Методическая разработка «Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями для детей»
методическая разработка (старшая группа)

Гаврилюк Юлия Николаевна

В этой работе расписана методика использования массажных мячей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад комбинированного вида Центрального района СПб «Детский оздоровительный городок «Берёзка»

Методическая разработка на тему:

 «Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями для детей»

                                              Выполнили воспитатели: Гаврилюк Ю.Н.

                                                                                       

2020

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения мелкой моторики и речевого развития.

В начале года в нашу группу пришли дети, большинство которых не владели тонкими движениями рук и у многих имелись нарушения речи. Также у них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики.

Поэтому в нашей работе для детей с нарушением речи мы успешно стали применять метод использования массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями.

Симпатичный шарик с шипами («ёжик»), лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки. Катая его между ладонями, ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание.

Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча мягко воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. С помощью мячей «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, голову, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Во время таких занятий  мы стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное чтобы, занятие приносило детям только положительные эмоции.

Все упражнения играют положительную роль на развитие речи моих детей.

Цель методики:- скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажных мячей.

Задачи:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей дошкольников,

- развивать точные сложно-координированные движения руки, общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве, мышечную силу,

-закреплять правильное произношение звуков и их дифференциацию,

- обобщать и расширять словарный запас,

- развивать грамматический строй речи.

Оборудование:

Мячи массажные (малые, средние, большие).

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:

• ярким

• легким

• прыгучим

Практика использования мяча в нашей работе показала, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

• игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению

• регулируют силу и точность движений

• активизируют непроизвольное внимание

• развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

Таким образом, результатом нашей работы с массажными мячами стало лучшее функционирование речевой деятельности детей и развитие правильных речевых навыков.

Примерные виды упражнений, которые мы используем в своей работе:

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

Начинаем с разминки. Использовать можно небольшие мячики, шарики. Они легко помещаются в ладошке детей, не выскальзывают из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий.

Комплекс «Разминка» с малыми мячами

(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»-

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

«Колючий ёж»

Гладь мои ладошки ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Упражнения с массажным средним мячом.

«Игра с ёжиком»

(жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом)

Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

 «Шарик»

(катаем мяч между ладошками движениями вверх - вниз сначала медленно, затем увеличиваем темп)

Этот шарик не простой:

Весь колючий он такой

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои руки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекатывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

 «Мячик»

(движения соответствуют тексту)

Я мячом круги катаю,

Назад- вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

Упражнения с массажным большим мячом.

1.«Испечем мы каравай»

Месим, месим тесто(сжимаем мяч)

Есть в печи место.(перекладываем в др. руку)

Испечем мы каравай!(Сжимаем обеими руками)

Перекладывай валяй(катаем между ладошками)

2. Мячик-ёжик мы возьмём

(движения выполняем в соответствии с текстом

Мячик-ёжик мы возьмём(сидя на полу)

Покатаем и потрём.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на пол,

Ручкой ёжика прижмём

И немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

Ёжик в ручки надо взять,

Чтоб иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре. Пять.

Начинаем счёт опять.

Мы возьмём в ладошки ёжик

И потрём его слегка,

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

Игры с мячом, направленные на развитие речи.

1. Автоматизация звуков.

Катаем мяч между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

Автоматизация звука «Ж»

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек.

Весь в иголках ёжик.

Как же его взять?

2. Совершенствование лексико - грамматических категорий.

Педагог катит мячик ребёнку, называя предмет в ед. ч. Ребёнок поймав ладонью мяч, откатывает его назад, называя существительные во мн. ч.

Упражнение «Один – много»

«Назови ласково»

«Скажи наоборот» и т. д.

3. Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания:

упражнение: “Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”, “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”

- возьми «ёжика» в правую (левую)руку и спрячь за спину, над головой, перед собой и т. д.

 4. Совершенствование навыков употребления предлогов.

На столе коробка. По инструкции педагога ребёнок кладёт «ёжиков»соответственно:

- красный В коробку,

- синий – ПОД коробку,

- зелёный –ОКОЛО коробки.

Затем наоборот – ребёнок должен описать действия педагога:

- достать ИЗ коробки,

- спрятать ПОД коробку и т. д.

5. Развитие фонематического слуха.

“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”

“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)

“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук

Игры с массажными мячами универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослых и желания работать с детьми весело и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

В материале даны конкретные методические рекомендации  для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...

Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »...

Методическая разработка «Использование логико - математических игр в обучении элементарным математическим представлениям» для детей второй младшей группы

Цель методической разработки -  развить у детей второй младшей группы умение ориентироваться в пространстве, пользуясь схемой направления движения и соответствующей терминологией.Методическая раз...

Методическая разработка: "Использование режимного момента «Утро улыбок», как средство для успешной адаптации детей раннего возраста".

Методическая разработка « Использование режимного момента «Утро улыбок» создана с целью эффективной и успешной адаптации детей раннего возраста, а также сохранению психологического з...

Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .

Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой   у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...