Двигательная активность на прогулке
консультация

Ефремова Наталья Михайловна

Каждый ребенок с нетерпением ждет зиму. С ней связаны веселые развлечения: катание на санках, лы­жах, игра в снежки, возведение снеж­ных построек. Но чтобы прогулка зи­мой была полноценной, необходимо еще осенью обдумывать, как обору­довать участок снежными построй­ками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost_na_progulke_progulka_v_radost.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Прогулка в радость»

    Каждый ребенок с нетерпением ждет зиму. С ней связаны веселые развлечения: катание на санках, лыжах, игра в снежки, возведение снежных построек. Но чтобы прогулка зимой была полноценной, необходимо еще осенью обдумывать, как оборудовать участок снежными постройками.

    При планировании надо учитывать все: где будут играть дети в ролевые игры, упражняться в основных видах движений, где удобнее сделать ледяную комнату, снежную горку, а где отвести место для рисования деревянными карандашами на снегу и т.д. Вместе с детьми нужно решить, кто за какую постройку и работу будет отвечать (накапливать снег, утрамбовывать его, приглаживать лопатками, исправлять в случае поломки).

   Для работы со снегом детям всех возрастов потребуются варежки из непромокаемой ткани типа болонья, а также деревянные лопатки. Для младших дошкольников размер лотка лопаты 20 - 20 см, длина черенка 55-60 см. Для старших дошкольников размер лотка 25 - 25 см, длина черенка 65_70 см.  Необходимо иметь и ящики на полозьях для перевозки снега, трамбовки для его уплотнения, ведерки, совки, формочки для приготовления снежных пирожков и тортов, печатки для получения фигурных оттисков на снегу.

Детям старшего дошкольного возраста нужны будут полиэтиленовые тазы разных размеров для формовки снега и приготовления «снежного теста», ведра емкостью 2,5 л, лейки емкостью 2 л, ящики и рамки для изготовления снежных кирпичей, формочки разного вида и размера для украшения построек деталями из сырого снега и изготовление цветных ледяных фонариков, цветов. Хорошо иметь короба крупных размеров, планки, доски, рейки для перекрытий и каркасов при лепке снежных фигур, дощечки, пластмассовые лопатки и совки разных размеров для вырезания мелких деталей в снежных фигурах.

   «Снежное тесто» готовят в тазу следующим образом: насыпают в него снег (без комков), заливают водой и перемешивают. На руки обязательно сначала надевают шерстяные перчатки, сверху резиновые и начинают лепить, как из глины.

Фигурки раскрашивают разведенной гуашью, анилином, разноцветными лентами и тканевым лоскутом. Смоченный в воде цветной лоскут, вырезанный по форме отделки персонажа или постройки из снега, хорошо приклеивается, вмерзает в скульптуру и украшает снежные постройки на зимней площадке. Аппликация из ткани на снегу проста в исполнении, красочна и надежна.

Снежное поле, зимняя площадка красиво   смотрятся,   подсвеченные прожекторами или светильниками с цветными фильтрами, украшенные фонариками и гирляндами флажков. Чтобы сделать игрушки из цветного льда, в ведрах разводят подкрашенную воду и разливают в разные формочки (предварительно опустив в них нитки петелькой наружу). Формы выносят на мороз, затем дают немного оттаять на плите, после чего ледяные игрушки с петельками для подвеса свободно вынимаются.

Оборудование и постройки на участке можно приспособить к зимним условиям. Так, небольшую беседку, облепив снегом и залив водой, превратить в ледяной домик или горку для скатывания, карусель - в поезд, заборчик-ограждение - в вал, от которого начинается неглубокий лабиринт, и т.д.

Разновидности горок:

Морская звезда

Горки для катания привлекают так много желающих, что порой образуются очереди. Поэтому при строительстве горок хорошо предусмотреть возможность массового катания. Можно рекомендовать санную горку в форме морской звезды, имеющей пять лучей — пять раскатов. Раскаты могут быть короткие и более длинные, крутые и более отлогие. К каждому из них ведут свои ступеньки. Делать горку можно целиком из снега или на деревянном каркасе.

Тоннель 

Спускаться с горки на санях еще интереснее, если на спуске построить тоннель. Его делают на каркасе из досок и брусков, каркас обкладывают снегом. Длина тоннеля составляет не более 3—5 м. Высота не должна быть ниже 1 —1,5 м, чтобы спускающийся на санках не пригибался, въезжая в него. Если разгон сильный и протяженность проката больше 50 м, на пути спуска можно устроить не один, а несколько тоннелей.                                            

Мамонтовая горка 

Кататься с горки еще интереснее, если она оформлена в виде какого-нибудь животного или сказочного чудовища. Начинается катание на санях с огромной «головы мамонта». Такую горку можно сделать комбинированной. Она будет иметь деревянную основу, на которую насыпают снежный холм. Деревянная основа позволяет сделать каркас более устойчивым. А придать ему форму доисторического животного несложно. Поднимаются на такую горку по высеченным в «туловище мамонта» ступенькам. Чтобы подъем был более легким, устанавливают поручень, за который можно держаться левой рукой. С правой стороны параллельно лестнице делается колея, чтобы санки было удобно везти за собой.

Земляные горки 

Для катания на санках хорошо использовать земляные горки. Как только они покрываются снегом, их можно полить водой со стороны ската, и тогда у детей будет возможность кататься с этих горок в первые же морозные дни. На участке должны быть небольшие пригорки, с которых малыши катают своих кукол и скатываются сами. Не следует отказываться и от естественных горок, которых много в лесу, парках. Нужно только определить место для подъема с санками на такую горку.

Снежные горки 

Снежные горки легко можно сделать силами персонала и родителей. Это делают следующим образом: снег сгребают в комья, складывают в кучу, утрамбовывают (ногами и лопатой) и придают форму горки. Высота ее для малышей — 1 м, для детей среднего и старшего возраста — 1,5—2 м. Наверху выравнивают площадку, переходящую в скат. По краям площадки   и   ската   устраивают снежные валы (барьеры). Сзади или сбоку горки сооружают лесенку с нешироким лотком. Для малышей лесенка должна быть слева от лотка, чтобы ребенку было удобнее правой рукой ввозить на горку санки. Снежную горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, образует ледяную корку. На второй день горку более интенсивно поливают водой (начиная сверху). Ступеньки лесенки и верхнюю площадку немного засыпают снегом, а в дальнейшем песком, чтобы не образовалась скользящая   поверхность   (ступеньки можно сделать из досок). Целесообразно строить горку во время оттепели. Тогда легко складывать снег комьями и придавать ему нужную форму. Скат горки должен быть пологим (наклон 20— 30 градусов), лоток для ввоза санок— более крутым. Чем выше и длиннее горка, тем увлекательнее катание с нее. Дорожку ската поливают водой, когда подморозит, лучше горячей. В конце проката насыпают песок или сугроб снега, чтобы санки вовремя остановились. За состоянием горки нужно систематически следить: очищать ступеньки от снега, посыпать их песком.                                                        Радость у детей вызывают выполненные из снега крепости, всевозможные постройки, напоминающие палубу или капитанский мостик корабля, автотранспорт с деревянными сиденьями и поручнями и др.

Первая младшая группа

     Педагоги знакомят малышей со свойствами снега (холодный, белый, тает), учат навыкам обращения с лопатками, приучают помогать взрослым в уборке снега, в сооружении не сложных построек, воспитывают самостоятельность, формируют элементы коллективных действий.

На участке постройки coоружают воспитатели, а малыши помогают им. Воспитатель объясняет процесс работы, показывает то, что делает.

К работе педагог приобщает 5-6 детей. Можно предложить малышам взять ведерки, лопатки и показать им, откуда можно принести снег. При этом воспитатель помогает советом, действиями. После этого постройка обыгрывается.

Особенно впечатляющим игровым моментом является для малышей украшение клумбы, вазы из снега с ледяными цветами.

Педагоги лепят в присутствии детей несложные снежные фигуры: зайчика, мишку, котика и др. После этого водят с детьми вокруг них хороводы.

Вторая младшая группа

Педагог развивает у детей желание трудиться, формирует самостоятельность, стремление достигнуть результата, воспитывает дружеские взаимоотношения, приучает по собственной инициативе приходить на помощь взрослым, сверстникам.

В этом возрасте внимание ребят становится более устойчивыми, движения более координированными.

Малышей продолжают знакомить со свойствами снега и льда (из сырого можно лепить, сухой - рассыпается).

Воспитатель учит детей действовать лопатой, сгребать снег в указанное место, утрамбовывать его, украшаться флажками и еловыми веточками от новогодней елки, которую вынесли на участок, строить домики для игрушек, делая в снежном сугробе углубления совком.

Можно научить детей сооружать горки для кукол. Малышей учат мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Для этого используют ведерки, пластмассовые формочки. Детям показывают, как надо накладывать снег совками в форму, утрамбовывать его и т.д. Их продолжают учить прокладывать лопатой дорожку в свежевыпавшем снегу, если он сухой и неглубокий. Малыши возят игрушечные санки с куклами, делают на снегу узоры печатками. Детям показывают прием изготовления простейших снежных фигур из двух маленьких комьев.

Средняя группа

Педагоги продолжают совершенствовать умения и навыки детей в работе со снегом. Воспитывают желание трудиться, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, формируют начала ответственного отношения к делу, приучают самостоятельно поддерживать порядок на участке. У детей этого возраста могут возникнуть собственные замыслы, желание воплотить их в своей деятельности. Важно вовремя поддержать подобный интерес ребят, помочь им советом, а при необходимости принять активное участие. Ребята начинают чаще объединяться в коллективном труде. Воспитатели помогают им договориться и распределить обязанности. Детей учат лепить более крупные и объемные снежные фигуры. Можно посоветовать слепить снегурочку, петрушку, медведя. Воспитатель может украсить детские постройки вырезанными из ткани и бумаги силуэтными изображениями ягод, цветов, грибов, фруктов и т.д.

Старший дошкольный возраст

Воспитатели совершенствуют трудовые навыки работы детей со снегом, формируют желание трудиться на общую пользу, развивают дружеские взаимоотношения, инициативу, ответственность, умение вести себя в коллективе, учат наиболее экономным приемам работы, стремлению рационализировать свой труд, осуществлять самоконтроль, анализировать свою деятельность.

Коллективный труд - основная форма организации работы со снегом старших дошкольников. Детей учат совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. Особое внимание уделяется качеству построек, передаче образа, их эстетическому оформлению. Старших дошкольников учат сооружать снежные постройки, используя чертежи, иллюстрации, фотографии, схемы. Ребятам надо предложить тазы, ведра и объяснить, как можно быстро смастерить, например, грибки.

Для самостоятельной художественной деятельности детей на зимнем участке можно выделить места для создания различных снежных картин. Удобны для этой цели небольшие снежные насыпи. Дети принимают участие в сооружении снежных фигур, которые выполняются приемом вырезывания. Нужно только, чтобы снег в сугробах хорошо слежался.

Некоторые снежные фигуры могут не иметь целевого назначения и использоваться для оформления участка.

Важно научить ребят для прочности построек делать перекрытия из кусков фанеры, досок, а затем засыпать их снегом. Это удобно использовать при строительстве снежного дома, ворот, корабля с палубой. Из снежных кирпичей дети строят крепости, дворцы, терема и другие постройки. Делают они их сами: либо формуют, либо вырезают лопатами из слежавшегося снега.

Организуя игры на участке зимой, необходимо держать в поле зрения каждого ребенка, знать его желания, не подавлять детскую инициативу, и тогда прогулка станет содержательной и интересной.

                

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г.НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Двигательная активность

на прогулке в зимний период

«Прогулка в радость»

г.Надым 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Двигательная активность на прогулке. Подвижная игра, как способ развития творческого мышления и воображения дошкольников»

ВведениеВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные ...

«Организация двигательной активности на прогулке посредством подвижных игр народов Севера»

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно скл...

Двигательная активность на прогулке зимой.

Увлекательные  игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры – катание на санях, лыжа...

Конспект организации двигательной активности на прогулке

Конспект организации двигательной активности на прогулке в младшей группе...

Оздоровление детей путем оптимизации двигательной активности на прогулке «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС» (младшая группа)

Конспект прогулки в природе для младшей группы с использованием элементов здоровьесберегающих технологий "Прогулка в осенний лес"...