Творческая работа "Развитие координационных качеств дошкольников с нарушением зрения"
методическая разработка (старшая группа)

Вежливцева Ирина Витальевна

Развитие координационных качеств дошкольников старшего возраста с нарушением зрения средствами фитбол-гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mdou_65_vezhlivtseva_iv_tvorcheskaya_rabota_ii_tur_zf.doc897.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Золотой фонд»

Фитбол - гимнастика

как средство развития координационных способностей детей дошкольного возраста

с нарушением зрения.

Вежливцева Ирина Витальевна,

инструктор по физкультуре

МДОУ «Детский сад № 65»

                           

 

г. Ярославль, 2015 год

Содержание           

Введение  

Глава 1. Теоретические подходы к развитию координации у детей с нарушением зрения.

1.1. Особенности физического воспитания детей с нарушением зрения.

3

1.2. Методолого - теоретическая основа воспитания и обучения  детей с нарушением зрения.

4

1.3. Координация и координационные способности человека.

4

1.4. Фитбол - гимнастика как средство развития координационных способностей дошкольников с нарушением зрения.

5

Глава 2. Организация работы с детьми с нарушением зрения по развитию координационных способностей средствами фитбол - гимнастики.

2.1. Цель и задачи педагогической деятельности.

2.2 Содержание деятельности по обучению фитбол - гимнастике детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

2.3 Анализ и обобщение личного опыта педагогической деятельности.

6

9

Заключение  

10

Литература

12

Приложения

13

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь,

 умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы »

В.А.Сухомлинский.

Введение

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление здоровья детей,  является в настоящее время особенно значимым. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН  за последнее время число здоровых детей дошкольного возраста уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7% детей дошкольного возраста здоровы, 30-35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. В постановлении, подписанном президентом В.В. Путиным, «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» отражено беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место в программе занимает подпрограмма «Здоровый ребенок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. А в «Концепции модернизации Российского образования до 2020 года» четко определена задача достижения нового современного качества образования за счет обновления содержания образования и совершенствования механизмов контроля  за его качеством.

Актуальность проблемы также определяет ФГОС ДО, который направлен на решение главной задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Глава 1. Теоретические подходы к развитию координации у детей с нарушением зрения.

  1. Особенности физического воспитания детей с нарушением зрения.

         Кроме биологических потребностей у маленького ребенка есть потребности в движении, познании и общении. А движение для него это и есть способ познания, а также общения.  Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками, у них осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей. Эти дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие, сложно у них развиваются координационные способности.

Необходимость создания специального коррекционного режима в процессе физического воспитания предусматривает использование комплекса средств физической культуры для коррекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недостатков, активизации зрительных функций. Данные медицинского контроля свидетельствуют о положительном влиянии физической культуры на лечение зрительных патологий, а так же на повышение остроты зрения.

Упражнения координационной направленности - позитивно влияют на уровень физического развития и физической подготовленности.  У детей с нарушением зрения, как правило, наблюдается целый комплекс отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Дети с патологией зрения по уровню физической подготовленности (быстрота, ловкость, гибкость, выносливость) уступают своим ровесникам, которые имеют нормальное зрение. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дошкольники с дефектом зрительного анализатора отстают от параметров здоровых сверстников.

 1.2. Методолого - теоретическая основа воспитания детей с нарушением зрения.

Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией отражена в работах Малофеева Н.Н.., Денискиной В.З., Плаксиной Л.И.[1]

Наиболее системно, на мой взгляд, особенности содержания и организации физического воспитания дошкольников с нарушением зрения представлены в работе Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

 Как отмечает Л.И. Солнцева, 1997; Л.И. Плаксина, 1997, В.П. Ермаков, 1985, психолого-педагогический аспект зрительного восприятия содержит оценку информационной способности зрительного анализатора, которая зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точность, полнота[2]. У детей с нарушением зрения эти качества нарушены или снижены. Отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, повторение упражнений с ошибками, появляются необоснованные паузы при выполнении различных заданий. Кроме того, у дошкольников с косоглазием и амблиопией наблюдается фрагментарность изображения, пропуски деталей техники движений (Л.С. Сековец, 2001)[3].

В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечаются узость обзора, нарушение стереокопии, смещение формы действия, несформированнось пространственных представлений (В.А. Кручинин, 1991)[4]. Все это вызывает зрительный дискомфорт и затрудняет все виды деятельности, в том числе и двигательную.

1.3. Координация и координационные способности человека.

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio  - взаимоупорядочение. Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющихся условий.

В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно. Формирование координации - это длительный процесс, поскольку в нем задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

 При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются не правильные элементы  необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности - бега, прыжков, лазанья, метания, например,  недостаточно развитая координация приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, и затруднит овладение хорошей  скоростью бега.

В теории управления движением человека основополагающие понятия - координация движений, определенная выдающимся русским нейро - и психофизиологом Н.А. Бернштейном как "преодоление лишних степеней свободы движущегося органа, другими словами, перевоплощение последнего в управляемую систему", и её высшая форма - ловкость, являющаяся интегральной качественной чертой.[5] Ловкость принято рассматривать как системное качество и дифференцировать её на отдельные координационные способности. Теория выделяет более 20 различных видов координационных способностей, которые можно дифференцировать в зависимости от специфики их проявления в двигательных действиях на особые, специальные и общие, а также на элементарные и сложные. Дифференциация координации движений и ловкости на отдельные координационные способности дозволяет целенаправленно осуществлять процесс их развития в согласовании с предполагаемой двигательной деятельностью тренирующегося.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:

а) пространственную ориентировку;

б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

в) статическое и динамическое равновесие. [6]

Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: кандидат педагогических наук В.И.Лях; аспирант научно-исследовательского института возрастной физиологии детей и подростков Н. Панфилова;  профессор РГПУ им. А.Н. Герцена В.А. Булкин; отечественный психофизиолог Н.А. Бернштейн; кандидат биологических наук, мл. научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова  А.В. Курганский; доктор педагогических наук, заведующая кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека УГПУ им. Ульянова, основатель научной школы «Развитие и совершенствование двигательно-координационных качеств у детей разного возраста»

Л.Д. Назаренко.

        Я выбрала эту тему для изучения, так как столкнулась с проблемой развития координационных способностей у детей с нарушением зрения при анализе диагностических данных.  В связи с этим для меня стал актуальным вопрос поиска эффективных путей решения данной проблемы.

1.4. Фитбол -гимнастика как средство развития координационных способностей дошкольников с нарушением зрения.

Изучив материалы современных направлений физического развития детей (степ-аэробика. игроритмика и т.д.) я остановила свой выбор на фитбол-гимнастике.  Это направление представили авторы Т.С.  Овчинниковой и А.А. Потапчук. в 2002 году в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», и апробировали в течение пяти лет в детских садах города Санкт – Петербурга.

Разработанная авторами концепция детского фитнеса предусматривает повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями, целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию физической культуры личности, представлений о здоровом образе жизни.

        Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Данная методика заинтересовала меня тем, что упражнения на фитболах создают оздоровительный эффект, который подтверждается опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров России и Европы. Они позволяют решать различные задачи в комплексе за счет включения в работу одновременно двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного и обонятельного анализаторов, тем самым, позитивно влияют на физическое и психо - эмоциональное состояние занимающихся и вызывают большой интерес у детей.

 Она носит практическую и коррекционную направленность, влияет на развитие двигательных умений, координации движений, функций равновесия. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык координации. Что является актуальным  для моих воспитанников.

Глава 2. Организация работы с детьми с нарушением зрения по развитию координационных способностей средствами фитбол - гимнастики.

2.1. Цель и задачи педагогической деятельности.

Апробирование данной методики в детском саду я начала в 2010 году. Прежде чем приступить к внедрению комплексов фитбол - гимнастики, я прошла курсы повышения квалификации, проводимые федерацией фитнеса и аэробики.

Определила цель своей работы: способствовать развитию координационных способностей детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения, средствами фитбол – гимнастики.

Достижение  цели возможно через следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Выстроить систему работы, подобрав игры, игровые упражнения, упражнения тренировочного характера с фитболом.

3. Развивать основные физические качества детей.

4. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

5.Привлекать педагогов и родителей к проблеме развития координационных способностей средствами фитбол - гимнастики.

Детским садом было приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов) разных размеров и цветовой гаммы. В спортивном зале я создала необходимые условия: разметка (красной линией размечен периметр зала, дорожки для ходьбы, зеленые круги для расстановки детей), яркое освещение, зрительные ориентиры, оборудование правильно подобрано (например,  мячи зеленого, голубого и светло-розового цвета – эта цветовая гамма наиболее благоприятна для органов зрения).

2.2 Содержание деятельности по обучению фитбол - гимнастике детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов:

I  этап - подготовительный.

Задачи этапа и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Рекомендуемые упражнения (см. приложение 1).

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

II этап – основной.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении.
упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении.
площади опоры (тренировка равновесия и координации).
3. Обучать ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
III этап – заключительный.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

  1. Совершенствовать технику выполнения упражнений.


        
В каждом возрасте занятия с использованием фитбол – мячей имеют свои особенности.

Мяч - фитбол начинаю использовать с младшей группы. Постепенно ввожу его в игры. Провожу занятия-сказки.  Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Например, я рассказываю сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание). При обучении физическим упражнениям на фитболах у малышей, в большей мере, я использую показ и упражнения имитационного характера (например, действия зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах, Мишу с бочонком меда и др.). Приглашаю родителей на совместное занятие.

С детьми среднего дошкольного возраста комплексы фитбол - гимнастики использую уже более основательно, в  занятие включаю до 4 различных упражнений. Учу правильно сидеть, покачиваться, не теряя контакта с мячом. Развиваю способность поддерживать равновесие. Общая продолжительность работы с мячом в этом возрасте не более 5 минут.

Движения детей старшего дошкольного возраста более  точны. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения. При работе с детьми старшего дошкольного возраста главной моей задачей является  обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации с использованием гимнастических мячей. При работе с детьми подготовительной группы я добиваюсь выразительного, энергичного выполнения упражнений.  Все большую роль отвожу коммуникативным, командным играм, соревнованиям, эстафетам с использованием фитбол – мячей.

Кроме того, при подборе тематики занятий, упражнений и заданий, я учитываю тему недели, над которой работает детский сад. Таким образом, реализуется комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса.

С целью закрепления упражнений на фитболе, в нашем детском саду созданы все необходимые условия и в группах, в спортивных уголках есть фитбол - мячи и дети охотно пользуются приобретенным опытом и в свободной двигательной деятельности.

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я выделила основные правила фитбол - гимнастики:

  •  Подбирать фитбол каждому ребенку по росту.
  •  Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
  •  Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
  •  Начинать занятия необходимо с простых исходных положений и упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  •  Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
  •  Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.
  •  Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.
  •  При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
  •  Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
  •  Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
  •  На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  •  Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
  •  С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела.

      Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики как: амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия (см. приложение 6).

При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидд, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д.

Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.). Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь и т. д. Мяч как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры. Мяч можно использовать как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатываний на нем (на животе — вперед и назад, в седе — вправо и влево). Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и т. д.).

Фитбол- гимнастика включают в себя следующие разделы:

  • Фитбол - атлетика;
  • Фитбол - коррекция;
  • Фитбол - игра;
  • Фитбол - танец.

Упражнения фитбол - атлетики имеют общеукрепляющую направленность. Я включаю упражнения направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, туловища). Использование данных упражнений кроме радостного настроения, свободного выражения своих эмоций и мышечной нагрузки, дает возможность ребенку повысить уровень физической подготовленности, проявить упорство, терпение и выдержку.

В раздел фитбол-коррекция я включаю упражнения профилактико - корригирующей направленности, упражнения способствующие быстрому восстановлению после физической нагрузки ( на формирование осанки, дыхательные упражнения, самомассаж).

В любимый всеми детьми раздел фитбол - игра подбираю игры подвижные и спокойные, творческие задания, эстафеты с музыкальным сопровождением.

Детей восхищает раздел фитбол–танец. Обретая свободу движений, дети самореализовываются. Упражнения являются основой для развития чувства ритма.

В раздел фитбол-гимнастики входят так же упражнения и комплексы общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения ребенком основных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, а так же развития основных физических качеств. Все эти упражнения в зависимости от характеристик я включаю в водную, основную или заключительную части занятия (см.приложение 7).  К ним относят:

  • Строевые.
  • Общеразвивающие упражнения ( с предметами и без предметов).
  • Общие виды движений для шеи, рук , ног и туловища.
  •  Прыжки.
  •  Акробатические упражнения, включающие элементы самостраховки.
  •  Упражнения в равновесии.
  • Упражнения « школы мяча» (перекаты, броски, ловля, отбивание).
  • Упражнения на растягивание, стретчинг и релаксация.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте  является игра. Мною разработана  картотека подвижных игр с фитболом  (см. Приложение 2). При подборе игр и упражнений я внимательно изучила индивидуальные и медицинские  карты детей, учла рекомендации офтальмолога, ортопеда, педиатра, психолога, тифлопедагога. Таким образом на занятиях мною четко осуществляется индивидуальный подход к детям, учитываются зрительные диагнозы.

        Элементы фитбол-гимнастики я обязательно включаю в эстафеты, досуги и праздники. В конце каждого месяца провожу итоговые занятия, которые в основном имеют сюжетный характер, например: «В некотором царстве», «Подводный мир», «Лесные путешественники», «Секрет здоровья» (см. приложение 3) и другие.

Для включения родителей в образовательный процесс, мною проводятся мастер- классы, консультации по данной теме:

1. «Фитбол - гимнастика для малышей».

2. « Колобок - веселый бок».

3. Краткосрочный проект « Сказки смешариков».

Мною были подобраны комплексы фитбол-гимнастики для занятий в домашних условиях, проводились занятия совместно с родителями.  Так же я провела анкетирование родителей на тему «Что такое фитбол?»

2.3 Анализ и обобщение личного опыта педагогической деятельности.

Практическая значимость моего опыта состоит в том, что используемая мною система фитбол - гимнастики позволила усовершенствовать физическое  развитие детей с косоглазием и амблиопией.

В целях трансляции опыта и для удобства использования фитбол - гимнастики другими педагогами я разработала  методические рекомендации.

На занятиях с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо:

  • Избегать методических шаблонов, разнообразить содержание и методику проведения занятий. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.  
  • Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфическое воздействие на организм ребенка.
  • Рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей.
  • Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма.
  • Использовать упругие свойства фитбола в качестве сопротивления для развития силы; масса фитбола позволяет применять его для отягощения. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
  • С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных ОРУ, подвижных играх, командных соревнованиях.
  • С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела (называть части тела и их движения, проводить игры «Запрещенное движение», «Коснись названной части тела» и др.).
  • Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
  • Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма. Ни один метод обучения, воспитания и лечебной коррекции не даст положительных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.

Результатами моей работы является так же разработка программ дополнительного образования, которые входят в вариативную часть основной образовательной программы ДОУ.

 Мною разработаны и успешно реализуются следующие программы:

  • для детей среднего  дошкольного возраста «Занимательная физкультура».
  • Для детей старшего и подготовительного возрастов  «Детский фитнес».

Вся моя система работы дает положительный результат, который подтверждают показатели диагностики.

Для оценки уровня развития координационных способностей я использовала наблюдение и диагностические тесты, предложенные М. А. Руновой (см. приложение 4).

Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

В результате диагностики были определены результаты, которые мы видим в гистограммах. (Подробно показатели описаны в таблице 1 в приложении 5)

Результаты работы дали положительный эффект. Из приведенных гистограмм видно, что в конце года показатели  значительно улучшились. Острота зрения повысилась, что во многом является заслугой совместной работы всего коллектива нашего детского сада.

Заключение.

Подводя итог, мне хочется отметить, что обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов привело к следующим результатам:

  • у детей с нарушением зрения лучше развиваются  основные физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
  • происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
  • улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.
  • развивается функции равновесия, вестибулярной устойчивости, а главное формируется сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык координации.

Основная цель  достигнута.  Мне удалось выстроить систему работы, включающую в себя игры, игровые упражнения, упражнения тренировочного характера с фитболом. Использование фитбол-гимнастики позволило улучшить результаты физического развития, в частности координационных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Педагоги и родители привлечены к проблеме развития координационных способностей средствами фитбол-гимнастики у детей с нарушением зрения. Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

          Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент перспективным направлением в физического воспитания и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

        В перспективе я планирую продолжать накапливать и транслировать опыт работы по данному направлению. Со всеми материалами можно ознакомиться на моей странице сайте ДОУ. Там представлен материал не в полном объеме, я так же провожу мастер-классы, открытые занятия и консультации для участников образовательного процесса.

   

Список литературы.

1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. М., 2010.

2.Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от до 3 лет. М., 2009.

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. с.  68

4. Бернштейн Н.А. О построении движений , Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997 с. 56.

5.Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения.- СПб., 1991.

6. Казакевич Н.В., Кузьмина С.В. Фитбол - гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. СПб. РГПУ им А.И.Герцена, 2011.

7. Каштанова Г.В. и др. Лечебная физкультура и массаж. М., 2007.

8. Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб. РГПУ им А.И.Герцена,2010

9.Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения - М.: Права человека, 2001- С. 30-46.; Психологическая подготовка к самостоятельной ориентировке в пространстве : метод. пособ. / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова - М, 2007

10. Подольская Е. Лечебная гимнастика // Дошкольное воспитание. 2005. №8.

11. Потапчук А.А., Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников»55

12. Сайкина Е.Г.,Кузьмина С.В. Программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах».СПб.:РГПУ им А.И.Герцена, 2006.

13. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста – М.: Полиграф сервис, 1997.

14.Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения - Нижний Новгород: Изд. Ю.А. Николаев, 2001

 15. Сековец Л.С. , Плаксина Л.К Физическое воспитание // Программы специальных образовательных учреждений IV вида - М.: Просвещение, 1997 - С. 44-67.

16. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М., 2003.

17. Хухлаева Д. В. "Занятия по физической культуре". Кн. Для воспитателя детского сада. – М., 1992.

18. Чепурных О. В. "Физическое воспитание". Учеб. пособ. – М., 1987.

19. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, - М.,1998.

20. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ. – Мн.: Университетское, 1998.

21. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

22. Шиян Б.М. "Теория и методика физического воспитания". Учеб. пособ. – М., 1988.

23. Юрко Г.П. "Методические рекомендации для физкультурно – оздоровительных занятий". Метод. пособ. – М., 1985.

24. Янкелевич Е. От трёх до семи. "Физкультура и спорт". Метод. пособ. – М., 1977.

Приложение 1

I этап

Задачи этапа и их реализация.

  1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Рекомендуемые упражнения:

 - различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

- отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

- передача фитбола друг другу, броски фитбола;

- игры с фитболом: «Догони мяч»,  «Попади мяч в цель », «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: «толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

 2. Обучать правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:

- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:

a) повороты головой вправо-влево;

b) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

c) поднимание и опускание плеч;

d) скольжение руками по поверхности фитбола;

e) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

f) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

II этап.

Задачи этапа и их реализация:

  1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении

упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

- самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;

- в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение

в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола. Сидя на фитболе, выполнять следующие упражнения:

- ходьбу на месте, не отрывая носков;

- ходьбу, высоко поднимая колени;

- из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

- приставной шаг в сторону:

- из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении

площади опоры ( тренировка равновесия и координации).

Рекомендуемые упражнения:

Поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;

Поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

То же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, друга в сторону.

  1. Обучать ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

 Наклониться вперед, ноги врозь;

 Наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

 Наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

 Наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

 Сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;

Сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед,  и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

 Исходное положение – лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии. Исходное положение – лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

 Исходное положение – лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи – над кистями.  В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

 Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх. Исходное положение – лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.  Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения – руки за голову.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:

- сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

- сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

III этап.

Задачи этапа и их реализация:

  1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Рекомендуемые упражнения:

Комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиям к занимающимся.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Рекомендуемые упражнения:

- стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

- то же упражнение выполнять, сгибая руки;

- стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено – на мяче, руки на полу. Выполнять несколько пружинистых движений назад;

- лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90гр., точка контакта с мячом – на средней линии лопаток;

- сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие»

- исходное положение – то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;

- исходное положение – то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.

Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Приложение 2.

 «Пятнашки сидя»

Сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.

 «Третий лишний»

играющие, сидя на мячах, располагаются по кругу; на одном мяче сидят сразу два игрока. По команде преподавателя один из играющих без мяча догоняет другого играющего без мяча за кругом. Убегавщий занимает месте у любого мяча, при этом третий игрок становится «лишним» и убегает от догоняющего.

«Пятнашки в беге»

Условия игры те же, но играющие передвигаются бегом, перекатывая мяч руками

   «Пятнашки мячом»

водящие с фитболами, остальные дети (без мячей) убегают от водящего в любом направлений. Водящий не может запятнать убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу

«Часовые и разведчики»

Играющие делятся на две команды – «часовых» и «разведчиков», они выстраиваются в шеренги вдоль противоположных сторон зала. В центре зала рисуется круг, в котором находится фитбол. Команда разведчиков пытается унести мяч, а команда часовых должна его стеречь.

«День и ночь»

По команде «день» - игроки бегают с мячом произвольно по залу, по команде «ночь» - ложатся на мяч грудью, обхватывая мяч руками и ногами.

«Гонка с выбыванием»

В игре на один мяч меньше, чем игроков. По сигналу преподавателя все передвигаются по кругу (мячи внутри круга). По хлопку – сесть на мяч. Кто не успел – выбывает.

«Штандр»

Используется один мяч. Дети стоят в круг, мяч у водящего. Водящий подбрасывает мяч и называет имя одного их игроков.  Игрок подбегает к мячу, говорит «стоп» - все должны остановиться. Игрок бросает мяч в ближайшего играющего, тот становится водящим.

«Тоннель»

Игроки делятся на пары, сидя на фитболах напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя «тоннель». Последняя пара проходит через тоннель , прокатывая свой мяч впереди, и становится первой парой. Так по очереди проходят все пары.

«Охотники и утки»

При большом количестве играющих, выстраиваются в две шеренги «охотников» на расстоянии 6м. друг от друга. У одной шеренги «охотников» фитболы. Посередине между шеренгами «охотников» - «утки». Охотники фитболами выбивают «уток». Когда все «утки» выбиты, они становятся охотниками, а охотники – утками.

«Попади в цель»

Играющие делятся на две команды. Задача – с рассто-яния 3м. попасть в любую горизонтальную или верти-кальную цель. Попадание – одно очко, промах – 0. Подсчитывается общекомандный результат.

«Волейбол сидя»

Сидя на фитболах в кругу, играющие бросают волей-больный мяч друг другу, стараясь его не уронить.

«Боулинг»

Цель - фитболом сбить максимальное число кеглей. Три попытки. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков (1кегля – 1очко).

«Кто быстрее»

Игроки делятся на две команды, сидят в шеренгах друг напротив друга. У первых в шеренге в руках мяч. По команде мяч по очереди передаётся из рук в руки каждому следующему игроку и обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.

«Хоккей»

Игроки разбиваются на две команды, все с клюшками, в воротах – вратарь. Вместо шайбы используется фитбол.

«Волейбол лёжа»

Игра проводится по кругу. Все играющие лежат на полу на спине, ноги вверх. У одного из играющих в ногах мяч. Он бросает мяч из ног в ноги любому игроку.

«Гонка мячей по кругу»

Игроки стоят по кругу, у каждого фитбол. По команде игроки передают фтиболы рядом стоящему по часовой стрелке (передача мяча в каждую сторону продол-жается в течении одной минуты).

«Волк во рву»

В центре зала из двух линий «ров» , во рву «волк» с фитболом. Дети перебегают из одного игрового поля в другое, стараясь избежать попадания мяча.

«Города»

Сидя по кругу, ноги врозь, фитбол у одного из игроков. Перекатывать мяч , называя города. Следующий называет город на последнюю букву.

«Попади в мяч»

Играющие делятся на две команды и выстра-иваются в шеренги напротив друг друга на расстоянии 3 м. По средине зала фитбол. В руках у игроков теннис-ные мячи. По сигналу  игроки бросаю мячи в фитбол, стараясь откатить фитбол к противоположной команде.

«Мяч в воздухе»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук, в середине водящий. Игроки перекидывают фитбол так, чтобы водящий не мог коснуться его руками. Если водящий коснулся мяча. То его место занимает игрок, бросавший мяч.

«Лапта»

Все играющие делятся на три команды, две команды располага-ются по краям площадки (водящие), одна (игроки поля) в центре зала. Водящие стараются попасть в игроков поля, которые, уворачиваясь от мяча, могут его ловить. Игрок, осаленный мячом, выбывает, а поймавший мяч, остаётся в игре и имеет право выручить одного из выбывших игроков.

 

«Бездомный заяц»

На площадке фитболы , на один меньше количества игроков. Подают команду: «Зайцы домой». Играющие садятся на ближайший мяч. Игрок без мяча выбывает.

«Паучок – эстафета»

Перенести мяч от старта до финиша, удерживая его на животе в положении упор сзади, ноги согнуты, таз приподнят.

«Перекати – поле»

Прокатить фитбол от старта до фигиша, толкая его лбом (чья команда быстрее).

Приложение 3.

Конспект физкультурного занятия

для детей старшей группы.

Тип: физкультурно – оздоровительный

Вид: физическая культура

Тема: «Секрет здоровья».

Оборудование: мячи — фитболы по количеству детей,  гимнастическая скамья, 7 плоских обручей , лестница, наклонная доска, музыкальное сопровождение, коврики по количеству детей .

Программное содержание:

1. Образовательные задачи.

- Учить детей  сидя на фитбол - мяче, выполнять упражнения, держать спину прямо.

- Прививать навыки безопасного поведения в спортивном зале.

- Совершенствовать умение выполнять прыжки через скамью.

-Учить ходьбе по наклонной доске.

-Учить лазанию по вертикальной лестнице с использованием поочередного хвата рук.

-Упражнять в перекатывании мяча.

-Совершенствовать навык построения, перестроения, деления на группы.

-Продолжать формировать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равновесие и равномерное дыхание.

2. Развивающие задачи:

- развивать физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, общую выносливость;

-содействовать развитию творческой двигательной деятельности в сочетании с музыкой различного характера, чувством ритма и образно-игровых представлений;

3. Формирующие задачи:

-формировать правильную осанку, сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов, укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться;

-формировать навык ориентировки в пространстве быстрой сменой положения тела и направления;

4. Воспитывающие задачи:

- воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;

-воспитывать позитивные качества характера (находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность, эстетические потребности личности ребенка).

Часть занятия

Содержание

Музыка

Вводная часть

Звучит музыка, дети входят в зал, проходят, маршируя 1 круг, строятся в шеренгу.

-Доброе утро, ребята .Сегодня наше занятие будет необычным, мы с вами постараемся раскрыть секрет здоровья нашим гостям. А как вы понимаете, что значит, быть здоровым?

+ быть сильными, ловкими, выносливыми, полноценный сон, правильное питание, гордая осанка и хорошее настроение.

-Правильно, я с вами согласна.

 А нашим гостям мы хотим сказать:

(все вместе)

Секрет здоровья отправляемся искать

Нам много трудностей придется испытать

К здоровью отнесёмся мы серьёзно

Мы знаем в наших силах всё возможно!

Смотрите наше занятие и запоминайте интересные упражнения:

-повторяйте за нами:

-делайте как мы:

-делайте лучше нас!

-Группа, равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь! Направо!

Ходьба

-гимнастическим шагом;

- на носках р. вверх;

-приставным шагом на пятках р. за головой;

-на внешней стороне стоп р. на пояс;

-высоко поднимая колени, р.на пояс;

Прыжки

«Раненый воробей» (На одной ноге, вторую за щиколотку держать)( по 5 раз на каждой).

Бег

Комплекс « Красная шапочка»:

1 куплет : бег подскоками,

-упр.по моему показу,

2 куплет : бег приставным шагом лицом в круг, лицом из круга, (по 2)

-упр. по моему показу.

3 куплет : бег с захлестыванием голени

Построения, перестроения

-ходьба друг за другом по залу ( дыхательные упражнения ),

-ходьба через середину зала ,перестраиваясь в две колонны 1- направо,2- налево,

-ходьба по 2 через центр зала, поворот направо

-доходят до середины, останавливаются.

А сейчас у нас игра «Расписные ворота»

Впереди у нас игра под названьем «Чехарда»

Вы, ребята, не зевайте быстро пару выбирайте. Игровое упражнение «Воротики».

Дети идут друг за другом, берут фитболы, занимают свои места.

«Марш»

38 сек.

«пауза»

1 мин

«Вместе весело шагать»

01.15 сек.

«Красная

шапочка»

02.25 сек.

«Вместе весело шагать»

01.15 сек.

«Ручеек»

01. мин.

    20 сек.

Основная часть

ОРУ

На фитбол – мячах :

- танец « Вуги – вуги»,

-упр. «Повороты» (мяч влево, вправо, противоположная нога на носок);

-упр. «Приседания» (1-присели, мяч вперед, на 2 вернулись в и.п.);

-упр. « Прокати мяч» (ноги широко, прокатываем мяч от левой стопы к правой);

-упр. « Потянулись» (прокатываем мяч вперед, тянемся за ним, колени прямые);

-упр. « Лягушки»

-упр. «Горка»

-упр. «Мостик»

Дети убирают мячи, идут друг за другом, образуя круг:

 … Разотрём ладошки, согреем их немножко

 (потереть ладони одну о другую)

И тёплыми ладошками, умоемся как кошки

(ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз)

ОВД

1. Полоса препятствий:

-упр. «Кенгуру»

- « Классики»,

-упр.»медведи»

-упр.»гимнаст»,

Убираем инвентарь.

2.Эстафеты

-Ребята, скажите мне пожалуйста, как мы можем поделиться на две группы?

Делимся на две группы. Выполняет упр.на равновесие.

1. «Шагайки»

2. «Лыжи»

4.ПИ « Эй, ловишка выходи!» 2 раза.

 

Инструктор:

Чтоб красиво нам ходить,

надо мышцы укрепить.

Живот и спинку покачаем,

осанку гордую поставим.

Дети берут коврики.

- «Оловянный солдатик». И. п. встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. на 1 - наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, на 2 - и. п.

- «Верблюд». И. п. стойка на коленях; на 1 - прогнуться назад, руки зафиксировать на пятках, голова вверх, на 2 - и. п.

- «Уголок». И. п. сидя ноги вместе, руки на полу; на 1 - ноги вверх, руки развести в стороны удерживать 5 сек., на 2 - и. п.

- «Птица». И. п. лёжа на животе; на 1 - поднять руки вверх, в стороны, прогнуться, помахать руками (как машет крыльями птица) ; на 2 - и. п.

- «Ракушка». И. п. лёжа на животе; прогнуться, захват обеими руками ног и покачаться.

« Вуги - вуги»

1.55 сек.

«Фиксики»

3.08 мин.

20 сек

«Ирландская»

02.17 сек.

«Фиксики»

25 сек.

«Фиксики»

02.08 сек.

«Буратино»

4.35 сек.

«Классика»

5.33 сек

Заключительная часть

«Тишина у пруда» (упражнение на релаксацию).

Тишина у пруда,

не колышется вода.

Не шумите камыши,

отдыхайте от души.

Дети  ложатся на пол, закрывают глаза.

Физ. Рук:

 -Реснички опускаются - глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем - сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ноги отдыхают, руки тоже отдыхают.

Отдыхают- засыпают…

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхаем - сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать упр.»Орешек»(пр.и лев. нога к животу)

Дети садятся  по - турецки (анализ  занятия).

 Ребята, как настроение? Вот и здорово. Как вы думаете, удалось нам раскрыть секрет здоровья? А через какие упражнения, назовите их? Для чего их необходимо выполнять человеку? Укажите свои ошибки в выполнении упражнений? Похвалите своего друга, за правильность выполнения

Дети:

Кто спортом занимается, тот в жизни улыбается.

Здоров и весел он всегда, не унывает никогда.

Нет рецепта в мире лучше, будь со спортом неразлучен.

Проживешь 120 лет - вот в чем кроется секрет!

Физ. рук: Занятие окончено, до свидания!

«Марш»

20 сек.

Итого:

23 мин.20 сек.

Конспект интегрированного физкультурно - валеологического занятия

для детей подготовительной к школе группе.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.Познакомить детей со строением  опорно-двигательной системы.

2. Дать понятие опорно-двигательная система человека.

3. Формировать у детей представление о зависимости здоровья от двигательной активности, правильного питания; воспитывать привычку к здоровому образу жизни, понимание самоценности здоровья.

4.Выполнить упражнения для укрепления мышц спины и упражнения для профилактики плоскостопия.

5.Тренировать прослеживающую функцию глаз при работе с пособием «Экран».

6.Развивать мелкую моторику детей. (При работе с ножницами).

Развивающие задачи:

- Развивать способность слушать другого; следить за ходом мыслей партнёра по общению, вступать с ним в речевой контакт; формировать умение выстраивать свои собственные мысли, доказывать свои рассуждения.

- Развивать познавательный интерес.

- Формировать навыки безопасного выполнения упражнений (При работе с игровым островком).

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное, осознанное и ответственное отношение к своему здоровью, желание заботиться о нём.

- Развивать коммуникативные навыки детей; воспитывать любознательность.

Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, чтение литературы, загадывание загадок.

Оборудование:

Гимнастические палки, скамья , платочки по количеству детей, массажный мяч большой, массажные маленькие мячи по количеству детей ,массажная дорожка, кочки, игровые островки.

I

II

III

Занятие для детей старшей группы на тему:

«Ознакомление детей со строением своего тела»

(кости и мышцы человека)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я очень хотела рассказать вам сказку, но без вашей помощи мне не справиться. Вы будете мне помогать? Итак, начнем...

Жили - были мальчик Дима и девочка Алиса. Как то раз они приехали погостить к бабушке в деревню. Однажды вечером, когда на улице было темно, шел дождь, и сверкала молния, Дима предложил: «Алиса, полезем на чердак, я тебе покажу кое-что интересное» Алиса согласилась, и дети по скрипучей лестнице поднялись наверх. Кругом было темно, дети медленно пробирались по чердаку и вдруг, увидели большую книгу, покрытую слоем пыли, на ней был нарисован скелет. Алисе стало страшно,  она спросила:

-Дима, мне Лена сказала, что во мне тоже такой скелет сидит, а я не хочу, пусть он из меня выскочит!

-Ребята, а вы знаете, что такое скелет?

+...

А что вы думаете, сможет ли человек жить без скелета и для чего он нам нужен?

+...

Ребята, пощупайте эту куклу. Что вы чувствуете?

+ Кукла мягкая.

-Мы можем посадить эту куклу?

+...(пытаемся?)

А поставить?

-Почему же нам не удается ее посадить и поставить?

+...потому что она мягкая

- А у вас внутри так же как у этой куклы мягко? Пощупайте себя...

+у нас внутри твердо

Что же внутри нас такое твердое?

+кости..

-Да, это - кости.

А поверх костей  можно нащупать что-то мягкое, но в тоже время упругое что это?

+это мышцы.

- Да, мышцы растут поверх костей. И прикрепляются к ним с помощью связок и сухожилий. Они могут удлинняться и укорачиваться как эластичная резинка. За счет этого человек может совершать различные движения. Поэтому, скелет и мышцы называют опорно-двигательным аппаратом тела человека.

-Что по вашему мнению служит опорой нашему телу?

+Скелет

- Действительно, скелет служит опорой нашему телу и состоит он примерно из 200 костей. А мышц насчитывается примерно 400.

- Посмотрите, что вы видите на слайде?

+...

- Дети, вы когда-нибудь видели новорожденного ребенка? Что он может делать?

+ только лежать.

- А почему?

+  у маленьких кости и мышцы слабые.

- Дети, вы правы ,когда вы были совсем маленькими, кости у вас были настолько хрупкими и мягкими, что вы не могли ни ходить, ни стоять. А мышцы были такими слабыми, что невозможно было даже сидеть. Со временем кости и мышцы росли, крепли и вы стали самостоятельно сидеть, ползать, а примерно в годик самостоятельно стоять, а затем и  ходить. Кости и мышцы рук тоже выросли и вы стали сами кушать и одеваться. А сейчас вы уже умеете хорошо бросать, и ловить мяч, бегать и выполнять сложные упражнения).

Итак, у всех людей есть скелет, мышцы. Значит все люди одинаковые?

+Нет, люди разные..

-ребята, что вы видите на этой картинке. Почему люди такие разные?

+

-А какой человек вам нравится больше?

-Почему?

-А что нужно делать, чтобы быть красивым, сильным ?

-Ребята, скажите, пожалуйста. Что вы видите на слайде?

+продукты.

-Скажите, что полезно, а что вредно для здоровья и красоты?

А для фигуры?

-А кто знает, что содержится полезного в молоке?

+кальций

-А в чем же его польза?

+ без него кости будут слабые и будут плохо расти, будут хрупкими.

- Ребята, я очень хочу чтобы мои мышцы стали крепкими и сильными, что для этого нужно делать?

+ Заниматься спортом, спорт укрепляем мышцы и мы становимся сильнее.

А вы будете заниматься вместе со мной?

+

-Тогда выходите все ко мне.

Давайте выполним комплекс упражнений , а потом вы ответите мне на вопросы зачем мы выполняли эти упражнения и полезны ли они?

  • Корригирующая ходьба с фитболом над головой:

 ходьба – обычная, фитбол над головой;

 на носках, фитбол на голове;

на пятках, фитбол за спиной;

на внешней стороне стоп, фитбол перед собой.

по канату приставным шагом, фитбол над головой.

  • Легкий бег.
  • Дыхательные упражнения.
  • ОРУ фитболом «Зарядка для смешариков»

1. «Качели»: и. п. – сидя на мече, стопы на полу, руки на бедрах, спина прямая; 1-2 – перекаты на стопах с пятки на носок и обратно - 15 раз.

2. «Совунья»: и. п. тоже; 1 – поворот головы в право ; 2-3 – поворот влево; 4 – и. п. Выполнить 6-8 раз.

3. «Нюша загорает»: и. п. – лежа на животе, на мече с опорой на стопы и ладони; 1 – поднять прямую правую ногу; 2 – вернуться в и. п. ; 3-4 – тоже самое, выполнить 6-8 раз.

4. «Ежик думает»: и. п. тоже; 1-2 – перекаты справа налево и обратно, выполнить 8-9 раз.

5. «Бараш мечтает»: и. п. – лежа на спине, на мече, ступни на полу, руки расслаблены; 1-2 – перекатывание на мяче назад и вперед, выполнять 20-30 секунд.

6. «Пловцы»: и. п. – стоя на коленях перед мячом, опираться на него грудной клеткой; 1 – прокатить мяч вперед, выполнив движения руками пловца; 2 – вернуться в и. п., выполнить 4-6 раз.

7. «Крош»:  и. п. – сидя на мече, руки на бедрах; 1-2 – прыжки на мече, руки через стороны вверх с хлопком. Выполнить 2 подхода по 20 секунд.

  • Ходьба по массажным дорожкам, сбор карандашей.
  • Дети садятся в круг, я даю им лист бумаги, они его мнут ногами, затем расправляют.
  • Игра « Лягушки дразнятся»
  • Дыхательные упражнения

 

-Ребята, вы молодцы! Пока мы занимались, нам было интересно и весело. Вам понравилось?

+...Скажите мне пожалуйста, зачем мы выполняли эти упражнения и полезны ли они?

+...

-А зачем мы ходим по массажным дорожкам и собираем карандаши?

+...( Если не укреплять стопу, то она может сформироваться не правильно и тогда будет болеть спина и ноги, появятся нарушения скелета)

Я прошу вас снова занять свои места. Я подготовила вам следующее задание. Дети работают с пособием «Экран». (Для укрепления зрительных анализаторов). Нарисованные элементы дети выстригают. Дети,что у вас получилось?

+...

-Да, ребята, это части скелета.

Сейчас мы соберем на плакате недостающие элементы, и у нас получится опора нашего тела - скелет. ( Дети собирают последние детали скелета.  Я дочитываю им сказку ).

Ребята, вы помните, нашу сказку про Алису с Димой?  На чем мы остановились? Как вы считаете, что Алиса сказала Диме в конце сказки.

(Алиса сказала Диме, ну пусть уж тогда он сидит во мне, раз такой полезный).

В конце занятия я награждаю детей витаминами.

 1.Дождь

 2.Мальчик с девочкой

 3.Книга

 Дать детям  мягкую куклу

4.Опорно-двигательный аппарат

5.Рука

6.Селет и ребенок

  7.«малыш»

8. дети  группы №7

9. «два человека»

(толстый и худой)

10. полезно-вредно

Приложение 4.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей

1. Челночный бег 3 раза по 10 м  (тест на быстроту и ловкость).

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его «змейкой». Фиксируется общее время бега.

2. Статическое равновесие (тест тренирует координационные возможности детей).

Ребенок встает в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги  и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).

Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.

4. Отбивание мяча от пола (тест на ловкость, скорость реакции, устойчивость).

Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

5. Прыжки через скакалку (тест на ловкость, гибкость, выносливость).     Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делается две попытки, засчитывается лучший результат. Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, если ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

6. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок). Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Критерии оценки:

высокий уровень – ребенок выполняет задания без ошибок самостоятельно;

средний уровень – ребенок выполняет задание с незначительными ошибками или с помощью взрослого;

низкий уровень – ребенок не справляется с заданием.

Приложение 5

На гистограммах представлены сводные ведомости результатов развития координациооных способностей детей с нарушением зрения

Детям предлагались следующие тесты:

№ 2. Статическое равновесие (тест тренирует координационные возможности детей).

№ 3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).

№ 4. Отбивание мяча от пола (тест на ловкость, скорость реакции, устойчивость).

Гистограмма 1.

Гистограмма 2.

На гистограммах видны положительные результаты: уменьшение количества детей с низким уровнем развития и увеличение среднего и высокого уровня  развития координационных способностей детей с нарушением зрения


[1]        1 См.: Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения - М.: Права человека, 2001- С. 30-46.; Психологическая подготовка к самостоятельной ориентировке в пространстве : метод. пособ. / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова - М, 2007.

[2]        2 См.: Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста – М.: Полиграф сервис, 1997., Плаксина Л.К, Сековец Л.С. Физическое воспитание // Программы специальных образовательных учреждений IV вида - М.: Просвещение, 1997 - С. 44-67.

[3]        3 Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения - Нижний Новгород: Изд. Ю.А. Николаев, 2001.

[4]        4 Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения.- СПб., 1991.

[5]        5 Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений /Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997 с. 56.

[6]        6 Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. с.  68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориен...

" Изонить - как средство развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения"

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей, инициативы у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.  ...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...