Статья: "Развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого уровня средствами инновационных технологий"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность абсолютно всех структур мозга. Особую роль для процесса речи играют: слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: голосового, дыхательного и артикуляционного. Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. Произнесение речевых звуков происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точнейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется ЦНС. Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры левого и правого полушарий, что возможно только лишь при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особое значение в речевой деятельности имеют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Будовская Надежа Николаевна,
воспитатель МОУ «Детский сад № 345»
СТАТЬЯ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРВОГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В настоящее время наблюдается неуклонный рост детей с тяжелым недоразвитием речи. Проблема развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с «безречевыми» детьми, то есть с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.
Группа «безречевых» детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость - все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.
В последние десятилетия проблема ранней диагностики нарушений развития детей с ОНР является объектом изучения многих исследователей (Л. П. Голубева, С. Д. Забрамная, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Л. С. Цветаева, С. Н. Шаховская и др.). Однако исследований по проблеме обследования неговорящих детей в условиях детских поликлиник нет.
Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, П.Е. Левиной О.Н., Усановой, Т.Б. Филичевой и др.
В публикациях Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской и др. отмечается факт наличия у неговорящих детей нарушений коммуникативного акта, которые сопровождаются незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов.
Обобщая изученный опыт ряда педагогов, можно выделить следующее: логопедическая работа с «безречевыми» детьми строится с учётом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А. М. Шахнарович, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Т.Н. Ушаковой. Данными авторами и определен порядок работы с «безречевыми» детьми. Работа с «безречевыми» детьми строится с учётом дидактических принципов: комплексности, максимальной опоры на полимодальные афферентации; опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поэтапного формирования умственных действий; учёта зоны ближайшего развития; усложнения материала; онтогенетический; функционально-семантический.
Фазами речевой деятельности или этапами порождения речевого высказывания являются: мотивационно-побудительная, ориентировочно-исследовательская, планирующая, исполнительная, фаза контроля. В обобщённом виде порождение речи может быть представлено в виде структуры:
1 - звено формирования мотивационно-целевой установки и речевой интенции - мотивационно-побудительный этап;
2 - звено замысла (внутренней программы, плана, внутренней схемы, первичной семантической записи, смыслообразования) - ориентировочно-исследовательский этап;
3 - звено языкового оформления и моторного программирования будущего высказывания - планирующий этап;
4 - звено моторной реализации плана (реализация программы, замысла) - исполнительный этап.
На протяжении всего процесса речепроизводства осуществляется контроль - сопоставление получаемых результатов с замыслом и, в случае необходимости, производится коррекция соответствующих этапов.
Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность абсолютно всех структур мозга. Особую роль для процесса речи играют: слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: голосового, дыхательного и артикуляционного. Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. Произнесение речевых звуков происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точнейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется ЦНС. Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры левого и правого полушарий, что возможно только лишь при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особое значение в речевой деятельности имеют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.
Дети с речевыми патологиями, особенно в тяжелой форме, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. В этом случае у них ограничено общение с окружающими. Невзирая на то, что большая часть детей с речевыми нарушениями способны понимать обращенную к ним речь, сами они не могут полноценно общаться с другими людьми. Дети с нарушениями речи чувствуют дискомфорт, находясь коллективе, они редко принимают участие в общих играх со сверстниками. В подобных условиях положительное влияние общения на развитие детей с нарушениями речи оказывается минимальным. В результате недоразвития речи у этих детей наблюдается интеллектуальное отставание, которое имеет вторичный характер.
В коррекционной работе с дошкольниками с ОНР 1 уровня современные логопеды - практики, все чаще прибегают к использованию инновационных технологий.
Инновационные образовательные технологии всегда соответствуют приоритетным направлениям науки, определенным государством, хотя изначально понятие «инновация» относилось к сфере экономики.
Можно выделить следующие виды инновационных логопедических технологий:
1.Здоровьесберегающая технология, которая включает в себя:
а) Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, которая играет большую роль в развитие речи.
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи
б). Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж, гипокситерапия, организации питания, режима дня и др.).
2. Коррекционные психокоррекционные технологии: сказкотерапия (сочиняют сказки, рисуют, лепят – развивают мелкую моторику рук и речь
арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и т.п.).
3.Технология легоконструирование. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами ЛЕГО-ребенок учиться творчеству, созиданию. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в логопедической работе.
4. Игровая технология. Используется в любых режимных моментах. Игровая технология применяется для развития умения составлять описательные рассказы можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию», «Волшебный мешочек», в ходе которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса - хитрая, рыжая, пушистая.
5. Технология моделирования. Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного. Детей обучают составлению предложений: по предметным картинкам; по сюжетным картинкам; по демонстрируемым действиям; по опорным словам. Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности - схемы, буквы, картинки, предметные игрушки.
6. Информационно-коммуникационные технологии;
7. Дистанционные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями);
8. Педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: ароматерапии, хромотерапии, библиотерапии и т.п.;
#1057;мешанные технологии - традиционные логопедические технологии с использованием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики Р. Штайнера и М. Монтессори, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др.;
#1054;рганизационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, например дистанционная поддержка.
11. Синквейн – как инновационная технология. В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, при помощи дидактического синквейна целесообразно решать следующие задачи: осуществляется коррекция звукопроизношения; формируются навыки звукового анализа и синтеза; развиваются лексико-грамматические категории; формируется связная речь.
12. Су-Джок терапия. Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика.
13. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Метод А.Н. Стрельниковой является лидером среди всех существующих сегодня дыхательных техник для детей. Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. В коррекционной педагогике дыхательную гимнастику по Стрельниковой назначают в 2 случаях: при коррекции речи и при психоэмоциональных нарушениях. Цели в данных 2 случаях - разные. При психоэмоциональных нарушениях вследствие органических поражений мозга, при ММД, при СДВГ назначается комплекс, целью которого является снижение внутричерепного давления и быстрое активное насыщение мозга кислородом. Благодаря активному насыщению кислородом крови, происходит улучшение кровообращения в мозге, активизация метаболизма.
Большую роль в развитии речевых способностей играет погружение ребенка в речевую среду. Чтобы сформировать вокруг малыша необходимые условия: общаться с ним на разные темы, использовать разные слова, менять интонации, говорить четко и ясно, проговаривать свои действия, показывать ребенку иллюстрации или объемные фигуры, комментировать их словесно.
14. Технология развития речи у неговорящих детей раннего и дошкольного возраста Шишкиной Н.А. «Мои первые слова».
В логопедической работе воспитателя наиболее продуктивными выступают следующие инновационные технологии: арт - терапевтические технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесно - ориентированные техники; «Су - Джок» - терапия; технология здоровьесбережения, криотерапия; технология развития речи у неговорящих детей раннего и дошкольного возраста Шишкиной Н.А. «Мои первые слова»; методика развития для неговорящих малышей Новиковой-Иванцовой.
Таким образом, дошкольное образование на современном этапе введение в действие ФГОС влечет необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на: выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
В ходе организации индивидуальной работы с дошкольниками с ОНР 1 уровня речевого развития можно использовать:
- задания из программы Нуриевой Л.Г. и АВА-терапии.
Авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. Одна из глав посвящена изложению методики занятий с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно. Методика Л. Г. Нуриевой также с успехом применяется для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией.
2) задания на развитие предметного и глагольного словаря Н.В. Коняхина (См. приложение 5, пример одного из заданий).
3) Первоначальные навыки ведения диалога согласно инновационной технологии по Шишкиной Н.А. «Мои первые слова», альбом: «Мои первые фразы» .
4) методику инновационной технологии работы Т.Н. Новиковой – Иванцовой, направленную на формирование языковой системы, формирование слоговой структуры слов у детей с тяжелой речевой патологией .
5) инновационные технологии Созоновой Н.Н., Куциной Е.В. Читать раньше, чем говорить по развитию речи с алалией 3-7 лет.
Использование в работе двигательных опор ритмизирует и способствует лучшему запоминанию звукослоговой структуры слова. В качестве двигательных опор при воспроизведении звукослоговой структуры слова могут использоваться: массажные коврики, шарики, выкладывание заборчиков и дорожек из палочек, макарон, камушек, ракушек, хлопки по коленям, по столу, замочки из рук и др.) Эффективным приемом работы является пропевание слоговых цепочек в сочетании с ритмизированными движениями, что в частности используется в инновационной технологии работы Т.Н. Новиковой – Иванцовой.
Упражнение «Массажный мяч» Для игры понадобится большой массажный мяч, проговаривать либо пропевать слоги и слоговые цепочки, одновременно выполняя различные действия: прыгать на мяче, сидя, уложить ребенка на живот, перекатывать вперед – назад, стуча по мячу руками, сжимая мяч в руках.
3 этап: Формирование предпосылок лексической стороны речи у неговорящих детей.
Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены: слуховое, зрительное внимание и память.
При формировании лексической стороны речи у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:
- лексическая сторона речи формируется на основе представлений о семантической структуре слова;
- многократное повторение нового слова;
- формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности. Расширение и обогащение лексического словаря происходит за счет усвоения знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий. В большинстве случаев развивается лексика, более частотная, близкая в ребенку в обычной жизни, конкретная. лексический материал отбирается исходя из его доступности по звукослоговому составу.
Благодаря такой работе, ребенок должен освоить определенные навыки, которые помогут научиться пользоваться речью для функциональной коммуникации, что позволит ему более успешно обучаться в дальнейшем, быть социализированным, активизировать речь и уменьшить проявления проблемного поведения, связанного с недостаточным пониманием речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52. //[Электронный ресурс]: .
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 c. [Электронный ресурс]. URL: .
3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б «Преодоление общего
недоразвития речи у детей». 2011 г. – 320 с. [Электронный ресурс]
4. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структурой у детей, страдающих алалией / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: 2000. //
5. Новиковская О.А. Учим ребенка говорить: Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков речи. – СПб.: «Издательство «Корона. Век», 2016. – 176 с.
6. Стребелева Е.А. Дидактические игры для умственно отсталых дошкольников: книга для учителя / Е.А. Стребелева, А. А. Катаева. – М.: БУК – Мастер, 1993.
7. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 189с.
8. Шишкина Н.А. Мои первые слова. Издательство: Карапуз., иллюстратор Волкова Е.С. 140с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
формирование связной речи у детей с ОНР...
"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"
Формирование связной речи у детей с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

