Конспект занятия по формированию ЗОЖ для детей старшей группы с использованием ТРИЗ-технологии «Будем здоровы!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Штырова Марина Николаевна

Конспект занятия по формированию у детей  осознанного отношения к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни  с использованием упражнений ТРИЗ-технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      «Утверждаю»

                                                                                                Старший воспитатель МДОУ

                                                                                                     «ЦРР – детский сад № 247»

______________Черницова М.Г.

«______»______________2020 г.

Конспект

 занятия по формированию ЗОЖ

 для детей  старшей группы

 с использованием ТРИЗ-технологии

 «Будем здоровы!»

     Выполнила:

    воспитатель Штырова М.Н.

г. Саратов,

2020 г.

Основная общеобразовательная программа: основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (под научной редакцией О.В.Чиндиловой)

Возрастная группа: старшая

Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие».

Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.

Задачи:

«Познавательного развития»:

  • закрепить у детей представление о полезных и вредных продуктах, о продуктах,  в которых содержатся витамины;
  • формировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность;
  • уточнить знания детей о понятиях «здоровье», «болезнь» и «причины болезни».

 «Речевого развития»:

  • активизировать и актуализировать словарь детей;
  • способствовать развитию диалогической речи;
  • развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;
  • развитие связной речи за счет использования в речи развернутых предложений, разных видов предложений.

«Социально–коммуникативного развития»:

  • развивать навыки общения, умение договариваться и действовать согласованно в парах и в коллективе;
  • формировать  самостоятельность при решении поставленной задачи: умение высказывать предположения и делать выводы;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • развивать у детей способность активного общения со взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации;
  • воспитывать культуру поведения.

 «Физического развития»:

  • формировать  осознанную  потребность  в  двигательной  активности.

 «Художественно-эстетического развития»:

  • поддерживать интерес к художественному творчеству;
  • развивать воображение, творческие способности.

Форма организации: подгруппа – 6 человек.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная, изобразительная.

Форма организации: групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная,

Словарная работа: распорядок дня, личная гигиена, витамины, полезные продукты, ЗОЖ.

Предварительная работа:

Беседы «Чтобы стать здоровым», «Микробы и вирусы», «Витамины и здоровый организм».

Дидактические игры: «Угадай настроение», «Собери человечка», «Полезно - неполезно». Чтение литературы: Г.К. Зайцев «Уроки здоровья», стихи о ЗОЖ.  Загадывание и разгадывание загадок о продуктах питания.

Оборудование и материалы: плащ и головной убор для Волшебницы, плакат «Больной и здоровый человек», 2 круга красного и зеленого цветов,  смайлики по количеству детей, маркеры и фломастеры по количеству детей, карточки с вредными и полезными продуктами питания, мяч, полотенце, зубная щетка, расческа,  зубная паста, поднос, мыло, музыкальное сопровождение, 3 стола.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости.  Давайте с ними поздороваемся!

Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»?  Когда мы его произносим, то не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья.

А как это сделать без слов, при помощи рук?

Воспитатель: Давайте и мы  поздороваемся друг с другом без помощи слов.

Дети заходят в группу

Дети здороваются.

Дети называют свои варианты ответов. 

Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)

Дети здороваются.

  1. Основная часть.

Воспитатель: А вы знаете,  что такое здоровье?

Воспитатель: Здоровье – это когда доброе утро, удачный день, веселое настроение. Оно необходимо всем живым существам: взрослым, детям, животным и птицам. Нужно уметь и хотеть заботиться о своем здоровье. Ведь его так легко потерять.

Воспитатель: Ребята, есть на свете страна Здоровья. В этой стране живут здоровые и жизнерадостные жители, а самую главную из них зовут Волшебница здоровья. Я получила от неё письмо: «Дорогие ребята! Я узнала, что вы очень многое знаете про свое здоровье, о том, как надо его беречь и укреплять. А не хотите ли вы поделиться с нами  своими знаниями?»

Воспитатель: Ну, тогда нам надо попасть в эту страну Здоровья. Я вам предлагаю стать воздушными шариками и полететь в страну Здоровья.  (Звучит музыка)

Упражнение на диафрагмальное дыхание:

Воспитатель: Вдохнули носом глубоко, надуваем животик, выдох через рот, надуваем шарик, не торопитесь. Дышим и представляем себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Мини - этюд «Воздушные шарики».

Воспитатель: Полетели легкие, разноцветные шарики, разлетелись кто - куда в разные стороны, ветер то сильнее, то тише, шарики летят то быстрее, то медленнее. Остановились, закрыли глаза.

(В это время воспитатель переодевается в костюм Волшебницы)

Воспитатель: Ребята, вот вы и попали в страну Здоровья. Я - Волшебница Здоровья. Я очень рада вас видеть у себя в гостях. Проходите. Присаживайтесь на стульчики.  

Ребята, у меня к вам просьба: «Чтобы каждый смог высказать свое мнение, а я услышала все ваши ответы, на мои вопросы хором не кричать, а руку поднимать». Договорились?

         Скажите, кто из вас болел в этом году? Скажите мне, пожалуйста, а болеть – это плохо или хорошо?

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Болезнь – это плохо: нельзя гулять, ходить в садик, нельзя есть мороженое. Но болеть – это хорошо. Можно лежать, ничего не делать, за тобой ухаживают, дают покушать то, что повкуснее.

Мороженое – это хорошо, вкусно. Но когда съешь много мороженого - это плохо: начинает болеть горло, нельзя есть, пьешь невкусные лекарства, сидишь дома…

Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о том, как выглядит здоровый человек и как больной. Я вам  буду называть, как выглядит здоровый человек, а вы должны не только ответить, как выглядит человек, который болен, но и поймать мяч. Договорились?

Игра с мячом «Наоборот. Болезнь - здоровье»

Глаза у здорового человека веселые, а у больного человека - …

Голос звонкий, а у больного человека?

Нос сухой, а больного человека?

Лоб у здорового человека горячий, а у больного человека?

Аппетит у здорового  человека хороший, а у больного?

Здоровый человек сильный, а больной…?

Воспитатель: Ребята, а что еще нужно делать, чтобы не болеть?

Правильно, наша пища – это источник энергии, необходимый для деятельности человека,  и материал для роста и развития.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете продукты,  полезные для здоровья?

Воспитатель: Я  предлагаю вам поиграть в игру «Вредно – полезно». Для этого мы разделимся на 2 команды. (Прикрепляю эмблемы детям).

Дидактическая игра «Полезно-вредно»

     Карточки – таблицы «Полезные продукты» для одной команды    и «Вредные продукты» для другой команды, картинки с изображением продуктов питания на общем столе.

     Дети выбирают картинки с полезными  и вредными продуктами и выкладывают их на соответствующие карточки.

      Кто быстрее. Затем команды проверяют друг у друга правильность выполнения задания.  

Воспитатель: Ребята, скажите нам пожалуйста,  как еще можно помочь своему организму стать крепким и здоровым?

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами проведем зарядку. Вставайте в круг.

Воспитатель:

(берёт карточку и читает) 

Как спортсмены на параде

Мы шагаем ряд за рядом

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши-

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки-

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем-

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Мы ногами топ, топ,

Мы руками хлоп, хлоп!

Мы глазами миг, миг,

Мы плечами чик, чик,

Раз - сюда, два – туда!

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Словно Ванькой - встанькой стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад,

Раз – два, раз – два

Путешествовать пора.

Кто зарядкой занимается,

Тот здоровья набирается!

Воспитатель: Молодцы! Проходите, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Для того чтобы быть здоровым,  нужно не только правильно питаться и заниматься спортом. Как вы думаете, что еще нужно соблюдать? Какие важные правила?

Воспитатель: Какие правила личной гигиены вы соблюдаете?

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, как вы знаете предметы личной гигиены.  Предлагаю вам поиграть в игру. 

Тризовская игра «Найди предмет по его свойствам»

(С предметами личной гигиены)

Воспитатель вызывает по  1-му  ребенку и  называет ему свойства того или иного предмета личной гигиены, а он  должен найти этот предмет по описанию среди представленных на подносе. Например: овальное, душистое, белое, гладкое, что это? (Мыло).

Воспитатель достает коробочку красивую.

Воспитатель: Как вы думаете, что в ней лежит?

А хотите узнать?

Тогда давайте ее откроем и узнаем.

Игра «Собери картинку»

В коробке лежат картинки с деталями часов. Дети подходят к столу и все вместе собирают часы.

Воспитатель: Итак, у вас получились часы. Как выдумаете, зачем людям нужны часы?

Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знали, когда надо проснуться,  чтобы не опоздать в д/с; знали, когда наступает обед, время прогулки, сна. А еще часы помогают нам соблюдать режим дня. Ребята, вы все успеваете делать, знаете распорядок дня?

Воспитатель: Сейчас проверим.  Я предлагаю вам выполнить задание: Для этого вы должны разбиться на пары.

«Разложи по порядку».

Вам нужно выложить на столе  картинки с изображением детей,  занятых различными видами деятельности в течение дня,  в нужной последовательности.

Воспитатель: Ребята, я поняла, что вы много знаете о том, как нужно беречь свое здоровье!

        А теперь нам пора прощаться, очень жаль,  ребята,  мне с вами расставаться. Скорее  превращайтесь  в воздушные шарики и летите обратно в детский сад. (Звучит музыка)  Остановились, закрыли глаза. «Раз, два, три – вот опять ребята мы». Откройте глаза, вы снова в детском саду.

Воспитатель: Где вы  сегодня побывали?

Зачем вы летали в страну Здоровья?

Какое задание для вас было интересным, какое трудным? А какое - лёгким?

Какое у вас сейчас настроение?

Дети называют свои варианты ответов.

Дети: Да, хотим.

Дети выполняют задание воспитателя.

Дети, выполняя упражнение, «превращаются» в воздушных шариков и разлетаются в разные стороны

Дети садятся на стулья.

Дети отвечают.

Дети стоят по кругу, воспитатель каждому бросает мяч. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.

Дети: Грустные  

Дети:  Тихий

Дети:  Мокрый

Дети:  Холодный

Дети:  Плохой.

Дети:  Слабый.

 Дети: Есть продукты, богатые витаминами.

Ребенок читает стихотворение:

В банане и йогурте,

В горстке малины-

Повсюду чудесные

Есть витамины.  (Алена)

Они берегут нас

От всяких болезней.

Чем больше их в пище,

Тем пища полезней. (Настя)

Дети: Да.

Дети делятся на подгруппы и  выполняют задание.

Дети: Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.

Дети встают в круг.

Дети выполняют комплекс гимнастики по показу воспитателя.

Дети рассаживаются на стульчики.

Дети: Правила личной гигиены.

 

Дети называют свои варианты ответов.

Дети подходят к столу по одному и выполняют задание

Дети отвечают.

Дети: Да. 

Дети открывают коробочку и выполняют задание.

Дети называют свои варианты ответов.

Дети: Да.

Дети выполняют задание.

Дети превращаются в «воздушные шарики» и «летят».

Дети останавливаются и закрывают глаза. В это время Волшебница «превращается»  в воспитателя.

Дети отвечают на вопросы,

3 часть Рефлексия

Воспитатель: Ребята, я сейчас раздам вам смайлики, а вы должны будите нарисовать улыбку, а какую, решите сами. Если вам понравилось наше путешествие, то вы нарисуете веселую улыбку, а если не понравилось, то грустную.

         А еще Волшебница страны Здоровья просила вам передать фруктовое  угощение, в котором много витаминов.    Спасибо, мне было очень приятно с вами путешествовать.

Дети берут смайлики и фломастеры, садятся за столы, рисуют. Нарисованные смайлики вешают на доску.

Воспитатель раздает детям мандарины

Мыло: гладкое, овальное, белое, душистое.

Мочалка: мохнатая, колючая прямоугольная, полосатая.

Зуб. щетка: длинная тонкая, с щетинкой, голубая, пластмассовая.

Полотенце: мягкое, пушистое, квадратное, голубое.

Расческа: зубастая, пластмассовая, круглая, черная.

Зеркало: овальное, блестящее, гладкое, стеклянное.

Как спортсмены на параде

Мы шагаем ряд за рядом

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши-

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки-

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем-

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Мы ногами топ, топ,

Мы руками хлоп, хлоп!

Мы глазами миг, миг,

Мы плечами чик, чик,

Раз - сюда, два – туда!

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Словно Ванькой - встанькой стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад,

Раз – два, раз – два

Путешествовать пора.

Кто зарядкой занимается,

Тот здоровья набирается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни с использованием элементов экспериментирования во второй младшей группе

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни с использованием элементов экспериментирования во II младшей группе: " Полезный лимонад"...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающей технологии "Цветок здоровья"

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающей технологии "Цветок здоровья"...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающей технологии "Цветок здоровья"

Игра-занятие «Цветок здоровья» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о здоровом образе жизни.Программные задачи:1. Расширить кругозор детей;2. Активиз...

Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей младшей группы «Чистота – залог здоровья»

Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей младшей группы «Чистота – залог здоровья»...

Конспект занятия по формированию ЗОЖ в средней группе «Путешествие в страну здоровья».

Предлагаемое занятие помогает формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой; закреплять знания о пользе витам...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему: "Где прячется здоровье"

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье»Цели и задачи:      1.    Закрепить знания дете...