Картотека игр и упражнений для развития речи
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека игр и упражнений для развития речи на все возрастные группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр и упражнений для развития речи | 835.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленка»
Игры и упражнения для развития речи.
Воспитатель: Зайцева С.В.
г. Советский
2016г
Игры и упражнения для развития речи.
Задание №1
Дать «ласковые имена»:
Валя-Валечка Вася Соня
Саша-Сашенька Даша Ира
Люда Катя Аня
Зина Рая Сима
Серёжа Миша Костя
Дима Наташа Вера
Задание №2
Покажи на себе и на кукле и назови:
Голова-головка Лоб Уши
Нога- ножка Затылок Губы
Рука Щёки Пальцы
Спина Глаза Ногти
Живот Брови Ресницы
Шея Нос Язык
Задание №3
Игра «Один и много»
Огурец-огурцы Баклажан Редька
Помидор Кабачок Редиска
Боб Тыква Патиссон
Задание №4
Считай овощи до трёх по образцу:
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец … . Одна редиска… .
Один баклажан, … Одна морковка … .
Один кабачок … . Одна репка … .
Один боб … . Одна редька … .
Задание №5
Проведите игру «Есть – нет». Ребенок произносит вторую часть
фразы со слов: «У меня нет…».
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы,
кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
Задание №6
Подбери как можно больше определений к каждому предмету.
Нарисуй в тетради.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
Задание №7
Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы
называете большой предмет, а ребёнок – маленький.
Стол-столик Булка
Стул Чашка
Салфетка Тарелка
Огурец Конфета
Диван Полка
Нож Кружка
Задание №8
Проведите игру с мячом «Один – много».
Яблоко – яблоки
Груша – груши
Слива – сливы
Персик
Банан
Затем проведите игру «Много – один».
Апельсины – апельсина
Помидоры – помидор
Огурец
Мандарин
Лимон
Абрикосы – абрикос
Задание №9
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
Записать предложения в тетрадь.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода), чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.
В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
Задание №10
Проведите игры «Один и много» и «Много и один».
Дом – дома Лес Кусты – куст
Окно – окна Стекло Деревья - дерево
Пень Ухо Ботинки
Лампа Рот Носки
Яблоко Яйцо Помидор
Задание №11
Учить согласовывать числительные 2 и 5 по образцу:
Две вилки и пять вилок.
Мяч, флажок, нож, кофта, юбка, панама, шуба, платье, пальто.
Задание №12
Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные машины, стулья, блюдца.
Синие …
Тёплые …
Металлические …
Вязаные …
Шерстяные …
Пластмассовые …
Задание №13
Проведите игру «Большой -маленький».
Шапка – шапочка Кофта
Юбка Костюм
Брюки Чулки
Туфли Платье
Пальто Носки
Задание №14
Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с
различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
Задание №15
Измените предложения по образцу:
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
Он бежит по дорожке …
Он поёт песню …
Он рисует солнце …
Он идёт домой
Он колет дрова
Задание №16
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко.
Грива льва …
Зубы тигра …
Копыта лошади …
Шерсть кролика …
Рога лося …
Усы кошки …
Следы зайца …
Горб верблюда …
Задание №17
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Шуба из белки – беличья шуба.
Воротник из норки …
Шапка из лисы …
Накидка из соболя …
Одеяло из шерсти верблюда …
Шапка из пуха кролика …
Задание №18
Образуйте относительные прилагательные по образцу:
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик.
Рыбка из стекла …
Снегурочка из ваты …
Хлопушка из бумаги …
Лошадка из картона …
Звёзды из пластмассы …
Снежинка из полиэтилена …
Задание №19
Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лёд, …
Нож, как бритва …
Шоссе, как стрела, …
Снег, словно пух, …
Трава, как изумруд …
Задание №20
Подобрать к существительным по два прилагательных, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
Блузка – кремовая, шёлковая.
Дом
Пальто
Чашка
Кастрюля
Ботинки
Погремушка
Рейтузы
Шарф
Майка
Задание №21
«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.
Например:
Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
Задание №22
Скажи по образцу, какая посуда.
Из стекла – стеклянная.
Из металла …
Из глины …
Из дерева …
Из хрусталя …
Из серебра …
Из пластмассы …
Задание №23
Подбери существительные к прилагательным.
Деревянные – ложки, кубики, столы, скамейки, двери.
Кожаные …
Пластмассовые …
Металлические …
Бумажные …
Шёлковые …
Шерстяные …
Задание №24
Дай полные ответы на вопросы.
Чем дворник подметает улицу?
Чем медсестра делает укол?
Чем парикмахер расчёсывает волосы?
Чем повар режет морковь?
Чем садовник рыхлит землю?
Чем маляр красит стены?
Чем столяр строгает доски?
Задание №25
Подобрать существительные к прилагательным. Сделать рисунки в тетради.
Длинный шкаф
Широкая Узкая
Маленькое Высокое
Большая Круглое
Короткий Овальное
Низкое Жёлтое
Задание №26
Закончить предложения, записать их в тетрадь.
Моя мама учит детей, она … .
Мой папа лечит больных, он … .
Мой брат работает на токарном станке, он … .
Моя сестра шьёт одежду, она … .
Мой дедушка чинит обувь, он … .
Мой дядя работает в шахте, он … .
Моя тётя работает на ткацком станке, она … .
Задание №27
Сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.
Шар – красный, зелёный, жёлтый. Машина
Чашка Флажок
Платье Яблоко
Лист Коробка
Ведро
Задание №28
Найди в предложениях предлоги (маленькие слова).
Над домом плывут облака.
Из-за угла выскочила собака.
Тополь растёт возле забора.
У меня есть сестра.
Маша играет с Юрой.
Задание №29
Вставить в предложения предлоги.
Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа.
Кот спит … шкафом. Мальчик перелез … забор.
Брат пришёл … школы. Рябина растёт … дома.
Чашка упала … стола. Бегун добежал … финиша.
Солнце выглянуло … тучи. Машина стоит … домом.
Сосчитай, по сколько слов в каждом предложении.
Задание №30
Научите ребёнка играть в игру «Есть-нет».
У меня есть два мяча – а у меня нет двух мячей.
У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков.
Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки.
Задание №31
Поиграйте в игру «Я вижу», используя существительные из задания 30, согласовывая их с числительными –2 – и – 5 –.
Я вижу два мяча и пять мячей. (дом, окно, лев, пень, ухо, глаз, рукав, стул, улей).
Задание №32
Закончи предложения, изменив сочетания, данные в скобках.
У моей рубашки нет одной пуговицы.
У стола нет (две ножки).
У цветка нет (четыре лепестка).
В корзине нет (три апельсина).
У Саши нет (пять машин).
Задание №33
Послушай предложения и ответь на вопросы.
У папы есть сын. Чей это сын?
У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?
У мамы есть шуба. Чья это шуба?
У тёти есть туфли. Чьи это туфли?
У Серёжи есть пальто. Чьё это пальто?
Задание №34
Закончи предложения прилагательными, оканчивающимися на
-ее- (-ей-,-е-).
Небо синее, а море ещё синее.
Дуб высокий, а сосна ещё … .
Ручей глубокий, а река ещё … .
Дорожка узкая, а тропинка ещё … .
Лента длинная, а шарф ещё … .
Задание №35
Закончи предложения, образовав наречия от прилагательных, данных в скобках.
Конь скачет быстро.
Черепаха ползёт (медленный).
Собака лает (громкий).
Звонок звенит (звонкий).
Ветер дует (сильный).
Самолёт улетел (далёкий).
Задание №36
Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.
Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.
Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
Задание №37
Изменить по образцу:
Белый – беленький Тёплый
Старый Кислый
Лёгкий Чистый
Добрый Толстый
Сладкий Тонкий
Узкий Мягкий
Задание №38
Поиграйте с детьми в игру «Наоборот», обучая образовывать
слова-антонимы.
Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.
Дерево высокое, а куст … .
Суп горячий, а мороженое … .
Река длинная, а ручей … .
Книга толстая, а тетрадь … .
Дорога широкая, а тропинка … .
Орехи крупные, а семечки … .
Задание №39
Образовать форму множественного числа глаголов по образцу:
Он идёт – они идут. Он рисует – они … .
Он стоит – они … . Он пьёт – они … .
Он сидит – они … . Он ест – они … .
Он читает – они … . Он бежит – они … .
«Запоминай-ка »
Цель: -Актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам.
- Развитие навыков понятийного обобщения.
- Развитие слухо – речевой памяти.
- Закрепление слухо – произносительной дифференциации свистящих звуков.
Оборудование: карточка с рядами слов (для логопеда)
Описание:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Путаница»
Цель: Развитие навыков словесно – логического мышления.
Активизация умений правильного согласования прилагательных с существительными в Именительном падеже.
Оборудование: карточки с 2-мя вариантами словосочетаний (правильных и ошибочных) для логопеда. При необходимости можно использовать картинки из предложенных словосочетаний (цапля, блюдце, козленок, капелька и т. д.)
Описание: Взрослый зачитывает правильный вариант словосочетаний, ребёнок их повторяет. Затем, зачитываются словосочетания, в которых сознательно допущена ошибка. Ребёнок находит ошибку и подбирает правильную пару к каждому словосочетанию.
Правильный вариант: длинноногая цапля, желтый цыплёнок, хрустящая вафля, круглый блинчик, весёлый козлёнок, дождевая капля, спелая слива, стеклянное блюдце, сладкое суфле.
«Путаница»: длинноногая вафля, хрустящая цапля, жёлтый козлёнок, весёлый блинчик, круглый цыплёнок, дождевая слива, спелая капля, сладкое блюдце, стеклянное суфле.
«Смысловые пары»
Цель:Развитие навыков словесно-логического мышление.
-Закрепление обобщающих функций слов.
Описание: Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие - результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову - стимулу (например: собака – будка, птица - …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?
Смысловые пары:Самолёт – пилот, поезд - …, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок - …, ножки – сапожки, ручки - …, птица – пёрышки, кошка - …, зайка – морковка, корова - …, кораблик – причал, автобус - …, мышка – норка, белка - …, ножницы – бумага, молоток - …, цветы – ваза, суп - …, малыш – коляска, кенгурёнок - …, кондитер – пирожные, художник -…, волосы – заколочка, пальчик - …
«Три медведя»
Цели:-Развитие звуко – высотной модуляции голоса.
-Закрепление умений вопросительного интонирования высказываний.
Описание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку "Три медведя". Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) и Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в 3-х вариантах:
-Кто сидел на моем стуле?
-Кто ел из моей чашки?
-Кто спал на моей постели?
-Кто же был в нашем доме?
«Шумные коробочки»
Цели:Развитие слухового внимания и памяти.
Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
Оборудование: одинаковые металлические баночки (из- под леденцов, крема и т.п.), наполненные сыпучими продуктами с частицами разной величины (манная и гречневая крупа, горох, фасоль и др.).
Описание: Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в металлической коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале трем, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.
«Узнай, что звенит (гремит)?»
Цели: - Развитие слухового внимания и памяти.-Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.
Описание: Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.
Название каждого звучащего предмета проговаривается.
Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
«Угадай, кто позвал?»
Цели: Развитие слухового внимания;- Развитие навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса. Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его .Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».
«Близко-далеко»
Цели: Закрепление представлений о взаимосвязи громкости звука с отдаленностью/приближенностью объекта (источника звука)- Развитие навыков силовой модуляции голоса.
- Активизация глагольного словаря по темам «Животные», «Птицы».Описание: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко лили близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)
Кричат дети: АУ (громко) АУ (тихо)
Мяучит кошка Мычит корова
Поет петушок Кудахчет курица
Квакают лягушки Каркает ворона
«Рифмы»
Цели:Развитие слухо–речевой памяти.
Формирование навыков анализа ритмического рисунка слов (методом соотнесения). Описание: Взрослый не торопясь, внятно, произносит три слова и просит ребенка повторить их. Затем взрослый называет ряд слов, среди которых надо найти слово/слова, рифмующееся (рифмующиеся) с третьим словом из запомненного ряда.
Мак-дом-ветка
(слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)
совок - вагон - гном
(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)
калитка - дом - каток
(улитка, гном, платок, листок, ком)
при трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.
«Четвертый лишний»
Цели: - Развитие навыков слуховой дифференциации длинных и коротких слов.Развитие слухо – речевую память.
Описание: Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак - бак - так - банан. Сом - ком - индюк - дом
Лимон - вагон - кот – бутон. Мак - бак - веник - рак
Совок - гном - венок – каток .Пятка - ватка - лимон - кадка
Ветка - диван - клетка - сетка
«Сочинитель»
На крючок попался…(сом)
Цели:- Развитие навыков рифмовки слов.
- Развитие слухового внимания и памяти
.Описание: Взрослый читает двустишие с пропущенным последним словом и просит ребенка подобрать слово в рифму.
Доски на гору везем ,Будем строить новый…
Здесь красивое местечко ,Протекает мимо… (речка)
Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась…(шишка)
Как-то вечером две мышки, Унесли у Пети…(книжки)
Суп сварила из (фасоли)
Мы собирали васильки,
Чтоб зимой не мерзли (лапки)
Говорят, один чудак В речке выловил башмак
Но, зато ему потом
«Озорные мышки» (Слоговой синтез)
Цели: Формирование умений анализа и синтеза звуко – слогового состава слов.Оптимтизация слухо-речевой памяти.
Описание:Игра предваряется чтением стихотворения (взрослым ребёнку).
В грамоту мышки дружно играли: Картинки смотрели, все буквы назвали,Отгрызли кусочек от каждого слова. Слова – горько плачут.
Составим их снова!
Задание/Инструкция: Мышки отгрызли и утащили слог «са» из всех слов. Сейчас я назову тебе оставшиеся кусочки слов. Добавь к каждому кусочку слог «СОК», чтобы кусочки снова превратились в слова. Назови слово целиком.
Слова: ПЕ (СОК), НО(СОК), ЛЕ(СОК), ПОЯ(СОК), ГОЛО(СОК), КОЛО(СОК).
Вариант игры для синтеза слов со слогом «РА»
Слова: ИГ(РА), НО(РА), ГО(РА), ЖА(РА), ШКУ(РА), КАНУ(РА).
Вариант игры для синтеза слов со слогом «ЗА»
Слова: КО(ЗА), ВА(ЗА), РО(ЗА), СТРЕКО(ЗА), ГРО(ЗА), СЛЕ(ЗА), МИМО(ЗА)
Звуковой анализ слова (1)
Цели:-Развитие фонематического анализа (выделение звука из слов).-Развитие навыков позиционного звукового анализа слова.Описание: Определить первый звук в словах. Выделить звук, голосом, «нажать» на него.
Малина, монета, магнит, маска, маки, море, музыка.Определить есть звук М в слове, или нет (хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук):
Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, март, цыпленок, коза.Определить, где слышится звук М – в начале, середине или конце слова:
Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк. мыло, крем, лом, лямка,. сумка, мука, море.
Определить, в каком из двух (первом или втором) слов слышится звук М:
Калина-малина, море-горе, мох-пух, мухи - сухо,раки-маки, монета-ракета, мука-рука, магазин-бензин, мыло-шило.
Звуковой анализ слова (2)
Цели:Развитие фонематический анализ (выделение звука из слов) Развитие навыки фонематического анализа на материале коротких текстов.Описание: Взрослый называет слова и просит ребенка определить первый звук в каждом слове. В задании 2 взрослый читает рассказ, ребенок запоминает слова с заданным звуком.
1.Определить первый звук в словах:
Оля, иволга, аист, утка, ослик, этаж, автобус, обруч, улитка, абрикос, индюк.
2. Прослушать рассказ и запомнить слова со звуком Р:Рома и Вова пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали пять карасей и двух раков. Скоро подул ветер, и сбежались тучи. Послышались раскаты грома. Мальчики поспешили к дому.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание:Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом
Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису
.Краткое описание :Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др
.Краткое описание :Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Сказка «Поспешили — насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание:Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква — к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го — горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му — мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха
.Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Краткое описании е:Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Краткое описание:Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра « Не разбуди Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.Краткое описание:
Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание:На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.
Краткое описание: Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Краткое описание: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
РАЗВИТИЕ
ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»
Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку, Кур стерегу Кудах-тах-тах !Снеслась в кустах.
Мур-муррр !Пугаю кур. Ам-ам !Кто там?
Кря-кря-кря Завтра дождь с утра! Му-му-у! Молока кому?
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, что делают»
Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.
Краткое описание:
Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звукаф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
РАЗВИТИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА.
Рассказ «Кто как кричит?»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Краткое описание:
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Рассказ «Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.
Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
Мяу, мяу, — спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
Кря-кря-кря, — затянула утка.
- И ты. Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! — зарычал медведь.
Ты, лягушка, спой!
- Ква-ква-квак-к-к! — проквакала квакушка.
А ты, кукла, что споешь?
- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Птицеферма»
Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Краткое описание:
Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 — 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Краткое описание:Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Дует ветер»
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой — сильный ветер, качающий ветви деревьев.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
Игра «Кто внимательный?»
Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.
Краткое описание:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий — второго, первый — третьего.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.
Краткое описание:Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Игра «Кот и мыши»
Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.
Краткое описание: Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:
«Тише, мыши.Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись! И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.
.Кто это? Что Это?
Цель: дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование: Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Взрослый обращается к детям: «Вокруг вас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом «Что это?». Взрослый указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают, например: «Книга, игрушки, стол». «Как можно спросить про эти предметы?» - «Что это?» Далее взрослый говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» Взрослый указывает на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню, детей – и спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы».
1.Подарки
Цель. Закреплять практическое усвоение детьми понятия «слово».
Оборудование. Игрушки: конь, волчок, кукла, самолет и т.д.
Описание игры. Дети образую хоровод. Водящий стоит в середине. Дети идут вправо со словами:
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в середине круга называет подарок, который он желает получить, и читает соответствующий стишок. Если он называет коня, дети изображают как скачет конь, если куклу, они пляшут, если волчок – кружатся, если самолет – подражают полету самолета.
2.Кто в тереме живет?
Цель. Учить детей правильно употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.
Оборудование. Картонный домик с дверью, которая может открываться и закрываться, метки всех детей группы, нарисованные на твердой бумаге.
Описание игры. Педагог поочередно ставит в дверях домика метки детей и спрашивает: «Терем – теремок, кто в тереме живет?» Дети, которые узнают метку, называют имя и фамилию.
3.Почтальон.
Цель. Учить детей правильно употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.
Оборудование. Конверты с метками детей.
Описание игры. Дети кладут в коробку письма со своими метками. 2-3 ребенка – почтальоны – разносят письма тем, кому адресованы. Вручая письма, почтальоны громко называют имя ребенка.
4 Микрофон.
Цель. Учить детей правильному употреблению собственных имен существительных в единственном числе, им.п.
Оборудование. Стульчики по количеству детей, игрушечный микрофон.
Описание игры. Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог смотрит на детей и запоминаем цвет их платья, какие-нибудь характерные детали одежды. Затем он объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка с белой лентой в волосах, на ней был красный свитер и клетчатый фартучек. Кто знает, как ее зовут, пусть поднимет руку и назовет ее имя».
5 Кто ушел?
Цель. Учить детей употреблению собственных имен существительных в именительном падеже единственного числа.
Оборудование. Стулья.
Описания игры. Дети садятся на стульях. Сбоку четыре стула для участников игры. Педагог говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый напротив. Педагог предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. «Вова, посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если он угадал, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а педагог вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.
6 . А что у вас?
Цель. Учить детей правильно образовывать мн.число сущ. В им.п.
Оборудование. Лото.
Описание игры.
Вариант 1. Принцип игры тот же, что для всех лото. На больших картах лото даны изображения различных предметов. На маленьких картах даны те же предметы, но во мн.числе. Ведущий сам называет предмет во мн.числе: «У меня шары. А у вас что?» - «А у меня шар».
Вариант 2. Ведущий молча показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в ед. и мн. числе: «У меня шары, а у вас шар»
7 Парные картинки.
Цель. Учить детей употреблять в речи сущ-ные в ед. и мн.ч. И.п.
Оборудование. Парные картинки, изображающие предметы обихода.
Описание игры.
Вариант 1. По показанной педагогом картинке ребенок отыскивает у себя такую же и правильно и называет ее. Один набор раздается детям (по 5 штук). Другой остается у педагога. Показывая одну из имеющихся у него картинок, педагог обращается к детям: «У кого есть такая же картинка?» Ребенок, у которого оказалась парная картинка, отдает ее и называет. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут возвращены педагогу.
Вариант 2. В наборе картинок, который раздается детям, изображены те же предметы, но во мн.числе. Педагог говорит: «У меня один мяч. А у кого много? Ребенок отвечает: « У меня много мячей». Картинку отдает педагогу, а за правильный ответ получает фишку. В конце игры определяется победитель
8..Найти, что надо.
Цель. Учить детей правильно склонять существительные (винительный, творительный, предложные падежи).
Оборудование. Набор предметных картинок.
Описание игры. Раздать детям набор картинок: корзина, ложка, полотенце, санки и т.д. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» (Санки). Ребенок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» - (Полотенцем) или (Нина вытерла руки полотенцем). «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» - (Ложкой) или (Оля стала есть суп ложкой).и т.д. Свой ответ ребенок сопровождает показом соответствующей картинки.
9. Что нужно кукле.
Цель. Учить детей определять в речи сущ-е в И.п., Т.п., В.п.
Оборудование. Картинки с предметами, используемые при умывании, еде, одевании ( мыло, зуб.щетка, полотенце, зуб.паста, гребень, щетка для волос, заколка, лента для волос; скатерть, ваза, поднос, кружка, тарелка, столовый прибор; носки, ботинки, шапочка, блузка, юбка, перчатки, куртка).
Описание игры. Педагог знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их детям. Берет куклу и говорит: «Наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем?» Дети дают картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Педагог направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Педагог требует от детей использования существительных в нужном падеже.
10. Разведчики
Цель. Учить детей правильному употреблению в речи существительных в творительном падеже.
Оборудование. Игрушки.
Описание игры. Дети разбиваются на 4 – 8 отрядов. Каждый отряд получает «боевое задание» - найти спрятанный командиром (педагогом) предмет. Например, один отряд должен найти игрушечный самолет, другой – пушку, третий – танк и т.д. Тот, кто первым из отряда найдет предмет, собирает весь остальной отряд, ведет его к командиру и рапортует о том, где был найден предмет. Например: «Танк мы нашли под елкой» Отряд, раньше других выполнивший задание, считается лучшим и получает приз.
11. Что кому нужно?
Цель. Учить детей правильному употреблению имен существительных в дательном падеже.
Оборудование. Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.
Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением людей различны профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка – летчик, поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, который раньше закроет свои картинки, считается победителем.
12. Кто чем питается?
Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.
Описание игры. Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают:
Травой, корой белка
Сеном, соломой лиса
Овсом, сеном заяц
Курами, зверьками мышь
Молоком, мясом дятел
Жуками, гусеницами корова
Орехами, грибами лошадь
Крупой кошка
13. Кто чем защищается?
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц, фишки.
Описание игры. Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: « Кошка защищается когтями». За правильный ответ ребенок получает фишку. Победителям считается тот, у кого больше фишек.
Клювом кошка Иглами слон, рогами собака
Зубами еж ,когтями олень
Хоботом гусь
14. Один – одна – одно.
Цель. Учить детей различать род имен существительных.
Оборудование. В коробке перемешаны мелкие предметы или картинки.
Мужской род Женский род Средний род
Карандаш книга колесо
Лимон груша яблоко
Фартук рубашка платье
Ремень шапка пальто
Описание игры. Дети по очереди достают из коробки предметы, называют их: «Это карандаш».Педагог спрашивает: «Сколько?» (Один карандаш). За правильный ответ ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого ребенка и выявляется победитель. Примечание. В вопросе педагога следует избегать названия существительного «Сколько карандашей?», так как ответ будет (Карандашей один). Существительное обязательно должно быть согласованно с числительным.
15. Чьи детки?
Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».
Оборудование. Картинки с изображением животных и картинки, изображающие их детенышей.
Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением животных: собаки; коровы; кошки и т.д. Картинки, на которых изображены детеныши, остаются у воспитателя. «Плачут котята, потеряли они свою маму, - говорит педагог, кто у них мама?» (кошка), - отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе картинку с изображением котят. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.
16.. Поможем кукле.
Цель. Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: посуда, одежда, игрушки, транспорт и .т.д.
Оборудование. Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.
Описание игры. На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Педагог раздает маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, транспорта и т.д. Большие карты остаются у педагога. Он обращается к детям: «Села кукла за стол завтракать, а стол не накрыт. Надо помочь кукле. Что ей нужно?» Дети, у которых на карточках изображена чайная посуда, отдают свои карточки и говорят: « я ДАЮ ЧАШКУ» Педагог продолжает» «Хотела кукла играть – нет игрушек…», и т.д. Дети отдают все, что нужно кукле, называя предметы на их картинках.
17. Птички в клетках.
Цель. Закреплять в активном словаре детей запас сущ-ных по теме «Птицы». Оборудование. Маски птицы и кошки.
Описание игры. Дети стоят в кружках по три человека, их которых двое образуют клетку, а третий – птичку в клетке. Один ребенок стоит в отдалении – это кошка. По просьбе педагога каждый ребенок – птичка называет себя.
1 часть. Клетки крутятся под музыку. Когда кончается музыка, клетки останавливаются, птички говорят: «Как мы в клеточке скучаем. Отпустите полетать!» Остальные дети отвечают: «Птички - птички, берегитесь: кошка может вас поймать!»
2 часть. Птички бегают по комнате. Когда заканчивается музыка, выбегае кошка и ловит птичек. Пойманная птичка становится кошкой,а кошка -0 птичкой.
18. Кто это?
Цель. Закреплять в активном словаре детей сущ-ные по теме «Животные».
Оборудование. Несколько (по числу играющих) больших карт с изображением знакомых животных. Маленькие картинки по 3-4 на каждою большую карту с изображением соответствующего животного. Каждые 2-3 животных окрашены в один цвет (лиса и белка рыжие, медведь и куница коричневые, волк и ежик серые и т.п.) Это исключает цвет как признак узнавания.
Описание игры. Детям раздаются большие карты, у педагога – маленькие. Игра проводится как обычное лото с картинками. При этом дети не только называют животное, но сообщают его позу или действие: «Это лиса. Она смотрит назад», или: «Это кошка. Она сидит на задних лапках и умывается».
19. Кто что делает?
Цель. Закреплять в речи детей сущ-ные по теме «Профессии».
Оборудование. Большие карты и маленькие карточки по типу лото.
Описание игры. Воспитатель раздает детям большие карты, маленькие остаются у него. В центре большой карты изображен представитель той или иной профессии. Вокруг центральной карты расположены 6 пустых квадратов, которые заполняют маленькими картинками.
Воспитатель постепенно открывает маленькие карточки и задает вопросы: «Кто сделал? Кто сшил платье?» и т.д. Правильно ответившие дети получают маленькую карточку и заполняют пустое место на большой карте. Выигравшим считается тот, кто раньше других заполнит все квадратики.
Образец речи детей: Столяр; стол сделал столяр.
20. Цепочка слов?
Цель. Расширять запас сущ-ных в активном словаре детей.
Оборудование. Мяч, значки и т.д.
Описание игры. В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя сущ.) например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.
21. Рыбы, звери, птицы.
Цель. Закреплять в активном словаре детей сущ-ные по темам: «Рыбы», «Звери, «Птицы».
Описание игры. Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша говорит: «Рыбы, птицы, звери….рыбы, птицы, звери».
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и , указывая на него пальцем, говорит: «Звери». Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя, получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.
22. Рыболовы.
Цель. Закреплять навык счета в пределах 5, правильно согласовывая числительные с существительными.
Оборудование. Удочка с магнитом, привязанным к концу шпагатом, в коробке 20 бумажных рыбок, на головки которых надеты скрепки, синяя бумага, прикрепленная к картону.
Описание игры. Рыбки находятся в пруду коробке посередине стола. Педагог вызывает детей по одному, дает удочку и предлагает ловить рыбок. Выловленных рыб дети считают: «Я поймал одну рыбку».
23. Покорми цыпленка.
Цель. Учить детей правильно называть количественные числительные в пределах 4.
Оборудование. Спичечная коробка, 4кукурузных, бобовых или гороховых зернышка, игрушечный цыпленок или утенок.
Описание игры. Педагог показывает маленькую коробочку, качает ее так, что внутри перекатываются и гремят кукурузные зерна, а дети отгадывают, что в ней может быть. Затем педагог выбирает из нее зерна. При этом дети громко считают: « Одно, два, три, четыре». После этого педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему в каждый уголок коробочки положить по одному зернышку, считая.
24. Мы идем, идем.
Цель. Закреплять умение правильно называть и согласовывать существительные с числительными в пределах 5.
Оборудование. Карточки с разным числом точек в пределах 5, подставки с мозаикой.
Описание игры. Дети сидят за столом, перед каждым подставка с мозаикой. Они передают друг другу карточки и говорят «Мы идем, идем, идем» По сигналу дети переворачивают карточку, смотрят на нее, ставят на подставку столько грибков, сколько точек на карточке и каждый говорит сколько поставил.
«Осторожные птицы»
Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».
Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.
Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц»,— предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).
При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.
«Узнай ягоду»
Цель. Закрепление представлений по теме «Ягоды». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование. Наиболее распространенные в данной местности ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например черная смородина, земляника, малина.
Описание игры. На столе тарелочки с ягодами. Педагог предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребенок к столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Для этого ребенок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.
Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы сильнее был запах.
.«Узнай цветок»
Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыш, фиалка, сирень.
Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета. Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох. Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи).
«Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование. Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см, диаметр горлышка 1-1,5см).
Описание игры. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.
«Одуванчики»
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).
«Надуй игрушку»
Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди, жирафы и т. п.
Описание игры. Детям раздают хорошо промытые резиновые надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутой игрушкой.
«Капитаны»
Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не. надувая щек.
Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).
«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
«Надуем пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
«Вот какие мы большие!»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
Повторить 3-4 раза.
«Часики»
Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.
Оборудование: игрушечные часы.
Держу часы в руках,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
Где же, где же, где часы?
Вот они часы мои,
Идут часы вот так!
Как часики стучат?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.
Тик-так, тик-так!
Повторить 4-6 раз.
«Понюхаем цветочек»
Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
Оборудование: цветок.
Здравствуй, милый мой цветок.
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.
Повторить 4-5 раз.
«Дудочка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.
Оборудование: дудочка.
Заиграла дудочка
Рано поутру.
Пастушок выводит:
«Ту-ру-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»
Как играет дудочка?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.
Повторить 4-5 раз.
«Флажок»
Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.
Оборудование: красный флажок.
Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас флажок!
Наш флажок прекрасный,
Ярко-ярко красный.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.
Повторить 4-6 раз.
«Как мыши пищат?»
Цели: тренировка артикуляционного аппарата;
Оборудование: игрушка мышка.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»
Повторить 3-4 раза.
«Вертушка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.
Оборудование: вертушка.
Веселая вертушка
Скучать нам не дает.
Веселая вертушка
Гулять меня зовет.
Веселая вертушка
Ведет меня к реке,
Где квакает лягушка
В зеленом тростнике.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.
«Птичка»
Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.
Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди не улетай.
Улетела птичка…Ай!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.
Повторить 4-5 раз.
«Снежинки»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
Оборудование: бумажные снежинки.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Белые пушиночки.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
Повторить 4-6 раз.
«Снежинки»
Стоя, держать на ладонях кусочки ваты. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
«Повороты»
Стоя, держать руки на поясе. Поворот туловища в стороны, влево поворот – вдох, вправо – выдох.
Боком – боком, боком – боком,
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
«Зайка скачет»
Стоя, держать руки на поясе. Делать прыжки на месте ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.
Прыг – скок, прыг – скок
Скачут зайки скок – поскок,
На зелененький лужок
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыг зайчонок под кусток!
«Земляничка»
И.п. руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальчиками пальцев правой ноги. Правая рука остается на поясе – выдох. Выпрямиться – вдох. Наклоняясь, правой рукой коснуться пальчиками пальцев левой ноги. Левая рука остается на поясе – выдох.
Мы шли, шли, шли
Земляничку нашли
Раз, два, три, четыре, пять ,ищем ягодку опять.
Логопедические игры и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Упражнения для развития речи»
В помощь педагогам предлагаю ряд ураженений, направленных на развитие речи....
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...