Движение ради здоровья
проект

Ольга Николаевна Перевозникова

Прогулки - походы в системе укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей современной семьи и дошкольных учреждений является воспитание  здорового ребенка, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах. Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, потому что одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленной задачи является взаимодействие с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_pohody.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюевская СОШ»

Дошкольные группы

Прогулки-походы в системе

укрепления здоровья дошкольников

Проект «Движение ради здоровья»

Воспитатель: Перевозникова О.Н.

                                          2017г.

Образовательные области:

        Физическое развитие:

Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. За последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров  физическом  развития детей, подростков, молодёжи. Поэтому необходимость найти эффективные пути оздоровления приобретает первостепенную социальную значимость. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

       Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорового ребёнка, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах.

   В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитателя».

       Вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем дошкольном учреждении (согласно Образовательной программы) подчинена реализации следующих задач:

- содействовать охране и укреплению здоровья детей;

- приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления;

- способствовать повышению уровня двигательной активности, освоению техники движений и их координации, выполнению правил подвижных игр.

     Для реализации поставленных задач мы разработали модель двигательного режима детей нашего сада с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, куда вошли: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, индивидуальная работа по развитию моторики, гимнастика пробуждения, самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, самостоятельная двигательная деятельность детей, а также занятия с руководителями плавания, физкультуры, музыки. Предусмотрели и участие родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, их участие в таких мероприятиях, как подготовка и проведение досугов и праздников, прогулок-походов в близлежащий лес, совместные игры детей с родителями и педагогом.

      Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй.

Личный пример родителей будет самым главным стимулом для ребёнка в стремлении вести здоровый образ жизни.

 Информация и практический опыт помогут:

  • создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности детей и взрослых;
  • повысить уровень двигательной активности детей и взрослых;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность заниматься физической культурой не только ребёнку, но и взрослому;
  • увидеть, узнать работу дошкольного учреждения по физическому воспитанию;
  • вызвать у родителей интерес к данному вопросу;
  • дать необходимые теоретические знания об уровне физического развития и физической подготовленности детей;
  • облегчить общение родителей и педагогов дошкольного учреждения;
  • обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в дошкольном учреждении, а значит, повысить эффективность работы по оздоровлению детей.

      В своём дошкольном учреждении мы организовали физкультурно-оздоровительный проект «Движение ради здоровья», который предусматривает организацию и проведение прогулок-походов выходного дня для детей старшего дошкольного возраста с родителями.

Цель проекта:

Установить единство работы семьи и дошкольного образовательного учреждения как средство приобщения родителей к проблеме воспитания здорового ребёнка.

Задачи проекта:

  • заинтересовать родителей детским туризмом как средством активного совместного отдыха;
  • расширить педагогические знания родителей по вопросу физического воспитания дошкольника;
  •  научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности;
  • формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.

Описание проекта

Данный проект необходим всем участникам образовательно-воспитательного процесса:

      Детям, родителям, педагогам.  Именно в результате реализации педагогического проекта можно найти наиболее эффективные методические приёмы в процессе оздоровления детей и взрослых. Выработать устойчивый интерес к совместным занятиям по физической культуре, к необходимости вести здоровый образ жизни, правильно и рационально использовать свободное время для сохранения и укрепления здоровья.

Этапы реализации проекта:

  1. этап. Подготовительный

Предполагается проведение всех необходимых мероприятий, направленных на организацию прогулки-похода.

  1. Педагогическое просвещение родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей средствами физического воспитания.
  2. Постановка целей и задач прогулок-походов выходного дня.
  3. Подборка необходимого информационного материала.
  4. Подготовка спортивного оборудования, разработка схемы маршрута, обследование места проведения прогулки-похода.
  5. Составление сценария проведения прогулки- похода.
  1. этап. Основной

Непосредственное проведение прогулки-похода.

  1. Согласование с участниками похода даты и места проведения.
  2. Ознакомление всех участников с содержанием похода выходного дня. Обсуждение необходимого снаряжения, спортивного инвентаря, который нужно взять с собой.
  3. Совместный сбор и отправление к месту проведения прогулки-похода.
  4. Непосредственное воплощение сценария прогулки-похода.
  1. этап. Заключительный

Подведение итогов реализации проекта.

  1. Анализ работы по организации и проведению прогулок-походов.
  2. Дальнейшее планирование проведения походов с перспективой на сотрудничество.
  3. Включение программы двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма в программу физического и валеологического воспитания.

Организация туристических походов совместно с родителями:

    Недалеко от нашего детского сада располагается лесной массив и протекает река (Клюевка). Прогулки-походы выходного дня — прекрасная возможность активного совместного отдыха детей и взрослых, общение с природой, смена обстановки. Это одна из наиболее активных форм привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.

Подготовка к прогулке-походу:

Работа с детьми

        Непосредственно перед походом проводится предварительная подготовка детей. На занятиях познавательного цикла педагоги обсуждают с детьми значение туристического похода, правила его проведения, содержание похода, помогают правильно подобрать необходимое снаряжение и соответствующую одежду.

         В совместной деятельности педагоги проводят наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривают иллюстративный материал, читают природоведческую литературу, разучивают подвижные игры. Подготавливают необходимые атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Поход» — кукол-туристов с набором необходимого снаряжения, рюкзачки. Дети с удовольствием играют в эту игру как до похода, так и после него.

Работа с родителями:

   Родители принимают самое непосредственное участие в организации прогулки-похода. Они беседуют дома с детьми, настраивают их, делятся собственным опытом, готовят сухой паёк, выбирают одежду и обувь, поддерживают интерес к живой природе, желание больше знать и уметь самому.

Работа с воспитателями, другими сотрудниками ДОУ:

   В подготовке и проведении похода участвуют  воспитатели, директор,  родители. Каждый из них не только сопровождает детей, но и решает свою педагогическую задачу. Воспитатель вместе с детьми собирает материал для уголка природы, беседует с родителями, проводит игры на развитие речи и т. п.

Пора в дорогу

    В день похода родители и дети, педагоги собираются на территории детского сада в заранее установленное время. Весь необходимый спортивный инвентарь, оборудование участники похода заранее подбирают в зависимости от времени года, оговаривают и готовят. Дети и взрослые с рюкзаками и спортивным инвентарём отправляются по маршруту движения. Общая продолжительность прогулки-похода составляет 1,5-2 часа. Воспитатель подготавливает весь необходимый спортивный инвентарь и оборудование для проведения подвижных игр, эстафет, аттракционов, спортивных игр.

Основная часть прогулки-похода:

     Родители и дети делятся на равные команды. Проводятся эстафеты и спортивные игры между командами. По окончании эстафет подводятся итоги совместного туристического похода, определяется команда-победительница, проводится награждение всех участников данного мероприятия.

Весной  была проведена прогулка-поход с детьми старшей группы «Посвящение в туристы» при участии родителей. Дети и родители получили массу положительных эмоций, заряд бодрости, сил, а главное — огромное желание проводить совместный активный отдых как можно чаще.

Прогулка-поход «Посвящение туристы» с детьми старшего дошкольного возраста-совместно родителями:

Цель: оздоровление организма воспитанников повышения уровня двигательной активности детей  и взрослых.

Задачи:

  • упражнять детей в основных движениях;
  • развивать выносливость, навыки самоорганизации;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Снаряжение детей: спортивная одежда, обувь, головные уборы по погоде, рюкзаки с питьевой вод ой, салфетками, атрибутами для игр.

Время проведения: весна, лето.

Место проведения: поляна

Длительность: 2 часа.

Подготовительная работа: беседы с детьми о правилах поведения в лесу, о полезных и ядовитых растениях, чтение литературы о природе.

   Ход проведения

Дети с рюкзаками в сопровождении взрослых пешком идут в лес, осматривая по дороге деревья, кустарники, дикорастущие растения. Придя на заранее выбранное педагогами место, дети размещают свои рюкзаки, а взрослые огораживают флажками местность для проведения эстафет и игр. Дети и взрослые делятся на две команды.

Эстафета «Собери шишки»

    Цель: закреплять умение ориентироваться на ограниченном пространстве.

Ход игры

Дети и взрослые в течение трёх минут собирают шишки на огороженном флажками пространстве. Какая команда соберёт больше шишек, та и выигрывает.

Эстафета «Охотники и звери»

    Цель: упражнять в прыжках в высоту с разбега и в мягком приземлении на две ноги.

Ход игры

Все дети — лесные звери, двое взрослых — охотники, у них в руках сеть — шнур с привязанными на концах палками. По команде охотники натягивают сеть и начинают двигаться в сторону детей.

Дети-звери должны перепрыгнуть через шнур, не задев его. Какая команда остаётся в большинстве, та и выигрывает.

Этафета «Лошадки»

    Цель: упражнять в беге парами с высоким подниманием колен в обруче.

Ход игры

Дети встают парами — один ребёнок в обруч (он лошадка), другой сзади держится за обруч (он наездник). Дети обегают конус и передают обруч следующей паре.

Какая команда быстрее закончит эстафету, та и выигрывает.

Эстафета «Цапли»

   Цель: упражнять детей в статическом равновесии, развивать координацию движений.

Ход игры

Дети стоят на одной ноге, разведя руки в стороны.  Игроки какой команды дольше всех простоят, та команда и выигрывает.

Эстафета «Передай мяч»

  Цель: упражнять детей в передаче мяча из разных положений.

Ход игры

Команды передают друг другу мяч, стоя в шеренгах и колоннах из разных положений. Какая команда быстрее передаст мяч и ни разу не уронит, та и команда выигрывает.

Эстафета «Зайцы»

   Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд с зажатым между колен мячом.

   Ход игры

Дети зажимают мяч между колен и прыгают до конуса, возвращаются к своей команде и передают мяч следующему. Какая команда быстрее закончит эстафету, та и выигрывает.

Эстафета «Гонка обручей»

Цель: упражнять детей в пролезании в обруч разными способами.

   Ход игры

Дети по очереди надевают обруч на себя сверху вниз и передают следующему. Какая команда быстрее справится с заданием, та и победит.

Эстафета «Бег в штанах»

Цель: упражнять детей в беге парами с препятствиями.

      Ход игры

Дети встают парами, пара надевает на одну ногу одну штанину. Затем дети бегут до конуса и обратно и передают штаны следующей паре. Побеждает команда, быстрее всех справившаяся с заданием.

Эстафета «Перетягивание  каната»

    Цель: развивать силу рук; воспитывать чувство коллективизма.

Ход игры

Каждая команда старается перетянуть другую команду на свою сторону. Побеждает та команда, которой удалось перетянуть.

Эстафета «Сложи костёр»

    Цель: упражнять детей в складывании чурочек «колодцем», развивать мелкую моторику кистей рук.

Ход игры

Каждая команда старается как можно быстрее сложить из чурочек и бумаги костёр. Взрослые разжигают его. Побеждает команда, которая быстрее и качественнее выполнила задание.

Эстафета «Поставь палатку»

    Цель: научить детей ставить палатку. Развивать умение действовать слаженно, договариваться о том, кто какое действие будет выполнять.

    Ход игры

     Каждая команда на время по секундомеру ставит палатку, скрепляя все липучки и завязывая все верёвки. Побеждает команда, которая быстрее соберёт палатку.

После проведения эстафет и конкурсов жюри подводит итог и объявляет результаты, награждает победителей.

    Затем дети и взрослые организуют привал.

Детям даётся немного свободного времени на самостоятельные игры.

Убрав за собой поляну, дети и взрослые укладывают вещи и возвращаются в детский сад.

Заключение

     Мы хотим сформировать понимание того, что туризм — это нечто большее, чем отдых, это школа жизни, школа мужества. Каждая прогулка-поход  требует

 новых знаний и умений. Детский туризм зарекомендовал себя как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени:

  • приобщить родителей к совместной с ребёнком двигательной активности;
  • увеличить резервы здоровья, повысить защитные свойства организма, устойчивость к различным заболеваниям;
  • восстановить силы, работоспособность;
  • расширить функциональные возможности организма ребёнка;
  • обогатить двигательный опыт;
  • пополнить объём знаний в области физической культуры, туризма, краеведения;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, взаимопонимания;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни, в физических упражнениях.

Литература /

  1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья»: пособие для педагогов и медицинских работников ДОУ : Учитель, 2006. (Представлена программа «Остров здоровья» и методическое обеспечение к ней по лечебнооздоровительной, профилактической и физкультурной работе МДОУ)
  2. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. — М. :Аркти, 2004. (Цели и основные виды туристских прогулок.  Рекомендации по их планированию и проведению в разные сезоны. Основы общефизической и специальной подготовки «Мы — туристы». Методические материалы для работы с детьми и родителями: различные игры,  аттракционы  и конкурсы туристической тематики.)
  3. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ : планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова.: Учитель, 2008. (Имеется раздел, посвящённый организации туристических эколого-оздоровительных походов со старшими дошкольниками, характеризующий их цели, задачи, формы и методы работы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логоритмика – это движение, движение – это здорово!»

Консультация для воспитателей ДДУ о возможности использования логоритмических упражнений на занятиях с детьми....

Движение ради здоровья , прогулки на лыжах в зимнее время , их польза для развития ребёнка

Как сделать так, чтобы дети получали удовольствие от обучения азов лыжной техники?...

"Эффективное взаимодействие ради здоровья детей: опыт работы государственно-общественного управления в дошкольном учреждении"

Практика представляет опыт работы дошкольного учреждения по взаимодействию с родительской общественностью, социальными институтами в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Модель упр...

Презентация опыта работы "Эффективное взаимодействие ради здоровья детей"

Презентация опыта работы государственно-общественного управления в дошкольном учреждении "Эффективное взаимодействие ради здоровья детей"...

Проект "В поиске ради здоровья"

Пояснительная записка.Проект : «В поиске ради здоровья».  Использование фитбол -   упражнений   на логопедических занятиях   для повышения эффективности и увеличения...

Проект В поиске ради здоровья.

Пояснительная записка.Проект : «В поиске ради здоровья».  Использование фитбол -   упражнений   на логопедических занятиях   для повышения эффективности и увеличения...