Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Вологдина Светлана

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы

Тема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»

Цель: формировать интерес к чтению познавательной литературы, к посещению музея железной дороги.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с особенностями работы железной дороги.
  2. Познакомить с профессиями жезезнодорожников.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, речь;
  2. Развивать навык ориентировки в пространстве;
  3.  Активизировать и обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение, любознаетльность.

Предварительная работа:

Чтение главы повести Б. Житкова «Что я видел» «Железная дорога».

Материал и оборудование: фотографии локомотивов, железной дороги, поездов, раскраска «паровозы».

Ход занятия

  1. Орг. начало.

Звучит шум колес, звук поезда, свисток.

Воспитатель: Дети, вы слышите, какой-то странный звук?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы это такое могла бы быть?

Дети: Это поезд.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какой рассказ я вам вчера читала?

- Куда отправился Алеша со своими родителями?

Дети: Он поехал на поезде в Москву.

- А Алеша раньше ездил на поезде?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вы ездили когда-нибудь на поезде?

Ответы детей.

Воспитатель индивидуально оценивает ответы, задает наводящие вопросы.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что существует такой музей, как музей железной дороги. Он находится в Санкт-Петербурге. Как вы думаете, что может быть в этом музее?

Ответы детей.

Воспитатель: Если в этом музее есть поезда, значит он наверное большой?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотели бы отправиться в музей железной дороги?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем мы туда поедем?

Дети: На поезде.

Воспитатель: Хорошо, тогда проходите в кассу и покупайте билеты.

Воспитатель раздает детям синие и красные карточки, на которых написаны цифры (до 10).

Воспитатель: Что это за билеты вы купили?

Дети: Здесь цифры.

Воспитатель: Решайте пример и проходите в вагон на свое место. Как вам определить свое место?

Стульчики стоят лицом друг к другу в ряд, на каждом карточка синяя или красная с цифрой.

Воспитатель: занимайте свои места, Синее – это верхняя полка, красная нижняя.

Воспитатель: Дети, а кто работает в поезде?

Дети: Проводник.

Воспитатель: Что делает проводник, когда люди заходят в поезд?

Дети: Он следит за порядком, держит флажок.

Воспитатель: А помните в рассказе Б. Житкова, Алеша узнал, что означает флажок у проводника?

Дети отвечают: Желтый флажок свернут – ехать можно, препятствий нет.

Воспитатель: Сегодня я буду проводником. Вот мой флажок. Что означает это сигнал? Красный флажок развернут.

Дети: Ехать нельзя, есть препятствие. Может кто-то из пассажиров еще не сел.

Воспитатель: Правильно. А вот что означает это флажок? Желтый свернут?

Дети: Ехать можно.

Воспитатель: Итак, наш поезд отправляется в Санкт-Петербург.

Раздается шум свистка, звук колес.

Воспитатель: Дети, а что есть в поезде?

Дети отвечают.

Воспитатель: А что это за красный рычаг?

Воспитатель показывает (на стуле приклеена красная палочка).

Дети: Это стоп-кран.

Воспитатель: А для чего он в поезде?

Дети отвечают: Чтобы остановить поезд.

Воспитатель: А вспомните, в рассказе Б.Житкова, Алеша нажимал на стоп-кран?

Дети: Нет.

Воспитатель: А кто-нибудь нажимал?

Дети: Да, один мужчина нажал.

Воспитатель: А зачем он это сделал?

Дети: Чтобы проверить, поезд остановится или нет.

Воспитатель: И что, поезд остановился?

Дети: Да.

Воспитатель: А что случилось потом?

Дети: Потом этого мужчину поругали.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что стоп-кран нельзя трогать.

Воспитатель: Да, верно, стоп-кран может нажать только проводник или другой сотрудник, когда поезду грозит опасность. И  только в экстренных случаях.

Воспитатель: А как выглядел паровоз, на котором ехал Алеша, можете угадать?

Воспитатель: А чем отличается паровоз от тепловоза?

 

Дети затрудняются.

Воспитатель: Скажите, тепловоз слева или справа?

Воспитатель: И у тепловоза и у паровоза есть дым. Нет, дымом они не отличаются. Здесь что-то другое.

Воспитатель: Чтобы это выяснить, давайте отправимся в музей железнодорожного транспорта.

Вот мы как рази и приехали.

Дети встают со стульчиков. Подходят к презентации.

Воспитатель: Вот, в музее есть как раз паровоз, который представлен открытым, чтобы мы могли увидеть, как устроен паровой двигатель.

 

Паровоз состоит из трёх основных частей: котла, паровой машины и экипажной части. Паровой котёл служит для получения пара,

Паровая машина паровоза состояла из цилиндров, отлитых как одно целое и механизма, который крутит колеса.  

Воспитатель показывает две картинки: паровоза и тепловоза.

Воспитатель: теперь вы узнаете, где паровоз? Слева или справа от тепловоза?

 

Дети отвечают.

Воспитатель: Нам в музее выдели памятные открытки с различными паровозами и тепловозами. Кто хочет возьмите их себе на память и не забудьте раскрасить.

Воспитатель раздает листы для разукрашивания с  различными паровозами и тепловозами.

 

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: А наше занятие подходит к концу. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Понравилось вам занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Всем спасибо. Наше занятие закончено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_zhelezn.docx934.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы

Тема: «Железная дорога»

Цель: формировать интерес к чтению познавательной литературы, к посещению музея железной дороги.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с особенностями работы железной дороги.
  2. Познакомить с профессиями жезезнодорожников.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, речь;
  2. Развивать навык ориентировки в пространстве;
  3.  Активизировать и обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение, любознаетльность.

Предварительная работа:

Чтение главы повести Б. Житкова «Что я видел» «Железная дорога».

Материал и оборудование: фотографии локомотивов, железной дороги, поездов, раскраска «паровозы».

Ход занятия

  1. Орг. начало.

Звучит шум колес, звук поезда, свисток.

Воспитатель: Дети, вы слышите, какой-то странный звук?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы это такое могла бы быть?

Дети: Это поезд.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какой рассказ я вам вчера читала?

- Куда отправился Алеша со своими родителями?

Дети: Он поехал на поезде в Москву.

- А Алеша раньше ездил на поезде?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вы ездили когда-нибудь на поезде?

Ответы детей.

Воспитатель индивидуально оценивает ответы, задает наводящие вопросы.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что существует такой музей, как музей железной дороги. Он находится в Санкт-Петербурге. Как вы думаете, что может быть в этом музее?

Ответы детей.

Воспитатель: Если в этом музее есть поезда, значит он наверное большой?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотели бы отправиться в музей железной дороги?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем мы туда поедем?

Дети: На поезде.

Воспитатель: Хорошо, тогда проходите в кассу и покупайте билеты.

Воспитатель раздает детям синие и красные карточки, на которых написаны цифры (до 10).

Воспитатель: Что это за билеты вы купили?

Дети: Здесь цифры.

Воспитатель: Решайте пример и проходите в вагон на свое место. Как вам определить свое место?

Стульчики стоят лицом друг к другу в ряд, на каждом карточка синяя или красная с цифрой.

Воспитатель: занимайте свои места, Синее – это верхняя полка, красная нижняя.

Воспитатель: Дети, а кто работает в поезде?

Дети: Проводник.

Воспитатель: Что делает проводник, когда люди заходят в поезд?

Дети: Он следит за порядком, держит флажок.

Воспитатель: А помните в рассказе Б. Житкова, Алеша узнал, что означает флажок у проводника?

Дети отвечают: Желтый флажок свернут – ехать можно, препятствий нет.

Воспитатель: Сегодня я буду проводником. Вот мой флажок. Что означает это сигнал? Красный флажок развернут.

Дети: Ехать нельзя, есть препятствие. Может кто-то из пассажиров еще не сел.

Воспитатель: Правильно. А вот что означает это флажок? Желтый свернут?

Дети: Ехать можно.

Воспитатель: Итак, наш поезд отправляется в Санкт-Петербург.

Раздается шум свистка, звук колес.

Воспитатель: Дети, а что есть в поезде?

Дети отвечают.

Воспитатель: А что это за красный рычаг?

Воспитатель показывает (на стуле приклеена красная палочка).

Дети: Это стоп-кран.

Воспитатель: А для чего он в поезде?

Дети отвечают: Чтобы остановить поезд.

Воспитатель: А вспомните, в рассказе Б.Житкова, Алеша нажимал на стоп-кран?

Дети: Нет.

Воспитатель: А кто-нибудь нажимал?

Дети: Да, один мужчина нажал.

Воспитатель: А зачем он это сделал?

Дети: Чтобы проверить, поезд остановится или нет.

Воспитатель: И что, поезд остановился?

Дети: Да.

Воспитатель: А что случилось потом?

Дети: Потом этого мужчину поругали.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что стоп-кран нельзя трогать.

Воспитатель: Да, верно, стоп-кран может нажать только проводник или другой сотрудник, когда поезду грозит опасность. И  только в экстренных случаях.

Воспитатель: А как выглядел паровоз, на котором ехал Алеша, можете угадать?

Воспитатель: А чем отличается паровоз от тепловоза?

https://c1.wallpaperflare.com/preview/785/434/524/locomotive-machine-steam-locomotive-railway.jpg  https://sos.fishki.net/upload/post/201407/10/1284254/502579d9d8d6559889a8b0ae0e33337f.jpg

Дети затрудняются.

Воспитатель: Скажите, тепловоз слева или справа?

Воспитатель: И у тепловоза и у паровоза есть дым. Нет, дымом они не отличаются. Здесь что-то другое.

Воспитатель: Чтобы это выяснить, давайте отправимся в музей железнодорожного транспорта.

Вот мы как рази и приехали.

Дети встают со стульчиков. Подходят к презентации.

Воспитатель: Вот, в музее есть как раз паровоз, который представлен открытым, чтобы мы могли увидеть, как устроен паровой двигатель.

https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/186509/186509_original.jpg

Паровоз состоит из трёх основных частей: котла, паровой машины и экипажной части. Паровой котёл служит для получения пара,

Паровая машина паровоза состояла из цилиндров, отлитых как одно целое и механизма, который крутит колеса.  

Воспитатель показывает две картинки: паровоза и тепловоза.

Воспитатель: теперь вы узнаете, где паровоз? Слева или справа от тепловоза?

https://img-fotki.yandex.ru/get/6803/214603206.5f/0_f414f_203797c2_XXL.jpg

Дети отвечают.

Воспитатель: Нам в музее выдели памятные открытки с различными паровозами и тепловозами. Кто хочет возьмите их себе на память и не забудьте раскрасить.

Воспитатель раздает листы для разукрашивания с  различными паровозами и тепловозами.

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/98/77/high-detailed-locomotive-silhouette-vector-1969877.jpg

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: А наше занятие подходит к концу. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Понравилось вам занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Всем спасибо. Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе на тему " Чтение сказки К.Чуковского "Цыпленок"

Конспект по развитию речи во второй младшей группеЧтение сказки К. Чуковского «Цыпленок»ОО: «Речевое развитие»Цель: создание условий для речевого разви...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе на тему Чтение сказки "Снегурушка и лиса"

Чтение сказки «Снегурушка и лиса» Цель. Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из др...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме «Чтение рассказа Л. Пантелеева «Большая стирка»

Цель: ознакомить детей с произведением Л. Пантелеева «Большая стирка».Задачи:1. Рассказать детям произведение Л. Пантелеева «Большая стирка».2. Дать пр...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей  группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021...