Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям птицы, как помочь птицам перенести зиму. Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах, развивать связную речь, учить детей составлять сложные предложения по картине; формировать словарь по теме; развивать фонематический слух; активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными. Закрепить умение составлять схему предложения. Формировать  умение различать слово и слог. Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период и вызвать желание помогать им.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речевое развитие

Тема: Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям птицы, как помочь птицам перенести зиму. Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах, развивать связную речь, учить детей составлять сложные предложения по картине; формировать словарь по теме; развивать фонематический слух; активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными. Закрепить умение составлять схему предложения. Формировать  умение различать слово и слог. Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период и вызвать желание помогать им.

Словарь: кормушка, зимующие, птицы, сова, клест, синица, воробей, снегирь, ворона, сорока.

Оборудование: сюжетная картина, кормушка, пшено, иллюстрации из серии «Зимующие птицы», простые карандаши, тетради, иллюстрации «Птицы у кормушки».

ХОД   НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима).

Воспитатель: А как вы поняли, что сейчас зима? (Холодно, идет снег, мороз, люди одеты в теплые одежды).

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях птицы, которые не улетели, а остались зимовать с нами. Посмотрите на эту картину. Какое время года изображено на картине? (Зима).

Воспитатель: Почему вы так думаете? (На улице лежит снег, дети одеты тепло и играют со снегом)

Воспитатель: Кого вы видите на картине? (Птиц.)

Воспитатель: А еще что вы видите на картине? (Кормушку).

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, кто их смастерил? (Люди).

Воспитатель: Для кого люди сделали кормушки? (Для птиц, чтобы кормить их).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, каких птиц вы видите на картине? (Воробья, синицу, ворону, сороку, сову, дятла, снегиря).)

Воспитатель: А как назвать этих птиц одним словом? (Зимующие).

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите на картину и давайте опишем этих птиц. Начнем с синицы. 

Дети описывают птиц по плану:

1. Как называется эта птица? (Синица).

2. Внешний вид? (Ярко желтое брюшко с черным «галстуком», на голове шапочка черного с синевой цвета, на горлышке тоже черный шарфик, щечки белые, спинка желто-зеленая, крылья и хвост серенькие с синевой).

3. Чем питается? (Семечками, салом, гречкой, рисом, перловой крупой).

4. Где проводит зиму? (У жилья человека).

А теперь немножко отдохнём.

Физкультминутка

Вот на ветках, посмотри,  движение «пружинка»

В красных майках снегири

Распушили перышки  поднимаем руки в стороны

Греются на солнышке

Снегири на ветках сидят, присели, руки отвели в стороны

По сторонам они глядят  поворот головой

Порезвиться захотели, имитация полета руками

Друг за другом полетели.

Прилетела к нам стая снегирей,

Сели и ждут нас у дверей. сели

Мы возьмем кормушки поскорей, имитация кормления птиц

И накормим птичек снегирей.

Воспитатель: Отдохнули! Проходим на места.

Воспитатель: А теперь ребята,  вы попробуете самостоятельно составить рассказ- описание по картине, а я вам буду помогать.

Составляем рассказ-описание по картине по плану:

- Какое время года на картине? (Зима).

- Почему? (Вокруг лежит снег, люди одеты в теплые одежды).

- Кто изображен на картине? (Птицы).

- Что делают птицы? (Обедают у кормушки).

- Что ещё изображено на картине? (Дети, играющие со снегом).

- Какое отношение эта картина у вас вызывает? (Жалость к птицам, что они не могут сами найти корм).

1 рассказ: «Наступила долгожданная зима. Белый снег покрыл всю землю. Люди оделись в теплые одежды. У жилья человека стали петь птицы. Они просили кушать, им было голодно. Люди смастерили кормушки и насыпали в них крошки  белого хлеба, семена растений, зерно, семечки. На дворе весело играли дети, они с интересом наблюдали, как птицы клюют корм».

2 рассказ: «Утром дети проснулись и увидели, что вся земля белая. Это наступила зима, пошел снег и покрыл белым покрывалом крыши домов, ветки деревьев, всю землю. Когда взрослые ушли на работу, дети вышли на улицу играть со снегом. Вдруг они увидели, что у кормушки много разных птиц: синичек, воробьев, снегирей. Ребята решили покормить птиц хлебом, семечками.  Птицы радостно обедали у кормушки».

Воспитатель: Молодцы, ребята как хорошо вы умеете составлять рассказ!

Воспитатель: Ой, ребята, к нам в гости ещё прилетела птица! Кто это? (Снегирь).

Воспитатель: Конечно, снегирь! Ребята, вспомните, что вы знаете о снегире! Расскажите о его особенностях:

Дети: Снегирь – маленькая птичка, похожая на воробья. Грудка, шея и щеки ярко-красного цвета, спинка серо-голубая. Голова и клюв черные, может даже показаться, что надета черная шапочка. Хвост и крылья тоже черного цвета, на крыльях есть светлые полосы. Толстый, широкий клюв нужен снегирям, чтобы доставать зернышки и семена ягод. Питаются снегири разнообразно, растительной пищей. Употребляют почки и семена разных растений. С удовольствием полакомятся семенами ясеня, березы, клена, липы. Благодаря широкому клюву они могут доставать пищу из плодов любой формы. Сами ягоды снегири не едят, только раздавливают и достают семена.

Воспитатель: Ребята, а почему все эти птицы, о которых вы услышали, могут зимовать в наших краях? (хорошо переносят морозы).

Воспитатель: Чем питаются зимующие птицы? (Семенами и плодами деревьев и кустарников  зимой, семечками, ягодами,  а также пищевыми отходами).

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте послушаем загадки и стихотворения о наших гостях:

Загадки:

1. Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор (дятел)

2. Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет«Чик-чирик!» (воробей)

Стихотворения:

Снегири:

Стынут ветки на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Синица:

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Клесты:

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клёст.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

Воспитатель: Ребята, из чего состоит наша речь? (Из предложений) Посмотрите на иллюстрацию. Что изображено? (Нарисованы птицы у кормушки) Придумайте предложение, которое произносится с повествовательной интонацией. Ваня, какое предложение у тебя получилось? (У кормушки много птиц.) Хорошо, ребята, сколько слов в этом предложении? (Четыре слова.) Как Ваня произнёс это предложение? (Повествовательно.) Какой знак нужно поставить в конце этого предложения? (Точку.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем четыре клетки вниз от предыдущей работы, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Саша пойдёт к доске и запишет схему, остальные проверяют правильность выполнения.

Воспитатель: Хорошо, а теперь придумайте предложение, которое произносится с вопросительной интонацией.  Артём, какое предложение у тебя получилось? (Какие птицы прилетели к кормушке?) Хорошо, ребята, сколько слов в этом предложении? (Пять слов.) Как Артём произнёс это предложение? (Вопросительно.) Какой знак нужно поставить в конце этого предложения? (Вопросительный знак.) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем две клетки вниз, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Андрей пойдёт к доске и запишет схему, остальные проверяют правильность выполнения.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас придумайте предложение с восклицательной интонацией. Лёша, какое предложение у тебя получилось? (Давайте помогать зимующим птицам!) Хорошо, ребята, сколько слов в этом предложении? (Четыре слова.) Как Лёша произнёс это предложение? (Восклицательно.) Какой знак нужно поставить в конце этого предложения? (Восклицательный знак) С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой буквы.) Запишите схему этого предложения в тетрадях. Отступаем две клетки вниз, две клетки вправо, ставим точку. Отсюда начинаем записывать схему предложения. Кто выполнил, поднимает руку. Марк пойдёт к доске и запишет схему предложения, остальные проверяют правильность выполнения.

Воспитатель: Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог – хлопайте, а если слово – подпрыгивайте.

Воспитатель: Но прежде, чем начнём игру, давайте вспомним, что такое слово и слог. (Слово, то из чего состоит наша речь. Они обозначают предмет, действие или признак. А слоги – это маленькие частички, из которых состоят слова, сами по себе они ничего не обозначают)

Д/И «Слово-слог».

Ма, зима, си, сила, мыши , ши, зи, корзина, да, вода , игра, ра.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Составляли рассказ по картине, описывали птиц, слушали  стихи и отгадывали загадки о зимующих птицах)

Воспитатель: Ребята, кто был сегодня у нас в гостях? (Зимующие птицы.)

Воспитатель: Каких зимующих птиц вы увидели? (Воробья, синицу, сову, клеста, сороку, ворону, снегиря).

Воспитатель: Как нужно помогать птицам в зимнее время? (подкармливать птиц).

Воспитатель: А сейчас мы с вами выйдем на прогулку и покормим птиц. Спасибо, ребята! Вы большие молодцы и мы с вами сегодня очень хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие в средней группе. Тема: составление описательного рассказа «Мама - солнышко моё!»

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие в средней группе.  Тема: составление описательного рассказа «Мама - солнышко моё!»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема:Составление описательногорассказа "Пришла Зима"...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей  группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021...