Игры релаксация
методическая разработка

Кириллова (Белова)  Ирина Анатольевна

В начале учебного года, когда большинство детей впервые приходят в детский сад, они попадают в группу совершенно незнакомых людей. Задача педагога — помочь ребятам познакомиться и наладить контакт друг с другом.

Совместные игры способствуют сближению детей, объединяют их интересной деятельностью и отлично поднимают настроение. Игра помогает педагогу завоевать доверие и расположение детей. При выборе игр необходимо учитывать психофизиологические особенности различных возрастных групп детей. Предлагаемые ниже игры для удобства структурированы по назначению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-relaksatsii.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте познакомимся!

В начале учебного года, когда большинство детей впервые приходят в детский сад, они попадают в группу совершенно незнакомых людей. Задача педагога — помочь ребятам познакомиться и наладить контакт друг с другом.

Совместные игры способствуют сближению детей, объединяют их интересной деятельностью и отлично поднимают настроение. Игра помогает педагогу завоевать доверие и расположение детей. При выборе игр необходимо учитывать психофизиологические особенности различных возрастных групп детей. Предлагаемые ниже игры для удобства структурированы по назначению.

Игры-разминки

Эти игры можно использовать как в начале (для создания определенного настроения), так и в середине занятий, в том числе учебных (для профилактики утомления, как смену деятельности). Они создают положительные эмоции и способствуют формированию группы. Достаточно поиграть в них 5 минут, чтобы не утомлять детей и сохранить энергию для игры, решающей какие-либо определенные

задачи.

Общий круг

Воспитатель собирает детей возле себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами

Зеркало (все возраста)

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто — зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

Прикоснись к синему цвету  (с 1,5 – 3 лет)

Попросите детей прикоснуться к чему-нибудь синему на одежде своего соседа. Затем предложите другие варианты: дотронуться до кроссовок, светлых волос, до чего-нибудь красного и т. д.

Повтори звук (с 1,5 – 3 лет)

Игра начинается с того, что кто-нибудь из детей издает какой-либо звук. Его сосед подражает этому звуку и передает дальше. Звук начинает движение по кругу. Модификация: ребенок стоит лицом к группе и издает звук, а группа детей в унисон пытается ему подражать.

Передай движение (с 1,5 – 3 лет)

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока

все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Передай настроение (с 1,5 – 3 лет)

Правила игры — те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Ветер дует ( 2,5-4 лет)

Все сидят в кругу на стульях, кроме ведущего (он в центре). Ведущий говорит: «Ветер дует на всех, у кого есть в одежде красный цвет». В этот же момент все, у кого действительно в одежде есть красный цвет (ведущий должен назвать только тот признак, который есть у него самого и у кого-то еще), встают и быстро меняются местами. Одному не хватает стула, и он становится ведущим. Ведущий столько раз «запускает ветер» (на тех, у кого есть пуговицы, кто сегодня пил молоко, и пр.), пока не займет стул. Еще можю выкрикнуть «Ураган!», и тогда все обязаны поменяться местами. Кто остался без стула — тот ведущий.

Слон у папы на спине  (с 3 лет).

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход игры: все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести.

Эхо (3 – 5 лет)

Дети сидят в кругу. Воспитатель спрашивает: «Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый следующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий — еще тише, и так ~ по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторят его.

Испорченный телефон (4 - 6 лет)

 Дети сидят в кругу. Взрослый обращается к любому ребенку с просьбой шепотом рассказать своему соседу, что он делал в выходные. Задача — передать это сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу В конце игры первый и последний участники произносят первоначальный вариант сообщения и то, что услышал последний.

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей

друг с другом, создание положительных эмоций

 Пантомима «То, что я люблю делать»(с 3 лет)

Цели: формирует группу и повышает личную самооценку.

Ход игры: образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в

пантомиме должны получить такую возможность.

 Потерялся ребенок  (с 4 лет).

Цели: развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу.

Инструкция. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал» [9].

Волны (дети сидят в кругу) (с 4 лет).

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Инструкция. «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас». Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны»

по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».

Котенок (дети сидят в кругу) (с 4 лет).

Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается.

Салют (с 4 лет).

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. В игре все имеют шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Материал: листы цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага, ножницы.

Ход игры: детям выбирают для себя материал, затем в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки — изображает свой салют, а остальные ему хлопают.

Печем пирог (с 4 лет)

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.

Материал: одеяло или плед.

Ход игры: кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто пирог из печки. Упражнение проделывают с теми, кто хочет.

Ласковое имя  (с 5 лет)

Цели: данное упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил

вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

Представься с помощью куклы  (с 5 лет).

Цели: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная вещь на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д.

Паровозик (дети сидят в кругу)  (с 5 лет)

Цели: позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.

Инструкция. «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» сокучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый — его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до .тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети».

Ракета (дети сидят в кругу 5-7 лет)

Цели: дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.                              

Инструкция. «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать».

Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть.

Жмурки  (с 5 лет).

Цели: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев говорят:

Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас!

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

Жучок (с 5 лет).

Цели: создание положительного эмоционального фона, развитие тактильной чувствительности и наблюдательности.

Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению).

Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Бип (с 5 лет).

Цель: сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по  кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит.

 Если он правильно угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип».

Елочка (с 5 лет).

(Дети стоят в кругу, один ребенок стоит в центре

 с шишкой в руке — он изображает елочку.)

Цели: вызывает положительные эмоции, способствует осознанию абстрактных понятий, развитию воображения. Дает ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания других.

Материал: шишка, серпантин, фонарики, мармеладные фигурки на ниточках.

Инструкция. «Давайте представим себе, что скоро Новый год и нам нужно нарядить нашу елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек, но мы можем повесить на елочку волшебные игрушки. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку, а потом подойдет, повесит и скажет о своей игрушке вслух». Ведущий показывает, как надо «вешать игрушки», обязательно прикасаясь к «веточкам» — телу ребенка.

 Некоторые дети могут затрудниться придумать игрушку, ведущий может им помочь. Придуманные игрушки могут быть как предметными, так и абстрактными, например, можно повесить на елочку улыбку, дружбу, ласковое слово и т.д. Можно украсить «елочку» реальными предметами: серпантином, фонариками, мармеладными фигурками на ниточках.

 В конце игры каждый без помощи рук съедает одну мармеладную фигурку. Ребенку в роли елочки мармеладка торжественно вручается.

Игра заканчивается хороводом вокруг елочки. Игра может повторяться в другие дни с разными елочками.

Магазин зеркал (с 5 лет)

Цели: снимает напряжение, развивает наблюдательность, умение «присоединиться» к другому человеку. Дает возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры: воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что в нашем лесу открылся магазин зеркал. Пусть те, кто сидит от меня по правую руку, будут зеркалами, а те, кто по левую, — зверушками. А потом мы поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек». Дети-зеркала становятся в ряд, зверушки подбегают к ним, кривляются, дурачатся. Зеркала в точности копируют их движения. Взрослый следит за ходом игры и помогает детям.

«Море волнуется...»  (с 5 лет)

Цель: развитие воображения, выразительных движений, умения контролировать двигательную активность.

Ход игры: водящий произносит считалку:

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура на месте — замри!

Дети замирают, изображая какой-либо предмет. Водящий должен угадать, что это.

Подарок  (дети сидят в кругу) (с 5 лет)

Цель: создание положительных эмоций, групповой сплоченности. Развивает воображение и позволяет ребенку почувствовать себя в разных ролях, осознать свое отношение к ним.

Инструкция: «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и получать и дарить подарки, только выдуманные. Давайте представим, что мы можем подарить любой подарок своему соседу. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какой подарок ему бы хотелось получить. А теперь давайте по очереди «дарить» друг другу подарки. А тот, кто получит подарки, не забывает поблагодарить». После того как дети «подарят» друг другу подарки, можно спросить, какой подарок им понравился больше всего и что было приятнее: дарить или получать?

Представь свое имя в движении  (с 6 лет).

Цели: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающее их имя.

Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

Переходы (дети сидят в кругу) (с б лет)

Цели: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры:  А.  Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».

 Взрослый помогает детям, подходит к каж-дому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

Б.  Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

Дружная команда

После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.

Бутылочка  (с 4 лет).

Цели: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Материал: бутылка.

Ход игры: дети садятся в кружок. Ведущий берет бутылку и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребенок, на

которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое.

Все вместе  (с б лет)

Цель: развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

Материал: мелки для рисования или листы газет.

Инструкция. Надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве.

Прорви  круг (с 5 лет).

Цели: Эта подвижная игра способствует большей вклюнности детей в группу, позволяет попробовать разные истоки взаимодействия.

Ход игры: дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него (возможны другие варианты проникновения в круг: подлезть в него снизу, просто попросить детей

пустить). Разновидностью этой игры является игра «Разрывные цепи».

 Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии

5 м. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет — сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

Буря  (с 5 лет)

Цель: развивает чувство группового единства.

Ход игры: ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз,

щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног об пол. Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.

Мозаичные песни  (с 5 лет).

Цели: развитие наблюдательности, умения действовать согласованно, сплочение группы.

Материал: почтовые открытки с картинками, ножницы, конверты, несколько музыкальных инструментов.

Ход игры: открытки разрезаются на части так, чтобы форма кусочков не была слишком сложной. Каждый ребенок получает один кусочек в конверте. По команде дети открывают конверты. Теперь игроки пытаются как можно скорее

установить, с кем у них совпадают части открытки. Если группа детей правильно собрала свою мозаику, они договариваются и поют песню, сопровождая ее игрой на музыкальных инструментах. Хорошо, когда тема песни как-то связана с изображением на открытке.

Рисуем всей группой  (с 5 лет)

Цель: способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция. «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю,

что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками». Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

Ладонь на ладонь  (с 5 лет)

Цель: развитие умения согласовывать действия с партнером

Ход игры: дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ребенком гора или река. В игре может участвовать пара взрослый—ребенок

Меняемся пуговицами  (с 5 лет)

Цель: побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

Материал: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры: ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор опре-

деленного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми.

Слушаем сердце (с 5 лет)

Цель: формирует бережное и доверительное отношение к партнеру.

Условия: игра выполняется на ковре без обуви.

Ход игры: дети разбиваются на пары. Один ребенок ложится на ковер на спину, другой ребенок становится перед ним на колени. Лежащий ребенок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребенка, стоящего перед ним, - слушает его сердце. Затем дети меняются ролями.

Воздушная кукуруза  (с б лет)

Цели: развитие двигательной координации, создание положительных эмоций.                              

Ход игры: в этой игре участвует четное количество играющих. У них в распоряжении очень маленькое игровое поле. Каждый складывает руки на груди и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна воздушной кукурузы прикоснутся друг к другу, значит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе. Игра окончена, если остались пры-

гать только «парочки».

Спина к спине  (с 6 лет)                              

Цель: стимулировать детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия.                                                

Ход игры: дети садятся спиной друг к другу. Задача - договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.

Пошли письмо  (с 6 лет)                          

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, дает возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего.                                              

Ход игры: играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий - почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона - «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно

находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.                                

Снежинки  (с 6 лет)

Цель: обучение сотрудничеству

Материал: бумага, ножницы.

Ход игры: попросите каждого участника сложить 8 раз листок бумаги и вырезать звездочку, напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая.

Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку.

Путаница (с 6 лет)

Цель: формирование группового единства.

Ход игры: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться -  кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.

От спины к спине (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям установить хороший контакт друг с другом, объединиться для решения совместной задачи.

Материал: «летающая тарелка» — одноразовая картонная или пластмассовая тарелка. Дети разбиваются на группы по 8 человек и становятся в тесный плотный

круг, плечом к плечу. Потом они встают на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечом к плечу. Ведущий кладет тарелку на спину одного из них. Играющие должны передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук.

Когда тарелка сделает полный круг, всем вместе можно громко крикнуть: «Ура!».

Передай апельсин  (с 6 лет)

Цели: развивает ловкость и сообразительность, а также побуждает участников действовать слаженно.

Ход игры: участники игры становятся в ряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин следующему игроку.

Игры доверия

Помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют

себя довольно уверенно друг с другом.

Прогулка с завязанными глазами  (с 5 лет)

Цели: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Ход игры: дети по желанию разбиваются на пары — ведомый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в

какой роли им больше всего понравилось

Кораблик  (с 5 лет)

Цели: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка.

Материал: одеяло, любая игрушка.

Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло — это кораблик. При словах: «тихая, спокойная погода, светит солнышко» — все дети изображают хорошую погоду. При слове «буря» они начинают издавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос». Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку

Надежное падение (свеча)  (с б лет)

Цель: игра формирует чувство единства и взаимного доверия.

Ход игры: попросите детей образовать небольшой тесный круг и крепко взяться за руки. Один ребенок стоит в центре круга и, стараясь держать свое тело прямо, падает на круг в любом направлении. Дети, на которых этот ребенок падает, ловят его и ставят в вертикальное положение. Если позволяет время, дайте каждому ребенку побывать в центре круга. (Взрослый должен обязательно подстраховывать детей).

Игры на доверие.

Ива на ветру ( с 5 – 7 лет)

Цель: способствует доверию и снимает напряжение.

Инструкция. «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветви ивы».

Ход игры: группа становится в тесный кружок, плечом к плечу, а в центре один ребенок — «ива». Легкие движения рук вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего иву. У ребенка — «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную на какой-нибудь нежный мотив. Каждый из участников должен побывать «ивой».

Игры, снимающие напряжение

Крепость

Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию в адекватной игровой форме. Интересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры: дети делятся на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит для себя крепость (из мебели, напольного конструктора, модулей и т. д.). Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

Рвакля  (с 3 лет)

Цели: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры: ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек — они отлично пружинят.

Медвежата  (с 4 лет)

Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление

Ход игры: ребенок превратился в маленького медвежонка.

Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу.

          Медвежонок замерз.

Он сжался в маленький клубочек - греется.                                                          Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения.

Из семечка — в дерево  (с 4 лет)

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).

 Взрослый — садовник — очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает.

С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются).

 У него раскрываются листочки  (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты)

.Наступает радостный момент — бутоны лопаются  (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок.

 Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул ветер, пришла осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно

. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно.

 Скоро опять наступит весна, и оно оживет.

 Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения.

 После того как дети «сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

Зоопарк  (с 5 лет)

Цель: помогает снять напряжение

Ход игры: дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами.     Сначала все сидят на стульях («в клетках»).

Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он    изображает.

 После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.

 А затем превращаются обратно, сами в себя

Волшебные превращения (с 5 – 7 лет)

Цели: датъ возможность ребенку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность

Ход игры: взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы — сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться.

(Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь.

 Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса.

 А еще — выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик.)

 Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свое «логово».)

 Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов.

 А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закры-

ваете глаза — нужно немного отдохнуть»

. Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превращайтесь в мальчиков и девочек». (В зависимости от особенностей детской группы можно придумать любой текст).

Литература

1. Анцупова Г.Л. Давай поиграем! — Ростов-на-Дону, 2000.

2. Граббет Р. Игры для детей от 2 до б лет. — М., 1999.

3. Дубровина И. В. Практическая психология образования. — М., 1997.

4. Жорняк Е. Просто ли играть? // Игра и дети. 2000/2001.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.

6. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

7. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. - СПб., 1998.

8. Пайсон Е. Вечерние игры // Игра и дети. 2000/2001.

9. Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998.

10. Чернецкая Л. В. Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение // Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации / Под ред. Е.А.Ничипорюк. — Ростов-на-Дону, 2001.

11. Я работаю психологом в детском саду, обычной школе, частной школе / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"

Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....

Игры -релаксации в период адаптации ребенка к ДОУ

Предлагаемый мною материал поможет сгладить проблемы привыкания дошкольника к детскому саду. Предназначен для воспитателей и родителей....

Игры-релаксации

игры-релаксации...

Психотехнические игры для педагогов. Игры-релаксации

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. Предложе...

Игры-релаксации

Игры-релаксации(для снятия нервного напряжения)...

Снижение нервно-психического напряжения у детей с ОВЗ через игры-релаксации

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...