Использование методов мышечного расслабления и саморегуляции в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (здоровьесбережение).
статья (старшая группа)

Демидова Анастасия Юрьевна

В статье описывается технология применения тренинга мышечного расслабления в работе с детьми в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов мышечного расслабления и саморегуляции в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (здоровьесбережение).

В старшем дошкольном возрасте активно начинает развиваться такой психический процесс, как саморегуляция. Это умение управлять собственным психическим и физическим состоянием, владеть собой, осознанно следовать правилам и нормам поведения. Это очень важный процесс, который помогает ребенку социализироваться, развиваться, сохранять психическое и физическое здоровье, является неотъемлемой частью понятия «школьная готовность».

Существует множество приемов, помогающих и облегчающих формирование этого процесса. Хочу познакомить вас с одним из них. Это методика нервно-мышечного расслабления, предложенная американским неврологом Э. Джекобсоном   и описанная в его книге «Прогрессивная релаксация» (1929).

 Элементы этой методики можно использовать как на занятиях, чтобы дать детям возможность отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу, так м вне их, для преодоления перевозбуждения, достижения состояния успокоения и сосредоточенности после активных игр.  

Упражнения по методу Э. Джекобсона состоят из трехэтапной схемы: напрягли – почувствовали напряжение – расслабили и насладились расслаблением.

При работе с детьми, эти упражнения можно начинать вводить со среднего возраста в 2 этапа.

  1. Сначала более простые подготовительные упражнения на расслабление по контрасту с напряжением. На этом этапе дети учатся осознавать и чувствовать свое тело, самопроизвольно напрягая и расслабляя мышцы.

Для достижения наибольшего эффекта все упражнения рекомендуется делать регулярно в сопровождении легкой спокойной музыки.

Основное упражнение, которое можно использовать ежедневно и перед любыми другими упражнениями на релаксацию.

 Поза покоя. Сесть ближе к краю стула, опереться на спину, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произиосигся медленно и тихо, с длительными паузами.

         Все умеют танцевать,        
         Прыгать, бегать, рисовать,
         Но не все пока умеют
         Расслабляться, отдыхать.
         Есть у нас игра такая
         Очень лёгкая, простая,
         Замедляется движенье,
         Исчезает напряженье...
         И становится понятно
         Расслабление приятно.

Вот еще несколько упражнений для примера:

 "Олени" (напряжение и расслабление мышц рук)

Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестим их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите ручки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох - выдох.

 "Загораем"(упражнения на расслабление мышц ног).

Представьте, что ваши ножки загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим... Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребёнку самому потрогать, какими твёрдыми стали мышцы. Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - выдох!
         Мы прекрасно загораем!
         Выше ноги поднимаем!
         Держим...Держим...Напрягаем...
         Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол)
         Ноги не напряжены,
         А расслаблены.

Упражнение повторяется З раза!

 "Штaнга" (упражнения на расслабление мышц ног и корпуса).

Будем заниматься спортом. Встаньте. Представьте, что вы, сжимаете тяжёлую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - выдох!
         Мы готовимся к рекорду,
         Будем заниматься спортом (наклониться вперёд)
         Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).
         Крепко держим... и бросаем!
         Нашu мышцы не устали и ещё послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
         Нам становится понятно:
         Расслабление приятно.

Упражнение повторяется 3 раза!

  1. На втором этапе используются упражнения на мышечную релаксацию по представлению.

Их можно начинать вводить с конца средней группы, когда уже освоен предыдущий этап.

"Волшебный сон". Ребёнок находится в позе покоя. Взрослый даёт ему следующую установку: Сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается: "Волшебный сон". Ты не заснёшь по-настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не "проснёшься". Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. "Волшебный сон" закончится, когда я скажу: "Oткрыть глаза". ВНИМАНИЕ! Наступает "Волшебный сон".

         Реснички опускаются...
         Глазки закрываются...
         Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
         Сном волшебным засыпаем.
         Дышится легко, ровно, глубоко.
         Нашu руки отдыхают...
         Ноги тоже отдыхают
         Отдыхают, засыпают (2 раза)
         Шея не напряжена
         И расслаблена....
         Губы чуть приоткрываются,
         Всё чудесно расслабляется (2 раза)
         Дышится легко... Ровно... Глубоко.

Длительная пауза.
         Мы спокойно отдыхали,
         Сном волшебным засыпали.
         Хорошо нам отдыхать!
         Но пора уже вставать!
         Крепче кулачки сжимаем,
         Их повыше поднимаем.
         Подтянуться! Улыбнуться!
         Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопившейся усталости и напряжения.

В дальнейшем, к упражнениям, основанным на методике Джекобсона, уже можно подключать более сложные, требующие осознанного применения приемов саморегуляции. Эти упражнения используются с детьми старшей и подготовительной группы.

Например, такие:

 «Возьми себя в руки».       При первых признаках беспокойства, когда хочется кого-то стукнуть, есть очень простой способ обрести душевное равновесие: нужно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди – это поза выдержанного, сильного духом человека.

"Спаси птенца". Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

Данные методы были опробованы мною в работе с детьми средней и старшей группы. Хочу отметить, что дети хорошо их восприняли и достаточно быстро освоили. Обычно я провожу тренинг в промежуток времени после прогулки и перед обедом. Большим плюсом данной методики стало и то, что она не требует использования дополнительного оборудования и подходит в ситуации повышенной наполняемости групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возр...

Дидактические игры применяемые в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

статья рассказывает о дидактических играх применяемых в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста...

"Новые формы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей воспитанников....

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (возрастная группа 4-7 лет)

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста(возрастная группа 4-7 лет)Составлена на основе «Система коррекционной р...

Индивидуальная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

(по результатам начальной диагностики)-Диагностические исследования в средней группе выявили на начало года 6   детей с низким уровнем музыкального развития , и 9 детей со средним уровнем.Дл...

«Школа мяча» в физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. (из опыта работы)

Жизнь – это движение. Без двигательной активности человек не способен  развиваться.Важным для дошкольников является формирование двигательных умений и навыков, связанных с различными видами...