влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по физкультуре по теме

Хвостова Ольга Ивановна

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартошевич по программе развития двигательной деятельности детей "Радость в движении" и придерживаться основных дидактических принципов, предложенных А.И. Смирновой в учебно-методическом пособии "Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_fiz._upr._na_razvitie_rechi.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктор по физической культуре

 высшей квалификационной категории

Хвостова Ольга Ивановна

МБУ детский сад № 139 «Облачко».

г.о. Тольятти

Развитие речи детей с ОНР через упражнения с мячами.

     Наш детский сад посещают дети с общим недоразвитием речи,  и перед педагогическим коллективом встал вопрос: «Как развивать речь дошкольников в непосредственно – образовательной деятельности по физическому развитию?»

     Чем шире круг двигательных умений и навыков, чем богаче двигательный опыт, тем лучше и быстрее дети осваивают новые упражнения с мячами, тем лучше и быстрее развивается речь дошкольников. Мелкая моторика тесно связана с функцией речи. Исследования Т.П. Хризман, М.И. Звонарёвой показали, что когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него усиливается согласованность деятельности лобных и височных отделов мозга. При разгибе и сгибе пальцев правой руки в левом полушарии мозга ребёнка возникают согласованные электрические колебания именно в лобных и височных зонах, то есть двигательно – речевом отделе мозга.

     В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание постоянным и систематическим действиям с мячом, ведь именно они помогают развивать речь дошкольников.  Это даёт возможность активизировать не только мелкую, но и общую моторику детей. Работа в этом направлении показала, что у дошкольников наблюдается некоординированность, скованность, а так же многочисленные ошибки как при бросании, так и при ловле мяча. Дети действуют в медленном темпе, что приводит к потере мяча, затрудняются в ведении мяча в определённом ритме. Поэтому очень важно обращать внимание на ошибки при выполнении упражнений с мячом. Дети ловят мяч, прижимая его к телу, поэтому необходимо обратить внимание на то, чтобы ребёнок стоял, слегка расставив ноги, и ловил мяч кистями рук, не включая в это движение туловище. При подбрасывании дошкольники не придают полёту мяча вертикальное положение, а подбрасывают его часто за голову или вперёд. Поэтому очень важно на первоначальном этапе обучения исправлять имеющиеся ошибки у ребёнка. Таким образом, в процессе двигательной деятельности упражнения постепенно усложняются как по форме, так и по содержанию. Только при исправлении ошибок можно обеспечить формирование правильного навыка владения мячом. В результате специальных приёмов обучения количество ошибок уменьшается.

     Среди многих форм работы по физическому воспитанию сами дети отдают предпочтение подвижным играм. И наши воспитанники не исключение. Именно игра, по мнению Е.А. Аркина, как никакая другая деятельность способна довести до высшей степени работоспособность организма.  Играя, дети не устают выполнять упражнения, доводя его до автоматизма, тем самым развивая мелкую моторику рук. «Спортсмены – баскетболисты» (отбивание мяча с продвижением вперёд и забрасыванием в баскетбольную корзину). «Жонглёры» (перебрасывание мяча  друг другу с отскоком от пола). «Кто больше подбросит» (подбрасывание мяча с дополнительным заданием). «Вышибалы», «Перестрелка», «Ловишка с мячом» и многие другие. В играх реализуются следующие образовательные области: безопасность – формирование навыков безопасного поведения в спортивном зале при играх с мячом; музыка – часть игр проводятся под музыкальное сопровождение; труд – дети убирают физкультурный инвентарь и оборудование после игры.

        Чтобы сформировать у дошкольников самостоятельность, активность и правильность выполнения упражнений с мячом на основе самоконтроля, педагогический коллектив разработал пиктограммы, которые называются «Школа мяча». В спортивном зале созданы двигательные зоны «Школы мяча», а наличие мячей разных размеров позволяет поддерживать интерес воспитанников к действиям с мячами. Воспитатели и инструктор по физической культуре предлагали детям рассмотреть и последовательно рассказать о действиях с мячом, используя разные приёмы: «Я покажу, а вы найдите это упражнение на пиктограмме». «Посмотри и покажи, а затем расскажи о своих действиях». «Какое упражнение выполнил твой друг?». «Загадай упражнение, выполни его, а твой друг покажет пиктограмму и расскажет, что ты выполнил», то есть дети не только показывают, выполняют, но и обговаривают свои действия с мячом, что  помогает развитию речи дошкольников. На этом этапе реализуется интеграция образовательных областей: коммуникация – поощрение речевой активности, социализация – побуждение дошкольников оценивать свои действия и действия сверстников, здоровье – рассказ детям о влиянии упражнений с мячом на развитие их речи и подготовки руки к письму.

      Формируя навык владения мячом, педагогический коллектив придерживался основных дидактических принципов, предложенных А.И. Смирновой в учебно – методическом пособии «Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики».

  • доступность – по структуре движений, физиологической нагрузке, по достижению координации движений, взаимосвязи основных элементов по способности управления работой мышечных групп;
  • индивидуально – дифференцированный подход в выборе заданий осуществляется с учётом результатов обследования;
  • гуманизация – обеспечение интересов ребёнка на выбор мяча и способа действия (20% времени двигательной деятельности в группах ОНР выделяется на самостоятельную двигательную деятельность);
  • сознательности и активности – создании двигательных зон «Школы мяча» в сочетании с вербальными приёмами.

     Обучая детей действию с мячом, педагогический коллектив детского сада пришёл к выводу: при обучении упражнений с мячом целесообразно развивать двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартошевич по программе развития двигательной деятельности детей «Радость в движении». На каждый этап предлагается пиктограмма по выполнению упражнения.

Этапы развития двигательной сенсорики (перебрасывания мяча друг другу).

  1. Дети многократно перебрасывают мяч друг другу любым способом, без изменения положения в пространстве. Здесь большое внимание уделяется двигательной памяти детей, это помогает ребёнку запомнить движение и выполнить его автоматически. Эффективным является приём словесного указания: «Запомни, как выполнил и сделай так же». На пиктограмме с упражнением нарисован поезд.
  2. Изменение временных характеристик выполнения движения.  На втором этапе развивается чувство скорости, т.е. изменение времени выполнения движения. Детям предлагают перебрасывать мяч быстро. На пиктограмме с упражнением нарисована стрела.
  3. Выполнение упражнения с дополнительным заданием. Например: подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, а затем перебросить сверстнику. На пиктограмме изображён вопросительный знак. (Что можно добавить?) На этом этапе у детей обостряются мышечные чувства и усложняется анализ движения.
  4. Выполнение движения с закрытыми глазами. Перед перебрасыванием нужно закрыть глаза, открыть и перебросить. На пиктограмме – закрытый глаз.
  5.  Выполнение движений с разнообразием пособий. На этом этапе используются мячи разных размеров и разных по весу (1-1,5кг)
  6. Изменение пространственных условий. Дети сами выбирают расстояние, при котором удобно перебросить мяч или перебрасывают его в движении.
  7. Этап развития двигательного творчества. Он заключается в конструировании, создании новых движений, при максимальном использовании ребёнком своих знаний, опыта и на основе освоенных движений.

Инструктор по физической культуре и воспитатели не только формируют навык выполнения упражнения с мячом по пиктограмме, но и помогает размышлять по поводу использования мяча. Например, в левом углу пиктограммы изображены рисунки: гиря (она зачёркнута), воздушный шарик. Значит, ребёнок для выполнения движения возьмёт лёгкий, надувной мяч. Или следующие изображения: большой дом (зачёркнут), маленький домик. Значит, ребёнок возьмёт мяч маленького размера. Если на пиктограмме нарисована гиря, значит, для выполнения действия с мячом нужен набивной тяжёлый мяч.

     Ребёнок научается осознанно осмысливать значение пиктограммы (какое действие с мячом я должен выполнить); её целей (для чего я это делаю?); путём достижения цели (как я это делаю).

     Таким образом, поэтапное развитие двигательной сенсорики способствует развитию речи дошкольников в непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре.

Результаты работы позволяют сделать выводы:

  1. Целенаправленное обучение детей действиям с мячом укрепляет не только мелкую моторику и помогает в развитие речи воспитанников, но и улучшает показатели физической подготовленности (увеличение двигательной активности детей, улучшение показателей физических качеств: гибкости, ловкости).
  2. Упражнения с мячами разного размера последовательно прорабатывают кинетическую связь верхних конечностей от плеча к кисти.
  3. Упражнения на больших мячах «Хоп -55» и «Хоп 65» стимулируют опорно – статическую систему тела, мобилизуют структуру позвоночника, мышцы груди и живота в формировании осанки.
  4. Широкое использование действий с мячом на прогулках усиливает эффективность воспитательного процесса по физической культуру.
  5. Приобретённый опыт позволяет детям самостоятельно объединяться в игре со сверстниками и снять организованность педагогического процесса.

                                                                                                                                       Литература.

«Радость в движении». Программа двигательной деятельности детей 3-7 лет и методические рекомендации к ней. О.В.Дыбина, Т.И. Бартошевич, Н.П. Рахманова. Тольятти 2007

  Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей, студентов педагогических вузов и колледжей «Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики «Школа мяча». Автор – составитель Смирнова А.И. Тольятти 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.Я работаю воспитателем в логопедической группе.  В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках.  В процессе выполнения физических упражнений ...

Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...

«Развитие памяти и речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов»

Стихотворения в дошкольном возрасте являются основным средством развития памяти. Заучивание стихотворений детьми приводит к развитию памяти...

Публикация.Коррекция речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через народное устное творчество.

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования материалов устного народного творчества в логопедической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Ключевые с...