пальчиковая гимнастика (группа компенсирующей направленности)
материал (подготовительная группа)

Егорова Ольга Викторовна

пальчиковая гимнастика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам

на 2019-2020 учебный год

для группы компенсирующей направленности

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Сентябрь

1 неделя

Я и мои друзья

«Мальчик-пальчик»

-Мальчик-пальчик

 Где ты был?

 -С этим братцем-

 В лес ходил.

 С этим братцем-

 Щи варил.

 С этим братцем-

 Кашу ел.

 С этим братцем-

 Песни пел.

Дети поочередно сгибают и разгибают все пальцы, начиная с мизинца.

«Нужно спортом заниматься»

Нужно спортом заниматься,                                  Каждый день тренироваться.                                 Мы начнем без промедленья

И ногами дружно топать,                                       И руками громко хлопать.                                      Повороты влево-вправо
Выполняем мы на славу,                                        А теперь прыжки на месте.                                        Ну-ка дружно, ну-ка вместе.                                  Будем мы здоровыми,                                             Будем все мы сильными.                                        
Будем от гимнастики

Самыми красивыми.

Дети держат спину прямо, плечи отводят назад.

Ходят на месте.
Хлопают руками.
Поворачивают туловище

Прыгают вправо-влево.

Напряженными руками
касаются плеч.

Тянутся вверх на носочках.

2 неделя

Я человек

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи  пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.

Выполняются ритмичные движения

указательными пальцами

Движения средних пальцев в быстром темпе.

Медленные движения безымянных

пальцев по направлению к коленям

Ритмичные касания мизинчиками

по бедрам.

Хлопок обеими ладонями по коленям

«Зарядка»

Я повторяю по утрам:

— Мой позвоночник гибок, прям.

Когда я сплю, стою, сижу,

За позвоночником слежу.

Я позвоночник берегу

И от болезней убегу.

Дети делают наклоны
в стороны, вперед-назад.

Наклоняют голову вперед,
выпрямляют, делают пружинку.

Руки кладут крест-накрест на плечи.

Поглаживают тыльной стороной руки спину.

Бегают на месте.

3 неделя

Игрушки

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Это зайка,

Это пёс.

Вот машинка без колёс.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Хлопки.

«Кукла»

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: «Уа!»

Руки, ноги поднимает,

Спать не будет до утра.

Кашку я сварю ей лучше

И в тарелку положу.

Вся испачкалась, грязнуля!

Дай, я кашку остужу.

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла.

Наигралась с куклой. Все!

Дети ставят руки перед собой, качают ими.

Поднимают руки, ноги.

Кладут ладони под щеку, отри-

цательно покачивают головой.

Делают помешивающее движе-

ние рукой.

Раскрывают ладонь одной руки — тарелка, другой показывают движение ложки в руке.

Обтирают пальцами лицо.

Делают обмахивающее движение рукой.

Поглаживают руки, шею и лицо.

Стряхивают «воду» с рук.

Разводят руки в стороны.

4 неделя

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с  большого.

«Шагают» по столу.

«Ветер и листья» (Нищева Н.В.)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки 

Тихо дремлет на тропинке.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Опускают руки, приседают.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

Октябрь

1 неделя

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

«Корзина с овощами» (Н. В. Нищева)

С большою корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком, Зеленый лучок дружно всходит рядком

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

Дети идут пальчиками по столу.

На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

Вновь идут пальчиками по столу.

«В огороде»

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки.

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород —

Очень интересно.

Дети маршируют.

Приседают, ладонями закрывая лицо

Поднимают руки через стороны вверх и встают на носки

Наклоняют корпус вправо и влево

Поворачивают корпус вправо и влево

Наклоняют корпус вперед,
разводя руки в стороны

Прыгают на двух ногах с хлопками над головой.

2 неделя

Фрукты. Труд взрослых в саду.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат

«ковшиком» пальцем правой руки мешают.

Загибают пальчики по одному,

начиная с большого.

Опять варят и мешают

«Садовник» (Н. В. Нищева)

Мы вчера в саду гуляли.

Мы смородину сажали. 

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор.

 Завели мы разговор:

 — Ты скажи, Садовник наш.

Что ты нам в награду дашь?

— Дам в награду слив лиловых.

Груш медовых.

Самых крупных спелых яблок.

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Изображают, как копают яму и сажают в нее куст

Движение правой рукой вверх- вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом в круг.

В центр выходит один ребенок.

Ведут диалог 

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

3 неделя

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого

загибают пальчик.

Делают кружочки из пальчиков

подносят к глазам.

Роняют ладони на стол.

«Жуки»  (Н. В. Нищева)

Я жук, я жук, Я тут живу,

Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж...

Дети приседают и произносят текст.

По сигналу педагога «Жуки» дети поднимаются и начинают бегать, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.

«Стрекоза» (Н. В. Нищева)

Летит стрекоза.

Как горошины глаза.

Вверх-вниз,

Взад-вперед,

Как прозрачный самолет.

Бегут по кругу, расставив руки. Руками показывают большие глаза. Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.

Меняют направление бега.

Свободно бегают по ковру

4 неделя

Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

«Птички» (Н. В. Нищева)

Эта птичка — соловей.

Эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка,

                         сонная головушка.

Эта птичка — свиристель.

Эта птичка — коростель.

Эта птичка — злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.

Машут сложенными накрест ладонями.

Машут руками, как крыльями.

«Осень» (Н. В. Нищева)

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

 

На листочках белый иней.

Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.

Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.

Бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, приседают.

Ноябрь

1 неделя

Ягоды, грибы. Лес осенью.

«Этот пальчик» (Н. В. Нищева)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца.

«Грибы» (Н. В. Нищева)

Топ-топ — пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

Шагают пальчиками по столу. Переплели пальцы — сделали туесочек, большие пальцы — ручка.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба.

«За грибами» (Н. В. Нищева)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала.

Лисички собирала,

Скакали зайчатки.

Искали опятки,

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя, срывая вооброжаемые грибы.

Идут вразвалку,

Топают правой ногой.

«Где вы были?» (Н. В. Нищева)

Ножки, ножки, где вы были

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Дети выполняют ходьбу на месте.

Приседают, изображают, что собирают грибы.

Смотрят из-под руки, выполняют повороты влево, вправо

2 неделя

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

«Котенок-шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:

- Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком:

- Мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Свернется маленьким клубком:

- Ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет:

- Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает:

- Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Дети соединяют одноименные пальцы обеих рук.

Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы.
Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

Потирают кулачок о кулачок.

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга.

«Кони» (Н. В. Нищева)

Кони гуляют гурьбой на лугу.

Я всех коней перечислить могу:

Черный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой 

Их посчитаем еше раз с тобой.

Черный как уголь, белый как снег.

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой селой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Идут по кругу с высоким подниманием колена.

На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках.

Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена. 

Вновь загибают пальцы.

 «Тузик» (Н. В. Нищева)

Вот он крутится волчком.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот —

Словом, дел невпроворот.

Кружатся на месте.

Руки держат на поясе 

Кружатся в противоположную сторону. Двигаются по кругу, совершая поскоки. Приседают.

Снова двигаются по кругу, совершая поскоки

3 неделя

Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.

«Есть у каждого свой дом» (Н. В. Нищева)

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.

Удары ладонями и кулачками поочередно.

«На водопой» (Н. В. Нищева)

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

Идут на четвереньках. Останавливаются, делают лакательные движения языком.

 «Ежик» (Н. В. Нищева)

Желтых листьев целый ворох. Ветра нет, а в листьях шорох.

Это еж, почуяв осень,

На иголках их уносит.

Хорошо, что он колючий, —

Сам теперь как листьев куча! Нужно листьями скорей

Спальню выстелить в норе

Сидят на корточках, выполняют взмахи руками вправо-влево.

Передвигаются по кругу на корточках.

Встают, выполняют прыжки на носочках.

Руки держат на поясе.

Опять приседают и выполняют

взмахи руками

4 неделя

Осенняя одежда, обувь, головные уборы

«Ботинки» (Н. В. Нищева)

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам.

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали.

Вдоль по улице шагали.

После лезем под  кровать,

Будем там тихонько спать.

Среднии и указательный пальчики «шагают» по столу.

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кладут ладони на стол.

 «Маша растеряша»

Ищет вещи Маша,

Маша растеряша

И на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

Маша растеряша!   

Поворот в одну сторону.

Поворот в другую сторону.

Руки вперёд, в стороны

Присесть, развести руки в стороны.

Наклоны головы влево-вправо.

Погрозить указательным пальцем.

5 неделя

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

«Пирог» (Н. В. Нищева)

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

 А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

«Бегут» пальчиками обеих рук по  столу.

Опять показывают, как пекут пирог.

 «На кормушке» (Н. В. Нищева)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

«Художник-невидимка» (Н. В. Нищева)

Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока ты спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.

Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.

Щиплют себя за нос.

Идут на цыпочках друг за другом.

Останавливаются, встают лицом в круг, рисуют воображаемой кистью.

 «Снегири» (Н. В. Нищева)

Вот на ветке посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Опущенными руками хлопают себя по бокам.

Показывают грудку руками.

Мелко потряхивают кистями опущенных рук.

Повороты головой влево-вправо.

Бегут по кругу, взмахивая руками.

Декабрь

1 неделя

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

«Наша квартира» (Н. В. Нищева)

В нашей комнате – столовой

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть.

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

«Часы»

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают.

Наклоны влево-вправо.

Дети садятся в глубокий присед.

Приседания.

Вращение туловищем вправо.

Вращение туловищем влево.

Ходьба на месте.

Замедление темпа ходьбы.

Бег на месте.

Дети останавливаются.

2 неделя

Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда

«Машина каша» (Н. В. Нищева)

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила,

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды.

Разжимают кулаки.

Сбувают воображаемые крошки с ладошек.

«Посуда» (Н. В. Нищева)

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе.

Кружатся, рисуя руками круг.

Потянулись, руки сомкнули над головой.

Легли на ковер, вытянулись.

3 неделя

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия.

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –    

Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.

Загибаем пальцы начиная с мизинца.

«Встряхиваем» ладонями.

«На шоссе» (Н. В. Нищева)

По шоссе спешат машины.

– Ш-ш-ш! – шуршат спокойно шины.

И шипят со злом уже:

– Не спеши на вираже!

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

– Ты куда же, еж, спешишь?

– Прямо в город по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

– Будь дружок, настороже,

Не спеши на вриаже!

Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.

Выполняют поворот и продолжают движение.

Наклоняются и идут в полуприседе.

Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.

Вновь идут в полуприседе.

Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.

4 неделя

Новогодний праздник

«Подарки» (Н. В. Нищева)

Дед Мороз принёс подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок пол-мешка

И пушистого щенка.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

На каждое название подарка загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

«С Новым годом!» (Н. В. Нищева)

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Ёлку из лесу принёс.

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда.

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Идут по кругу, изображают, что несут на плече ёлку.

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.

Поднимаются на носочки.

Бегут по кругу, поставив руки на пояс. 

«Кормушка» (Н. В. Нищева)

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются лицом в круг, ритмично поднимают и опускают руки.

Вновь идут по кругу.

Меняют направление движения, бегут по кругу, взмахивая руками.

Январь

2 неделя

Профессии взрослых. Трудовые действия

«Повар» (Н. В. Нищева)

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

 И очень доволен он.

Приседают, ребром ладоней бьют по полу.

Имитируют выключение света правой рукой.

Загибают большие пальцы на обеих руках.

Загибают указательные пальцы.

Загибают средние пальцы.

Загибают безымянные пальцы.

Загибают мизинцы.

Изображают, как сыплют сахар.

Опускают руки, пожимают плечами.

«Старый клен» (Н. В. Нищева)

На поляне перезвон,

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Отхватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.

Дети встают парами, изображают работу пилой.

Руки вверх, медленно наклоняются.

Ложатся, вытягиваются.

3 неделя

Орудия труда.

Инструменты.

«Наперсток» (Н. В. Нищева)

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

— Шей,

А колоться ты не смей!

Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.

«Шьют».

Грозят указательным пальчиком левой руки.

 «Игра в стадо» (Н. В. Нищева)

Мы вчера играли в стадо,

И рычать нам было надо.

И рычать нам было надо.

Мы рычали: «Р-р-р!»

И мычали: «Му!»

По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»

Не слыхали замечаний

Анны Николаевны.

А она сказала строго:

Что за шум такой у вас?

Я детей видала много –

Таких вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:

Никаких детей тут нет!

Мы не Пети и не Вовы,

Мы – собаки

И коровы!

А она в ответ:

Да что вы?

Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух.

И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Встали, сделали «коготки» из пальчиков.

Сделали «рожки».

Встали на четвереньки.

Опять идут по кругу.

Останавливаются.

Слова логопеда.

Стоят в круге.

Отрицательно качают головой.

Загибают пальцы.

Встают на четвереньки.

Делают «рожки».

Встают.

Слова логопеда.

Дети идут по кругу друг за другом.

 «Грядка» (Н. В. Нищева)

Я давно весну ждала.

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна.

Это любят семена.

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Буду кустки бобов

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Останавливаются, показывают, как копают.

Показывают, как рыхлят грядку граблями.

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

4 неделя

Животные Севера

«Животные Севера»

Смотрите, милые друзья,

Да тут их целая семья:

У медведя-медвежонок,

У тюленя-теленок,

У пингвина-пингвиненок,

У оленя-олененок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Пингвину и тюленю рыбы дам,

Мишке белому-медко,

А моржу дам молоко!

Развести руки в стороны.

Загибать пальчики, начиная с большого.

«Пингвины»

Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

Февраль

1 неделя

Животные жарких стран.

«Где обедал воробей» (Н. В. Нищева)

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льна.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Дети машут перекрещенными ладошками.

Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.

На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

«Зебра» (Н. В. Нищева)

По саванне зебра мчится.
Над землей летит как птица.
Полосатая коняшка,

Словно папина тельняшка

Бегут по кругу с высоким подниманием колена.

Меняют напрвление движения.

 «Попугай»

Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал, кланялся, шалил,

С малышами говорил.

Руки в стороны, влево, вправо.

Потянуться на носках, руки вверх.

Делать приседания.

Наклоны головы или туловища вперед.

2 неделя

Комнатные растения. Размножение, уход.

«Цветы»

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок немножко дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветочки

Закрывают лепесточки,

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Раскрываются в виде чаши, перед лицом.

Кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке.

Кисти рук наклоняются влево и вправо.

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Показать пальчиками, как лепестки закрываются.

«Живой уголок» (Н. В. Нищева)

Любят ребята живой уголок –

Каждую птицу и каждый цветок.

Как-то зимой здесь гостил соловей

И не скучал меж веселых друзей.

Много зверюшек живет в уголке:

Рыжая белка сидит на сучке,

Рыбки в воде затевают игру,

Кролит грызет на поляне кору.

Здесь черепаха и ёжик живут, _

Каждому дети гостинцы несут.

Рады зверюшки гостям дорогим,

Даже цветы словно тянутся к ним.

Дети идут по кругу взявшись за руки.

Бегут на носочках, взмахивая руками, поменяв направление.

Вновь идут по кругу.

Приседают. Руки сгибают перед грудью.

Делают ушки из ладоней.

Показывают панцирь черепахи из сложенных ладоней и иголки ежа из перекрещенных пальцев.

Вновь идут по кругу.

Останавливаются, тянутся вверхх, подняв руки.

 «На окне в горшочках» (Н. В. Нищева)

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.

Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.

Ладони развернуть вверх.

Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

3 неделя

Наша армия.

«Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки

– Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках,

сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы,

Хлопнуть в ладоши.

«Летчик»

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль.

Бегут, расставив руки, как крылья.

Остановились, наклонили воображаемый сосуд.

Круговое движение правой рукой.

Бегут, расставив руки.

4 неделя

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки.

«Налим» (Н. В. Нищева)

Жил да был один налим.

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки.

Ладони раздвинуны, имитируют движения двух плывущих рыбок.

Взмахи сложенными накрест ладонями.

Кулаки сжимают и разжимают.

Пальцы на обеих руках загибаются, начиная с большого.

 «Акула» (Н. В. Нищева)

Приплывали две севрюги,

У них спины словно дуги.

Налетали с двух сторон.

Ты, акула, выйди вон.

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Делают толчок ладонями от груди.

«Летучая рыба» (Н. В. Нищева)

Я летучая, прыгучая,

Улетела бы за тучу я.

Да соскучилась бы вскоре —

До того люблю я море.

Дети двигаются подскоками по кругу.

Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.

Двигаются по кругу, изображая плавание.

«На дне» (Н. В. Нищева)

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавниками гребут.

Влево, вправо поворот,

А потом наоборот.

Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной.

Делают «рожки» из пальчиков,

Ритмично наклоняют голову влево-вправо.

Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками.

Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот.

Март

1 неделя

Мамин праздник. Первые весенние цветы.

«Весна» (Н. В. Нищева)

Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Дети пальчиками «идут» по столу.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

«Солнышко» (Н. В. Нищева)

Солнышко, Колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

Дети стоят в маленьком кругу; шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки.

Поднимают руки вверх, тянутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.

Опускают руки — выдох, фраза на выдохе.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

2 неделя

Ранняя весна. Весенние месяцы.

«Дрозд-дроздок» (Н. В. Нищева)

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,

Носик — остренький,

Бочок — пестренький,

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,

Зимой забываются.

Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.

Снова машут сложенными накрест ладонями.

«Весна, весна красная!» (Н. В. Нищева)

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Идут в противоположную сторону по кругу.

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.

Приседают, опускают руки, выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

3 неделя

Наша родина – Россия.

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля.

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя!

Вытягивают вперед прямые ладони.

По очереди соединяют одноименные пальцы рук.

Крепко сжимают в «замок».

Прикладывают руки к груди.

Хоровод «Береза» (Н. В. Нищева)

Береза моя, березонька.

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Встали, подъем рук вверх, вдох.

Опустили руки, выдох.

Подъем рук, вдох.

Опустили руки, выдох.

Подъем рук, вдох.

Опустили руки, выдох.

4 неделя

Наш родной город.

«Как у нас семья большая» (Н. В. Нищева)

Как у нас семья большая

Да веселая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Две Ульки в люльке

Качаются.

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

Загнуть большие пальцы на обеих руках.

Загнуть указательные пальцы на обеих руках.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

«Речка» (Н. В. Нищева)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре —

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

 Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Все как один плывем,

как дельфин.

Вышли на берег крутой

 И отправились домой.

Дети идут к центру круга.

Наклоняются, трут лицо руками.

На каждую строку четыре движения ладонями к лицу.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу.

Идут по кругу друг за другом, делая руками «брасс» или «кроль».

Идут лицом от центра круга.

Апрель

1 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака.

 «Где обедал воробей» (Н. В. Нищева)

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льна.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Дети машут перекрещенными ладошками.

Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.

На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

«Упражненья»

Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот.
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн.
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся.
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра.
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье.
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули.

Вращение прямых рук вперёд и назад.

Наклоны вперёд.

Наклоны назад.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Дети садятся.

2 неделя

Космос.

«Космонавты»

Раз, два, три, четыре, пять -

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

По одному загибают пальчики на обеих руках.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Загибают пальчики обеих рук.

«Ракета»

Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолет.
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.

Руки вытянуты вверх.

Руки в стороны.

Хлопаем в ладоши.

Шагаем на месте.

Хлопаем в ладоши.

Руки вверх-вниз.

Хлопаем в ладоши.

Шагаем на месте.

3 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.

«Раным-рано поутру» (Н. В. Нищева)

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Имитируют стряхивание воды с ладоней.

Показывают, как умывают лицо

На каждую строчку загибают по одному пальцу на обеих руках.

«Лимпопо» (Н. В. Нищева)

Вот и вылечил он их,

Лимпопо!

Вот и вылечил больных,

Лимпопо!

И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать, и баловаться,

Лимпопо!

Двигаются поскоками по кругу.

Выполняют два прыжка на месте.

Двигаются поскоками по кругу.

Выполняют два прыжка на месте.

Выполняют прыжки, кружась на месте.

Выполняют два прыжка на месте.

Выполняют прыжки, кружась на месте в противоположную сторону.

Выполняют два прыжка на месте.

4 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.

«Спортсмены»

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны

Сжимаем и разжимаем кулаки.

Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

«Котята» (Н. В. Нищева)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать.

Наконец мы их назвали:

Раз, два, три, четыре, пять!

Идут по кругу, держась за руки.

Останавливаются. Встают лицом в круг. Показывают правую ладонь, растопырив пальцы.

Стоят лицом в круг. Держатся за руки.

Покачивают сцепленными руками.

Ритмично хлопают в ладоши.

Загибают по одному пальцу на обеих руках.

Май

1 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Хлопают в ладоши

Поочередно загибают пальчики на левой руке

Поочередно загибают пальчики на правой руке

Хлопают в ладоши

«В лесу» (Н. В. Нищева)

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым,

Повалялась на песке,

Отряхнула шкуру.

Сына дальше повела,

Поискала броду,

Поискала и нашла,

И полезла в воду.

Смотрит маленький медведь,

Хмурится упрямо,

А потом давай реветь:

— Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Прибавляет ходу,

Сына ласково завет

За собою в воду.

Мишка в воду не полез,

Мать окликнул снова

И на весь зелёный лес

Закатился рёвом!

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой лапой сгоряча

Шлепнула трусишку.

Мишка в воду угодил,

Забарахтался, поплыл!

Ну а если плавать начал,

Нет причины плакать, значит!

Дети идут вперевалку по кругу друг за другом.

Ложатся на ковер, валяются.

Встают, отряхиваются.

Вновь идут по кругу.

Идут с высоким подниманием колена.

Встают лицом в круг, закрывают лицо руками, качают головой.

Вновь идут по кругу.

Встают лицом в круг, делают зовущее движение рукой.

Опять изображают, как плачет мишка.

Показывают, как медведица шлепнула медвежонка.

Двигаются по кругу, изображая, что плывут.

2 неделя

Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы, насекомые весной.

«Веснянка» (Н. В. Нищева)

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.

Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки.

Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе.

Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

«Зарядка» (Н. В. Нищева)

Раз, два, три, четыре.

Расправляем плечи шире,

На носочках покружились,

Низко-низко наклонились,

А потом поприседали.

От зарядки мы устали!

Движение руками перед грудью с поворотами влево, вправо.

Кружатся на носочках.

Выполняют наклон вперед.

Приседают.

Расслабляются, «роняют» голову и руки.

3 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Пушкина

«Сидит белка на тележке» (Н. В. Нищева)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

«Шмель» (Н. В. Нищева)

Тут князь очень уменьшился,

Шмелем он оборотился.

Полетел и зажжужал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму – и в щель забился.

Дети приседают.

Встают, выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.

Бегут на носочках, взмахивая руками.

Приседают.

4 неделя

Скоро в школу. Школьные принадлежности.

«Я выросла!» (Н. В. Нищева)

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю.

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой, –

Ничего, что он храмой.

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю.

Делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.

На каждое название посуды загибают по одному пальцу на обеих руках.

 

Делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.

Двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

«Переменка» (Н. В. Нищева)

Переменка! Переменка!

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь

Танцевать и песни петь,

Можно сесть и помолчать,

Только – чур! – нельзя скучать!

Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

Бегут по кругу.

Выполняют танцевальные движения.

Приседают.

Выполняют прыжки на носочках, руки держат на поясе.

«Летом» (Н. В. Нищева)

Луг совсем как ситцевый

Всех цветов платок –

Не поймешь, где бабочка,

Где живой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

Бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

Бегут, взмахивая руками, как крыльями.

Приседают, поднимают и смыкают руки над головой.

Встают, разводят руки в стороны.

Покачивают руками, изображают волны.

Бегут по кругу на носочках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики" для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема «Посуда, пища»1.     Упражнения для жевательно-артикуляционных мышцЖуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.2....

Комплекс коммуникативных и пальчиковых игр, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в группе компенсирующей направленности в детском саду.

Данный материал адресуется дефектологам, воспитателям коррекционных учреждений, детских домов, работающих с детьми дошкольного возраста с ТНР и сложным дефектом развития и родителям, воспитывающим реб...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...

Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста (группа компенсирующей направленности)

Использование пальчиковых игр  помогает детям с тяжелыми нарушениями речи научиться согласовать речь с движением, ориентироваться на собственном теле, обогащает словарный запас, тренирует память ...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Картотека пальчиковых игр для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития детей. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального п...

Методическое пособие «Тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика в группе компенсирующей направленности ДОО»

Методическое пособие  «Тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика в группе компенсирующей направленности ДОО»...