Занятие с педагогами «Предупрежден, значит вооружен!» или «Что я знаю о выгорании».
методическая разработка

Суремкина Марина Михайловна

Занятие по профилактике выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с педагогами «Предупрежден, значит вооружен!» или «Что я знаю о выгорании».

Целью данных занятий является профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

•        Информирование педагогов об особенностях, причинах и симптомах эмоционального выгорания.

•        Отреагирование актуальных эмоциональных состояний;

•        Снятие эмоционального напряжения;

•        Развитие эмоциональной грамотности;

•        Получение психологической поддержки;

•        Поддержание атмосферы взаимной терпимости и психологической безопасности участников;

Оборудование:

1.Плакат с правилами работы в группе.                                                                2.Изобразительные материалы: гуашь, акварель, пастель, карандаши, фломастеры, бумага, глина, журналы для коллажей, ножницы, клей, музыкальное сопровождение и др.                3. Для проведения упражнений по релаксации желательно иметь коврики для участников.

Ход мероприятия:

1. Вводное слово: цели занятия.

2. Разминка «Самопрезентация».        

Участникам предлагается на листах размера А-6, используя цвета написать свое имя (ту форму, которой называть в течение занятий) и изобразить символы, ассоциирующиеся у них с самим собой.                 

Краткие рассказы-самопрезентации участников. Автопортрет.

Знакомство с правилами работы на занятии.

3. Дискуссия на тему «эмоциональное выгорание», о причинах стресса и переутомления, факторах, влияющих на эмоциональное выгорание.

«На сегодняшнем занятии мы подробно поработаем именно с этими понятиями, причинами, факторами, постараемся найти конструктивные методы разрешения данной проблемы».                                                                                                

4. Создание коллажей в группе.        

Группа делится на 4 подгруппы. Каждая должна создать коллаж в соответствии с заданными задачами и темой. Задачи подгрупп следующие:                                                1 подгруппа: Тема: «Что вы знаете о синдроме?»                                                Задача: Обсудите тему и решите, что способствует профилактике эмоционального выгорания (шоппинг, правильное распределение своего времени, подарки, сделанные самой себе, смена деятельности с умственной на физическую и обратно, путешествия). Создайте коллаж.

2 подгруппа: Тема: «Чем опасен синдром?»                                                        Задача: Обсудите тему и решите, как переживается эмоциональное выгорание, что вы чувствуете по поводу данной проблемы. (Выгорание переживается как ощущение потери опоры в жизни, отсутствие интереса к самому себе, безразличие к собственному здоровью, снижение самооценки, одиночество, безысходность и отчаяние. Часто возможны переживания «загнанности в клетку» и «уход в виртуальность». В самом себе проявляется как жалость по отношению к себе, самокопание. Замеченное у других может вызывать как сочувствие, так и раздражение). Создайте коллаж.                

3 подгруппа: Тема: «В чем может быть польза или выгода синдрома?»                

Задача: Обсудите тему и решите вопрос, заданный в теме. Создайте коллаж. (Выгорание – это момент, когда можно и нужно остановиться обдумать, осмыслить свои эмоциональные ресурсы и личностные достижения. Можно отойти от условий, формирующих негатив, найти моменты позитива и пути их нахождения. Выгорание заставляет ценить то хорошее, что есть в настоящем; в самом обыденном увидеть положительные моменты. Важно не забывать (или вспомнить): профессия дает смысл жизни – научить. Профессия – ресурс).

4 подгруппа: Тема: «В чем причина выгорания?»                                                Задача: Обсудите тему и решите вопрос, заданный в теме и найдите способы борьбы с выгоранием. Создайте коллаж. (Причины: большие объемы работы и повышенная эмоциональность часто приводят педагогов к последним стадиям самоотдачи. Следствием этого становятся отстраненность, желание остаться в одиночестве и покое).

5. Презентация коллажей, обсуждение впечатлений от проведенной работы.                 * Во время групповой работы были ли спорные моменты и в чем они заключались? Что помогло их разрешить?                                                                

* Какие ощущения и мысли возникали во время работы?                                         

* Как эта работа отразилась на вашем осознании и понимании проблемы эмоционального выгорания? Что нового вы для себя открыли?

6. Визуализация «Океан». Подумай о своей проблеме, которая вызывает стресс. Это может быть насущная проблема, или то, что когда-то произошло и до сих пор воспоминания об этой ситуации вызывают у тебя напряжение. А может это просто тревожные мысли. Представь себе проблему зримо, так, как будто это происходит прямо сейчас. Почувствуй, как твое тело реагирует на эти переживания: напрягаются мышцы, учащается дыхание, гулко и быстро начинает биться сердце. Тебя охватывают сильные чувства: злость, раздражение, страх или паника. Может тебе стыдно или ты чувствуешь себя виноватым.

Представь себе, что твоя проблема- это бушующий океан. Огромные, тяжелые волны поднимаются над поверхностью и с грохотом, брызгами падают вниз. Сильный, шквалистый ветер гонит волны вперед. Низкое, свинцовое небо нависло над океаном, хлещет дождь, слышны раскаты грома. Представь себя суденышком, которое сопротивляется стихии. Его несет по волнам, заливает дождем, бьет ветром. Почувствуй то колоссальное напряжение, которое возможно себе представить в борьбе с бушующим океаном.

Теперь мысленно нырни под воду, не глубоко от поверхности. Вой ветра и шум воды стали тихими, приглушенными. Сильные, разрушительные волны сменились плавным колебанием воды, серый цвет - голубым мерцанием. Вместе с этим начинает расслабляться твое тело, уходит напряжение, успокаивается дыхание, становится равномерным сердцебиение. Представь себя рыбой, свободно плывущей в водяной толще. Твои движения плавны и неторопливы, ты легко преодолеешь колебание воды и то, что происходит на поверхности, тебя мало волнует.

Мысленно опустись на самое дно океана. Здесь царит покой и умиротворение. Волнение и буря совсем не слышны. Неспешно двигаются глубоководные рыбы, морские животные и моллюски совершают свой грациозный танец. Звуки почти отсутствуют. Представь себя раковиной, лежащей на дне океана, неподвижной и безучастной. Максимально расслабь свое тело, успокой дыхание и раствори сознание. Почувствуй свою безучастность, покой, неподвижность…

Теперь опять мысленно перенеси себя на поверхность океана. Ты - крейсер, большой, мощный, сильный. Твои турбины работают исправно, корпус тверд и прочен. Океанские волны разбиваются на миллионы брызг, когда встречаются с носом крейсера. Стихия не в силах нанести ему ущерб. Он совершает свой путь, точно следуя намеченному курсу. Почувствуй, как уверенно ты справляешься с ситуацией, переживаешь жизненную непогоду, решаешь возникающие проблемы. Мысленно скажи себе - «я с этим справлюсь» и сделай ревизию того потенциала, который хранится в твоей душе, в теле, в уме.

А теперь представь себе спокойный океан, переливающийся множеством бликов, легкий бриз и пронзительно голубое небо. Рано или поздно океан твоей жизни успокоится, буря сменится штилем и ты сможешь насладиться гармонией и безмятежностью, которую можно по достоинству оценить, лишь пережив бурю.

Упражнение можно оставить без обсуждения. Если будут желающие, предложите им поделиться ощущениями, мыслями, выводами.

7. Заключительный шеринг. Завершение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Цель:   отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние....

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....

Практический семинар для педагогов «Предупреждение эмоционального выгорания воспитателя!»

Как сохранить психологическое благогполучие педагогу? Несколько практических заданий в кругу коллег....

Предупреждён, значит вооружен

Как не заболеть гриппом, профилактика гриппа и ОРВИ...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Проект "Предупрежден - значит вооружен!"

Паспорт проекта "Предупрежден - значит вооружен!" о безопасном поведении в сети "Интернет". Проект разработан для участия подготовительной группы с ТНР в городском конкурсе "С...