Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство детей с фольклором Мордовского народа"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тараканова Любовь Степановна

Знакомство детей с фольклором Мордовии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_mordovii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Расширять представление детей о родном крае, культуре, народном

творчестве. Познакомить детей с мордовским фольклором, закрепить

представления о русском фольклоре.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, произвольное запоминание, внимание, умение придумывать загадки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному краю, интерес и уважение к мордовской

и русской культуре.

Оборудование:

Иллюстрации, фишки.

                

      Ход занятия.

Воспитатель: Дети, мы с вами в прошлый раз познакомились с русским

фольклором: отгадывали загадки, проговаривали скороговорки, учили

песенки, потешки. Давайте  с вами вспомним некоторые из них: « Тили-

бом ! Тили – бом», «Водичка-водичка». ( дети с педагогом проговаривают потешки)  Фольклор сопровождает нас всю жизнь и доставляет радость

Сегодня я познакомлю вас с мордовским фольклором. Мамы поют детям колыбельные песни, когда их баюкают. Послушайте мордовскую колыбельную песню.

    Ложись-ка, доченька,                                                                                                                        

    Ложись-ка, лапонька!

    Под головку положу высокую подушку,

    Постелю тебе мягкую постельку.

Воспитатель: Дети, когда и кому поют колыбельные песни?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие они, громкие или тихие?

Ответы детей.

Воспитатель: Быстрые или медленные?  Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие ласковые слова вам запомнились из колыбельной

песни?

Ответы детей.

Воспитатель: И теперь многие мамы поют колыбельные песни детям.

Послушайте русскую колыбельную песню.

      Баю- баю- баю- бай,

      Ты, собаченька не лай,

      Белобока, не скули,

      Мою детку не буди.

Красивая колыбельная песня. Сколько в ней заботы, нежности слышится!

Дети, все вы  любите играть. Любимая забава у мордовских детей – качаться у взрослых на ноге. Взрослый качая ребенка на ноге, при этом произносит слова под ритм. Они называются пестушками.

При одевании ребенка, взрослый тоже ласково проговаривает:

         Сами, сами обувайтесь,

         К бабушке ходите,

         Бабушка даст яичко,

         Крестный даст крендель

         Нашей доченьке.

У русского народа тоже есть  такая забава.

    По ровной дорожке,

    По ровной дорожке,

    А потом по кочкам, по кочкам

    И в ямку – бух!

Воспитатель: Дети, нравится вам такая забава ? Какого так развлекали и кто?

Ответы детей.

Воспитатель: На смену пестушкам пришли потешки. Мамы всего мира поют

для своих детей веселые песенки, рассказывают потешки , когда умывают их, причесывают. Вот одна из мордовских потешек. Взрослый загибает по очереди пальчики на руке ребенка и приговаривает:

     Это- дедушка,

     Это- бабушка,

     Этот- баню топит,

     Этот- воду носит,

     Этот- веничком парит.

Чему учит такая потешка?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, счету. Мы с вами знаем много разных потешек .

Давайте вспомним их.

                      ( Дети читают потешки)

Воспитатель: Молодцы, сколько потешек вы знаете! А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Послушайте мордовскую закличку.

Закличка- это обращение к солнцу, дождю, ветру.

      Солнышко, выйди, выйди, выйди,

      Ложку масленой каши дам!

      Солнышко выйди, выйди, выйди,

      Красного петуха тебе дам!

А теперь вместе повторим мордовскую закличку.

( Дети повторяют вместе с воспитателем закличку)

Воспитатель: Каким голосом мы произносили закличку?

Ответы детей. 

Воспитатель: А теперь давайте вспомним обращение- закличку из

из русского фольклора.

( Дети вместе с воспитателем читают закличку)

       Дождик, дождик, пуще,

        Будет трава гуще.

        Дождик, дождик, посильней,

        Огород ты наш полей!

Молодцы! Все запомнили заклички. А чтобы дети росли смышлеными,

взрослые придумывали загадки . Загадки нужно отгадывать, в них только

рассказывается о чем-то, а о чем именно - нужно догадаться. Я предлагаю устроить соревнование: кто быстрее и больше отгадает загадок. За правильный ответ получаете фишку, кто больше наберет фишек, тот и победил.

                ( Воспитатель загадывает загадки)

На дворе --горой, в доме - водой. ( снег)

Без рук, без ног, дверь отворяет.(ветер)

И летом и зимой, все в одежде одной. (ель)

Воспитатель: Интересные мордовские загадки? Давайте сосчитаем , сколько у кого фишек и определим победителя. Победил Ваня, молодец!

Ответы детей: А сейчас мы с вами поучимся придумывать загадки по картинкам. ( У каждого ребенка на руках картинка ) Подумайте, какими

словами можно интересно рассказать о том, что у вас изображено на картинке.

 ( Каждый ребенок рассказывает свою историю).

Молодцы, все справились с заданием. Интересные получились у вас загадки.

А теперь пришло время поиграть. Мы с вами познакомимся с мордовской стариной игрой « Горшки». Нам нужен ведущий. Что нужно, чтобы выбрать

ведущего?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, посчитаться. Какие считалки вы знаете ?

Ответы детей.

Воспитатель: Мордовский народ тоже знает много считалок, вот одна из них:

        Один, два, двенадцать,

        Бежит парень без фуражки,

        Он не старый и не молодой,

        На все село счетовод удалой.

Воспитатель: Ваня , посчитай  и выберем ведущего для игры.

( Ребенок считает , выбирается ведущий игры)

            ( Проводиться игра)

Воспитатель: Дети , сегодня мы с вами познакомились с мордовским

фольклором. Народ создавал его для вас, что бы вы росли с любовью.

Любите мордовский и русский фольклор.

     

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Правила дорожные детям знать положено!»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группеТема: «Правила дорожные детям знать положено!» Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: закреплять и систематизировать знани...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы

Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе для детей с ТНР «Город Математика»

Задачи образовательной деятельности: - Упражнять в умении называть цифры в прямом и обратном порядке (в пределах 10). - Продолжать формировать представление о равенстве и умение сравнивать ряд...

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелётные птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.Задачи: Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие...