Комплексный подход в организации проведения прогулок для формирования здорового образа жизни
статья

Балыкина Юлия Михайловна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Балыкина Юлия Михайловна, воспитатель                  Инякина Галина Анатольевна, воспитатель                                                         Усманова Юлия Сергеевна, воспитатель                                                                                                             ГБОУ ООШ № 20 СП «Детский сад «Василёк» г. о. Новокуйбышевск

Комплексный подход в организации проведения прогулок для формирования здорового образа жизни.

В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений остается актуальной одна из приоритетных задач, - сохранение и укрепление здоровья детей. Уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности. Работу по физическому развитию педагоги осуществляют через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма является прогулка. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, движения усиливают обмен веществ, кровообращения, улучшают аппетит, повышают жизненный тонус. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся ловкими, смелыми. Прогулка способствует формированию у детей выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Проектная деятельность является наиболее прогрессивной и эффективной для современных детей.             А поскольку прогулка способствует умственному развитию, мы, активно  применяем её в своей практике.

В нашем детском саду задача по снижению заболеваемости решается с помощью тематических конкурсных проектов по организации активного отдыха детей на прогулке в разное время года. На протяжении ряда лет в зимнее время были реализованы проекты: «В гостях у Снежной королевы» (2016-2017г.), «В поисках клада волшебницы Зимы» (2017-2018г), «Цветик –семицветик или кругосветное путешествие по странам и континентам» (2018-2019г.)

Дети в нашей группе очень активные и подвижные, но интерес к прогулкам в зимнее время снизился, так как движения несколько ограниченны одеждой, погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться на участке. Перед нами были поставлены задачи:

  • повысить двигательную активность детей на прогулках в зимнее время;
  • организовать досуг воспитанников;
  • улучшить эстетический вид участка группы;    
  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развивать речевое творчество детей, обогатить словарный запас;
  • укрепить взаимодействие педагогов, родителей (законных представителей) и детей.

Проведя опрос среди детей, мы выяснили, что наиболее популярным героем сказок была Маша из мультфильма «Маша и Медведь». Дети рассматривали иллюстрации к русским народным и авторским сказкам, рисовали понравившиеся эпизоды из  мультфильма, лепили персонажей сказок, играли в настольно-печатные, дидактические, словесные игры, инсценировали сказки, отгадывали загадки. Совместно с детьми сочинили сказку «Маша-следопыт», которую решили воплотить в снежных фигурах на участке группы. Каждый персонаж сказки был функционально оправдан: «Бочонок для меда» использовали для хранения инвентаря, в «Пруд с утками» метали снежки, постройка «Полосатый кот» предназначалась для подлезания, в лабиринте дети бегали друг за другом, «Печка» использовалась как центр сюжетно-ролевой игры, через «Трех поросят» можно было перешагивать или бегать змейкой, «Голубой слоненок» украшал горку, уши «Чебурашки» использовали как цель для метания.

В Федеральном законе "Об утверждении федеральной программы развития образования" говорится об обязанностях работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, поэтому при реализации проекта с детьми мы параллельно проводили работу с родителями. Вовлеченные в образовательный процесс, онистали активными и равноправными участниками всех проектов.

Через информационные стенды мы консультировали их о роли прогулки в зимний период, об играх на свежем воздухе всей семьей, зимних видах спорта. Давали советы и рекомендации по профилактике вирусных заболеваний в зимний период, предупреждали о безопасном поведении во время прогулок, беседовали о соответствии одежды ребенка зимой. Совместно с родителями оформили выставку детских рисунков «Наши веселые выходные», организовали спортивный праздник «Папа, мама, я -  спортивная семья», провели родительское собрание на тему «Построим сказку для детей», на котором познакомили с содержанием сказки «Маша-следопыт» и обсудили проекты будущих построек. Родители активно делились идеями, находили оригинальные решения, составляли карты-схемы создания участка, искали информацию в интернет-ресурсах. Большую помощь по реализации проекта на участке оказал родительский комитет. Совместно с детьми были изготовлены персонажи по авторской разработке.

Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат собственного труда, как вклад в создание комфортных условий для активного отдыха, способствует эмоциональному сближению. А также позволяют раскрыть их творческий потенциал всех участников проекта.

     Я, как родитель, непосредственно принимала участие в зимних проектах в группе моего ребенка и решила перенять опыт, применив его в своей практике. Но поскольку я работаю с детьми раннего возраста, а с ними проектная деятельность осуществляется только через родителей, мною была поставлена задача, - максимально вовлечь семьи в проектную деятельность.

Адаптационный период детей раннего возраста легче проходит в летний период на свежем воздухе. Прогулка хорошо влияет не только на формирование физического воспитания, укрепление здоровья детей, но и на их эмоциональное состояние. Для того, чтобы дети чувствовали себя в детском саду более комфортно, я решила так же привлечь родителей к оформлению участка для прогулок.

Были осуществлены проекты: «Летние цветочные сказки «Василька», «Лучший летний участок», «Экологическая тропинка: в гостях у пчелки Жу-жу».  В рамках этих проектов были разработаны авторские сказки и благоустроен участок для организации познавательно-активной прогулки.

Нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Достаточное количество игрового материала делает прогулку более насыщенной и интересной. Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого.

Благоустроенный участок не только радует детей, но и помогает родителям осознать свою роль в развитии познавательных интересов ребенка.

Список  литературы

Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008.

Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2014.

Микляева Н.В. Бардалим В.В. Предметно-развивающая среда в ДОО. М.: 2018.

Молчанова А.В, Соколова Л.В. Работа педагога образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации и ФГОС. ЛитРес, 2018

Митенова Н.М. Родительское собрание в детском саду. Взрослым о детях. Я.: 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

Консультация для воспитателей  на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»Цель консультации: систематизировать знания педаг...

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей...

Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей"

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются...

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в ус...

Создание условий организации проведения прогулок для формирования здорового образа жизни детей.

- наблюдение;- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;- трудовые поручения;- самостоятельна...

Создание условий организации проведения прогулок для формирования здорового образа жизни детей

Правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взросло...