Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Вологдина Светлана

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы

Тема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»

Цель: формировать интерес к чтению познавательной литературы, к посещению музея железной дороги.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с особенностями работы железной дороги.
  2. Познакомить с профессиями жезезнодорожников.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, речь;
  2. Развивать навык ориентировки в пространстве;
  3.  Активизировать и обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение, любознаетльность.

Предварительная работа:

Чтение главы повести Б. Житкова «Что я видел» «Железная дорога».

Материал и оборудование: фотографии локомотивов, железной дороги, поездов, раскраска «паровозы».

Ход занятия

  1. Орг. начало.

Звучит шум колес, звук поезда, свисток.

Воспитатель: Дети, вы слышите, какой-то странный звук?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы это такое могла бы быть?

Дети: Это поезд.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какой рассказ я вам вчера читала?

- Куда отправился Алеша со своими родителями?

Дети: Он поехал на поезде в Москву.

- А Алеша раньше ездил на поезде?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вы ездили когда-нибудь на поезде?

Ответы детей.

Воспитатель индивидуально оценивает ответы, задает наводящие вопросы.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что существует такой музей, как музей железной дороги. Он находится в Санкт-Петербурге. Как вы думаете, что может быть в этом музее?

Ответы детей.

Воспитатель: Если в этом музее есть поезда, значит он наверное большой?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотели бы отправиться в музей железной дороги?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем мы туда поедем?

Дети: На поезде.

Воспитатель: Хорошо, тогда проходите в кассу и покупайте билеты.

Воспитатель раздает детям синие и красные карточки, на которых написаны цифры (до 10).

Воспитатель: Что это за билеты вы купили?

Дети: Здесь цифры.

Воспитатель: Решайте пример и проходите в вагон на свое место. Как вам определить свое место?

Стульчики стоят лицом друг к другу в ряд, на каждом карточка синяя или красная с цифрой.

Воспитатель: занимайте свои места, Синее – это верхняя полка, красная нижняя.

Воспитатель: Дети, а кто работает в поезде?

Дети: Проводник.

Воспитатель: Что делает проводник, когда люди заходят в поезд?

Дети: Он следит за порядком, держит флажок.

Воспитатель: А помните в рассказе Б. Житкова, Алеша узнал, что означает флажок у проводника?

Дети отвечают: Желтый флажок свернут – ехать можно, препятствий нет.

Воспитатель: Сегодня я буду проводником. Вот мой флажок. Что означает это сигнал? Красный флажок развернут.

Дети: Ехать нельзя, есть препятствие. Может кто-то из пассажиров еще не сел.

Воспитатель: Правильно. А вот что означает это флажок? Желтый свернут?

Дети: Ехать можно.

Воспитатель: Итак, наш поезд отправляется в Санкт-Петербург.

Раздается шум свистка, звук колес.

Воспитатель: Дети, а что есть в поезде?

Дети отвечают.

Воспитатель: А что это за красный рычаг?

Воспитатель показывает (на стуле приклеена красная палочка).

Дети: Это стоп-кран.

Воспитатель: А для чего он в поезде?

Дети отвечают: Чтобы остановить поезд.

Воспитатель: А вспомните, в рассказе Б.Житкова, Алеша нажимал на стоп-кран?

Дети: Нет.

Воспитатель: А кто-нибудь нажимал?

Дети: Да, один мужчина нажал.

Воспитатель: А зачем он это сделал?

Дети: Чтобы проверить, поезд остановится или нет.

Воспитатель: И что, поезд остановился?

Дети: Да.

Воспитатель: А что случилось потом?

Дети: Потом этого мужчину поругали.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что стоп-кран нельзя трогать.

Воспитатель: Да, верно, стоп-кран может нажать только проводник или другой сотрудник, когда поезду грозит опасность. И  только в экстренных случаях.

Воспитатель: А как выглядел паровоз, на котором ехал Алеша, можете угадать?

Воспитатель: А чем отличается паровоз от тепловоза?

 

Дети затрудняются.

Воспитатель: Скажите, тепловоз слева или справа?

Воспитатель: И у тепловоза и у паровоза есть дым. Нет, дымом они не отличаются. Здесь что-то другое.

Воспитатель: Чтобы это выяснить, давайте отправимся в музей железнодорожного транспорта.

Вот мы как рази и приехали.

Дети встают со стульчиков. Подходят к презентации.

Воспитатель: Вот, в музее есть как раз паровоз, который представлен открытым, чтобы мы могли увидеть, как устроен паровой двигатель.

 

Паровоз состоит из трёх основных частей: котла, паровой машины и экипажной части. Паровой котёл служит для получения пара,

Паровая машина паровоза состояла из цилиндров, отлитых как одно целое и механизма, который крутит колеса.  

Воспитатель показывает две картинки: паровоза и тепловоза.

Воспитатель: теперь вы узнаете, где паровоз? Слева или справа от тепловоза?

 

Дети отвечают.

Воспитатель: Нам в музее выдели памятные открытки с различными паровозами и тепловозами. Кто хочет возьмите их себе на память и не забудьте раскрасить.

Воспитатель раздает листы для разукрашивания с  различными паровозами и тепловозами.

 

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: А наше занятие подходит к концу. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Понравилось вам занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Всем спасибо. Наше занятие закончено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_zhelezn.docx934.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы

Тема: «Железная дорога»

Цель: формировать интерес к чтению познавательной литературы, к посещению музея железной дороги.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с особенностями работы железной дороги.
  2. Познакомить с профессиями жезезнодорожников.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, речь;
  2. Развивать навык ориентировки в пространстве;
  3.  Активизировать и обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение, любознаетльность.

Предварительная работа:

Чтение главы повести Б. Житкова «Что я видел» «Железная дорога».

Материал и оборудование: фотографии локомотивов, железной дороги, поездов, раскраска «паровозы».

Ход занятия

  1. Орг. начало.

Звучит шум колес, звук поезда, свисток.

Воспитатель: Дети, вы слышите, какой-то странный звук?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы это такое могла бы быть?

Дети: Это поезд.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какой рассказ я вам вчера читала?

- Куда отправился Алеша со своими родителями?

Дети: Он поехал на поезде в Москву.

- А Алеша раньше ездил на поезде?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вы ездили когда-нибудь на поезде?

Ответы детей.

Воспитатель индивидуально оценивает ответы, задает наводящие вопросы.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что существует такой музей, как музей железной дороги. Он находится в Санкт-Петербурге. Как вы думаете, что может быть в этом музее?

Ответы детей.

Воспитатель: Если в этом музее есть поезда, значит он наверное большой?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотели бы отправиться в музей железной дороги?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем мы туда поедем?

Дети: На поезде.

Воспитатель: Хорошо, тогда проходите в кассу и покупайте билеты.

Воспитатель раздает детям синие и красные карточки, на которых написаны цифры (до 10).

Воспитатель: Что это за билеты вы купили?

Дети: Здесь цифры.

Воспитатель: Решайте пример и проходите в вагон на свое место. Как вам определить свое место?

Стульчики стоят лицом друг к другу в ряд, на каждом карточка синяя или красная с цифрой.

Воспитатель: занимайте свои места, Синее – это верхняя полка, красная нижняя.

Воспитатель: Дети, а кто работает в поезде?

Дети: Проводник.

Воспитатель: Что делает проводник, когда люди заходят в поезд?

Дети: Он следит за порядком, держит флажок.

Воспитатель: А помните в рассказе Б. Житкова, Алеша узнал, что означает флажок у проводника?

Дети отвечают: Желтый флажок свернут – ехать можно, препятствий нет.

Воспитатель: Сегодня я буду проводником. Вот мой флажок. Что означает это сигнал? Красный флажок развернут.

Дети: Ехать нельзя, есть препятствие. Может кто-то из пассажиров еще не сел.

Воспитатель: Правильно. А вот что означает это флажок? Желтый свернут?

Дети: Ехать можно.

Воспитатель: Итак, наш поезд отправляется в Санкт-Петербург.

Раздается шум свистка, звук колес.

Воспитатель: Дети, а что есть в поезде?

Дети отвечают.

Воспитатель: А что это за красный рычаг?

Воспитатель показывает (на стуле приклеена красная палочка).

Дети: Это стоп-кран.

Воспитатель: А для чего он в поезде?

Дети отвечают: Чтобы остановить поезд.

Воспитатель: А вспомните, в рассказе Б.Житкова, Алеша нажимал на стоп-кран?

Дети: Нет.

Воспитатель: А кто-нибудь нажимал?

Дети: Да, один мужчина нажал.

Воспитатель: А зачем он это сделал?

Дети: Чтобы проверить, поезд остановится или нет.

Воспитатель: И что, поезд остановился?

Дети: Да.

Воспитатель: А что случилось потом?

Дети: Потом этого мужчину поругали.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что стоп-кран нельзя трогать.

Воспитатель: Да, верно, стоп-кран может нажать только проводник или другой сотрудник, когда поезду грозит опасность. И  только в экстренных случаях.

Воспитатель: А как выглядел паровоз, на котором ехал Алеша, можете угадать?

Воспитатель: А чем отличается паровоз от тепловоза?

https://c1.wallpaperflare.com/preview/785/434/524/locomotive-machine-steam-locomotive-railway.jpg  https://sos.fishki.net/upload/post/201407/10/1284254/502579d9d8d6559889a8b0ae0e33337f.jpg

Дети затрудняются.

Воспитатель: Скажите, тепловоз слева или справа?

Воспитатель: И у тепловоза и у паровоза есть дым. Нет, дымом они не отличаются. Здесь что-то другое.

Воспитатель: Чтобы это выяснить, давайте отправимся в музей железнодорожного транспорта.

Вот мы как рази и приехали.

Дети встают со стульчиков. Подходят к презентации.

Воспитатель: Вот, в музее есть как раз паровоз, который представлен открытым, чтобы мы могли увидеть, как устроен паровой двигатель.

https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/186509/186509_original.jpg

Паровоз состоит из трёх основных частей: котла, паровой машины и экипажной части. Паровой котёл служит для получения пара,

Паровая машина паровоза состояла из цилиндров, отлитых как одно целое и механизма, который крутит колеса.  

Воспитатель показывает две картинки: паровоза и тепловоза.

Воспитатель: теперь вы узнаете, где паровоз? Слева или справа от тепловоза?

https://img-fotki.yandex.ru/get/6803/214603206.5f/0_f414f_203797c2_XXL.jpg

Дети отвечают.

Воспитатель: Нам в музее выдели памятные открытки с различными паровозами и тепловозами. Кто хочет возьмите их себе на память и не забудьте раскрасить.

Воспитатель раздает листы для разукрашивания с  различными паровозами и тепловозами.

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/98/77/high-detailed-locomotive-silhouette-vector-1969877.jpg

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: А наше занятие подходит к концу. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Понравилось вам занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Всем спасибо. Наше занятие закончено.