«Особенности организации двигательной активности в зимний период»
методическая разработка

Бронзова Эльвира Ивановна

      Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_zimoy.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 присмотра и оздоровления»

Практико-ориентированный семинар:

«Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»

«Особенности организации двигательной активности в зимний период»

Воспитатель МАДОУ №29              

Бронзова Эльвира Ивановна

г.Мончегорск

«Особенности организации двигательной активности в зимний период»

      Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развесить снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к снеговику и т. д. На участке должна быть снежная горка, с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).

Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В зимнее время на прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (пожеланию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней, малой подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры малоподвижные; игры средней активности; игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры: забавы, аттракционы, игры-эстафеты, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта, народные игры, хороводные, спортивные упражнения («Катание на санках»«Скольжение»«Ходьба на лыжах»).

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

       Таким образом, правильная организация и проведение прогулки, развитие двигательной активности детей в зимний период, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурным режимом, разнообразные подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это, в общем, является залогом привития дошкольникам здорового образа жизни.

ЗИМНИЕ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ

Подвижная игра «МЕДВЕДЬ И ЗАЙЦЫ»

Зайка по лесу гулял, А в берлоге мишка спал. Ближе зайка подбежал и зайчат к себе позвал. Услыхал медведь и давай реветь: «Кто тут смеет так шуметь!». Дети – зайчики прыгают на двух ногах на месте и с продвижением вперёд в разных направлениях. Педагог или ребёнок имитирует действия зайца-водящего, тоже прыгает, потом подходит к берлоги медведя и зовет к себе ребят – зайчат. Медведь грозно говорит в ответ и грозит «лапой», затем догоняет зайчат, а те, в свою очередь, убегают и спасаются.

Подвижная игра «СНЕГОВИК»

 "Снеговик, снеговик! Ты не мал и не велик! Ты над нами не шути, нас чуть-чуть повесели! Мы идём к тебе быстрее, идти вместе веселее!". (Снеговик – ребёнок стоит к детям спиной на расстоянии 7-10м.) Дети идут к снеговику наперегонки, кто первый коснулся спины, тот и становиться «снеговиком».

Подвижная игра "ВЕТЕР И СНЕЖИНКИ"

Взрослые и дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: "Ветер задул сильный, сильный. Снежинки, разлетайтесь скорей! "- разбегаются в разных направлениях, расправляют руки в стороны, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Снежинки, возвращайтесь в кружок!". Все снова сбегаются в кружок, берутся за руки.

Подвижная игра «МОРОЗ» – русская народная зимняя игра-хоровод

Это хороводная игра с элементами салок. Перед игрой выбирают считалкой водящего – «Мороза». Дети встают в круг и берутся за руки. «Мороз» встает в центр круга. Водят хоровод и говорят: «Идёт Зимушка-Зима, У неё бела коса. С ней идут её друзья: Метель, Вьюга, да Пурга. А у них есть слуга: Злющий дядька Мороз, Кого схватит – тот замерз!» После этих слов дети разбегаются, а «Мороз» старается их осалить, «заморозить». Тот, кого морозу удалось осалить должен замереть на месте, расставив руки в сторону. Остальные игроки могут его «разморозить» – бросить в него снежком (и, конечно, попасть). Когда все игроки, кроме одного, заморожены, игра заканчивается и последний, самый ловкий игрок, становиться новым «Морозом». Для детей помладше можно упростить правила. Тот, кого «Мороз» первым догнал, становиться водящим. И игра повторяется сначала.

Подвижная игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Для игры нужны цветные варежки по количеству детей. Половина варежек одного цвета, остальные - другого цвета. Каждый ребенок получает одну варежку. По сигналу воспитателя (удар в бубен или музыкальное сопровождение) дети разбегаются. На слова «Найди себе пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие одинаковые варежки, встают парой. В случае, если ребенок остается без пары, играющие говорят: «Ваня, Ваня (Коля, Оля) не зевай, быстро пару выбирай!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация двигательной активности в летний период».

«Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для ...

Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)

Особенности  организации двигательной  активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...

Соблюдение двигательной активности в зимний период

Дошкольники с нетерпением ждут выхода на прогулку. В зимний период нужно позаботиться о том, чтобы на  участке были созданы условия. В этом нам помогут  снежные постройки, которые строятся и...

Рекомендации для родителей: "Организация двигательной активности в зимний период времени".

Организация двигательной активности в зимний период времени....

Тематическая прогулка - наблюдение, с использованием разных форм двигательной активности в зимний период по теме «Загадки Волшебницы зимы» в средней группе.

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о зиме, посредством познавательно - исследовательской деятельности.Задачи:расширять представления детей о зимних из...

Организация двигательной активности в зимний период

конспект организации подвижных игр на прогулке в старшей группе...