занятий

Цель

Содержимое

сентябрь

се

«Школа малого мяча»

Разучить технику метания малого мяча на дальность из-за спины через плечо

«Кто дальше бросит»

 в соревновательной форме.

Октябрь

«Техника прыжка в длину»

Обучить технике прыжка в длину с места по частям (фазам)

«Прыжковая эстафета»

«Прыгуны»

Развивать прыгучесть координационных способностей.

«Какая команда допрыгнет дальше?»

Игра-эстафета.

Ноябрь

«Техника обучению бега»

Научить основам техники правильного бега

«Веселые соревнования» игры-эстафеты

«Бегуны»

Обеспечить усвоение детьми знаний о технике бега на короткие дистанции.

«Перемена мест» подвижная игра.

Декабрь

д

«Методика ходьбы на лыжах»

Обучать детей элементам техники передвижения на лыжах.

«Кто самый быстрый?»

Подвижная игра

"Катаемся на лыжах»

Продолжать обучать детей элементам техники передвижения на лыжах.

«Догони!» в соревновательной форме.

Январь

«Лыжня»

Продолжать обучать передвижению на лыжах, добиваясь одноопорного скольжения.

«Шире шаг!» Подвижная игра

«Игры и забавы на лыжах 1»

Продолжать обучать передвижению на лыжах, добиваясь одноопорного скольжения.

«Чем дальше тем лучше»

Февраль.

«Игры и забавы на лыжах 2»

Продолжать обучать передвижению на лыжах в игровой форме.

«Лабиринт» Подвижная игра

«Игры и забавы на лыжах 3»

Закрепить обучать передвижению на лыжах в игровой форме.

«Кто первый?» Игра-эстафета.

Март

«Готовимся к зимней спартакиаде»

Закрепления навыков ходьбы на лыжах в соревновательной форме на базе детского сада.

«Дошколята на старте» Игры – эстафеты.

Апрель

«Методика передачи эстафетной палки при беге»

Научить технике передачи эстафетной палочки

«Перемена мест»  

в соревновательной форме.

«Веселые старты»

Закрепить технику передачи эстафетной палочки

«Чье звено быстрее соберется?» в соревновательной форме.

Май

«Итоговая образовательная деятельность»

Закрепления всех видов зимнего и летнего спорта.

«От А до Я физкульт-ура!» Спортивный праздник

III.Организационный раздел

3.1 Обеспечение методическими материалами

Литература, наглядные пособия по направлениям лыжной подготовке, информационные стенды.

3.2 Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды

Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОУ, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание предметно- пространственной среды спортивного зала. В спортивный зал, который не только заполнен необходимым оборудованием, позволяющим увлечь ребят двигательной деятельностью, но и привлекает своей яркостью, оформлением, ребятам всегда захочется вернуться. Правильное расположение спортивного инвентаря, позволяет рационально использовать время, отведенное на занятие, его разнообразие позволяет увлечь двигательной деятельностью, а творческий подход педагога, обеспечивает неисчерпаемый интерес дошколят к занятиям в спортивном зале. Построение развивающей среды в спортивном зале с учетом всех принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию двигательных способностей, овладению разными способами двигательной деятельности. Созданная эстетическая среда, вызывает чувство радости, эмоционально-положительное отношение к двигательной деятельности, желание заниматься в спортивном зале, побуждает к активности, способствует развитию ребенка. Широко используются большие мячи с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и развития координационных способностей. Необычное использование обычных предметов (платки, деревянные ложки, флажки, и т.д.) Спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и

гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закругленными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется педагогом перед занятием.

К каждому занятию должно быть подготовлено необходимое оборудование, инвентарь,

атрибуты в соответствии с темой занятия и поставленным задачам.

В том числе:

1. Ноутбук

2. Мышь компьютерная беспроводная

3. Мультимедийная установка.

Список литературы:

-Желобкович Е.Ф «150 эстафет для детей дошкольного возраста» «Скрипторий 2003» 2013г.

-Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду» ПРОСВЕЩЕНИЕ 1978 г.

-Осокина Т.И. «Лыжи и коньки детям» ПРОСВЕЩЕНИЕ 1966 г.

- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М. А- программа дошкольного образования

«От рождения до школы».

- Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет.

- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы во второй

младшей группе.

- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в

средней группе.

- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в

старшей группе.

- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в

подготовительной к школе группе.

- Пензулаева Л. И. Малоподвижные игры и упражнения для детей 3–7 лет.

- Лайзане С.А. Физическая культура для малышей.

- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет.

- Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми с 3-7 лет.

- Осокина Т.И. физическая культура в детском саду.

- Инструктор по физкультуре- Здоровый образ жизни.

- Литвинова О.М. физкультурные занятия в детском саду.

- наглядно-дидактическое пособие. Зимние виды спорта

- карточки для занятий в детском саду и дома.