Физкультурно-оздоровительная работа
учебно-методический материал (старшая группа)

Каминова Ольга Ивановна

Физкультурно-оздоровительная работа в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorovit_rabota.docx189.95 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная работа

в старшей группе «Морячки»

Воспитатель: Каминова Ольга Ивановна

МБДОУ детский сад №31 «Орленок»

Физкультурно-оздоровительная работа

в старшей группе «Морячки»


Цели физкультурно-оздоровительной работы.

  1. Физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей
  2. Снижение заболеваемости, снижение риска возникновения осложнений после заболеваний.
  3. Усиление работы с родителями по проблеме физического развития и оздоровления детей.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы.

  1. Создать в группе условия для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка.
  2. Обеспечить оптимальное освоение детьми комплекса движений и физических упражнений, необходимых для нормального физического развития.
  3. Оптимизировать работу с семьей по проблеме физического развития и оздоровления детей.
  4. Воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.
  5. Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях.
  6. Осуществлять комплекс закаливающих процедур.

Модель физкультурно-оздоровительной деятельности

в старшей группе

№ п/п

Формы работы

Организация

Ответственные

1.

Утренняя гимнастика

6 – 8 минут ежедневно

Воспитатели

2.

Физкультура – совместная деятельность в рамках НОД в помещении

25 минут 2 раза в неделю

Воспитатели

3.

Физкультура – совместная деятельность в рамках НОД на улице

25 минут 1 раз в неделю

Воспитатели

4.

Музыка – совместная деятельность в рамках НОД

25 минут 2 раза в неделю

Муз.руководитель, Воспитатели

5.

Физкультминутки

2 минуты ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий

Воспитатели

6.

Подвижные игры на прогулке

 20 минут ежедневно, не менее двух раз в день

Воспитатели

7.

Индивидуальная работа по развитию движений

6-8 минут ежедневно во время прогулки

Воспитатели

8.

Гимнастика после дневного сна

5 – 10 минут ежедневно, во вторую половину дня

Воспитатели

9.

Физкультурный досуг

30 минут один раз в месяц

Воспитатели

10.

Музыкальный досуг

30 минут один раз в месяц

Муз.рук., воспитатели

11.

Спортивный праздник

40 – 50  минут 2 раза в год (зима, лето)

Воспитатели

12.

День здоровья

1 раз в квартал

Воспитатели

13.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных потребностей и интересов самих детей

Воспитатели

Система закаливающих мероприятий

 Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется в соответствии с имеющимися условиями. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени процедуры.

При осуществлении закаливания следует придерживаться основных принципов:

  • закаливающее воздействие вписывается в каждый элемент режима дня;
  • закаливание осуществляется на фоне различной двигательной деятельности;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне.

        

    Закаливание  воздухом

Закаливание  водой

Оздоровительные мероприятия

Соблюдение воздушного режима. Прогулка 2 раза в день

Световой режим

Проветривание помещений

Игры на улице с водой летом

Коррекционная гимнастика

Воздушные ванны после сна

Босохождение

Контрастное воздушное закаливание

 

Умывание и обливание рук до локтей прохладной водой.

Хождение по   дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия

Сон с доступом свежего воздуха в летнее время.

Бодрящая гимнастика с элементами корригирующей

Солнечные ванны в летнее время.

Ходьба босиком в летнее время.

Оздоровительная пробежка.

Утренний прием на свежем воздухе

Облегченная одежда

Дыхательная гимнастика

Профилактические мероприятия

№ п/п

Содержание мероприятий

Периодичность

Ответственные

1.

– Ароматерапия – в группе дольки чеснока и лука в тарелочке;

– Чесночные «киндеры»

ежедневно в период заболеваемости гриппа и ОРЗ

воспитатели

2.

Профилактические прививки

сезонные

мед. работник

3.

Проветривание по графику

ежедневно

воспитатели

Технологии оздоровления и профилактики.

Блоки физкультурно-оздоровительной работы

Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Создание условий для двигательной активности

- Гибкий режим;

- занятия по подгруппам;

- оснащение (спортинвентарем, оборудованием, наличие спортивных уголков в группах);

- индивид. режим пробуждения после дневного сна

Система двигательной активности

Утренняя гимнастика;

-прием детей на улице в теплое время года

-физкультурные занятия;

-двигательная активность на прогулке;

-физкультура на улице;

-подвижные игры;

-физкультминутки на занятиях;

-гимнастика после дневного сна;

-физкультурные досуги, забавы, игры;

-игры, хороводы, игровые упражнения;

Система закаливания

Утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;

-утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);

-ходьба босиком  после сна;

-сон с доступом воздуха (+19 °С ... +17 °С);

-контрастные воздушные ванны (перебежки);

-солнечные ванны (в летнее время);

Организация рационального питания

-введение овощей и фруктов;

-С – витаминизацию третьего блюда;

-питьевой режим;

Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия

-Закаливающие процедуры;

-Массаж (точечный по методу Уманской);

-Чесночно-луковая ионизация воздуха

-Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий;

-Комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки;

-Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой;

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности.

-Диагностика уровня физического развития;

-диагностика физической подготовленности;

-диагностика развития ребенка;

Работа с родителями

№ п/п

Содержание мероприятий

Периодичность

Ответственные

1

Беседа «Одежда детей в разные сезоны»

Сентябрь-май

Воспитатели

2

Консультация «Режим дня дошкольника 5-6 лет»

Сентябрь

Воспитатели

3

Инд. беседы о необходимости проведения вакцинации против гриппа

Октябрь

Воспитатели

4

Консультация «Чистота – залог здоровья»

Ноябрь

Воспитатели

5

Памятка «7 советов родителям о здоровье детей»

Декабрь

Воспитатели

6

Беседа «Закаливание – одна из форм профилактики заболеваний детей»

Январь

Воспитатели

7

Памятка «Нам мороз не страшен»

Февраль

Воспитатели

8

Консультация «Поговорим о витаминах»

Март

Воспитатели

9

Буклет «Берегите зрение детей»

Апрель

Воспитатели

10

Консультация «Особенности питания детей летом»

Май

Воспитатели

11

Беседа «Закаливание в летний период»

Июнь

Воспитатели

12

Беседа «Я здоровым быть мечтаю»

Июль

Воспитатели

13

Памятка «ЗОЖ в семье»

Август

Воспитатели

Спортивные досуги

№ п/п

Содержание мероприятий

Периодичность

Ответственные

1

Физкультурный досуг

«Вот и лето прошло»

 

Сентябрь

Воспитатели

2

Физкультурный досуг

«Весёлые старты»

Октябрь

Воспитатели

3

Спортивный праздник

«Осенние старты»

Ноябрь

Воспитатели

4

Физкультурный досуг

«Бегаем. Прыгаем. Играем.»

Декабрь

Воспитатели

5

Физкультурный досуг

«Мой весёлый звонкий мяч»

Январь

Воспитатели

6

Спортивное развлечение

«Бравые солдаты»

Февраль

Воспитатели

7

Музыкально-спортивное развлечение «Весна-красна»

Март

Воспитатели, муз.рук.

8

Физкультурный досуг

 «Мы спортсмены»

Апрель

Воспитатели

9

Спортивный праздник

 «Красный, жёлтый, зелёный»

Апрель

Воспитатели

10

Физкультурный досуг

«Фестиваль подвижных игр»

Май

Воспитатели

Точечный массаж от простуды по Уманской А.М.

    У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма, слизистых оболочек носа, горла, бронхов. Под воздействием массажа организм начинает лечить себя сам.

    Самомассаж делать несложно:
   -слегка следует надавливать на точку
   -делать круговые движения 9 раз по часовой стрелке
   -делать круговые движения 9 раз против часовой стрелки.

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/1_tochka.jpg

Первая волшебная точка

    1 точка- расположена на грудине. Массаж этой зоны ведет к улучшению кровообращения и иннервации костного мозга, пищевода, трахеи, бронхов, легких.

Гномик в пальчиках живет,

Он здоровье нам несет

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с гномиком играть

Пальцы мы к груди прижмем

Кружочки рисовать начнем

Девять раз рисуем влево

Девять раз рисуем вправо

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/2_tochka.jpg

Вторая волшебная точка

    2 точка- связана с вилочковой железой. Эту точку полезно массировать для профилактики ОРЗ .Она регулирует защитные свойства организма, повышает иммунитет к простудным заболеваниям.

Гномик наш поднялся выше

К шейке поднялся поближе

Снова хочет рисовать

Пальчиками повращать

Девять раз вращаем влево

Девять раз вращаем вправо

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/3_tochka.jpg

Третья волшебная точка

    3 точка - место разделения сонных артерий на их наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту точку позволяет регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство среды организма. Эта точка является надежным контролером химического состава крови. 

Гном еще поднялся выше

К нашей голове поближе

Легко мы будем нажимать

Кружочки будем рисовать

Девять раз рисуем влево

Девять раз рисуем вправо

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/4_tochka.jpg

Четвертая волшебная точка

    4 точка- район первых четырех шейных позвонков ,где расположен симпатический узел (подзатылочная ямка).Массаж этой точки важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы.

Гном над ушами спрятался

Смеется он над нами

Видно очень хочет он

Поиграть с друзьями

Его попробуем достать

Сверху вниз понажимать

Эй, друг , не зевай!

Ты до девяти считай!

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/5_tochka.jpg

Пятая волшебная точка

    4 точка- район первых четырех шейных позвонков ,где расположен симпатический узел (подзатылочная ямка).Массаж этой точки важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы.

Неужели гномик наш

Убежал домой?

Нет, всего лишь спрятался за твоей спиной

Сзади бугорок найдем-

И вокруг него пройдем.

Девять раз обходим влево, девять раз обходим вправо

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/6_tochka.jpg

Шестая волшебная точка

    6 точка- область носа и гайморовых пазух. Эта точка наиболее доступна для массажа. Воздействие на эту точку поможет вылечится от насморка, облегчит носовое дыхание. Регулярный массаж этой точки стимулирует организм на выработку активных антивирусных веществ, которые мы заменяем лекарствами.

Гнома мы ловить начнем, крылья носа разотрем,

Девять раз вращаем влево,

Девять раз вращаем вправо.

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/7_tochka.jpg

Седьмая волшебная точка

    7 точка –надбровные дуги ближе к переносице. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение иннервацию лобных отделов мозга, глаз. Это снимает головную боль и боли в глазах.

Гном еще поднялся к бровкам подобрался

Гнома я в бровях ловил

А он по кругу все ходил

Девять раз идем мы влево

Девять раз идем мы вправо

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/8_tochka.jpg

Восьмая волшебная точка

    8 точка –у самой ушной раковины. Массаж этой точки обеспечивает хорошее состояние некоторых отделов коры головного мозга аппарата и органа слуха. Воздействие на эту точку уменьшит боль в ушах.

Тут наш гном совсем умолк

И пустился наутек

К ушкам подберемся выше

Может здесь его услышим

Девять раз покрутим влево

Девять раз покрутим вправо.

http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/9_tochka.jpg

Девятая волшебная точка

    9 точка - место смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони. Воздействие на эту точку позволяет избавиться от головной боли и насморка.

Прятаться наш гном устал

И домой от нас сбежал

Ключ от дома мы возьмем

И здоровье там найдем

Девять раз покрутим вправо

Девять раз покрутим влево

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов. Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Данная гимнастика не требует больших помещений, легка в исполнении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности. Широкую известность эта методика получила благодаря стараниям ученика и последователя Стрельниковской дыхательной гимнастики, Щетинина Михаила Николаевича. Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма.

Правила выполнения:

1.Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.

2.Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

3. Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», т. е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8-16 серий.

4 .Не выполняйте упражнения мимоходом.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей.

1. «Разминка»

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох-вдох-вдох-вдох

Гарью пахнет-ох-ох.

2. «Шаги»

Марш на месте. Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Кошка»

Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены. Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе-разжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

4. «Любопытная Варвара»

Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать

5. «Ушки»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

Головою покачаем-

Влево-вправо наклоняем.

Плечи мы не поднимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Сад-огород»

Стоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем-

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко- близко.

7. «Кошка охотится»

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева) .

Вышла кошка на охоту-

Воробья поймать охота.

Влево-вправо приседаем-

Запах воробья вдыхаем.

8. «Погончики»

Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем-

Теперь руки вниз толкаем-

Кулачки тут разжимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

9. «Насос»

Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку-стоп!

Колесо спустило-хлоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

10. «Обними плечи»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая-левую подмышку и наоборот. Вдох происходит когда руки скрещиваются.

Ой, ребята, замерзаем,

Плечи дружно обнимаем.

Упражнения дыхательной гимнастики:

1. «Часики» И. П. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так»

2. «Трубач» И. П. – сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф»

3. «Петух» И. П. – встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая произносить «Ку-ка-ре-ку»

4. «Паровоз» И. П. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, вращая согнутыми руками вдоль туловища, кисти сжаты в кулаки и приговаривать «Чух-чух-чух»

5. «Насос» И. П. – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклонятся вперед с произношением звука «с-с-с»

6. «Регулировщик» И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р»

7. «Лыжник» И. П. – ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м»

8. «Гуси» И. П. – основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднимать в стороны, на выдох опустить вниз с длительным произношением звука «у-у-у»

9. «Семафор» И. П. – сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке «С-с-с»

10. «Каша кипит» И. П. – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох,, опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При вдохе произносить звук «Ш-ш-ш»

11. «Партизаны» И. П. – стоя. В руках палка. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага вдох, на 6-8 шагов медленный выдох с произношением слова «Ти-ши-на»

12. «На турнике» И. П. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука «ФФ-ф-ф-ф-ф»

13. «Гуси шипят» И. П. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны-назад. Медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш»

14. «Ежик» И. П. – сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть

ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф». Выпрямить ноги-вдох.

15. «Шар лопнул» И. П. – ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш»

16. «Дровосек» И. П. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением «Ух-х-х».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Физкультурно-оздоровительная технология Работа над артикуляционным аппаратом.

Применение упражнении «Веселый язычок »на развитие мышц языка, губ,челюсти  (формируется  верхний подъём языка), укрепления круговой мышцы рта и активизаций верхней губы, в ...