Использование фольклора мордовского народа в подвижных играх дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Кантеева Вера Петровна

 

   

Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 41 присмотра и оздоровления»

Использование фольклора мордовского народа в подвижных играх дошкольников

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и    требование его биологически законно. Он хочет  играть,  он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой

М. Горький

Подготовила Кантеева В.П.

Игра является основным видом детской  деятельности. В своей работе педагогу необходимо использовать детский фольклор в играх, так как этот вид деятельности дает возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки, - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

У мордвы, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

В работе с детьми перед педагогами ставятся задачи: воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, к фольклорным произведениям, воспитывать чувство гордости и уважения за свою малую родину, с уважением и интересом относиться к его традициям, фольклору; знакомить детей с народными песнями, закличками, приметами.

«Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

Дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него пароль. Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, назвавшему пароль. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать, отвечая, встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Из каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль

«Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

 

     Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.

Данные игры рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём»

Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например, перед началом игры дети произносят мордовскую считалку:

Петя, Петя, Петушок,

(Петя, Петя, Петушок),

Листе бойкане, дружок,

(Выходи скорей, дружок),

Патяса тюрьхтяма,

(Крыльями махни),

Пильгаса топоттяма.

(Ножками топни).

                                                         

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя), у тебя ключи?

           Тот отвечает, указывая на соседа:

                       Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний игрок  ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

                                                                 

«В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

 «Солнышко и жаворонушки»

В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнца, отсюда и главный рисунок хоровода – круг. Дети встают в круг вокруг Солнца.

Воспитатель. Ой, какое весеннее солнышко горячее! Летите, жаворонушки, но не обожгите крылья! (Все произносят):

Минь лихтямо, минь лихтямо

(Летят к солнышку)

Пильксо, пильксо топотямо

(Идут топотушками из круга)

Кавто, колма, ниле – так!

(Хлопают, пританцовывая)

Тени бойкане, кундак!

(Грозят пальцем, разбегаются)

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора коми народа в развитии речевой активности

Одним из важнейших условий формирования подрастающего поколения выступает этнокультурное воспитание.Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируема...

«Использование фольклора в развитии движений у младших дошкольников с нарушением опорно двигательного аппарата»

Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые.Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нару...

картотека РУССКИЕ НАРОД-НЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ подг. гр

Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.В. Белинский...

Использование загадок мордовского народа в работе с детьми дошкольного возраста

     Загадка - краткое, иносказательное описание явления, которое нужно отгадать.       В древности мордовская Загадка имела культовое зна...

картотека РУССКИЕ НАРОД-НЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ средняя группа

русские народные игры для средней группы...

Консультация для родителей "Использование фольклора сибирских народов в воспитании читательского интереса у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Использование фольклора сибирских народов в воспитании читательского интереса у детей дошкольного возраста"...