картотека РУССКИЕ НАРОД-НЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ подг. гр
картотека (подготовительная группа)

Щукина Римма Николаевна

Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Белинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

подготовительная группа

Зазывалки:

Приглашаю детвору

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные

Кто будет играть,
В интересную игру,
А в какую не скажу.
Баба с усами,
Деда с рогами,
Догадайтесь сами.

Сковородка идет,
Собирает народ.

Считалки:

Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

Шел, прошел,

Не нашел,

Шишел-вышел,

Вон пошел!

Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто её возьмёт —

Тот и вон пойдёт.

КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ 

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников. 

У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников. 

Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. 
Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10–15 минут казаки начинают поиски.

Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки. 
Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории.

По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.

АЛЕНУШКА И ИВАНУШКА

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.

Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» 

Аленушка обязательно должна откликаться:

«Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.

Движения водящих комичны и иногда неожиданны. 
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.

Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

БАБА-ЯГА

Баба-яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!

Играющие выбирают «Бабу-ягу» и двух «собак». На земле проводят черту. По одну сторону черты становится «Баба-яга» с «собаками», а по другую – «зайки». «Бабу-ягу» дразнят:

Потом дети разбегаются, а «Баба-яга» посылает «собак» ловить «зайцев». Кого «собаки» поймают, приводят к «Бабе-яге». После этого пойманный становятся «собаками» и также ловят «зайцев». Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.

РУЧЕЕК

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет вперёд к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра. Особенно весело проводить под музыку.

КАЧЕЛИ (ЛЮЛЬКА)

Для этой забавы нужна веревка длиной 2-3 метра (или скакалка). Веревку держат двое, а можно один из концов привязать к дереву. Веревку не крутят, а лишь раскачивают над землей на разной высоте - от 10 сантиметров и выше. Игроки по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку. Ошибкой считается не только неудачный прыжок, но и любое задевание веревки.

КОЛЕЧКО-КОЛЕЧКО

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

ТИШЕ ЕДЕШЬ

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5–6 метров друг от друга. Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим.

Но дойти до водящего непросто. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту.

Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

ТРЕТИЙ – ЛИШНИЙ

Играющие собираются на небольшой площадке или в зале. Выбирают двух водящих. Остальные становятся по кругу парами: один впереди другого. Один водящий убегает от второго и может встать впереди любой пары. Стоящий сзади оказывается лишним и должен убегать от второго водящего. Если первый водящий осален, то он должен теперь догонять и салить.

Заканчивается игра по договоренности. Водящие не должны убегать в сторону от круга. Убегающий может становиться впереди любой стоящей пары.

ЖМУРКИ «ВАНЯ» И «МАНЯ».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» (говорит тоненьким голоском), а второго – «Ваней» (говорит басом. Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные образуют хоровод вокруг водящих. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти. Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?» - «Я здесь», - отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих. Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА

Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой). 
Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. 
За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

Если игроков много, то они садятся парами по кругу и дружно «выбрасывают» руки. Победители в парах играют друг с другом, затем победители этого этапа играют друг с другом. Так до последнего победителя.

ЗАВОДИЛА

Сначала все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от игроков, которые, в свою очередь, выбирают «заводилу». «Заводила» показывает всем остальным игрокам различные движения, а игроки повторяют эти движения, не отставая от «заводилы». Водящий должен отгадать, кто является «заводилой». Если после 20 секунд ему это не удается, водящий выбывает из игры, а игроки выбирают себе нового водящего.

ГОРЕЛКИ

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят, колокольчики звенят.

Затем все хором кричат «горящему»:
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
 

Вариант «Двойные горелки». 

Участники становятся парами в колонну. Если играющих в горелки много, то можно стать парами в две колонны (одна против другой) на расстоянии 15-20 м. Два «горельщика» стоят впереди колонн – каждый спиной к своей колонне. Со словами «…беги, как огонь!» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной команды, стараясь образовать с ними новые пары. «Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками».

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Ребята первой пары бегут вперед, обегая «горящего» с разных сторон.

«Горящий» старается осалить одного из них. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают сзади колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним сзади, а водит игрок, оставшийся без пары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора мордовского народа в подвижных играх дошкольников

 Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует ...

Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...

Картотека русских народных и подвижных игр для детей.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек?Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного отв...

картотека РУССКИЕ НАРОД-НЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ средняя группа

русские народные игры для средней группы...

Сценарий спортивного развлечения "Русские народные и подвижные игры"

Сценарий спортивного развлечения "Русские народные и подвижные игры" с детьми старшей и подготовительной групп...

«Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. Белинский...

Картотека русских народных и подвижных игр для детей дошкольного возраста

Картотека Русские народные и подвижные игрыДля детей дошкольного возраста...