Дополнительная общеразвивающая программа «Быстрый мяч»
методическая разработка (подготовительная группа)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Быстрый мяч» Программа физического воспитания для дошкольников  подготовительной группы  на основе  футбола  обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им в дальнейшем основной  общеобразовательной Программы начального общего образования по предмету «Физическая культура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Быстрый мяч»

              Исполнитель:

                                            Ткаченко Светлана Ивановна,

                                                                          Воспитатель МБДОУ № 39, г. Ленинск-Кузнецкий

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..…...4
  1. Учебно – тематический план……………………………………………....8
  2. Содержание программы……………………………………………….…...9
  3. Список литературы………………………………………………………...12

Приложения: Приложение1.Мониторинг…………………………........................................13

Приложение 2. ННОД «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в мини футбол»…….............................................................................................17

Приложение 3. Подвижные игры с элементами футбола……………...........22

Приложение 4. Викторина«Ура! Футбол»…......................................................25

Приложение 5. Спортивное развлечение ……………………….....................26

Приложение 6. Фотоальбом………………….....................................................29

Пояснительная записка

 «Спорт становится средством воспитания тогда,

когда он – любимое занятие каждого»

В.А. Сухомлинский

В общей  системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент  для воспитания  физических качеств.  

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению  состояния здоровья детей.

Известно, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов - биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

Нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависит от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность - наиболее важные биологические особенности детского организма. При их недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

В связи с введением ФГОС в дошкольное образование назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников. Стандарт направлен на  охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 

Ключевой формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Футбол – всеми любимая и доступная для любого возраста игра, для организации и проведения которой, необходим минимальный набор спортивного инвентаря и оборудования. В то же время футбол – мощное средство продвижения и популяризации физической культуры и спорта. Научные исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности.

Программа физического воспитания для дошкольников  подготовительной группы  на основе  футбола (далее – Программа) обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им в дальнейшем основной  общеобразовательной Программы начального общего образования по предмету «Физическая культура».

Цель Программы: обучение детей старшего дошкольного возраста игре в футбол.

Реализации этой цели будет способствовать решение следующих задач:

  • Познакомить дошкольника с игрой в футбол, историей ее возникновения;
  • развивать  умение координировано выполнять различные действия с мячом: ведение, удар, передача мяча, обводка;
  • формировать  навыки  и стереотипы  здорового образа жизни;
  • воспитывать решительность, уверенность в своих силах, дружеские взаимоотношения между детьми.

При построении программы учитывались следующие принципы:

  • принцип воспитывающего характера обучения;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип научности;
  • принцип систематичности;
  • принцип последовательности;
  • принцип связи обучения с жизнью;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип сознательности;
  • принцип активности;
  • принцип индивидуального подхода.

При выполнении упражнений с мячами используются следующие методы:

  1.  Повторный метод - заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки.
  2.  Интервальный метод - предполагает многократное повторение упражнения при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями.
  3.  Вариативный метод - предполагает выполнение одного и того же упражнения с мячами разного веса и в разных условиях.
  1.  Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков.
  2.  Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели.
  3.  Соревновательный метод - это специально организованные состязания с использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы.
  4.  Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии упражнений (например, с набивными мячами) на специально подготовленных местах («станциях»).

Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:

Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:

1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом.

2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами спортивных  и подвижных игр с мячом.

3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных игр и эстафет.

Перечень оборудования и инвентаря:

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочие программы

Дидактические карточки

Д

Ворота

Д

Стойки для обводки

Д

Обруч гимнастический

К

Гимнастическая стенка

Д

Гимнастические скамейки

Д

Скакалки

К

Мячи набивные различной массы

К

Мячи футбольные

К

Отбивные сетки

Д

Сетки для мячей

Д

Тренировочные манишки

К

Экранно-звуковые пособия

Д

Таблицы по технике игры в футбол

Д

Карточки «Подвижные игры с мячом»

Д

Мат гимнастический

Д

Условные  обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на группу);

К – полный комплект (на каждого ребенка).

 Планируемые результаты освоения программы:

- имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;

- имеет навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем и оборудованием;

- может  свободно ориентироваться на площадке;

- умеет выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать, выполнять удары по мячу;

- выполняет правильно основные приемы техники спортивной игры - футбол;

- подчиняет свои интересы интересам команды.

Структура тренировочных занятий:

1. Разминка

2.  Обучение технике игровых приемов в стандартных условиях (школа техники футбола).

3. Обучение умениям применять эти приемы в различных игровых ситуациях (школа тактики футбола).

4. Игра в футбол с заданиями и ограничениями (по времени, числу игроков, размеров площадки, наличию зон, в которых что-то можно или нельзя делать и т.д.).

5. Игра по правилам футбола.

6. Заминка.

     Программа рассчитана на 1 год обучения, предназначена для детей от 6 до 7 лет.

Занятия по обучению детей  игре в футбол проводятся общей продолжительностью – 30 минут,  в соответствии с постоянно действующим расписанием, 1 раз в неделю. 

Программа включает в себя: пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы,  литературу, приложение.

         Данная программа поможет дошкольникам сформировать ценности здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом.

        Предлагаемая программа рекомендована педагогам дошкольных учреждений.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Раздел I. Теоретическая подготовка

В процессе занятий

2.

Раздел II. Охрана труда и техника безопасности

В процессе занятий

3.

Раздел III.  Общая физическая подготовка

20

4.

Раздел IV. Специальная физическая подготовка

2

5.

Раздел V.Техническая подготовка

10

6.

Раздел VI.Тактическая подготовка

2

7.

Раздел VII. Соревновательная подготовка, контрольные нормативы

2

Всего

36

Содержание программы

Раздел I. Теоретическая подготовка  (в процессе занятий)

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Значение правильного режима для юного спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающие процедуры. Площадка для игры в футбол, ее устройство, разметка. Разбор и изучение правил игры в футбол по упрощенным правилам. Роль капитана команды, его права  и обязанности. Эмблема футбольных  клубов России.

Раздел II. Охрана труда и техника безопасности  (в процессе занятий)

Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Инструктаж по технике безопасности во время занятий футболом. Инструктаж по технике безопасности во время соревнований. Страховка и самостраховка. Основы по предупреждению травм и несчастных случаев. Защитные средства во время занятий футболом. Инвентарь и оборудование. Профилактика травматизма на занятиях футболом.

Раздел III.  Общая физическая подготовка (20)

Общеразвивающие упражнения с предметом и без предмета: разновидности  ходьбы. Бег  в различных направлениях.  Поднимание и опускание рук в стороны, и вперед, сведение и разведение рук вперед, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперед и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук, круговые движения туловища с различными положениями рук (на поясе, за головой, вверх). Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Переход из упора присев в упор лежа и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки. Разноименные движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперед, назад, в стороны. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Приседание на одной ноге (правой, левой).     Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20см, 30см. Запрыгивание на гимнастический мат высота не более 30-40см. Лазание, перелазание в различных исходных положениях – стоя на коленках, на животе, спине, по гимнастической скамейке, гимнастической стенке, в ограниченном пространстве по высоте коридоре, лабиринте.

Акробатические упражнения Стойка на лопатках. Перекаты вперед и назад в положение, лежа, прогнувшись. Упражнения на растяжку мышц.

Упражнения в упорах: из упора лежа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук.

Легкоатлетические упражнения: бег с ускорениями до 60 м. Прыжки с разбега в длину способом «согнув ноги». Прыжки с места в длину, с высоты 40см.; бросать мяч снизу, из-за головы. Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность. Толкание набивного мяча (1кг). Высокий старт, бег с высокого старта на короткие дистанции (30, 40 метров). Челночный бег 3х10 м, 4х10 м, встречные эстафеты, беговые и прыжковые упражнения.

Упражнения с набивным мячом: броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы, снизу. Броски друг другу одной рукой от правового и левого плеча. Броски одной и двумя руками через голову. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом.

Раздел IV. Специальная физическая подготовка (2)

Специальные упражнения для развития быстроты: для развития стартовой скорости. Бег боком и спиной вперед. Ускорения по сигналу, преимущественно зрительному, на 5-10, 10-15 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа, лежа. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки.

Специальные упражнения для развития ловкости: держание мяча в воздухе (жонглирование).

Подвижные игры: «Живая цель», «Салки с мячом» и др.

Раздел V.Техническая подготовка (10)

Техника передвижения

Бег: по прямой, изменяя скорость и направление, приставным, скрестным шагом (вправо и влево).

Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо.

Техника владения мячом

Удары по мячу ногой: правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу.

Остановка мяча:  катящегося мяча подошвой, внутренней стороной стопы.

Ведение мяча: серединой подъема, носком, внутренней стороной стопы:  правой,  левой  ногой  и  поочередно;  по  прямой,  меняя направления, между стоек («змейкой») и движущихся партнеров;

Обманные движения (финты): с места – движение влево, с уходом вправо и наоборот, ведение мяча внутренней стороной стопы – удар правой ногой и наоборот. Тоже только  внутренней частью подъема. Финт корпусом вправо - уход влево.

Отбор мяча: отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.

Раздел VI. Тактическая подготовка (2)

Подвижные и спортивные игры и эстафеты: «Мяч ловцу», «Два мороза», «Коршун и цыплята», «Салки», «Невод», К своим флажкам».

Индивидуальные действия с мячом: целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.

Групповые действия:   взаимодействие двух и более игроков. Простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча.

Упражнения для развития умения видеть поле: ведение мяча в произвольном направлении на ограниченной площади с одновременным наблюдением за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом.

Раздел VII. Соревновательная подготовка, контрольные нормативы (2)

Соревнования по физической, технической (контрольные нормативы)  и игровой подготовке по упрощенным правилам.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
  2.  «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
  3. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.
  4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость.  М., 1981.
  5. Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.
  6. Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004.
  7. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века / автор-составитель Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. М., 2000.
  8. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.,1989.
  9. Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в ДОУ. М., 2005.
  10. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб.,  1993.
  11. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
  12. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое здоровье и развитие детей 3-7 лет – программа «Старт», М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...

Дополнительная общеразвивающая программа «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальна всегда. В системе физического воспитания общей физической подготовке принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья. Заняти...